Труд и подростки
классный час (9 класс) на тему

Сидорова Светлана Юрьевна

классный час для обучающихся 9-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Труд и подростки56 КБ
Office presentation icon Труд и подростки424 КБ

Предварительный просмотр:

Труд и подростки

(классный час для обучающихся 9-х классов)

Цель: расширить знания обучающихся о трудовом праве.

Оборудование: мультимедйная установка, электронная презентация

Документы: Конституция РФ, Трудовой Кодекс, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Ход занятия:

Слайд 1.

Изображение труда подростков в XVIII – XIX веках.

Учитель читает выдержку из письма Ваньки Жукова.

Рассказ Чехова «Ванька»

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…»

Учитель:

- Проанализируйте текст, скажите  какие  права ребенка нарушены?

- Что вы можете сказать о труде  детей и подростков в XIX веке?

- А если бы вам завтра пришлось устраиваться на работу, в каких вопросах вы хотели бы быть более «подкованными»?

Учитель выслушивает всех и открывает Слайд №2.

Слайд 2.

Вопросы на слайде:

Что такое  трудовой договор?

С какого возраста подросток может трудоустроиться?

Сколько часов может составлять рабочее время для подростка?

Какие виды работ может выполнять подросток?

Что такое профсоюзы и какую роль они выполняют?

Учитель: Говорить о трудовых отношениях можно долго, так как существует целая отрасль трудового права, которая рассматривает взаимоотношения работника и работодателя. Сегодня мы попробуем найти ответы только на эти пять вопросов.

Работу я предлагаю вам организовать так: класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточку с определенной ситуацией (в соответствии с одним из вопросов), анализирует ее и дает свой ответ. А затем мы ищем ответ в Трудовом кодексе РФ. А вот о профсоюзах расскажу вам я, так как много лет сама входила в состав профсоюзного комитета и знаю эту работу так сказать изнутри.

1-я группа.

Слайд 3

СТ. 67

При приеме на работу пятнадцатилетней Елены был составлен трудовой договор, в котором оговаривались условия труда, время работы, оплата. Однако договор был составлен в одном экземпляре, который, как объяснил специалист отдела кадров, должен находиться у работодателя. Как вы думаете, какое право Елены было нарушено?

2-я группа.

Слайд 4

СТ. 63

Четырнадцатилетний  Сергей Н. решил во время весенних каникул подработать. Однако в отделе кадров предприятия ему отказали, мотивируя тем, что ему нет 16 лет. Сергей возмутился отказом, указывая на то, что он уже взрослый, имеет паспорт. Однако специалист по кадрам отметил, что в таком случае необходимо согласие одного из родителей Сергея.  Кто прав в этой ситуации? Прокомментируйте.

3-я группа.

Слайд 5

СТ. 94

Два девятиклассника общеобразовательной школы  устроились на работу во второй половине дня в магазин консультантами. Хозяин магазина сказал, что ежедневная смена у них будет составлять 5 часов, так как им нет 16 лет, и так как работы очень много нужно будет выйти на работу еще и в субботу.  Какие права ребят нарушил хозяин магазина?

4-я группа.

Слайд 6

Ст. 63

14-летний Семен Д. и 15-летний Дмитрий С. устроились в каникулярное время фасовщиками овощей в супермаркет Во время работы к ним подошел руководитель отдела и сказал, что пришла машина с овощами и нужно срочно разгрузить мешки с картофелем, так как грузчик заболел. Ребята отказались. Руководитель сказал что они уволены. Прокомментируйте данную ситуацию с правовой точки зрения.

Группы выступают, аргументируя свои ответы, затем знакомятся с соответствующей статьей трудового кодекса на слайде.

Учитель: Итак, ребята, вы видите насколько важно быть грамотным в вопросах трудового права. 

Учитель: Интересы у работника и работодателя во многом не совпадают, и если они все же вылились в конфликт, то как его можно цивилизованно разрешить?

Ожидаемый ответ – через суд.

Учитель: Верно, многие конфликтные ситуации, действительно разрешаются в судебном порядке. Но есть у работников и еще один способ разрешения конфликтов. Это обращение в профсоюзную организацию. Ребята, кто из вас знает что-либо о профсоюзных организациях?

Вопрос учителя: Что такое профсоюз?  

Слайд 7

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».)

Учитель: Зачем нужен профсоюз в современных условиях и нужен ли он вообще

Учитель: Домашним заданием 2-х учеников было провести социологический опрос среди учителей школы  на тему: «Профсоюзы в современной  жизни». Представляются результаты опроса. Вывод: Профсоюзы играют важную роль  в жизни общества.

Учитель: Что относится к социальным интересам работников?

Слайд 8


Ответ: Отсутствие безработицы, гарантия занятости (получение места работы с учётом профессии, образования и желания работника), социальное страхование (оплата больничных листов, санаторно-курортное лечение, пособия по уходу за ребёнком и др.), обеспечение жильём.

Учитель: Что относится к экономическим интересам работников?

Слайд 9


Ответ: Уровень жизни, уровень заработной платы и пенсии работников.

Учитель: Что относится к трудовым интересам работников?

Слайд 10


Ответ: Условия труда, оплата труда, продолжительность рабочего времени, отпуска, безопасность труда.

Учитель: Каковы полномочия профсоюзов в решении этих вопросов?

Слайд 11

Полномочия: 

  1. Ведут переговоры с государством, органами местного самоуправления, с работодателями.
    2. Проверяют исполнение трудового законодательства.
    3. Проводят митинги, шествия, демонстрации, забастовки.
    4. Участвуют в работе органов законодательной власти.
    5. Заключают коллективные договоры работников с работодателями.

Задачи профсоюза:

Слайд 12

улучшение условий труда и обеспечение его безопасности.

  • повышение заработной платы

Учитель: У современных профсоюзов сохраняются следующие основные функции, позволяющие сделать вывод об их жизнестойкости и востребованности:

- организационная (к ней можно отнести осуществление социального партнерства, колдоговорного процесса, проведение акций и т. д.);

- регуляция социально-трудовых отношений (в области оплаты труда,

организации труда, обеспечения безопасных условий, обеспечение своевременности и в полном объеме выплаты заработной платы, стипендий, ограничение заключений срочных трудовых договоров, участие в аттестации кадров, т. д.);

-защитная. Ее легче всего проследить в случае конфликта работника с администрацией. Профсоюз участвует в разрешении конфликта вплоть до представления интересов работника в суде. Профсоюз может

помочь своему члену финансово (материальная помощь), путем предоставления льгот (льготный кредит, льготная путевка на отдых, в оздоровительный лагерь для ребенка);

-представительская (профсоюзам законодательно предоставлено право

выступать от имени и по поручению трудовых коллективов, целых отраслей, во взаимодействии с органами государственной и исполнительной

власти, объединениями работодателей);

-контрольная (которая особенно нелюбима работодателями) Профсоюз контролирует  вопросы охраны труда, исполнение трудовых прав работников;

-информационная. В период, когда время от времени принимаются

законы и решения, ущемляющие права и гарантии трудящихся, а информация о них или не поступает, или же она рассказывает о великих «преимуществах» этих решений, профсоюзы зачастую являются единственным источником своевременной и достоверной информации.

Обобщение: 

Учитель:  В странах, где экономическая ситуация неблагоприятна, где рынок труда нестабилен, а благосостояние граждан не растет или даже падает, роль профсоюзов остается по сей день достаточно  велика.

Свободные, независимые и сильные профсоюзы возможны только в демократических, правовых, социально ориентированных государствах.

В заключении классного часа хочу подарить вам памятки с выдержками из трудового кодекса и понятиями из трудового права.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Труд и подростки Классный руководитель 9а класса Сидорова С.Ю.

Слайд 2

«Труд – душа жизни» Конфуций (ок.551-479 до н.э.), китайский философ

Слайд 3

Труд детей и подростков в XIX веке

Слайд 4

Что такое трудовой договор? С какого возраста подросток может трудоустроиться? Сколько часов может составлять рабочее время для подростка? Какие виды работ может выполнять подросток? Что такое профсоюзы и какую роль они выполняют?

Слайд 5

Статья 67. Форма трудового договора Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Слайд 6

Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В случаях получения основного общего образования, либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Слайд 7

Статья 94. Продолжительность ежедневной работы (смены) Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов; для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часов; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Слайд 8

Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Слайд 9

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».)

Слайд 10

Социальные интересы работников Отсутствие безработицы, гарантия занятости (получение места работы с учётом профессии, образования и желания работника), социальное страхование (оплата больничных листов, санаторно-курортное лечение, пособия по уходу за ребёнком и др.), обеспечение жильём.

Слайд 11

Экономические интересы работников Достойный уровень жизни, уровень заработной платы и пенсии работников.

Слайд 12

Трудовые интересы работников Условия труда, оплата труда, продолжительность рабочего времени, отпуска, безопасность труда.

Слайд 13

Полномочия профсоюзов: Ведут переговоры с государством, органами местного самоуправления, с работодателями. Проверяют исполнение трудового законодательства. Проводят митинги, шествия, демонстрации, забастовки. Участвуют в работе органов законодательной власти. Заключают коллективные договоры работников с работодателями.

Слайд 14

Задачи профсоюза: улучшение условий труда и обеспечение его безопасности. повышение заработной платы

Слайд 15

Функции профсоюзов: организационная регуляция социально-трудовых отношений защитная представительская контрольная информационная

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 6 классе. Учебный труд подростка

«Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении шестиклассникам.»1.   Доклад классного руководителя по теме.2.   Результаты анкетирования учащихся  6 кл (выступление классн...

Родительское собрание "Учебный труд подростков. Помощь родителей в учении шестиклассников"

Родительское собрание "Учебный труд подростков. Помощь родителей в учении шестиклассников" Цель: Познакомить родителей с результатами окончания первой четверти, выявить причины снижения качества ...

Труд – одна из основных жизненных ценностей подростка

Статья на методическом объединении учителей профессионально-трудового обучения...

«Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей»

Данная работа затрагивает проблемы семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка, рассматривает виды и типы неблагополучных семей, особенности подростков, воспитывающихся в неб...

Классный час по теме "Труд и подростки"

Классный час проведен в 9 классе совместно с учителем истории и обществознания перед "Днем конституции". У девятиклассников  есть вопросы: какие  правила приема на работу подростков существу...

Консультация для подростков "Особенности труда подростков"

В наше время рыночных отношений молодые люди стремятся как можно раньше начать зарабатывать, дабы перестать быть материально зависимыми от родителей. Поэтому неудивительно, что труд подростков в разли...