Сценарий "Хемофобы против хемофиликов"
методическая разработка (9 класс) по теме

Сороколетова Ольга Владимировна

 

    Целью игры является формирование грамотного отношения к достижениям химической промышленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khemofoby_protiv_khemofilikov.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа №11»                                                    

Хемофобы

против

Хемофиликов

Участники: учащиеся 9 – 11 классов

Автор: Сороколетова Ольга Владимировна,

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №11»

г. Петрозаводск

2012 год

Пояснительная записка

          Химия окружает нас повсюду. Это и пища, и одежда, и полимерные материалы, лекарства и удобрения. И т.д. и т.п. Прав был великий Д.И. Менделеев, когда утверждал: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие». Это хемофилия – «любовь к химии».

     Но химия – это и добавки в пищевые продукты, которые далеко не безвредны, и ткани одежды, которая не всегда гигиенична, и перекормленные минеральными удобрениями растения. Это хемофобия - «страх к химии»[1].

     Одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде».  

    Целью игры является формирование грамотного отношения к достижениям химической промышленности.  

    Задачи:  

1) формировать умение читать и использовать информацию, приведённую на упаковке продукта;  

2) развивать навык работы в группе и умение аргументировать свой выбор.

     Программа рассчитана на учащихся 9 – 11 классов (15-25 человек), которые уже знакомы со свойствами и областями применения человеком различных веществ.

     Программа представляет собой деловую игру, задача которой – создание ситуации выбора с позиций здоровьесбережения.

     Игру можно проводить в одном помещении (учебная комната, актовый зал), стилизовав отдельные зоны помещения под «магазины» или использовать несколько классных комнат.

     Программа состоит из двух частей.

Первая часть (30 минут) – деловая игра, в ходе которой идёт погружение учащихся в проблему, демонстрируется её актуальность в настоящее время и необходимость грамотного использования достижений химической промышленности.

Вторая часть (10 минут) – обсуждение результатов, вручение участникам рекомендаций по грамотной интерпретации информации с этикеток товаров.

     Программу можно включать в структуру уроков, посвящённых значению химии в жизни человека, или как самостоятельное внеклассное занятие.

     Выбор «товаров» (или их имитаций) для игры может меняться, а «ассортимент» увеличиваться в зависимости от числа участников и временных возможностей занятия.    

     Хемофобами и Хемофиликами могут быть учащиеся, которые заранее были подготовлены учителем.

Литературный сценарий

Участники игры:

Первый ведущий

Второй ведущий

Представители лагеря «Хемофобы» (1-2 человека)

Представители лагеря «Хемофилики» (1-2 человека)

Продавец продуктового магазина

Продавец хозяйственного магазина

Продавец магазина одежды

Покупатели (остальные участники)  

Первая часть

Первый ведущий: Достижения химической промышленности прочно вошли в нашу жизнь. Но достижения химии  - это не только благо, но и зло. Когда мы хотим выразить отрицательное отношение к качеству какого-либо продукта, мы произносим почти ругательно: «Ну, это же сплошная химия!» На химию нередко и очень часто справедливо смотрят с опаской или со страхом. Очевидно, что только грамотное аккуратное применение достижений химии позволит сделать жизнь человека достойной и безопасной» [1].

Второй ведущий: Сегодня мы отправимся за покупками в магазины. Сопровождать нас будут представители двух разных лагерей: «Хемофобов» (боящихся химии) и «Хемофиликов» (любящих химию). Выслушав аргументы каждой стороны, участникам игры нужно будет сделать свой выбор товара.

Первый ведущий: Слово «магазин» арабского происхождения и первоначально обозначало амбары, склады, где хранились товары. В наш язык слово «магазин» пришло из французского языка более 150 лет назад. До этого специальные сооружения для продажи товаров назывались лавками. Первые лавки появились в XIII веке и представляли собой помосты на сваях, которые строили на «торжищах» - специальных местах, где в городе шла торговля. Современные магазины предлагают широкий ассортимент продуктов. Можно выбрать товар в универсальном магазине, отправиться за ним в специализированный магазин, на рынок [2].

Второй ведущий: Отправляясь за покупками, мы составили список необходимых нам товаров (хлеб, зубную пасту, носки).

Согласно действующим правилам продавец должен предоставит покупателю определённый объём информации о продаваемом товаре – продукте. Как правило, эта информация размещается на упаковке товара:

  • название товара;
  • наименование входящих в состав ингредиентов;
  • для продуктов – сведения о пищевой ценности, весе или объёме;
  • назначение, условия и область применения;
  • способы и условия приготовления и (или) применения;
  • противопоказания для употребления;
  • правила и условия хранения продукта;
  • дата изготовления и дата упаковки товара;
  • цена;
  • наименование и юридический адрес производителя [3].

В продуктовом магазине

На прилавке – несколько упаковок ржано-пшеничного хлеба разных производителей.

Продавец предлагает свой товар, просит обратить внимание покупателей на срок годности каждого продукта, сообщает информацию о производителях.

Участники игры анализируют информацию с этикеток товаров.

Состав 1: мука ржаная хлебопекарная обдирная и мука пшеничная хлебопекарная второго сорта, вода питьевая, сахар-песок, соль поваренная, дрожжи хлебопекарные.

Состав 2: мука пшеничная высший сорт, мука ржаная обдирная, смесь (ржаной солод, картофельные хлопья, пряности, молочная кислота Е270, аскорбиновая кислота Е300, регулятор кислотности Е262, эмульгатор Е412), изюм, сахар-песок, патока, клейковина пшеничная сухая, грецкий орех, дрожжи хлебопекарные, соль поваренная пищевая

Хемофобы критически относятся к составу 2, обращая внимание на большое количество пищевых добавок, входящих в состав хлеба.

Хемофилики соглашаются, но упоминают тот факт, что дрожжи, без которых нельзя изготовить хлеб, - это продукт химической промышленности. Значит, без химии сейчас и хлеба не испечёшь. А добавка Е300 (аскорбиновая кислота), изюм, орехи - полезные наполнители хлеба.  

Участники игры выслушивают аргументы хемофобов и хемофиликов и делают свой выбор. Каждый участник «покупает» понравившийся ему товар.

В хозяйственном магазине

Для очистки полости рта можно использовать зубные пасты и зубные порошки.

Продавец предлагает свой товар, просит обратить внимание покупателей на состав каждого продукта, сообщает информацию о производителях.

Хемофобы делают выбор в пользу порошка, который состоит в основном из карбоната кальция.

Хемофилики считают, что средство гигиены ротовой полости должно не только очищать, но и укреплять дёсны, освежать дыхание. А без химических добавок это сделать сложно.

Участники игры выслушивают аргументы хемофобов и хемофиликов, предлагая свои аргументы, делают выбор и «совершают покупку».

В магазине одежды

На прилавке – носки разных производителей и разного состава.

Продавец предлагает свой товар, просит обратить внимание покупателей на состав каждого продукта, сообщает информацию о производителях.

Хемофобы всегда делают выбор в пользу натуральных материалов, поэтому выбирают товар, в составе которого указан только 100%ный хлопок.

Хемофилики утверждают, что синтетические добавки придают изделиям более ухоженный вид, увеличивают прочность и срок службы изделия. Главное, чтобы натуральных компонентов было в изделии больше.

Участники игры выслушивают аргументы хемофобов и хемофиликов, предлагая свои аргументы, делают выбор и «совершают покупку».

Вторая часть

Идёт обсуждение результатов, участникам вручаются рекомендации:

  1. о запрещённых в России пищевых добавках, которые используют в других странах: Е121, Е123 – красители, Е240 – консервант, Е924, Е924а – улучшители муки и хлеба, Е216 и Е217 – консерванты;
  2. о правах покупателя;
  3. о товарах, не подлежащих возврату.

Список литературы

  1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс: учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических ВУЗов/ О.С. Габриелян. – М.: Блик плюс, 2000.
  2. Безруких М.М. и др. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь /М.М. Безруких, Т.А. Филиппов, А.Г. Макеева,  - М.: ОЛМА Медия Групп, 2010.- 80с.: ил.
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медия Групп, 2008. – 80 с.

Приложение 1

1. Запрещённые  в России пищевые  добавки, которые используют в других странах [3]:

121

123

128

216

217

240

924

2. Права покупателя:

1)  Осмотреть товар, до заключения договора розничной купли-продажи, если это не исключено ввиду характера товара (ст.495 ГК).

2)  Потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, до заключения договора розничной купли-продажи, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле (ст.495 ГК).

3)  Обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара (ст.502 ГК и ст.25 Закона “О защите прав потребителей”). При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Это право распространяется на все непродовольственные товары за исключением перечня товаров указанного в Постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.

4)  Потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент удовлетворения его требования, при возврате продавцу товара ненадлежащего качества (ст.504 ГК).

5)  Потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе и продавце, режиме его работы и реализуемых им товарах (ст.8 Закона “О защите прав потребителей”)

http://www.internet-law.ru/articles/potreb.htm - юридический справочник покупателя

3. Перечень товаров, не подлежащих возврату: товары для профилактики и лечения в домашних условиях; предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди, парики, шиньоны); парфюмерно-косметические товары; швейные и трикотажные изделия (нижнее белье, чулочно-носочные изделия); товары бытовой химии, пестициды, агрохимикаты; изделия из драгоценных металлов; оружие, патроны к нему; животные и растения; непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания,  календари, буклеты).  

http://ozpp.ru/laws2/pravila-prod/tovar21.html-общество защиты прав потребителя

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "за и против"

Готовимся к ЕГЭ по английскому языку, ЧАСТЬ WRITING...

Проект. Сценарий внеклассного мероприятия "Протест против курения". Методическая разработка Акции "Протест против курения"

В разработке проекта принимали участие несколько педагогов с учащимися по параллелям 7 - х классов. В проекте мы хотим показать значимость здорового образа жизни и вред наносимый курением организму, м...

Тактические командные взаимодействия в нападении против зонной защиты, против личного и зонного прессинга, для обучающихся в группе ТГ-4

Тема данной работы была выбрана не случайно, так как она актуальна в современном юношеском, да и в мужском баскетболе.  Современный юношеский баскетбол предъявляет высокие требования к двиг...

Шекспир против(каламбур) за ЗОЖ против ПАВ

Шекспир против…Название мероприятия «Следственный эксперимент и процесс по рискованному поведению над соблазнами и пагубными пристрастиями». Анатомический музей Нижний Новгород дока...