Урок-КВН в 5 классе.Математика.
план-конспект урока (5 класс) по теме

Новикова Людмила Ивановна

Нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-kvn_v_5_klasse._word.docx80.73 КБ

Предварительный просмотр:

Л.И.Новикова, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18»

 НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК.

Предмет: математика.

Класс:  5А, 5Б.

Тип урока: урок – КВН.

Вид урока: урок смешанного вида.

Цель урока: создание условий для  приобщения  учащихся к творческой деятельности, расширения  математического кругозора, развития  логического мышления, познавательного интереса.

Планируемые результаты урока.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-самостоятельно планировать пути  достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

-создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД:

-организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  

-работать индивидуально и в группе;

-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Ведущий:

- Итак,внимание, мы начинаем наш урок-КВН.Я рада всех вас приветствовать.Предлагаю вам из моего «волшебного сундучка» взять жетончик.Те, у кого на жетончике «+» - это команда «Плюсиков» (1), те, у кого на жетончике «-» - это команда «Минусиков»(2).За выполнение каждого задания присуждается 1 балл.

1 этап: «Разминка».

- Для решения многих  задач недостаточно одних знаний, необходима ещё и внимательность.Сейчас проверим,умеют ли команды быстро улавливать условие задачи.

Ну-ка,кто из вас быстрее решит такую задачу Корнея Ивановича Чуковского:

  1. Шел Кондрат в Ленинград, 
    А навстречу - двенадцать ребят. 
    У каждого по три лукошка, 
    В каждом лукошке - кошка, 
    У каждой кошки - двенадцать котят, 
    У каждого котенка 
    В зубах по четыре мышонка. 
    И задумался старый Кондрат: 
    "Сколько мышат и котят 
    Ребята несут в Ленинград?" 

Для тех,кто плохо слушал:
Глупый, глупый Кондрат! 
Он один и шагал в Ленинград. 
А ребята с лукошками, 
С мышами и кошками 
Шли навстречу ему - в Кострому. 

  1. Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? 
    (Нисколько, т.к. на дубе яблоки не растут)
  2. Барсучиха-бабушка 
    Испекла оладушков. 
    Угостила двух внучат – 
    Двух драчливых барсучат. 

    А внучата не наелись, 
    С ревом блюдцами стучат. 
    Ну-ка, сколько барсучат 
    Ждут добавки и молчат? 

    (молча не ждет никто, а с ревом ждут двое) 

  1. 2 отца и 2 сына купили 3 апельсина. Каждому досталось по одному апельсину. Как это могло случиться? (Дед, отец, внук)
  2. Мотоциклист ехал в поселок по дороге. Он встретил 3 легковые машины и 1 грузовую. Сколько машин ехало в поселок? (Ни одной)
  3. Три брата накопили вместе 9 рублей. Младший накопил на 1 рубль меньше, а старший на 1 рубль больше, чем средний. Сколько накопил каждый? (2 руб., 3 руб., 4 руб.)
  4. Профессор лег спать в 8 часов вечера и завел будильник на 9 часов утра. Сколько проспит профессор? (1 час)

  1. Горит 7 свечей, из них 4 потушили. Сколько свечей осталось? (4 свечи)

2 этап: «Решай-соображай».

Вопросы команде №1

Вопросы команде №2

1.Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть? (1ч40мин=100мин)

1.Двое играли в шахматы 2ч. Сколько времени играл каждый? (2часа)

2. Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой – из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся? (в момент встречи они будут на одинаковом расстоянири)

2. Тройка лошадей пробежала 30 км.Какое расстояние пробежала каждая лошадь?(30 км)

3. Сумма трех чисел равна их произведению. Эти числа различные и однозначные. Найдите эти числа. (1, 2, 3.)

3. Какое число делится на все числа без остатка? (0)

4. Что больше: произведение всех чисел или их сумма? (Сумма(отриц.чисел ещё не знают))

4. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)

5. Арбуз стоит 20 рублей и еще пол-арбуза. Сколько стоит арбуз? (40 рублей)

5. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2 см.)

6.Одно число в 4 раза больше другого,сумма этих чисел 20.Найти меньшее число.(4)

6. У Оли столько же двухрублёвых монет, сколько и пятирублёвых.Все монеты составляют сумму 56 р.Сколько пятирублёвых монет у Оли?

7. На прямой линии посажено 10 кустов так, что расстояние между любыми соседними кустами одно и то же.Найдите это расстояние , если расстояние между крайними кустами 90 дм.(10 дм)

7. Школьники посадили вдоль дороги (по прямой) 30 деревьев.Расстояние между двумя любыми соседними деревьями равно 20 дм.Найдите расстояние между крайними деревьями.(580 дм)

3 этап: «Рассуждалкино».

- А теперь вам предлагается по рассуждениям догадаться, о чём идёт речь. За каждую подсказку убирается 1 балл.

Вопросы команде №1

Вопросы команде №2

а) Эта вещь нужна каждому ученику, и первокласснику, и одиннадцатикласснику, да и дошколята любят, когда она у них есть. Она и учителям нужна тоже.

б) У учеников старших классов их много, но у некоторых она бывает одна.

в) В древности их не было, и тогда люди писали на дощечках, на бересте, а в войну – на газетах.

г) А сейчас перед 1 сентября родители их каждому ученику покупают. Они бывают толстые и тонкие, в линейку и в клетку.

(тетрадь)

а) Некоторым хочется, чтобы он быстро кончался, и они были бы свободны, могли бы играть, бегать, а он все никак не кончается.

б) Кто-то их любит, а кто-то нет, потому что на них надо думать головой, писать, решать, отвечать.

в) Иногда что-то делаешь-делаешь, а когда проверят – двойку поставят.

г) Говорят, что неправильно решил задачу или пример.А может времени не хватило, ведь он всего 45 минут длится.

(урок математики)

а) Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать и сделаешь.

б) Иногда задачи решаются только с его помощью. Я не люблю их решать, потому что плохо умею это делать.

в) Не знаю, есть ли у него листья и стебли, но корни у него есть точно. Может один, а может и больше. И только у некоторых нет корней.

г) Во 2-ом классе они простые, в 7-ом – линейные, в 8-ом – квадратные, а в 10-ом – тригонометрические.

(уравнение)

а) Это такая геометрическая фигура, интересная, красивая, у которой нет начала и нет конца.

б) Эта фигура используется и применяется везде: в быту, в технике, в архитектуре и других отраслях.

в) Сначала в школе изучают ее, а потом его, т.е. ту фигуру, о которой идет речь. Если пойдешь по нему, то говорят, сколько бы не шел, все равно придешь туда же, откуда ушел.

г) А еще можно увидеть его на кораблях, катерах, пароходах. Он там называется спасательным.

(круг)

4 этап: «  Помогите клоуну».

Клоун придумал несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей.Но пока шёл на урок, начался дождь,залил портфель и стёр запятые.Помогите Клоуну исправить забавные равенства:

Вопросы команде №1

Вопросы команде №2

32+18=5

3+108=408

42+17=212

736-336=4

63-27=603

57-4=17

Решение:               3,2+1,8=5

3+1,08=4,08

4,2+17=21,2

 Решение:                7,36-3,36=4

63-2,7=60,3

5,7-4=1,7

4 этап: « Аукцион пословиц и поговорок с числами».

- Назовите  как можно больше пословиц и поговорок с числами.За каждую пословицу или поговорку- 1 балл.

Один волк гоняет овец полк.
Два медведя в одной берлоге не улягутся.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Все за одного, один за всех.
Один в грехе, а все в ответе.
Один в поле не воин.
В одну лапу всего не сгребёшь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Они — одного поля ягодки.
За одного битого двух небитых дают.
Семеро одного не ждут.
Семеро одну соломинку подымают.
Первый блин комом.
Одна ласточка весны не делает.
За один раз дерево не срубишь.
Одно «сегодня» лучше двух «завтра».
За ложку первый, за работу последний.
Беда не приходит одна.
Не клади все деньги в один карман.

Двое пашут, а семеро руками машут.
Двое, трое — не один.
Одна голова хорошо, а две — лучше.
Палка о двух концах.
Обещанного три года ждут.
У семи нянек дитя без глаза.
Семь бед — один ответ.
Лучше десять виновных оправдать, чем одного невинного осудить.
Не робкого десятка.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Приятелей тысяча, а друг один.
От тысячи сует пользы делу нет.

От любви до ненависти — один шаг.
По дважды и Бог за одну вину не карает.
У богатого тысяча забот, а у бедного одна забота.
В одно ухо вошло, в другое вышло.
Двое, трое — не один.
Два соловья на одной ветке не поют.


5 этап: « Числовые  головоломки».

-Напишите девять цифр: 1,2,3,4,5,6,7,8,9.Не меняя порядка этих цифр,расставьте между ними плюсы и минусы, всего три знака,таким образом, чтобы в результате получилось 100.

Ответ: 123-45-67+89.

6 этап: « Листая страницы истории».

- А знаете ли вы,  о ком сейчас пойдёт речь?

Она- первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики.

Родилась эта удивительная женщина 3 (15) января 1850 года в Москве. Отец ее, Василий Васильевич Крюковский, был командиром Московского артиллерийского арсенала и гарнизона. Он настойчиво добивался утверждения своего рода в древнем дворянстве, и фамилия Крюковские рано или поздно превратилась в Корвин-Круковские.

В 1858 году отец вышел в отставку, и семья переехала в родовое имение Палибино в Витебской губернии. Именно в Палибино состоялось первое знакомство с математикой. Ее дядя, Петр Васильевич Корвин-Круковский, питал глубокое уважение к царице всех наук. В присутствии любознательной и внимательной девочки он любил порассуждать о квадратуре круга, об асимптотах, к которым постоянно приближается кривая, никогда их не достигая... Она написала позже, что эти рассказы "внушали мне благоговение к математике как науке высшей и таинственной, открывающей перед посвященными в нее новый чудесный мир, недоступный простым смертным".

Было еще одно забавное обстоятельство, которое позволило ей войти в "чудесный мир" математики. Перед переездом семьи Корвин-Круковских в родовое имение в доме был сделан ремонт. Для детской комнаты не хватило обоев, и ее оклеили листами бумаги. По счастливой случайности на оклейку пошли листы литографированных лекций профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении, приобретенные отцом в молодости. Эти листы, испещренные странными значками, поразили девочку, и она часами рассматривала их, стараясь понять, что же значат эти загадочные символы... Спустя несколько лет, изучая дифференциальные исчисления в Петербурге, девушка несказанно удивила преподавателя тем, что моментально усвоила понятия дифференциала и производной - в ее памяти ясно проявились ранее непонятные символы и знаки со стен детской комнаты...

Но первые упорядоченные знания по математике девочка получила от своего домашнего учителя И.И. Малевича, преподававшего ей и её сестре арифметику, элементарную геометрию и алгебру. Девочка настолько увлеклась этими предметами, что ее отец, имевший предубеждение против ученых женщин, решил вообще прекратить эти уроки. В результате она по ночам, при свете лампады, украдкой знакомилась с "Курсом алгебры Бурдона". Однажды прочитала учебник по физике профессора Тыртова, который был их соседом по имению, и обратилась к нему с некоторыми вопросами. Пораженный профессор, увидев в девочке необыкновенный талант и ясный ум, долго убеждал её отца в необходимости дальнейшего обучения . Отец нехотя согласился на то, чтобы она брала уроки у выдающегося математика А.Н. Страннолюбского.

- Эта удивительная женщина- Ковалевская Софья Васильевна ( учитель предлагает учащимся более подробно познакомиться с биографией С.В.Ковалевской и подготовить доклад, презентацию по теме: «Великие математики: Софья Ковалевская».

7 этап: « Подведение итогов».

-Вот закончилась игра,
 Результат узнать пора.
 Кто же лучше всех трудился
 И в КВНе отличился?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 9 классе математика+ физика «Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».

Интегрированный урок в 9 классематематика+ физика«Применение математических методов решения уравнений 2-й степени при решении физических задач».     Разработали:  учитель...

интегрированный урок в 5 классе математика-литература "Кольцову 200 лет"

Урок посвящен 200 летию Кольцова, содержит в себе биографические сведения из жизни поэта, отрывки из его творчества, математические задачи , примеры, справочный материал, связанный с жизнью поэта....

Интегрированный урок в 6 классе (математика + география) по теме: "Масштаб"

Интеграция дает возможностьпоказать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам.планировать предметные цели и результаты обучения на уровне учебных действий, которым...

презентации к урокам в 5 классе. Математика. Виленкин.

краткие компьютерные презентации к урокам математики в 5 классе по учебнику Виленкина...

Урок в 6 классе математика и спорт

Урок в 6 классе математика и спорт...

Презентация к уроку в 11 классе "Математика на кухне"

В ходе урока-исследования ученики убедятся в практической значимости математики...

Открытый урок в 7 классе "Математика и семейный бюджет"

Открытый урок по математике в 7 классе коррекционной школы "Математика и сесмейный бюджет"...