внеклассная работа по русскому языку
занимательные факты на тему

внеклассная работа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl.rab_.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры для учащихся 5-9-х классов "Язык мой — друг мой"

Цели:

совершенствовать знания учащихся по русскому языку;

развивать лингвистические способности детей;

воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:

карточки с заданиями,

таблички с названиями команд,

Эпиграфы:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! (И.С.Тургенев)

Игра начинается со вступительного слова ведущего:

Такие прекрасные слова о нашем языке сказал в 1882 году И.С.Тургенев – великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С.Тургенев завещал нам беречь его: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!” Но что значит беречь язык? Это значит грамотно писать и правильно говорить. Но далеко не прост наш язык, и нет границ в его познании. Пусть наша встреча поможет каждому из вас, ребята, в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Встреча пройдёт в форме деловой игры “Язык мой – друг мой”. В своём знании русского языка будут состязаться 2 команды: “Лингвисты” и “Языковеды”. Ребята, а знаете ли вы, кто такие лингвисты и языковеды? (Болельщики дают ответ на вопрос.)

Правильно! Лингвист, языковед – это специалист в области языка. Следовательно, названия команд обозначают одно и то же, а слова “лингвист” и “языковед” - синонимы.

(Далее ведущий знакомит присутствующих с составом жюри и условиями игры)

Игра проходит в форме соревнований. Время, отведённое на подготовку, на разных этапах различно, поэтому оно объявляется перед началом каждого этапа.

^ Этап 1. Лингвистическая разминка

( Первой, а затем второй команде необходимо выполнить 10 заданий. Время на подготовку не даётся. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)

Вопросы и задания для 1 команды.

1. Поставьте слово мастер в форму множественного числа именительного падежа. (Мастер?).

2. В эту же форму поставьте слово бухгалтер. (Бухг?лтеры).

3. Как правильно: кулин?рия или кулинарuя? ( Оба варианта являются правильными).

4. Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа. (Чулок).

5. Употребите глагол звонить в форме 1 лица множественного числа настоящего времени. (Звонuм).

6. Ответьте на вопрос одним словом: листы бумаги, а что у дерева? (Листья).

7. Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее).

8. Ответьте одним словом. Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов).

9. У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья).

10. Поставьте слово судно (в значении корабль) в форму родительного падежа множественного числа. (Судов).

Вопросы и задания для 2 команды.

1. Поставьте слово торт в форму именительного падежа множественного числа. (Тoрты)

2. В эту же форму поставьте слово шофёр. (Шофёры).

3. Как правильно: твoрог или творoг? (Оба варианта являются правильными).

4. Употребите слово носок в форме родительного падежа множественного числа. (Носков).

5. Поставьте глагол звонить в форму 3 лица единственного числа настоящего времени. (Звонuт).

6. Ответьте на вопрос одним словом: у волка зубы, а что у пилы? (Зубья).

7. Закончите предложение. Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще).

8. Ответьте одним словом. Одно яблоко, а килограмм…? (Яблок).

9. Поставьте слово судно (в значении сосуд) в форму родительного падежа множественного числа. (Суден).

10. Употребите слово место в форме родительного падежа множественного числа. (Мест).

Этап 2. Расставьте ударение в словах.

(Команды получают карточки со словами. В течение минуты нужно поставить в словах ударение. Жюри проверяет и прочитывает слова в соответствии с нормами произношения. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.)

Баловать, щавeль, каталог, свекла, красивее, звонит, творог, упростuть, цемeнт.

^ Этап 3. Согласуйте существительное с прилагательным.

(Команды получают карточки со словами, трудными для определения рода. Нужно подобрать к этим словам зависимые слова – прилагательные. Время на подготовку – 1 минута. Жюри проверяет карточки и зачитывает правильный вариант ответа. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.)

Тюль (красивый)

Шампунь (ароматный)

Вестибюль (просторный)

Кенгуру (серый)

Кофе (чёрный)

Такси (новое)

Лазурь (февральская)

Путь (длинный)

Этап 4. Подумайте, вспомните, ответьте.

(Команды по очереди берут карточки с заданиями. На подготовку к ответу на вопросы каждой карточки даётся 2 минуты. Максимальное количество баллов за каждое задание-5)

1. Что обозначают следующие словообразовательные элементы? Придумайте с каждым из них по одному слову.

гео- (земля; география)

термо- (относящийся к температуре, к теплу; термометр )

био- (жизнь; биография)

2. Что обозначают эти слова? Как они называются?

Чело, персты, длань, ланиты (Чело – лоб, персты – пальцы, длань – ладонь; это архаизмы)

3. Замените фразеологизм близким по лексическому значению словом или выражением. Расскажите о происхождении фразеологизма.

^ У чёрта на куличках.

(“Очень далеко”. Первоначальное значение – “где-то далеко в лесу”, так как кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.)

.

^ Показать кузькину мать.

( Жестоко наказать. Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Он считался бичом крестьян, так как налетал на хлебные злаки и высасывал их.)

^ 4.Назовите пару:

Бобер-…, медведица-…, осел-…, оса-…, стрекоза-…, волк-…

Курица-…,баран-…,слон-…,муха-…,обезьяна-…,кот-…

5Морфологические шарады.

Корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход.

Корень тот же, что и в слове отдавать, приставки взяты из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание.

Суффикс из слова руководитель, приставка из слова возможность, корень из слова пропитание.

Суффиксы взяты из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка и окончание - из слова исключительный

. 6Ребус. “Расписание уроков”.

7. Орфография

матиматека

сентябрский

геаграфия

январьский

беалогия

актябрьский

Этап 7. Выразительное чтение.

(От каждой команды приглашается по одному представителю, задача которого – грамотно, выразительно прочитать предложенный текст. Текст может быть публицистического или художественного стиля. Максимальная оценка – 5 баллов.)

Подведение итогов и заключительное слово ведущего.

- Прочитайте высказывания на доске. Это слова мастеров художественного слова, которые своими прекрасными произведениями совершенствовали наш язык, оттачивали его, доводили до совершенства, боролись за его чистоту. Так давайте и мы с вами будем беречь, ценить и любить наш родной русский язык!

Добавить до

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Умники и умницы»

Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.

Цели:

- Стимулировать интерес к изучению русского языка;

- Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;

- Воспитывать уважение к русскому языку.

ХОД ИГРЫ

ВСТУПЛЕНИЕ

Сценка «Загадочный сундук».

Вася (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся!

Маша: Ты чего это, Вася кричишь?

Вася: Я не кричу, я слово подбираю.

Маша: Какое слово?

Вася: Какое, какое… Нужное!

Маша: А зачем оно тебе?

Вася: Зачем, зачем… Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется!

Маша: А почему?

Вася: Почему, почему… Потому что сундук – то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я тебе разве не говорил?

Маша: Ничего ты мне не говорил.

Вася: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом – пребольшом фруктовом саду. И вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай!

Достаёт письмо, читает:

«Посылаю тебе, внук, замечательный сундук,

В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины.

Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог,

Нужно знать простое слово, только скажешь – и готово!

В памяти поройся – может быть, припомнится,

Только скажешь ты его, и сундук откроется! »

Маша: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить?

Вася: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил.

Маша: И не открывается?

Вася: ни в какую!

Маша: А ты попробуй ещё раз!

Вася: Попробую! (Сундуку) Сундук, сундук откройся быстро! Сундук, сундук, откройся немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам!

Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку.

Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная!

Маша: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся.

Вася:  Что же ты молчишь! Говори!

Маша: Я тебе на ушко скажу.  (Шепчет)

Вася: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал.

Маша: А этого не говорил. Попробуй!

Вася: Попробовать? Слово – то для меня какое – то непривычное. Я его никому не говорил. Ну что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, - яблоки, апельсины, мандарины!

Маша: Вот видишь, как всё просто!

Вася: Спасибо тебе, Маша, угощайся!

Маша: Спасибо.

Ведущий: слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.

(Чтение учащимися стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не  взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий: Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно их них.

Художественная миниатюра «РУСЬ»

Русь. Короткое – в один слог всего!  - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь.  Русские.  Россия.  Россияне.

Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).

«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.

Иными словами, Русь – это страна, где много рек, озёр, а русский – это человек, живущий у воды.

Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На  севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по – старинному, почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо – смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как – то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

- Цветочек – то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.

- На русь? – ахнул я.

- На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

Осторожно спрашиваю:

- Анна Ивановна, а что такое русь?

- Русью светлое место зовём. Где солнышко.  Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь – светлое место! Русь – страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!

Автор: С. Романовский

Ведущий:

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!

Сообщение темы игры. Представление участников. Представление судейской коллегии (по - латински – «ареопаг» ). Объявление условий игры.

Игра состоит из пролога, нескольких номинаций и эпилога. Игра командная. На игровом поле 3 стола: зелёный, жёлтый и красный. В игре представлены следующие номинации:

- ЛЕКСИКА

Фразеология     Пословицы     Словари

- ЭТИМОЛОГИЯ

- МОРФЕМИКА

- МОРФОЛОГИЯ

Часть речи   Имена   Тёмная комната

- ФОНЕТИКА

- ОРФОГРАФИЯ

- ВИКТОРИНА

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!!!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИГРЫ

ПРОЛОГ

1 конкурс  «Говорите правильно»

Задание:  исправить ошибки в стихотворении

 Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит цельный день».

В. Масс, М. Червинский

Время – 1 минута.

Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс. – 3 балла)

Ведущий зачитывает правильный ответ.

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хотим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Сверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

2 конкурс «КОНКУРС КРАСНОРЕЧИЯ»

У участников игры было домашнее задание: подготовить поздравление с Днём защитника Отечества или с Международным женским днём.

Критерии: оригинальность, краткость, лаконичность, выразительность, эмоциональность и не в стихах.   (Макс. – 3 балла).

Подведение итогов.

Далее командам предлагается по очереди открывать номинации и выполнять задания.

ЛЕКСИКА

Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.

1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Скажи одним словом

· Во весь дух.  (Быстро)

· Рукой подать. ( Близко)

· Сломя голову. (Быстро)

· Прикусить язык. (Замолчать)

За каждый правильный ответ – 1 балл (Макс. 4 балла)

Задание зрителям «Доскажи фразеологизм»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

… («Водой не разольёшь»).

 

2. Мы исходили городок

Буквально… (вдоль и поперёк).

 

3. И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги)

 

4.  Фальшивят, путают слова,

Поют … (кто в лес, кто по дрова)

 

5. Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

2.  ПОСЛОВИЦЫ.

Ведущий :

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе -  не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж, приступим, господа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по русскому языку в школе. Презентация ppt.

  Тема: «Организация внеклассной деятельности учащихся» Подготовила: Бурцева Маргарита Николаевна...

Внеклассная работа по русскому языку "Школа озорных уроков"

Цель: Проверить ребятами родителям себя на смекалку и сообразительность, а также  знание школьных предметов...

«Формирование творческой личности учащихся через внеклассную работу по русскому языку»

На протяжении многих лет проблема развития творческих  способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики...

Внеклассная работа по русскому языку и литературе .

 Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....

«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)

Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...

Внеклассная работа по русскому языку "Путешествие по Лингвинии". 6 -7 класс.

Данный материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку для 6 - 7 классов....

Внеклассная работа по русскому языку. Размышления на тему.

Данная статья рассказывает о необходимости прорведения внеклассной работы по русскому языку как средство укрепления знаний обучающихся по предмету и развития их интереса к родному языку....