Знай свои права и обязанности!
методическая разработка (7 класс) по теме

Морозова Надежда Александровна

Методическая разработка занятия для подростков позволяет в интересной и занимательной форме повторить с воспитаниками знания  о правах и обязанностях. Использование произведений живописи, отрывков литературных произведений способствует расширению кругозора учащихся, воспитывает интерес к культурному наследию России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znay_svoi_prava_i_obyazannosti.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему:

 «Знай свои права и обязанности»

Цель: закрепление знаний воспитанников прав и обязанностей.

Задачи:

  • В интересной и занимательной форме закреплять знания о правах ребенка, отраженных во всемирной декларации прав человека: право на жизнь, имя, семью, питание, лечение, образование, на отдых, право на свое мнение и обязанностях через знакомство воспитанников с произведениями живописи русских и зарубежных художников.
  • Воспитывать теплое и доброе отношение воспитанников друг к другу, к окружающим.
  • Учить вести диалог, свободно высказывать свое мнение, грамотно отвечать на поставленные вопросы, правильно строить предложения

Словарная работа: декларация прав человека, права и обязанности. Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение (группа «Непоседы» - «Я, ты, он, она – вместе целая страна…»).

Ход занятия

  1. Организационный момент. Вводное слово воспитателя.

Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья. Сегодняшнее наше занятие мне хотелось бы начать с чтения стихотворения:

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза, дети высказывают свое мнение)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

Итак, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии? (дети отвечают) Как это ни странно, но сегодняшнее занятие посвящено вам – детям, и мы поговорим с вами о правах и обязанностях.

«Есть много книг на свете

Вы видите сегодня эту:

Здесь о правах идет рассказ,

Защите детства и о вас.

Таких веселых, озорных,

О том, как жить и поживать

Добро творить, а зла не знать»

- Дети, вы узнали эту книгу? Как она называется? Декларация прав ребенка (утверждена в 1959г.).  В 1989г. Комиссия ООН по правам человека приняла Конвенцию о правах ребенка.  В 1996г. было принято решение  20 ноября отмечать как день прав ребенка. Детям посвящен и другой праздник – Международный день защиты детей.

Воспитатель: Декларация прав ребенка – это документ, который принят во многих странах мира, где заботятся о детях, где взрослые хотят, чтобы дети росли свободными и уверенными в том, что их права защищены, а сами ребята помнили о своих обязанностях перед другими людьми.

- Давайте порассуждаем: как вы понимаете, что такое права, права человека? (Это правила, по которым мы живем).

Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Права человека – это основные нормы, без которых люди не могут жить  достойно.

  1. Основная часть. Права и обязанности детей.

Воспитатель: Обратите  внимание на картину художника Альвизе Виварини «Мария с младенцем, Иоанном Крестителем и святым Иеронимом».

Что вы видите?

Дети: Человек родился.

Вопрос: На что он имеет право? (На жизнь! На имя!) Но так думали не всегда. В древнегреческом государстве Спарте, которое славилось своими непобедимыми воинами, каждого новорожденного мальчика осматривали: крепкого, здорового оставляли жить, слабого, больного бросали со скалы. Как вы думаете, правильно ли поступали жители Спарты? (ответы детей).

Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился хилым, болезненным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и, наконец, победил болезни. Он стал умным и талантливым полководцем. В военных походах А.В.Суворов переносил все тяготы наравне с простыми солдатами, по его руководством русская армия не проиграла ни одного сражения.

Вопрос: Какой документ получает человек при рождении? Свидетельство о рождении. Вот посмотрите, такой документ есть у вас у всех. (Показывает настоящий документ.)  И там записано ваше полное имя. Назовите свое полное имя.

Вопрос: Что еще записано в документе кроме вашего имени?( Ответы детей.) Где  родился, когда и  кто ваши родители.

Воспитатель: Назовите полное имя, отчество своих родителей.

( дети получают цветную карточку за ответы).

Литературная минутка: чтение отрывка из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (царица приказывает Чернавке убить царевну. Обсуждение).

Воспитатель:    Посмотрите, что вы видите на этой картине? (выставляет картину И.М. Прянишникова «Дети на рыбалке»). А вы отдыхаете? Значит, на что вы имеете право? (На отдых). О чем вы не должны забывать, имея право на отдых? Не мешать, другим отдыхать, уважительно относиться к другим людям. А если кто-то вам мешает отдыхать, он о чем забыл?  О своих обязанностях.

Правильно, ведь имея права, вы не должны забывать и о своих обязанностях.

Воспитатель: Вы появились на свет и нуждаетесь в заботе, опеке, защищенности, хороших взаимоотношениях. Расскажите, как о вас   заботятся ваши воспитатели? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети, вы имеете на все это законное право. Но разговаривая о правах, нельзя не говорить об обязанностях. Обязанности неразрывно связаны с правами.

Обратите внимание на картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (известное извержение вулкана в 79 г. н. э. и разрушение города Помпеи).

-Как можно проследить тему заботы, любви? (двое юношей несут на руках своего престарелого отца, спасая его из зоны, атакуемой вулканом. Ни один из них не поддается всеобщей панике, а каждый осознанно выполняет свой сыновний долг).  Это и восхитило А.С. Пушкина, и в 1834 году он проиллюстрировал именно этой сценой написанное по случаю стихотворение.

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.

Вопрос: Как, вы должны относиться к своим воспитателям?

Разговор о домашних обязанностях

-        У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. А у кого из вас есть свои обязанности в группе? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют в группе.)

Подвести итог.

Примерные обязанности

  • Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение,работоспособность, продлевает жизнь.
  • Можно помочь вымыть пол, протереть пыль.
  • Если насорили, соберите мусор, подметите пол.
  • Соблюдайте порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи

♦        Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.

  • Вымойте за собой посуду.
  • Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).

Правила, связанные с самообслуживанием

  • Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.
  • Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте
    пуговицу.
  • Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики,удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые,просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.
  • Умейте постирать носовой платок, носки.
  • Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришитьпуговицы.
  • Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайтеее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.
  • Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для
    уроков положите в ранец.

Вывод. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

Воспитатель: В Конвенции прописано, что никто не имеет права издеваться над детьми, похищать их, заставлять выполнять непосильную работу. Обратите внимание на картину Перова «Тройка». Что изображено на картине? (непосильный труд детей, эксплуатация детского труда). Всмотритесь в лица детей. Что вы можете сказать? (дети усталые, изможденные трудом).

- Скажите, а те моменты, когда вам дают какое-либо трудовое поручение, являются ли эксплуатацией вашего труда? (нет, в этом случае можно сказать, что мы обязаны оказывать помощь взрослым – это наша обязанность).

- Дети, посмотрите, на эту картину?  (Доктор, осматривает больного).Что вы видите? Какое право вы имеете? (на медицинское обслуживание) Как, вы понимаете это право, объясните? (Когда заболеем, идем к врачу, где выписывают лекарство для лечения)

Вопрос: Что требуется от вас, имея право на медицинское обслуживание?

(По необходимости терпеливо принимать горькие лекарства, оберегать свое здоровье,  уважать труд взрослых, воспитанно вести себя на приеме у врача).

Что нужно, чтобы сберечь свое здоровье? ( Есть здоровую полезную пищу, пить чистую воду, дышать чистым воздухом, заниматься спортом).

Воспитатель обращает внимание на картину с изображением школы, учеников.

- Дети, вы на сегодняшний день ученики, учащиеся. Какое право вы имеете? (на бесплатное образование) Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности. А какие именно? (слайд).

Задайте себе такой вопрос: «Если я буду нарушать права и обязанности, что будет?» (непонимание  учителями, воспитателем, будут конфликты, ссоры, замечания в дневнике, отсутствие уважения: нет счастья).

Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Что здесь вы видите? Семья.

Вопрос:Что такое в вашем понимании семья?

Вопрос: Да, без семьи очень трудно жить человеку, ведь в семье вас любят, заботятся о вас, помогают и защищают.

Расскажите пословицы о семье:

1.Родительское сердце – в детках.

2.При солнышке тепло – при матушке добро.

3.Не нужен и клад, если в семье лад.

4.Вся семья вместе и душа на месте.

5.Согласная семья – самая счастливая.

Вопрос: Как вы, понимаете, «согласная семья – самая счастливая».

Ответы детей. Все члены семьи живут дружно в согласии.

(Дети получают карточку8.)

Назовите качества самой дружной семьи:

Ответы: любовь, дружба, доброта, сочувствие, вежливость, взаимопонимание.

Молодцы!

Игровая часть. Литературная гостиная. (вопросы по литературным произведениям)

  1. Какое право было нарушено в сказке «Золушка»? (никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению, каждый человек имеет право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск).
  2. Вспомните сказку «Снежная королева». Какие права детей были нарушены? (каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Рабство и работорговля запрещается во всех видах).
  3. Сказка «Гадкий утенок». (Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению. Все люди равны перед законом).

 (Дети идут в центр комнаты, где стоит необычный сундучок, а внутри зеркало)

 Дети, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется:

«Кто самый важный на Земле?»

Послушайте правила этой игры. Вы должны по очереди подойти к сундучку, заглянуть в него, но другим не говорить, пока все не посмотрят, что вы там  увидели и молча встать   на свое место.

- Так, кто же самый важный человек на земле?

Вывод: Все мы вместе самые важные на нашей Земле и нужны друг другу.

Звучит музыка: «Я, ты, он, она – вместе целая страна…

(В это время дети рисуют общий позитивный рисунок)

3.Заключение

   Дети, а кто же защищает наши права? Семья, президент, воспитатели.

Воспитатель:  Страна наша большая и красивая, сильная, мирная и мы верим своему правительству во главе с президентом, где охраняются и защищаются ваши права.

Ребенок: « Как хорошо, что есть права

Закон нас строго охраняет

И в нем важны нам все права

Они великой силой обладают,

Чтоб нас никто не смог побить,

Украсть, унизить и обидеть.

Но наряду с правами мы должны всегда помнить и о своих обязанностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Потребитель, знай свои права!"

Мероприятие, посвященное закреплению знаний  учащихся о правах потребителя....

Внеклассное мероприятие "Знай свои права"

Как оформить выставку и провести мероприятие....

Презентация "Знай свои права и не забывай об ответственности"

Изучение основных прав несовершеннолетних и их ответственность....

Викторина "Знай свои права".

Занимательная игра для 5-7 классов по правам ребёнка....

КВИЗ "Знай свои права, но не забывай свои обязанности"

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.Одновременно с ними появились Главные вопросы:Что люди могут делать и чего не могут?Что они обязаны делать и чего не обязаны?На что они имеют пра...