Литературный вечер "Письма, опаленные войной"
материал по теме

Захарикова Светлана Ивановна

Литературный вечер "Письма, опаленные войной" проводится с целью расширения знаний учащихся о Великой Отечественной войне, воспитания чувства патриотизма, сострадания, уважения к памяти погибших. К мероприятию создана презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_vecher.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

        Литературный вечер «Письма, опаленные войной»

Ведущий 1: Сегодня, в канун великого праздника Дня Победы, мы собрались, чтобы приветствовать уважаемых всеми ветеранов ВОвойны, тех, кто ковал победу в тылу. Вспомним сегодня и тех, кого с нами уже нет, кто не вернулся с полей сражений, кто не дожил до сегодняшнего дня…(слайд № 1)

Ведущий 2:  Все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя. (слайд № 2)

Ведущий 1: Теперь, чтобы воссоздать обстановку незабываемых дней Великой Отечественной, мы все чаще обращаемся к документам тех лет. И самые достоверные и откровенные из них – письма фронтовиков домой. (слайд № 3)

Ведущий 2: Письма с фронта… Документы, над которыми не властно время. Эти  документы хранят горячее дыхание боя. Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал…

         Звучит фонограмма песни «Темная ночь»

Чтец: На улице полночь. Свеча догорает.

            Высокие звезды видны.

            Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

            В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

               Давно мы из дома. Огни наших комнат

               За дымом войны не видны.

               Но тот, кого любят,

               Но тот, кого помнят,

               Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

                Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

                И время такое придет:

                Останутся грусть и разлука за дверью,

                И в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем.

Ведущий 1: это стихотворение написано в 1943 г поэтом-фронтовиком Иосифом Уткиным.

Ведущий 2: Во время войны письма редко вкладывали в конверты. Их складывали из любой оказавшейся под руками бумаги в треугольники, и адрес писали прямо на них. Писали эти письма обычно специальными карандашами, ведь на фронте негде было взять чернил. С виду это был обычный карандаш, но если его обмакнуть в воду, он писал как чернильный. Такие письма не стирались в дороге. (слайд № 4)

Чтец. Письмо В.Г. Клочкова жене и дочке: (слайд № 5)

«Здравствуйте, мои любимые жена и дочка! Ваш папа жив и здоров, неплохо воюет с немцами-извергами.

…Меня представили к правительственной награде за боевые действия – к боевому ордену Красного Знамени…

Наши самолеты не дают немцам покоя. Особенно, Нина, «Катюши» наводят на немцев ужас… Соскучился здорово, но ничего, разобьем Гитлера – вернусь, обниму и поцелую.

Пока до свидания. Вас крепко целую. Ваш любимый и любящий папа».

Чтец. Письмо И.М. Некрасова (командира полка 5-й гвардейской дивизии) жене:

«…Не обижайся, что редко пишу. Нет свободного времени. Идут жестокие бои с фашистами…Здоровье у меня хорошее, рука зажила, но еще немного ноет.

Люба, если сможешь заготавливай на зиму овощи. Береги здоровье…»

Чтец. «Живу хорошо и весело. Только спать приходится не больше двух часов в сутки. Слышишь орудийный гул…

Побриться не дают. Только помылюсь – над головой «Мессеры» - один, другой. Красноармейцы смеются: «Уж очень немцы уважают нашего командира..»

Чтец. Письмо Г.К. Масловского сыну:

«Ну вот, мой сын, мы больше не увидимся. Час назад я получил задание, выполняя которое живым не вернусь. Этого ты, мой малыш, не пугайся и не унывай. Гордись той гордостью, с какой твой папа идет на смерть: не каждому дано умереть за Родину…

У меня есть сын. Жизнь продолжается, вот почему мне легко умереть…При жизни нам, сынка, мало пришлось жить вместе, но я на расстоянии любил тебя и жил только тобой…

В своем прощальном письме прошу командование определить сына воспитанником Суворовского военного училища, желательно в Ленинградскую область – это для того, чтобы он мог посетить Поддарский район, потому что возле деревни Хлебоедово закончит жизненный путь его отец.

Прощай, мой сын, прощай, дорогая жена! Радость вы моя, кровь моя, жизнь моя! Люблю, люблю до последней капли крови! Выполняйте мое завещание. Целую, искренне любящий Гавриил».

Чтец. Письмо Г. Королевой:

«Мамулечка, родная моя! Наконец – то получила от тебя большое подробное письмо. Как я была рада, что ты мне про Ежульку написала. Если бы ты только знала, как мне хочется вас всех увидеть, хотя бы часок побыть с вами…

Ежулька! Мой маленький, расти большой и умненький, реже хворай, голубоглазенький мой шалунишка. Не очень балуйте его, растите мужчиной, не плаксой – девчонкой.

Ожог ноги уже прошел. Правдо заживало больше месяца, не было времени пойти в санчасть. А обожглась я так: когда пошли в наступление, прыгнула на бруствер одного окопа, а там была бутылка с горючей жидкостью. Она у меня и взорвалась под ногой, облила меня, и я затоптала, и когда ко мне подбежали санитары с лопатами, чтобы закопать меня (т. К. затушить жидкость можно, только перекрыв доступ воздуха), я уже натягивала на себя обратно штаны, а вот сапоги уже никак не могла надеть. Так и пошла дальше и только после боя уже сделала себе перевязку.

Посылаю свою рожицу. Только вы не пугайтесь, я, ей богу, не такая страшная. Этот снимок сделан после одного очень горячего боя.

Ночь. Где – то между облаками мелькает луна. Ветер завывает, свистит. Фрицы забрались в окопы (они ночи боятся, как черти ладана) и для собственного успокоения строчат из автоматов или по звездам, или в пустое пространство, так как не знают, куда стрелять».

Ведущий 1: Письма фронтовиков как бы отодвигают перед нами завесу времени, позволяют увидеть их такими, какими они были, когда торопливо, привалясь к стенке окопа, а то и просто на колене писали свои строки. В них старались ободрить близких, поделиться чувствами и мыслями.

 

Ведущий 2: Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможность врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении.

Ведущий 1: Для этого была создана военная цензура. Все письма просматривались, а после на почтовые отправления ставился штамп «Проверено военной цензурой». (слайд № 6)

Ведущий 2: Рискуя жизнью, почтальоны выносили с передовой солдатские треугольники. В дни войны газета «Правда» писала, что страна ждет от связистов самоотверженной работы как в тылу, так и на фронте. Работа связистов помогала всему народу ковать победу над врагом. Об этом говорит такая цифра: только через почтам Москвы на фронт отправлялось 150 тысяч писем в сутки.

Ведущий 1: Письма, которые солдат получал на фронте, укрепляли веру в победу, поднимали боевой дух, помогали приближать победу над врагом.

Ведущий 2: Матери, жены, сестры своими теплыми, нежными письмами из дома поддерживали солдат в трудную минуту. (слайд № 7)

Чтец: Письмо М. Карташевой сыну:

«Здравствуй, родной сынок Митя! Письмо твое получила…О нас не печалься, все мы живы и здоровы. А сынишка твой , Васютка растет не по дням, а по часам. Семья наша ни в чем не нуждается…

Сильно борись, сынок, с врагами, береги свою Родину, будь отважным и смелым, крепко целую тебя и благословляю на подвиги. Твоя мать Мария Карташева.»

                                                   (газета «Алтайская правда» 1942 г.)

Чтец: Здесь на войне мы рады каждой строчке

            И каждой весточке из милых нам краев.

           Дошедших писем мятые листочки

           Нам дороги особо в дни боев.

                        Они хранят тепло родного дома,

                        Сопутствуя бойцу в его судьбе.

                        О, чувство зависти! Как нам оно знакомо,

                        Когда письмо приходит не тебе.

       О, письма из дома! Мы носим их с собою,

       Они напоминают нам в бою:

       Будь беспощаднее с врагом на поле боя,

      Чтоб враг не истребил твою семью!

                                                                               С. Михалков

Ведущий 1: Солдатские письма – это не только страницы героической летописи грозных военных лет, но и памятник всем, кто имел отношение к письмам той поры, письма, опаленные войной: солдатам, их близким, военным почтальонам. В Волгограде есть памятник – военный треугольник, застывшее в камне письмо: (слайд № 8)

«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек. Представь себе, идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растет цветок… и вдруг очередной взрыв…василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной. И если бы я его не подобрал, его бы затоптали.

Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой, как с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит. »

                                                                                         19.9.1942 г.

Ведущий 2: «Сынок, я жду тебя! Вернись…», «Мой отец, я люблю тебя! Вернись…», «Любимый, жду…». Шла война… Шли солдаты. Шли письма. Письма любви. Враг был побежден. Побежден любовью русского народа к своей земле, к своим матерям, к детям, любимым.

Чтец: «Жди меня, и я вернусь» К. Симонов (слайд № 9)

Ведущий 1: Казалось бы, давно закончилась война, но письма с войны приходят до сих пор. И когда мы читаем их, то не возможно не преклонить колени перед отвагой и мужеством тех, на чью долю выпало писать письма в пылающий адрес войны.

Ведущий 2: Минутой молчания почтим память всех героев, участников ВОвойны. (слайд № 10)

                        Минута молчанья…

                        Склонитесь, и молод, и стар,

                        В честь тех, кто за счастье,

                         Кто жизнь ради жизни отдал.

Ведущий 1: Дорогие ветераны, участники ВО войны! Вам мы обязаны жизнью. Мы помним о Вас! Мы гордимся Вами!

Чтец: Хотим сказать «спасибо» ветеранам,

           Кто пережил великую войну,

           За вашу седину, за ваши раны,

           За то, что от врага спасли страну.

Чтец: Забыть мы просим все проблемы,

           Сегодня праздник,  на дворе весна!

            Хотим сказать: «Спасибо, ветераны»!

            И пожелать Вам долгих – долгих лет!

Вручение ветеранам цветов.

Ведущий 2: От всей души поздравляем Вас с днем Великой Победы!

Пусть Ваш дом будет всегда полон любви и душевной теплоты!

На этом наш вечер закончен. Спасибо всем за внимание. (слайд № 11)

   

       

Resource id #2350

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»

Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...

Литературно – музыкальная композиция «Юность, опаленная войной»

Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет.  Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....

Сценарий литературно – музыкальной композиции, для старшего школьного возраста «Детство, опаленное войной»

Сценарий литературно – музыкальной композиции, для детей старшего школьного  возраста «Детство, опаленное войной». Цель:- воспитание  чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских...

Литературно-музыкальная композиция "Песни,опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция предназначена для классов среднего и старшего звена. Целью данного мероприятия было вызвать интерес  у молодого поколения к истории написания песен военных лет,...

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной" Мероприятие является частью системной работы по гражданско-патриотическому воспитанию с целью формирования  познавательных способнос...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"

Мероприятие помогает донести до учащихся трагедию советского народа в Великой Отечественной войне и величие подвига тех, кто остановил фашизм; способствует  нравственно-патриотическому воспи...

Литературно – музыкальная композиция «Детство, опаленное войной»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. П...