Цикл классных часов "Германия и Россия".
учебно-методический материал (7 класс) по теме

Александрова Оксана Феликсовна

Методические материалы по организации классных часов "Германия и Россия" в рамках реализации программы "Толерантность" (классный час № 1, № 2). Материал адресован классным руководителям и воспитателям основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_germaniya_i_rossiya.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ  С(К)ОШ № 49

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПРОГРАММЕ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

ЦИКЛ  «ГЕРМАНИЯ И РОССИЯ»

АВТОР: АЛЕКСАНДРОВА О.Ф.

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

ВСТУПЛЕНИЕ

Сегодня мы с вами в программе «Толерантность»  приступаем  к циклу занятий о Германии.

Что приходит в голову, когда мы произносим  слово Германия?

Из плохого – развязанные этой страной войны. Из хорошего – Моцарт  и Гайдн, Гендель и Бетховен, Бах и Вагнер.

С одной стороны, немцы очень воинственный народ, с другой стороны, очень  сентиментальный.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ О ГЕРМАНИИ.

Звучат фрагменты популярных национальных  немецких песен : «Oh, du lieber  Augustin», «Holla-re-i-di-ei-ho», пляски Oktoberfesta.

.

Прославила Германию не только музыка, но и  брать я Гримм. Они первые собрали , систематизировали и издали народные предания и сказки, которые разошлись по всему миру. Самое главное, что  этим они положили начало собиранию народных преданий во всем  мире.

Удивительна ,имеющая свой национальный колорит, немецкая  живопись. Невозможно изучить, мировое искусство,  не познакомившись , с работами Дюрера.

Колоссальный вклад  внес  этот народ в науку.  В 19 веке каждый второй европеец стремился получить хорошее высшее образование в Германии, благодаря существующей  там системе обучения.

История России  на  всем  протяжении  пересекается  с историей  Германии.

Мы можем  вспомнить  Ледовое побоище и Семилетнюю войну,  I  и II Мировые войны.

Но также и то, что мы были военными союзниками с Пруссией в 19 веке,  немецких колонистов и переселенцев.

Начиная, с Екатерины Великой, все жены наших императоров, кроме супруги Александра III, имели ,если не полностью, то частично немецкое происхождение.

Без многих обрусевших немцев  мы уже не можем представить свою историю: это  лейбмедики  Блюментрост  и  Мандт, доктора:  Гааз , Вреден, Раухфус, отважные мореплаватели и исследователи: Беллинсгаузен, Крузенштерн,  фон   Литке , фон Врангель, это-  архитекторы,  чьи творения  навсегда украсили  наш город: А.И. Штакеншнейдер, Боссе,  К.Тон, Бонштедт,  Бергман,  Бульмеринг, Месмахер,  Розенштейн, фон Гоген,  заводчик и меценат  Сан- Галли, банкир и, одновременно, меценат барон  фон  Штиглиц.  Даже у собирателя русского толкового словаря  Даля, мать была по происхождению немка.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ИЗ ЦИКЛА « ГЕРМАНИЯ»:

1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ «ГЕРМАНИЯ». Что мы о ней знаем и думаем.

2 .  ВРАЧИ-НЕМЦЫ В ИСТОРИИ РОССИИ

3 .НАШИ ИМПЕРАТРИЦЫ.

4. НЕМЦЫ АРХИТЕКТОРЫ И ИХ ПОСТРОЙКИ В ПЕТЕРБУРГЕ И В РОССИИ.

5. ЗАВОДЧИК И МЕЦЕНАТ САН-ГАЛЛИ.

6.БАРОН ФОН ШТИГЛИЦ.

7.СОБИРАТЕЛЬ РУССКОГО ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ –ДАЛЬ.

8.БЕЛЛИНСГАУЗЕН И КРУЗЕНШТЕРН.

9.МУЗЫКА МОЦАРТА.

10. МУЗЫКА БЕТХОВЕНА И БАХА.

Показ портретов и архитектурных построек.

                                                                   

ВРАЧИ-НЕМЦЫ  В ИСТОРИИ РОССИИ.

ЛЕЙБМЕДИК  ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО

БЛЮМЕНТРОСТ ЛАВРЕНТИЙ ЛАВРЕНТЬЕВИЧ

                                                                                 

БЛЮМЕНТРО́СТ Лаврентий Лаврентьевич (Laurentius Blumentrost) (29 октября (8 ноября) 1692, Москва — 27 марта (7 апреля) 1755, Петербург), российский ученый, лейб-медик Петра I Великого, первый президент Петербургской академии наук (ноябрь 1725 — 6 июня 1733). Первоначальное образование Лаврентий получил у отца, который занимался с сыном греческим и латинскими языками. В возрасте 15 лет юноша начал изучать медицину в Галле и в Оксфорде. В 1713 году он защитил диссертацию «De secretione animali» в Лейденском университете и в следующем году получил степень доктора медицины. Блюментрост свободно владел русским, латинским, немецким, французским языками.

Вернувшись в Россию, Блюментрост был назначен лейб-медиком царевны Натальи Алексеевны, вскоре обратил на себя внимание Петра I, по поручениям царя ездил за границу в Париж, в Амстердам, где ознакомился с анатомическим музеем Рюйша. Этот музей по совету Блюментроста, был куплен русским правительством. Вернувшись в Петербург, он был послан в Олонецкую губернию, чтобы произвести химический анализ и изучить терапевтическое действие кончезерских минеральных вод, открытых в 1714 году. После смерти лейб-медика Арескина (1719), Блюментрост был назначен на его место, на него была возложено заведование императорской библиотекой и кунсткамерой. Помощником Блюментроста стал Иоганн-Даниэль Шумахер. К 22 января 1724 года Блюментрост с Шумахером составили доклад об учреждении Академии наук. Этот проект был утвержден царем и Блюментрост принялся за устройство академии. Он приглашал заграничных ученых, благодаря его деятельности в состав Петербургской академии наук вошли известные ученые братья Бернулли, Герман, Бильфингер, Гольдбах.

Блюментрост добился, чтобы отобранный в казну дом барона Шафирова был выделен для проживания академиков. В ноябре 1725 года Петербургская академия наук начала свою деятельность, а Блюментрост был назначен ее президентом. После смерти императрицы Екатерины Алексеевны лейб-медик Блюментрост уехал в Москву, вместе с двором Петра II Алексеевича, а академия наук осталась на попечении Шумахера. Тому не удалось наладить хорошие отношения с академиками. Ученые стали покидать Россию, как только кончался срок их контракта (Бернулли, Даниил, Герман, Бильфингер).

Смерть Петра II подорвала влияние Блюментроста при дворе. Он ориентировался на дочерей Петра I — Анну и Елизавету. Пришедшая к власти императрица Анна Ивановна не доверяла ему, лейб-медик не осмеливался показываться ей на глаза. Блюментрост жил во дворце сестры императрицы — мекленбургской герцогини Екатерины Ивановны. Он мало занимался делами академии наук, почти не посещал ее заседаний. В свою очередь академики игнорировали своего президента. В 1732 году Сенат потребовал, чтобы бумаги касающиеся нужд академии, визировались не только ее президентом, но и академиками. 14 июня 1733 года умерла Екатерина Ивановна, покровительствовавшая Блюментросту и императрица приказала А.И. Ушакову начать следствие по обвинению лейб-медика в смерти своей сестры. Следствие не установило вины Блюментроста, однако 19 июня 1733 года он был лишен должности и выслан из Петербурга. Несколько лет Блюментрост жил в Москве, занимался частной практикой. В 1738 году он получил место главного доктора московского военного госпиталя и директора госпитальной школы с жалованьем по 1500 рублей в год. Новая императрица Елизавета Петровна вернула Блюментросту чин действительного статского советника, прибавила 1000 рублей к его жалованью. В 1754 году он был назначен куратором Московского университета. Лаврентий Блюментрост был похоронен в Петербурге около церкви Самсона Странноприимца на Выборгской стороне, в одной могиле с братом Иваном.

ДЕТСКИЙ ВРАЧ РАУХФУС КАРЛ АНДРЕЕВИЧ

Раухфус (Карл Андреевич) - известный педиатр, родился в 1835 г. Окончив курс в Медико-хирургической академии в 1857 г., посвятил себя изучению детских болезней, а в 1860 г. ларингологии.                  

С 1858 по 1868 г. Раухфус состоял прозектором и врачом при Императорском санкт-петербургском воспитательном доме. Составив, по поручению принца Петра Георгиевича Ольденбургского, проект сооружения детской больницы, он был назначен в 1869 г. директором и главным врачом этой больницы, названной детской больницей принца Петра Ольденбургского.

 С 1875 по 1883 г. Раухфус заведовал клиникой детских болезней женских врачебных курсов, устраиваемой при больнице; в 1876 г. назначен лейб-педиатром двора Его Величества.

 При сооружении и внутреннем устройстве детской больницы принца Петра Ольденбургского им впервые была применена система временной карантинной изоляции сомнительных, в смысле заразительности, случаев; в большем совершенстве ему удалось провести приемы изоляции и всего устройства детской больницы при вверенном его руководству сооружении детской больницы святого Владимира в Москве (1874 - 76), которая считается образцовым типом современных детских больниц.

 При детской больнице принца Петра Ольденбургского Раухфус ввел впервые в России больничную ассистентуру для систематического совершенствования молодых врачей под руководством заведующих отделениями старших врачей.

 Печатные труды Раухфуса: "Монография о врожденном сращении устья аорты" (СПб., 1869; диссертация), три отдела в Gerhardt's "Handbuch der Kinderkrankheiten" (1877, 1878, 1882); "Die Kinderheilanstalten", "Die Kehlkopfkrankheiten der Kinder", "Die angeborenen Entwickelungsfehler und Fotalkraukheiten des Herzens"; труды в "Архиве" Вихрова (1859 - 1860); "Ueber Thrombose des ductus Botalli", "Ueberr Thrombose und Embolie der Lungenarterien im Sauglingsalter etc."; в "Petersburg. med. Zeitschruft": "Ueber Laryngochirurgie" (1861), "Thyreotomie wegen Larynxtumor" (1864), "Ueber Gelenkentzundung im Sauglingsalter" (1863), "Ueber angeborene Herzfehler" (1864 - 75); "Sur la construction des hopitaux d'enfants. Congres medical international de Paris. Aout 1867" (П., 1868); "Программа для постройки детской больницы святого Владимира в Москве" (с объяснительной запиской, 1873), "Интубация O'Dwyer'a в крупе", "Клиническая бактериология дифтерии и лечение ее противодифтерийной сывороткой" ("Труды общества детских врачей в Санкт-Петербурге", 1890 - 95; "Врач", 1895), "Дифтерия верхних дыхательных путей и круп" ("Русский Архив Патологии, Клинической Медицины и Бактериологии", 1897), "Успехи применения противодифтерийной сыворотки в России" ("Больничная Газета Боткина", 1898). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл классных часов "Учись учиться"

Цикл классных часов для учащихся среднего звена по развитию приёмов и навыков учения. Сценарии 8 занятий...

Цикл классных часов "По страницам истории школы"

Пояснительная записка Всем известно, что патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства вер...

Презентация к циклу классных часов на тему "Алтай - наш общий дом"

В сентябре 2012 года исполняется 75 лет Алтайскому краю, в котором я живу, поэтому я подготовила для своих учеников презентацию к циклу классных часов на тему "Алтай - наш общий дом". В данной презент...

методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

Цикл классных часов ЗОЖ

Классные часы о здоровом образе жизни....

Цикл лекций "Музыкальные инструменты России"

Эти лекции знакомят  учащихся с музыкальными инструментами разных  народов, населяющих просторы нашей России....

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...