Литературная композиция "Друзья, прекрасен наш союз!"
методическая разработка (5 класс) по теме

сценарий Литературной композиции "Друзья, прекрасен наш союз!" ,посвященной Дню Лицея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin-litseist.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Цыденова Мария Прокопьевна,

Учитель русского языка и литературы

«Зырянской СОШ» Прибайкальского района Республики Бурятия

Сценарий литературной композиции, посвященной Дню Лицея.

«Друзья, прекрасен наш союз!»

Ведущий.      

Есть имена и даты, которые навечно занесены в память русскую. Самое главное из них – Пушкин.  Свобода, честь, дружба,  любовь. Пушкин – наше все. Он неизмерим, неисчерпаем, вечен. Путь поэта – это путь в бессмертие, путь в будущее. На этом пути в бессмертие есть знаменательные даты, которые многое определили в жизни и творчестве поэта. Одна из них – 19 октября 1811 года, день открытия Лицея.  В истории литературы эта дата имеет большое значение.

  Именно в этот день в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков сели за парты  закрытого высшего и привилегированного учебного заведения России,   и стали одноклассниками. Через 6 лет они получат аттестаты. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и государственные преступники. Среди них – 12-летний Александр Пушкин.  Мы сегодня хотим протянуть нить памяти через столетия, через века.

Ученик – чтец. Смуглый отрок бродил по аллеям

У озерных грустил берегов,

И столетии мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

А.Ахматова.

Ведущий. Среди парков  и садов города Пушкина возвышается светлое здание Лицея. Здесь учился Пушкин. Лицей был открыт благодаря заботам великого государя Александра Павловича. Государь твердо верил, что заведение это вскоре процветет под управлением начальства, коему оно вверяется. Для помещения Лицея он отвел часть Царкосельского дворца. Государь подарил Лицею личную библиотеку, на многих книгах сохранились драгоценные собственноручные замечания и отметки Александра Павловича.

Ведущий. Устав Лицея был подписан государем 22 сентября 1811 года. Инициатива организации нового учебного заведения принадлежит видному государственному и политическому деятелю начала 19 века М.Сперанскому. Основным направлением этого учреждения является то, что люди разных состояний могут быть приняты, молодые люди сами должны научиться управлять важными частями государственной службы. Учеба в Лицее должна стать бесплатной, но попасть туда было очень трудно, тяжелы были вступительные экзамены.

Ведущий. М.Сперанский был автором проекта организации Лицея. Он же привлек к работе  в Лицее и его первого директора А.Малиновского, человека высокообразованного и гуманного. Малиновский был сторонником политических перемен в России, человеком широких общественных воззрений, знатоком европейских и восточных языков, древнегреческого и латыни. Отмена крепостного права, считал ученый, необходима для страны, ибо рабство чревато поджогами, бунтами и мятежами, ведет к новой пугачевщине.  С лицеистами Малиновский был постоянно вежлив. Он никого не наказывал, лишь корил провинившегося. Правда, никому не прощал лицемерия. Строгость проявлял только к сыну Ивану. В общении с Пушкиным был ласков. Зная потребности каждого, он требовал от каждого по его возможностям, лицеисты уважали благородство и тактичность директора. Смерть Малиновского (23 марта 1814 года) была внезапной. Лицеисты с болью восприняли весть о кончине Малиновского. На похоронах первого директора присутствовали все служащие Лицея, министр народного просвещения Разумовский и пятеро лицеистов, среди них Пушкин.

Ведущий. Открытие Лицея состоялось в Большом актовом зале 19 октября 1811 года. Необычайно торжественная обстановка. Среди присутствующих почетные гости, преподаватели, служащие и 30 мальчиков, принятых на первый курс.

Ведущий.   Горчаков!  Кюхельбекер!  Барон Дельвиг!  Федор Матюшкин! Яковлев!  Корсаков!  Вольховский!  Пущин!  Пушкин!

Ведущий. На открытии Лицея выступил профессор нравственных и политических наук А.П.Куницын. Велика роль этого талантливого профессора в формировании прогрессивного мировоззрения лицеистов. Он был ближайщим помощником первого директора. Надолго осталось в памяти Пущина первое обращение профессора  к лицеистам. Куницын начал говорить об обязанностях гражданина и воина…все оживились. В продолжение своей речи он ни разу не упомянул о государе. О чем же тогда говорил педагог?

Куницын: «Познания ваши должны быть обширны, ибо вы будете иметь непосредственное влияние на благо целого общества. Государственный человек должен знать все, что только прикасается к кругу его деятельности. Приготовляясь быть хранителями законов, научитесь,  прежде всего сами почитать оные, ибо закон, нарушенный блюстителями  оного, не имеет святости в глазах народа. Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем!

Ведущий.  Достоинство человека, по словам Куницына, определяется не происхождением и чином, а его делами. Мерило человека – его служение людям, благородство поступков. Куницын вел в Лицее 12 курсов общественных наук, начиная с логики и психологии и кончая финансами и статистикой. В основу его учения положен всеобщий закон свободы. Естественное право – это право личности на независимость, свободу. Всем должны предоставляться равные права и обязанности. Никто не может приобрести право собственности на другого человека. «Каждый человек может располагать своими духовными и телесными силами по своему усмотрению и требовать от других, чтобы ему в этом не препятствовали». Слова  Куницына, его благородство оказали воздействие на многих лицеистов.  Проникновенно о любимом преподавателе написал Пушкин в рукописи стихотворения «19 октября». В 1821 году опальному профессору была запрещена педагогическая деятельность.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

Куницыну Пушкин подарил «Историю пугачевского бунта» с дарственной надписью «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности»

Пушкин. Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь открыл для нас чертог Царицын,

И мы пришли, и встретил нас Куницын,

Приветствием меж царственных гостей.

Ведущий.  Положительное влияние на Пушкина оказал профессор Кошанский.  Герои античности, к которым постоянно обращался педагог, были благодатным материалом для воспитания лицеистов. Пушкинское превосходное знание античных сюжетов, русских древностей во многом заслуга Кошанского.

Ведущий.  Д.И.Будри, преподаватель французской словесности, стремился отобрать для разбора богатые мыслью произведения Вольтера, Руссо, Расина, много внимания уделял вопросам стилистики, изобразительному действию слова.

Пушкин. Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Ведущий.  Распорядок дня в лицее был тверд, раз и навсегда установленный.

Подъем в 6 часов.

От 7 до 9 – класс, учебные занятия.

9.00. – 10.00. – чай с белой булкой, первая прогулка.

10.00. – 12.00. – класс.

12.00. – 13.00. – вторая прогулка.

20.30. – звонок к ужину.

21.00. – 22.00. – отдых, развлечения.

22.00. – вечерняя молитва, сон.

Выступления лицеистов.

1. Наша семья была интернациональная. Кюхельбекер – немец по отцу и матери.  Брольго – итальянец. У Горчакова, Матюшкина  матери – немки. Отцы Данзаса , Дельвига, Корфа – немцы. У Пушкина прадед – арап. Но Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России. И все лицеисты первого пушкинского выпуска  считали и проявили себя в дальнейшем истинно русскими.

2. Все мы были разного вероисповедания.  Данзас, Кюхельбекер – католического,  Матюшкин – лютеранского. Но в Лицее не придавалось особого значения религиозным убеждениям и обрядам. Все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было.

3. В Лицее заботились о физическом развитии воспитанников. Отсюда внимание к занятиям по плаванию, верховой езде, фехтованию, танцам. На обслуживание подростков денег не жалели: им были предоставлены отдельные комнаты, хорошо налажен быт.

4. Особое внимание в Лицее обращали на знания учащихся, когда обнаруживалась различная подготовка по предмету, преподаватели занимались с отдельными группами.  В Лицее изучали следующие дисциплины:  французский,  немецкий,  латинский,  русский языки, историю, географию,  математику, логику, гражданское право, Закон Божий, философию, экономику,  статистику.

5. Выезжать из Лицея запрещалось, а родным дозволялось посещать детей по праздникам. Никаких физических наказаний в Лицее не допускалось. Между профессорами и учащимися устанавливались равные, уважительные отношения. Грубость со стороны воспитанников к служителям осуждалась. В Лицее господствовала атмосфера уважения к личности каждого воспитанника, поощрялось проявление чувства достоинства, независимости суждений. Из письма А.Илличевского другу: «Благодаря Бога, у нас, по крайней мер,  царствует свобода (а свобода – дело золотое). С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся».

6. Профессора общались с учениками и вне классных занятий: во время прогулок, совместного обеда, вечернего чтения книг. Эти коллективные чтения и дружеские беседы сближали преподавателей и учеников.

7. Лицеисты много читали. Прекрасная библиотека выписывала всю периодическую печать. Лицеистам были доступны издания «Русский вестник», «Вестник Европы», «Сын Отечества», а также иностранные журналы. Читали преимущественно исторические сочинения, книги о путешествиях, русскую и зарубежную литературу.

8. О круге чтения учащихся дает представление словарь, который начал составлять Кюхельбекер в 1815 году и вел его до окончания Лицея. Он делал выписки из прочитанных книг. Эти увлечения касались философских, нравственных, литературных вопросов.  Источником словаря были произведения  Руссо, Шиллера, Ричардсона, Стерна, Лессинга, Монтене, Вольтера, Сенеки, Эпикура. Из русских писателей встречались имена Ф.Глинки, К.Батюшкова; ссылки были на журналы «Сын Отечества», «Северная почта».

9. В Лицее поощрялся творческий труд. Издавались журналы «Для удовольствия и пользы», его готовили Вольховский и Кюхельбекер, Яковлев и другие.  «Неопытное перо», «Лицейский мудрец»,  «Юные пловцы», «Сверчок».  Выходили сборники «Мудрец – поэт», «Дух лицейских трубадуров».  В последнем были собраны стихи Пушкина,  Дельвига, Кюхельбекера, Илличевского.

10. Программа обучения рассчитана на 6 лет. Первые три года: изучение языков, усвоение правил риторики, истории Всемирной, географии, математики.  В последующие три года лицеисты знакомились с психологией, этикой, введением в эстетику, политическую экономию, финансами, статистикой, правом естественным, частным, публичным, римским, российским, гражданским, уголовным.

Программа была насыщенной, многопредметной, гуманитарной. Особое внимание уделялось правовым теориям, воспитанию человека и гражданина. При всей, казалось бы, пестроте читаемых курсов они были связаны одной общей идеей – утверждением гражданских свобод, воспитанием критического отношения лицеистов к деспотизму, к крепостному праву. И в воспитании этих чувств многое было сделано трудами В.Малиновского, А.П.Куницына, их беседами, лекциями.

11. Лицейское детство – это и детство всей молодой России  и ее надежды. В каждом лицеисте было воспитано такое чувство личного достоинства, непременной особенностью которого были уважение друг к другу, чувство дружбы, родства и братства.

Ведущий.  Первый выпуск Лицея дал результаты, на которые учредители заведения и не рассчитывали. Лицей взрастил поэтов: А.Дельвиг, В.Кюхельбекер; деятелей общественного движения: И.Пущин, В.Вольховский;  адмирала, ученого Ф.Матюшкина;  талантливого дипломата С.Ломоносова;  видного государственного деятеля А.Горчакова и славу русской культуры А.С.Пушкина. И это не случайно, сама система лицейского воспитания и образования во многом содействовала развитию способностей и нравственных качеств, которые были заложены в них природой. Это педагоги помогли лицеистам приобщиться к большим духовным ценностям России и мира.

Выступление лицеистов.

Князь Горчаков!  Это один из лучших учеников, окончивший Лицей с золотой медалью. Талантливый дипломат, министр иностранных дел, последний лицеист, которому пришлось 19 октября 1882 года  одному праздновать День Лицея. Умер 28 февраля 1883 года. Его называли князем и франтом.

Пушкин. «Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе – фортуны блеск холодный,

Не изменил души твоей свободной:

Все тот же ты, для чести, для друзей,

Нам разный путь судьбой назначен строгой».

Кюхельбекер  привлекал друзей своей начитанностью. Товарищи любили его за добрый нрав. Пушкин назвал его «мой брат родной по музе, по судьбам».  Декабрист, участвовал в восстании 1825 года на Сенатской плошади,  был осужден и выслан в Сибирь.

Пушкин.  «Я жду тебя, мой запоздалый друг,

Приди, огнем волшебного рассказа

Сердечные преданья оживи.

Поговорим о бурных днях Кавказа,

О Шиллере, о славе, о любви».

«Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво.

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты.

Опомнимся – но поздно! И уныло

Глядим назад, следов не видя там,

Скажи, Вильгельм, не то ли с нами было,

Мой брат родной, по музе, по судьбам».

« За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

Так было мне, мои друзья,

И  кюхельбекерно,  и тошно!»

Барон Дельвиг Антон Антонович  – это один из самых близких друзей Пушкина, поэт, издатель и редактор альманаха «Северные цветы» и «Литературная газета». «Никто не был для меня ближе Дельвига», - эти слова вырвались у Пушкина, узнавшего о смерти своего друга.

Пушкин.  «С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали,

С младенчества две музы к нам летали

И сладок был их лаской наш удел».

Федор Матюшкин  всю жизнь после Лицея провел в морских путешествиях. Он стал отважным флотоводцем, мореплавателем, выдающимся исследователем Русского Севера.

Пушкин.  «С лицейского порога ты на корабль перешагнул шутя.

О, волн и бурь любимое дитя».

Яковлев  обладал прекрасными артистическими способностями. Друзья называли его паяс 200 номеров.   Яковлев ревностно охранял лицейские традиции, за что был назван лицейским старостой.

Пушкин.  «А ты, который с детских лет

Одним весельем дышишь.

Забавно, право, ты поэт

Хоть плохо басни пишешь.

С тобой тасуюсь без чинов, люблю тебя душою».

Корсаков  был лицейским композитором.  Он умер в 1820 году в Италии.

Пушкин.  «Приближься, милый наш певец, любимый Апполоном.

Воспой властителя сердец гитары тихим звоном.

Как сладостно в стесненну грудь

 Томленье звуков льется».

Вольховский   был первым учеником, получившим Большую золотую медаль за  необыкновенно упорный характер, за умение добиться намеченной цели. Лицеисты прозвали его за эти качества Суворочкой.  Вольховский стал военным, участвовал во многих походах, дослужился до чина генерала.

Пушкин.  «Спартанскою душой пленяя нас,

Воспитанный суровою Минервой».

Иван Пущин  – лучший друг Пушкина. Один из видных деятелей Северного тайного общества, участвовал в восстании декабристов, был сослан в Сибирь.

Его называли Большой  Жанно,  Ванечка, Иван Великий.

Пушкин.  «Поэта дом опальный

О Пущин мой, ты первый посетил,

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его  Лицея превратил».

Александр   Пушкин!  Лицейский первый выпуск прославился именем Пушкина, прошедшего славный путь великого народного поэта, друга декабристов, поэта вольности. Уже в лицейские годы в основном сформировался духовный облик Пушкина, человека независимого, в хорошем смысле слова гордого, склонного к анализу своих поступков. Он был правдив и искренен. За годы пребывания в Лицее Пушкин написал 182 стихотворения.  В лицейской лирике уже были стихи, отмеченные талантом, предвосхищающие его творческую манеру: точность и выразительность слова, легкость и мелодичность стиха, непосредственность чувств и глубина мысли. В ранних стихах определилось его гражданственность и свободолюбие. Его называли Француз, Егоза.

«Когда французом называли

Меня задорные друзья.

Когда педанты предрекали.

Что ввек повесой буду я» .

«Порой ленив, порой упрям,

Порой лукав, порою прям.

Порой смирен, порой мятежен,

 Порой печален, молчалив,

Порой сердечно говорлив».

Чтение учащимися стихотворений Пушкина лицейского периода: «Друзьям»,  «Певец»,  «Разлука»,  «Лициния», «Дельвигу» и другие.

Ведущий.  На протяжении жизни Пушкин, как паломник, возвращался в Царское Село, к стенам Лицея, и как первую любовь, он пронес через всю жизнь благодарную память о тех, кто был с ним в те далекие годы. Эти строки высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину – лицеисту в лицейском саду.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен.

Неколебим, свободен и беспечен.

Срастался он под сенью дружных муз,

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни привело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина.

Отечество нам Царское Село.

Ведущий.  Лицей кончился. 9 июня 1817 год. Прощальный вечер, завтра они покинут Лицей навсегда.

«Разлука ждет нас у порога.

Зовет нас дальний света шум.

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум».

Пушкин.   «Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях Земли!

По общему утвержденью лицеистов было утверждено: каждый год 19 октября праздновать День Лицея.

Ведущий.  Сейчас прозвучит прощальная песня воспитанников императорского Лицея в Царском Селе.

 Слова лицеиста Антона Дельвига , музыка учителя хорового пения Лицея Вильгельма Петровича Теппера.

Дельвиг.  «Я редко пел, но весело, друзья!

Моя душа свободно разливалась.

О царский сад, тебя ль забуду я?

Твоей красой волшебной забавляясь.

Проказница фантазия моя.

И со струной струна перекликалась

В согласный звон сливаясь под рукой,

И вы, друзья, талант любили мой».

Ведущий.   Мы хотим, чтобы чувства и звуки,  наполнявшие в 1817 году залу Лицея, всколыхнули сегодня и ваши сердца.

Нет их с нами, но в сей час

В их сердцах пылает пламень.

Верьте! Внятен им наш глас,

Он проникнет твердый камень.

Звучит  прощальная песня лицеистов в исполнении всех присутствующих на празднике.

«Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины.

И уж Отечества призванье

Гремит нам «Шествуйте, сыны!»

О матерь, вняли мы призванью

Кипит в груди младая кровь.

Одно лишь есть у нас желанье

Всегда хранить к тебе любовь.

Простимся, братья, руку в руку!

Обнимемся в последний раз,

Судьба на вечную разлуку

Быть может, породнила нас.

Друг на друге остановите

Свой взор с прощальною слезой.

Храните, о,  друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой.

Ту ж к дружбе пылкое стремленье

Ту ж юную ко славе кровь,

В несчастье – гордое терпенье,

А в счастье всем равно любовь!»

В ходе праздника можно использовать музыку:

А.С.Грибоедов «Вальс».

М.Глинка.  «Вальс – фантазия».

Г.Свиридов.  Музыка к кинофильму по повести А.С.Пушкина «Метель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция «Друзья мои, прекрасен наш союз…»

Сценарий включает в себя информацию о лицейских друзьях Пушкина и стихотворения Пушкина, посвящённые друзьям....

Литературная композиция "Друзья мои, прекрасен наш союз!"

Литературная композиция о друзьях А.С.Пушкина по Лицею. Может быть использована как на уроках, так и во внеурочное время....

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200- летию открытия Лицея "Друзбья мои, прекрасен наш союз"

Такая форма   даёт возможность использовать силу воздействия  литературы, в частности поэзии, на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений,  развитие чувства прекра...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Литературно-музыкальная композиция«Друзья мои, прекрасен наш союз!»          Ребята класса провели литературно-музыкальную композицию, посвящен...

Внеклассное мероприятие. Литературно–музыкальная композиция «Прекрасен наш союз… » (для учащихся 6 класса)

Это мероприятие направлено на расширение знаний учащихся о творчестве А.С.Пушкина, огромном значении лицейского периода в жизни поэта....

Литературная композиция «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Дружба - одна из величайших ценностей в жизни человека. А.С. Пушкин, его судьба и стихи показывают нам истинную ценность дружбы и её значение для каждого человека....

Литературная гостиная «Друзья мои, прекрасен наш союз»

Донести до ребят образ поэта-товарища, показать, как дружба согревала Пушкина, вдохновляла на создание прекрасных стихов, удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвященных дружбе....