"Общение и уважение"
методическая разработка (6 класс) по теме

Черных Татьяна Владимировна

Формирование навыков эффективного повседневного общения, это очень важно для ребят из детского дома. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: ОБЩЕНИЕ И УВАЖЕНИЕ

Цель: Формирование навыков эффективного повседневного общения

Задачи: 

Воспитательная -  Содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании

Развивающая - Способствовать развитию таких позитивных качеств личности как терпимость, доброжелательность, умение сотрудничать

Познавательная -  Создать условия для отработки навыков уважения  к товарищам.

Необходимые средства: листки бумаги и ручки по количеству участников.

План занятия:

Этапы занятия

Методы

1

Приветствие

Упражнение «Приветствие»

2

Разминка

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

3

Работа по теме занятия

Упражнение «Расшифруем   слово»

«Шаг навстречу»

Информационный  блок

Упражнение «Подойди ближе»

Информационный блок

Упражнение «Слепой и поводырь»

4

Рефлексия

Обсуждение. Обмен чувствами

ЭПИГРАФ

«Нет большей роскоши,

чем роскошь человеческого общения»

А.де Сент-Экзюпери

Здравствуйте. Я рада вас видеть! С праздником! …Каким?...

  • 1 марта - первый день весны,
  • Масленица на Новом Урале
  • У кого-то день рождения
  • У кого-то знаменательный день…

Все события предполагают что-то общее… Да, да - общение …

Сегодня мы и поговорим об общении и уважении. А какие действия становятся началом общения?

  Приветствие

     Все участники встают в два круга (один в один) лицом друг к другу.

Им предлагается задание: поприветствуйте друг друга глазами, головой, руками, словами.

 

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Инструкция. Один из участников протягивает руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.

  Работа по теме занятия

Упражнение «Расшифруй слово»

Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной.

Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:

О - объединение, открытость;

Б - близость, безопасность;

Щ - щедрость;

Е - единение;

Н - необходимость;

И - искренность, истина ...

Е - единомыслие

       Дети делятся на 2 команды. По окончании воспитанники объясняют свой выбор.

       В качестве варианта работы с понятием   можно выполнить следующее задание: к слову «общение» нужно подобрать (написать) как можно больше однокоренных слов (общение, общий, общительный, сообщник, сообща…) и объяснить, что их объединяет.

       Общение - это широкое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону. Разговаривает с другом - все это общение. Существует выражение «общение с природой»

       При всех различиях в понимании слова «общение» оно означает взаимодействие между людьми, обмен информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

Задание для двух  команд:

Собрать определение из разбросанных слов:  чувствами, обмен, людьми, взаимодействие, информацией, мыслями, между,  суждениями, оценками.

Для углубления понимания сути понятия организую работу с текстом:

      «Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе... Общение — это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше, и старику.»

(Крашенинникова Е.А. Шаг навстречу.)    

      Вопросы и задания:

 1. Как автор фрагмента оценивает значение общения в жизни человека? Согласны ли вы с подобной оценкой? Если да, то в чем? Что можете возразить автору?                                                     

2. Какие пути выхода из одиночества предлагает автор? 

3. Согласны ли вы с мнением, что общение — лекарство от одиночества? Против чего такое лекарство бессильно? Когда оно неэффективно? 

4. Предложите не менее трех аргументов в споре на тему «Кому общение нужнее: юноше или старику?».

Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для любого возраста. У всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.

Информационный блок

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызываю симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.

Примером этому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент Америки. Свое общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе теплым и человечным отношением.

Сообщение воспитанника: В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень мстительным, решительным и влиятельным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы выказать негативное отношение к будущему президенту Америки. Однако, несмотря на это, Линкольн победил  и неожиданно для всех пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал и как он сумел найти общий язык с Совордом.

Линкольн был не только умен, но и чрезвычайно дальновиден. Он сумел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.

Соворд был поражен отношением Линкольна к себе, служил в его администрации   верой и правдой на пользу президенту и государству. Именно Совор, стал человеком, с которым Линкольн провел последние минуты своей жизни, когда бы смертельно ранен.

Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.

Многим людям неуютно среди людей именно из-за неумения общаться. Что же помогает и что мешает общению?

Из предложенного списка (16) человеческих качеств знаком «+» необходимо отметить те, которые помогают общению и знаком «-» те качества, которые мешают:

Доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, доверчивость, честность.

Упражнение «Подойди ближе»

Инструкция. Выбирается ведущий. Он встает спиной к товарищам. К нему по очереди подходит каждый член группы. Можно варьировать движение: подходить медленно, быстро и т.д. Когда ведущий почувствует, что ему становите некомфортно, он говорит «Стоп», и подходящий останавливается.

Анализ упражнения:

  • Как ты себя чувствовал, когда стоял спиной к участникам группы?
  • Насколько близко ты позволил партнеру подойти к тебе? Почему?
  • Каким образом еще можно дать понять другому человеку, что он подошел к «твоим границам»?
  • Проявляли ли участники уважение к товарищу, стоящему спиной к группе?

«Уважение к людям есть уважение к самому себе»

Голсуорти

Информационный  блок

Уважение - это такое отношение к людям, при котором мы ценим человека,  несмотря на его недостатки. Даже если человек не согласен с нашим мнением,  не повод для того, чтобы его не уважать.

Уважение влечет за собой доброе отношение к человеку. Воспитать в себе

уважительное отношение к людям можно лишь в том случае, если мы научимся видеть в любом человеке, прежде всего, его положительные качества. Когда мы не уважаем человека, нас раздражают его манеры, одежда, поведение. Однако есть способы, которые позволяют человеку развивать в себе уважение к другому.

ПЕРВОЕ - это терпимость. Терпимость к немощной старости, терпимость к материнскому беспокойству, к отцовской требовательности, к детской беспомощности, к человеческой боли и страданиям.

ВТОРОЕ - это настройка на одну волну с человеком, который в ваших глазах не достоин уважения, и попытка посмотреть на окружающий мир его глазами.

ТРЕТЬЕ - размышление о том, как к нам относится человек, уважение к которому нам так тяжело проявить.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Инструкция. Упражнение проводится в парах. Один из участников - «слепой» (ему завязывают глаза), второй - его «поводырь», старающийся аккуратно и бережно провести напарника через различные препятствия, созданные заранее (столы, стулья и т.д.). Если есть желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги, замерев в любом месте комнаты. Задача проводника - провести «слепого так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники могут поменяться ролями.

Комментарий. В игре «поводырь» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, ЧТО нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы, например, перешагнуть через препятствие. Таким образом тренируется умение владеть вербальными и невербальными средствами общения. Можно ухудшить ориентацию «слепого» в пространстве, раскрутив на месте после того, как ему завязали глаза.

Анализ упражнения:

  • Как вы себя чувствовали, когда были «слепыми»?
  • Вел ли вас «поводырь» бережно и уверенно?
  • Знали ли вы все время, где находитесь?
  • Как ощущали себя в роли «поводыря»?
  • Что делали, чтобы вызвать и укрепить доверие «слепого»?
  • В какой роли чувствовали себя комфортнее? Хотелось ли во время игры изменить ситуацию?

Ответы можно начинать следующими предложениями:

  • Мне было легко, потому что…         
  • Мне было трудно, потому что…                 

 

Рефлексия

  Сегодня я понял, что ...

Обмен впечатлениями проводится по кругу с передачей друг другу горящей свечи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Правила движения - достойны уважения"

Разработана программа по профилактике ДТТ...

"День пожилого человека - день добра и уважения"

Данный материал представляет собой разработку внеклассного мероприятия, посвященного Дню пожилого человека....

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА В МОУ «ЯЛГИНСКАЯ СОШ»

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, у...

Олимпийские игры как основа дружеских взаимоотношений и взаимного уважения между людьми разных стран и национальностей.

Цели:Развивать интерес  учащихся к олимпийскому и параолимпийскому движению в мире и в России, познакомить учащихся с известными спортсменами; прививать учащимся уважение к культурам других...

«УВАЖЕНИЕ К ЯЗЫКУ – УВАЖЕНИЕ К НАРОДУ»

Каждый язык-это целый мир. Язык-это живая душа народа, его радость, память, сокровище. Язык народа - одно из главных его богатств. Каждое поколение передает следующему свой язык, культуру, обычаи и тр...

Беседа "День добра и уважения искусство общения"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15965715","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...