Классный час "Путешествие в страну прав»
классный час (5 класс) по теме

формирование представления об основных правовых документах: "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка"; научить применять их в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Путешествие в страну прав»

Цель: формирование представления об основных правовых документах: "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка"; научить применять их в жизни.

Задачи: познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка; на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции; показать единство прав и обязанностей.

Ход занятия

Сегодня наша встреча посвящена теме “Права ребенка”.

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.  

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций).

 ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей,

Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет

Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка».

(Принята 20 ноября 1989 г. ООН),  

20 ноября ежегодно отмечается как Всемирный день детей.

В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.

Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно.

Вы прекрасно знаете о «горячих точках» - это страны, где идут войны, совершаются террористические акты.

В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, занимаются воровством, нищенствуют.

В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:

1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, нищенства;

2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.

Дети должны знать свои права. Уметь их отстаивать. Изучение прав человека - это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, терпимости.

 Подумайте и скажите, а что такое "право"?

«Права человека, начинаются с прав ребенка»

Права ребенка - совокупность законодательных норм, направленных на защиту интересов ребенка во всех сферах жизнедеятельности. Ребенок является самостоятельным субъектом права.

     В Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что каждое человеческое существо является ребенком до достижения им 18-летнего возраста

     Дети, как граждане государства, должны пользоваться всеми правами и свободами человека, иметь соответствующие гарантии их осуществления и нуждаются в особой заботе и защите государства

- Права никто не даёт, человек получает их от рождения. Все мы люди, все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

 Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

В Конвенции 54 статьи. Я назову вам 12 самых важных, которые вы должны знать.

•Право на жизнь.

•Право на имя при рождении.

•Право на медицинскую помощь.

•Право на образование.

•Право на отдых и досуг.

•Право на индивидуальность.

•Право свободно выражать свои взгляды.

•Право на специальную охрану и защиту.

•Право на заботу и воспитание родителями.

•Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

•Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

•Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

На примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;

 Конкурс “Путешествие в сказку”.

 Каждая команда получает иллюстрацию из сказки.

 Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.

За правильный ответ участник получает жетон.

1. “Айболит” К. И. Чуковский (право на получение медицинской помощи)

2. “Золотой ключик” А. Толстой (право на образование)

3. “Сказка о попе и работнике его Балде” А. Пушкин. (Право на труд)

Время – 1 минута

Конкурс "Сказочная викторина".

1.- Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка "Колобок").

- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"

- Какую статью нарушила Лиса? (статью 6)

- Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

2.- Как называется эта сказка? Кто её написал? (рус. нар. сказка "Маша и Медведь", в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого).

- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)

- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".

- Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).)

3. Назовите сказку. Кто автор?

- Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) "Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению".

4. - Кто знает название и автора этой сказки? (Лиса и Заяц).

- Какую статью нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)

- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).

5. - Назовите сказку. Кто знает автора? ("Золушка" Шарль Перро).

- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.

- Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).

Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".

 Конкурс “Подумай-ка!”

Напишите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право на:

- жизнь (Серый волк, ведьма, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Кот Базилио и Лиса Алиса, Баба Яга, Змей Горыныч и т.п.)

- труд (Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Кот Базилио и Лиса Алиса, Поп, Ленивица, Емеля, Бармалей, Мышь и Крот, Старуха, Мачеха, Баба Яга и т.п.).

- имущество (Сын жабы, Ведьма, Сеньор Помидор, Лиса, Волк, Сватья Бабариха, Лиса Алиса и Кот Базилио, Купец, Кощей, Царь Додон, Фрекен Бок и т.п.)

 Конкурс “Угадай-ка!”

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? ( ответы детей)

IV этап – конкурс капитанов.

Конкурс капитанов: задаются вопросы. За каждый правильный ответ-1 балл.

1.        Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером.

( Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»)

2.Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий.

( Сорока)

3.Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного.

( Буратино)

4.В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!»

(«Кавказская пленница»)

Подводим итоги конкурсов.

Заключение.

Нужно всегда помнить о том, что человек имеет, не только права, но и обязанности.

Обязанности ребенка: ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях,уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

- Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?

- Нужно ли знать свои права?

- Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя)

- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

- Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности.

- Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни.

 

  Ребята помните золотое правило морали:

 " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".

- Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.

Наше занятие подошло к концу.

 Спасибо всем за участие и внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия Тема« Путешествие в страну Правил Дорожного Движения»

Разработка классного часа по правилам движения для уч-ся 5-6 класса с исполльзованием музыкального материала....

Классный час. "Путешествие в страну правил поведения». Для обучающихся 1-4 классов

Классный час "Путешествие в страну правил поведения" разработан для начальной школы с целью профилактики асоциального поведения....

Путешествие в страну правил дорожного движения.

Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»Цель:Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительн...

Классный час "В стране Правил дорожного движения"

Классный час "В стране Правил дорожного движения", разработал для учащихся 5-7 классов.Цель: актуализация знаний правил дорожного движения, развитие творческих способностей, внимания, быстроты реакции...

"Путешествие в страну прав и обязанностей"

Цель: создание условий для формирования у школьников правовой культуры...

Игра «В стране Прав и Обязанностей»

Цели и задачи: Закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях (право на жизнь и имя, право на игру, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на любовь и заботу).Развива...

Классный час на тему: Классный час «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА или еще раз о правах и не только…»

Классный час на тему: «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА или еще раз о правах и не только…»Цель:  расширить представления учащихся об основных документах ...