"Моя малая Родина"
презентация к уроку (9 класс) по теме

Ахмаева Тамара Алексеевна

Презентация "Моя Малая Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon moya_malaya_rodinas-szhataya.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Моя малая родина: природа, культура, этнос» номинация «Традиционная культура»

Слайд 2

Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Купинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида Автор : учитель географии Кокарева О.В. учитель математики Ахмаева Т. А.

Слайд 3

Содержание: 1.Русские народные свадебные костюмы. 2. Предметы русского быта. 3. Русские народные игрушки.

Слайд 4

Мужской свадебный костюм начало хх века Рязанской губернии Сапожковского уезда Гринь Сергей –ученик 9 класса

Слайд 5

Мужской свадебный костюм начало хх века Рязанской губернии Сапожковского уезда Рубаха жениха из Сапожковского уезда имеет туникообразный крой. Тканые заготовки с красными браными узорными полосами для неё готовились заранее. На сгибе центрального полотнища вырезана горловина. Воротник-стойка застегивается на две пуговицы с воздушными петлями. Он сшит из светлого холста, надставленного вверху и слева по линии грудного разреза полоской кумача, окаймленной черным шелковым шнуром. По линии горловины нашита узкая полоска кумача и синяя тесьма-вилюшка. Рубаху подпоясывали узким шерстяным пояском с двойными кистями. С подобной рубахой и поясом носили синие в продольную полоску порты, зауженные книзу, заправлявшиеся в сапоги или онучи с лаптями.

Слайд 6

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Котельнический уезд. Евланов Иван-ученик 8 класса

Слайд 7

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Котельнический уезд. Костюм жениха из Котельнического уезда состоял из красной ситцевой рубахи «александринки», штанов из домотканого льна, длинного пояса из шерстяных нитей, сапог. Рубаха сохранила архаичный крой. Подчеркнутую нарядность рубахе придает вышивка яркими цветными хлопчатобумажными нитями, выполненная крестом. Она украшает воротник, нагрудную планку и концы рукавов. Штаны-«порты» из домотканой льняной ткани темносинего цвета сшиты из двух сложенных по долевой нитке полотнищ ткани со вставленными в них двумя клиньями. Их носили заправленными в сапоги, поэтому они шились укороченными. Рубаха подпоясывалась поясом, плетенным из шерстяных и хлопчатобумажных нитей с узором .

Слайд 8

Мужская свадебная рубаха 1920-е гг. Курская губерния, Суджанский уезд Василец Александр-ученик 8 класса

Слайд 9

Мужская свадебная рубаха 1920-е гг. Курская губерния, Суджанский уезд Свадебная рубаха жениха из Суджанского уезда выполнена из хлопчатобумажной ткани в крупную клетку. Рубаха туникообразная, т. е. не имеет плечевых швов; к боковым сторонам центрального полотнища спереди и сзади пришиты по два более коротких, скошенных по одной стороне, полотнища, слегка закругленные по низу. Любопытно, что боковые полотнища пришиваются к переднему не прямой, а скошенной стороной. Рукава сшиты из цельных, зауженных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. На левой стороне груди — разрез, закрытый планкой. Воротник-стойка застегивается на две, грудной разрез — на одну пуговицу. Узкий пояс, который повязывал жених поверх рубахи, сплетен из шерстяных разноцветных нитей.

Слайд 10

Девичий венчальный костюм Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд Бондаренко Елена-ученица 7 класса

Слайд 11

Девичий венчальный костюм Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс. Невеста дополняла наряд бусами. Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезом посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. К ним пришиты широкие пышные оборки. Верхние края полотнищ и средней части рукавов, собранные в частые сборки, образуют округлый вырез горловины. Сарафан сшит в виде высокой юбки из семи прямых полотнищ темно-синей ткани. . Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины. По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов с обеих сторон обрамляют неширокие горизонтальные полосы.

Слайд 12

Венчальная рубаха-«целошница» 1890-е гг. Вятская губерния, Яранский уезд, дер. Васькино. Гончаренко Анастасия-ученица 9 класса

Слайд 13

Венчальная рубаха-«целошница» 1890-е гг. Вятская губерния, Яранский уезд, дер. Васькино. Венчальная рубаха, как часть свадебного наряда, являлась символом невинности невесты. .Венчальная рубаха-«целошница», происходящая из деревни Васькино Яранского уезда, цельнокройная, длиной почти до ступней. Глубокий овальный вырез горловины создается за счет сильно присобранных под узкую льняную обшивку передних и задних полотнищ и средней части верха рукавов. На середине груди имеется разрез, завязывающийся на шнурок. Рукава, немного суживающиеся книзу, выполнены из одного полотнища ткани и двух клиньев, присобраны у запястьев. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Законченность рубахе придают легкие оборки из льняной и батистовой ткани, нашитые по краям подола и рукавов .

Слайд 14

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд Ефименко Александра-ученица 8 класса

Слайд 15

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд Основным русским женским народным свадебным костюмом XIX начала XX в. для всего Севера, Приуралья и Поволжья был комплекс одежды с сарафаном Основу костюма составляет длинная рубаха, являющаяся архаичным видом как женской, так и мужской одежды. Сарафан-«московец» прямого, или круглого, кроя сшит из семи прямых полотнищ с лифом. Узкие лямки, обшитые хлопчатобумажной тканью, крепятся на груди и середине спины. На талии обязательно завязывался длинный неширокий вязанный на спицах или тканый пояс с кистями. . По низу сарафана расположены неширокие поперечные полосы, расцвеченные красными нитями.

Слайд 16

Корыто, лагушка, рубель

Слайд 17

Корыто Хозяйственная утварь разнообразного назначения: для стирки белья, купания детей, кормления скота (колода), рубки капусты и т.д. Корыто выдалбливали из ствола дерева, преимущественно из липы или осины. Они были разных размеров: от самых больших – 2м. в длину и при ширине 40-50 см., и до малых – длина 30-40 см., ширина – 15-20см. Рубель – длинный, слегка выгнутый брус длиной около 50см с короткой ручкой. Применялся для прокатывания (проглаживания) тканей после стирки. Его верхняя часть была гладкой, а нижняя – ребристой. Влажная ткань наматывалась на каталку – длинную круглую в сечении палку, сверху накладывался рубель и двигался взад вперёд по каталке. Верхнюю часть рубеля зачастую украшали резьбой. Лагушка - бутылка, сосуд для питья .

Слайд 18

Кринка, плетень, русская печь

Слайд 19

Русская печь Появилась русская печь в России на рубеже XVII – XVIII веков. Являясь очень важным элементом быта, русская печь по праву заняла свое заслу женное место в истории. Очень часто русская печь с лежанкой фигурирует в народных сказках, былинах. Ее «одушевляют», наделяя различными человеческими качествами. Крынка (кринка, крин) – Глиняная утварь для подачи на стол молока и молочных продуктов. Кринки изготавливали из гончарных глин, покрывали изнутри и снаружи глазурью. Довольно широко были распространены крынки с блестящей чёрной поверхностью (чёрнолощёные). Красивый чёрный цвет они приобретали после спец. обжига в горнах, а блестящая поверхность получалась после лощения их камнем. Крынка была известна уже в X – XIII вв. Плетень Изгородь, сплетенная из прутьев и ветвей.

Слайд 20

Береста

Слайд 21

Береста с незапамятных времен применялась в быту русского народа. Одним из самых ценных качеств этого материала является его влагостойкость. Бересту предохранить дерево от гниения. Из нее плели лапти, ее подкладывали под первые венцы сруба избы, изготовляли посуду: короба, лукошки, туеса, солонки. Береста легко поддавалась обработке, не требовала сложных инструментов и приспособлений. Способы плетения берестяных изделий были несложными. Основным инструментом являлся используемый для плетения лаптей кочедык- плоское шило с крючкообразным изгибом. Для плетения использовались лычки, т. е. берестяные ленты. В ходе работы такие ленты образовывали несложный узор . – в клеточку, в косичку, в веревочку, в треугольники. Мастера использовали различные оттенки естественного цвета бересты. Изделия, сплетенные хорошим мастером, ценились и береглись, эти вещи были подлинными произведениями искусства.

Слайд 22

Радиоприёмники, сундук

Слайд 23

Радиоприёмники 1960-е годы ознаменовались универсализацией как схемно-конструктивных, так и дизайнерских решений радиоприемников. Порукой тому стало внедрение в производство экономичных технологий печатного монтажа и удешевление электронных компонентов при массовом производстве. Из облика приемников начал исчезать "аромат эпохи", столь характерный для добротных приемников ручной сборки прежних лет. Даже появление УКВ диапазона не позволило забыть "бархатный" звук старых "монстров". Самой массовой стала схема приемника II класса, разработанная в конце 50-х годов и растиражированная во многих моделях обезличенного дизайна. Сундук Одним из самых известных предметов русской старины, является деревянный сундук. Сундук в старину заменял много мебельных предметов, как правило в нем хранили очень ценную одежду, украшения, деньги, а также все что имело высокую ценность. Все представленные деревянные сундуки изготовлены в лучших русских традициях, и напоминают собой высококачественные изделия русской старины. Все модели выполнены из натурального дерева, металла и расписаны вручную.

Слайд 24

. Самопрялка, гребень,веретеностаринная прялка.

Слайд 25

Самопрялка станок для прядения ниток. Состояла из колеса, плоской подножки, шпульки с катушкой, деревянного шатуна, кожанного приводного ремня. Работа начиналась с того, что пряха вручную скручивала немного льняного волокна в нить, проводила его через крючья шпульки и закрепляла на катушке. Затем она нажимая ногой на подножку, приводила в движение колесо, которое в свою очередь, заставляло вращаться шпульку. Одновременно женщина вытягивала рукой волокно, которое благодаря вращению шпульки выпрядалось в нить и накручивалось на катушку. Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Гребень Прямоугольная деревянная лопасть с длинными зубьями и ножкой, которая вставлялась в горизонтальное отверстие в скамье. Применялся для чесания трёпаного льна ,конопли, вымытой шерсти. Старинные прялки конструкция, состоявшая из лопасти на ножке и горизон- тально положенного донца.

Слайд 26

Утюги, маслобойка

Слайд 27

Утюги Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов Маслобойка деревянная, 4 деревянные вращающиеся лопасти, применяется для взбивания масла

Слайд 28

Вышивка и ткачество

Слайд 29

Вышивка Одним из наиболее интересных видов женского ремесла была вышивка. Ею украшались полотенца, скатерти, занавески, использовалась вышивка и для отделки народного костюма, при создании которого особенно ярко проявлялись вкус и фантазия мастериц. Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в . Золотыми и серебряными нитями крестом и гладью,в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Ткачество Первый простейший ткацкий станок появился еще в 5-6 тысячелетии до н.э На Руси же первые ткани делались изо льна, конопли, стеблей дикого хмеля и крапивы. Вплоть до 17 века ткани на Руси были домоткаными, это значит, что их ткали дома в первую очередь для собственных нужд, а уж если что-то оставалось, то и на продажу. Позже в этой технике изготавливаются, в основном, дорожки, половики. Основой для них служат хлопчатобумажные нити, цветные тряпичные полоски. Главное мастерство состоит в умении красиво подобрать разнообразные по цвету лоскутные полоски и правильно выстроить композицию всего изделия.

Слайд 30

Матрёшки, Богородские игрушки Работы учеников 8 кпасса: Сниткина Сергея, Минаева Михаила.

Слайд 31

Богородские игрушки Кузнецы- мастера стучат молоточками. Приведя в движение палочки, на которых сидят кузнецы вы услышите стук молоточков. ... Матрёшка Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье - появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо - и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Но откуда взялось это имя - матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна, а третьи считают, что название "матрешка" связано с именем индуистской богини.

Слайд 32

Дымковские игрушки Работы ученицы 9 класса Деревянченко Кристины Свадебные костюмы

Слайд 33

Русские народные костюмы

Слайд 37

Дымковские игрушки Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей известностью пользуются дымковские. Родина их — слобода Дымково под Вяткой. Происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от древнего праздник Свистопляски, к которому и приурочивали их изготовление и продажу. Среди глиняных фигурок частым объектом изображения были модницы того времени — дамы в корсетах и кавалеры на лошадях ... Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Стихи о Родине,о России. Малая Родина-Федоскино!

Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле....

Республиканский научно-краеведческий конкурс учащихся «Моя родина-Минии нютаг», посвященный 90-летию краеведа и публициста, государственного и общественного деятеля Д.Д.Дагбаева Номинация №3 «Исследования о малой родине» «Обоо Баян-Мандал: вчера, сегод

Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его к...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...