Педагогические династии Эрхирикской сош
проект (9 класс) по теме

Жигмитова Светлана Борисовна

Педагогические династии Эрхирикской сош

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pedagogichesie_dinastii_esosh.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования и Науки Республики Бурятия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Эрхирикская средняя общеобразовательная школа

Проект

 «Педагогические династии

Эрхирикской средней школы Республики Бурятия»

Разработчик проекта: Ван-чи Татьяна Николаевна,

ученица 9 класса

Научный руководитель: Жигмитова Светлана Борисовна,

учитель русского языка и литературы

Адрес: Республика Бурятия

Заиграевский район с. Эрхирик,

Раб. тел.: 83013658658

дом.тел.: 8914 8362630

Эрхирик

2010

Оглавление

I.   Введение                                                                                               2-3

II  Основная часть

§1 Жанр педагогических родословных                                                   4-8

§2 Педагогические династии Эрхирикской средней школы                9-14

III Заключение                                                                                           15

IV Список литературы                                                                              16

Введение.

2010 год объявлен Президентом России Годом Учителя.  Мы, простые школьники,  знаем, что государство поддерживает  учителей в их нелегком труде. Поощряется классное руководство. Награждаются  лучшие учителя России премией Президента России, проводятся различные  профессиональные конкурсы.

В нашей школе учитель русского языка Халбаева Антонина Константиновна, учитель бурятского языка Дашеева Сэсэгма Намсараевна стали победителями российского конкурса «Лучший учитель» и удостоились высокой премии Президента России Д. А. Медведева. На школьном празднике 1 Сентября мы громко аплодировали им и радовались успехам наших педагогов. За  победами наших учителей стоит тяжелый труд.  

Как же становятся Лучшими учителями? Сложен ли этот путь  - путь педагога учителя, воспитателя человека? Почему выбирают профессию учителя, ведь мы видим, что труд чрезвычайно тяжел? Что ожидает учительство в будущем? Таков  круг вопросов и проблем, рассматриваемых в нашей работе.

В этом году будут проводиться различные мероприятия, профессиональные конкурсы для учителей. Наш проект по созданию летописи «Педагогические династии» станет для учительства Эрхирикской школы приятным подарком. Мы уверены, что изучение родословных педагогов имеет большое значение для воспитания чувства уважения к труду педагога.

Цель проекта:  изучить историю семей потомственных учителей, познакомить с историей  династии, с их творческими достижениями для составления летописи «Педагогические династии Эрхирикской школы»

Задачи:

1) доказать, что яркий пример родителей может помочь в выборе профессии;

2) выявить отношение учеников школы, студентов педагогических ВУЗов  к учительскому труду;

3) показать значение учительского труда, вызвать  интерес к этой профессии;

Методологическая основа: принцип объективности, который рассматривает события в целом, опираясь на достоверные факты во всем разнообразии, развитии, принцип историзма, который рассматривает события правдиво, не искажая историю.

При работе с источниками использованы методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

Практическая ценность работы заключается в том, что она может быть использована в работе музея Эрхирикской школы, для опубликования материалов в СМИ к Году учителя, а также в школьной  газете «Инсайт».

Структура работы и содержание: состоит из плана, введения, основной части, заключения, приложений.

§ 1. Жанр педагогических родословных.

Я, Ван-чи Татьяна, ученица 9 класса Эрхирикской средней школы Заиграевского района, учусь в этой школе с 1 класса. Здесь выучились мой отец, Ван-чи Николай Николаевич, мои старшие братья. Они всегда с теплотой  отзываются об учителях нашей школы. С детства, со школьной скамьи мы приходим к пониманию, что  труд учителя велик и благороден., что без труда педагога не вырастает ни ученый, ни инженер, ни космонавт. В этом  мы  еще раз убедились 1  октября. В День пожилых мы провели классный час, на который пригласили ветеранов педагогического труда: Галсанову Людмилу Цынгуевну, Заслуженного учителя РБ, Жигмитову Валентину Дашинимаевну. Мы с интересом слушали их рассказы о жизни. Интересно, что они рассказывали в основном о своих учениках - известных врачах, ученых, поэтах, учителях…. А еще все узнали, что они являются основоположниками учительских династий, и что в нашей школе работают их дочери – Нимаева Оюна Юрьевна и мой классный руководитель Жигмитова Светлана Борисовна. Так возник интерес к теме о педагогических династиях в нашей школе. Мне стало интересно, почему выбирают такую сложную профессию, что движет людьми при выборе этой профессии?

Передо мной встала задача: представить труд учителя в своей летописи «Педагогические династии Эрхирикской школы».

При подготовке к написанию работы была поставлена задача определить особенности жанра педагогических родословных.

Педагогическая родословная ― повествование о роде с профессиональной преемственностью, в котором устанавливается происхождение, степень родства членов семьи, даются фактические сведения, оценочная характеристика тех представителей рода, которые являются носителями фамильного дела, т. е. составляют педагогическую династию.

История семьи (родословная) долгое время была востребованным и хорошо освоенным жанром. Особое место в истории рода всегда занимали сведения о семейном деле и фамильных профессиях. Наследование занятия предков, их ответственного отношения к делу зачастую считалось незыблемой, достойной гордости и уважения обязанностью следующего поколения, накладывало моральную ответственность на потомков за свои поступки.

Служение делу образования и просвещения вызывало особое уважение у россиян. Учитель с его готовностью к самопожертвованию во имя детей неизменно зачислялся в число наиболее почитаемых соотечественников. Биографии учительских родов порой читались как увлекательная проза: они включали семейные предания, легенды, личную переписку, рассказы о семейной реликвии, о случае из жизни, газетные публикации и т.п. Авторы родословных помещали в текстах и уместную  информацию: семейный герб, древо рода, фотографии, поколенные росписи, таблицы.

В  нашем селе  много учительских династий, представители которых не ушли из профессии, а верно служили на ниве воспитания молодого поколения.  Мы насчитали 6 семей, в которых есть 2-3 поколения учителей.  И они работают в нашей школе.

  • Галсанова Людмила  Цынгуевна, Заслуженный учитель РБ – дочь Нимаева Оюна Юрьевна, учитель начальных классов, победитель Республиканского конкурса «Педагогическая элита», номинант премии в  75 тысяч, работает в нашей школе,
  • Дашиева Сэсэгма Намсараевна, Отличник Образования, номинант премии Президента РФ – дочь Цындымеева Ольга Эрдэмовна, учитель начальных классов (работает в школе), сын  Дашеев Д.– аспирант Бурятского Государственного Университета.
  • Халбаева Федосия Николаевна, учитель начальной школы – Халбаева Антонина. Константиновна, Заслуженный учитель РБ, номинант премии Президента РФ – дочь Халбаева Елена Николаевна, выпускница факультета иностранных языков, сотрудник Бурятского научного центра,
  • Дашинимаева Анна Александровна, учитель начальных классов Эрхирикской школы – родители Ирдынеевы Александр Бадмаевич и Цырма Цыбикжаповна, ветераны педагогического труда  – сын, студент I курса исторического факультета БГУ, будущий учитель,
  • Дарибазарова Наталья Нанзытовна, учитель истории Эрхирикской сош, Тепкесов Владислав Романович, сын, студент 5 курса исторического факультета БГУ, будущий педагог;
  • Жигмитова Валентина Дашинимаевна (мать Жапова Дулсан Жаповна, учительница начальных классов), дочь Жигмитова Светлана Борисовна (сын Ертаханов Олег, студент БГУ, будущий учитель, продолжатель династии).

Представители перечисленных династий  – уважаемые люди в нашем селе.

 Во-первых, это учителя высочайшего класса, все учителя высшей категории, победители различных конкурсов.  Среди их выпускников – врачи сельской амбулатории, работники почтовой связи, инженеры, учителя, фермеры. Все они с благодарностью говорят о своих учителях;

Во-вторых, все они являются активными участниками общественной жизни села. Так, например, учителя Халбаева Антонина Константиновна и Жигмитова Светлана Борисовна являются депутатами сельского поселения «Дабатуйское».

Кроме своей профессиональной деятельности они участвуют в народном ансамбле «Аялга» Эрхирикского Дома Культуры.

В интервью на тему «Ваша профессия – учитель» они с теплотой говорят о своих учениках, выпускниках, об их успехах. Свой выбор объясняют любовью к детям, к своему предмету, а также семейной традицией. О труде учителя говорят с уважением и пафосом. Но они обеспокоены современной ситуацией, когда в сельскую школу не идут выпускники педагогических ВУЗов. Средний возраст учителей нашей школы составляет 40 лет. Из молодых специалистов – только один учитель физкультуры.

Мы провели социологический опрос. В педагогическом ВУЗе имени Доржи Банзарова и педагогическом колледже республики Бурятия в настоящее время учатся  около 20 студентов-жителей села Эрхирик Заиграевского района. Учатся на учителей истории - 4, учителей иностранного языка – 5, учителей биологии – 1, физики и информатики -3 и т.д. На наш вопрос, пойдут ли они в школу учителем, наши студенты отвечали отрицательно.

Главный их аргумент: низкая заработная плата, во-вторых, «сильная амортизация сердца», по выражению одного из опрашиваемых.

Мы взялись за подсчет тех выпускников педагогических ВУЗов- жителей села, которые сейчас работают не по профессии. Их около 15! Они работают менеджерами, бухгалтерами, продавцами, предпринимателями. Из профессии ушли в первые же годы работы. Причина: низкая заработная плата.

Кто будет учить детей нашего села через 10-15 лет? Что ждет в будущем учительство? Что должно сделать государство, правительство для того, чтобы поддержать статус учителя? Чтобы молодые специалисты шли в школу!

Наш проект по созданию летописи родословных учителей должен вызвать интерес и уважение к этой профессии. Кроме того, он должен обратить внимание на те проблемы, описанные выше.

§2. Династии учителей  Эрхирикской средней школы.

Галсанова Людмила Цынгуевна.

Ветеран педагогического труда, Заслуженный работник народного образования РБ, всю свою жизнь отдала работе в Эрхирикской школе. Стаж работы 46 лет. За время работы она выпустила 4 выпуска, один из них легендарный: она была классным руководителем с 1 по 11 класс! В своих учениках, по признанию ветерана, она воспитывала чуткость к слову, бережное отношение к русскому языку и будила в своих воспитанниках творческую фантазию. Литературная студия «Родничок» открыла имена талантливых школьников. Поэт Галсанов Баир пишет о родной земле, о древних героях..

Свою любовь и преданность профессии Людмила Цынгуевна подарила своей дочери, ныне учительнице начальных классов Нимаевой Оюне Юрьевне. Ее общий педагогический стаж насчитывает уже 20 лет. По окончании педагогического училища №1 она пришла работать в родную школу. Сейчас у Оюны Юрьевны 4 выпуска, грядет 5-ый, юбилейный. На вопрос, почему стала учителем, она отвечает: «С детства видела трудную ответственную работу мамы, но решила тоже стать учителем». В 2009г Оюна Юрьевна стала победителем конкурса «Педагогическая элита». Это признание за ее плодотворный труд. Надо отметить, что Оюна Юрьевна одна из своих 3 одноклассниц, получивших диплом учителя, осталась в профессии.

Дашеева Сэсэгма Намсараевна – Цындымеева Ольга Эрдэмовна.

 Дашеева Сэсэгма Намсараевна, учитель Эрхирикской средней школы, ветеран педагогического труда, Отличник Просвещения, Дипломант Республиканского конкурса, Победитель Российского конкурса «Лучший учитель», победитель конкурса учителей Заиграевского района  «Лучший по достижениям».

Сэсэгма Намсараевна, зачинатель педагогической родословной, закончила БГПИ имени Д. Банзарова в 1977г. И по сегодняшний день работает в нашей школе. Педагогический стаж работы насчитывает 26 лет, из них 22 года отданы работе в Эрхирикской сош. Она преподает бурятский язык, бурятскую литературу. Кроме того Сэсэгма Намсараевна ведет спецкурсы по культуре Бурятии. Любовь к родной литературе, языку ей привили родные учителя Республиканского бурятского национального лицея №1, который она окончила в 1971году. Учителя Сэсэгмы Намсараевны могут гордиться ею, ведь она выбрала нелегкий труд учителя и верна этой профессии.

За свою продолжительную педагогическую деятельность Сэсэгма Намсараевна выпустила 2 выпуска: в 1989 и 2001г. Среди ее выпускников кандидаты наук, известные артисты театра. Любовь к родному языку, уважение и интерес к обычаям, культуре бурятского народа учитель воспитывает не только на своих уроках, но и на заседаниях краеведческого кружка «Родник мудрости». Исследовательские работы, краеведческие материалы, собранные учителем стали основой архивного фонда школьного музея, руководителем которого является Сэсэгма Намсараевна. Школьники всегда могут посетить музей, изучить материалы по истории школы, села, района.

За успехи в  творческой деятельности  Сэсэгма Намсараевна награждена многочисленными грамотами и дипломами.

2008г Диплом республиканского конкурса «Эрхим багша» в номнинации «Сэсэн- гуа»,

2008г Диплом победителя конкурса «Лучший по достижениям» в рамках реализации КПМО в республике Бурятия.

2009г Почетная грамота Министерства Образования и Науки России «Лучший учитель России».

Продолжательницей учительской династии является дочь Сэсэгмы Намсараевны – Ольга Эрдэмовна Цындымеева. Она учитель начальных классов. Первый учитель Ольги Эрдэмовны – Дашинимаева Анна Александровна, также учитель нашей школы, воспитавшая не одно поколение эрхирикской молодежи. Ольга Эрдэмовна, выпускница Республиканского бурятского педагогического колледжа №1. Это учебное заведение дало путевку в жизнь всем учителям начальных классов Эрхирикской школы. Профессионализм, мастерство, любовь к детям и школе Ольга Эрдэмовна черпает, конечно же, видя перед собой яркий пример служения делу Сэсэгмы Намсараевны.

Чтобы узнать, как же относятся ученики нашей школы к профессии учителя, было проведено анкетирование. Опрошено 48 учеников 7-11 классов. Выяснилось, что  45 % считают профессию учителя не престижной, 29% считают ее вредной для здоровья. 68% не знают, что в нашем селе есть учительские династии.  Выбрать профессию учителя хотят только 8 человек из 48 опрашиваемых. Были взяты  интервью у учителей. Так, учитель начальных классов Нимаева Оюна Юрьевна на вопрос, почему она работает в школе,  ответила, что ей нравится ее работа, она любит детей. Ее дочь Юля тоже хочет стать учителем.

Хотя профессия учителя была названа в анкетах не престижной, вредной, немодной, 20 учеников нашей школы  все же считают, что эта профессия благородная. Так считает и мой классный руководитель Жигмитова Светлана Борисовна.

Жигмитова Светлана Борисовна - учитель русского языка и литературы Эрхирикской сош.  В 1997г после окончания БГУ она пришла работать в свою родную Эрхирикскую школу. В 2005 г у нее был первый выпуск, самый любимый, как она говорит. Ее выпускники в 2010 году уже заканчивают институты и университеты. Каждый год в День Учителя они приходят к ней домой поздравить С Днем Учителя!  Сейчас она наш классный руководитель! Второй год  мы становимся Победителями школьного конкурса «Лучший класс». 4 ученика стали стажерами школы  в Представительском офисе Урало-Сибирской Федерации ЮНЕСКО в г. Екатеринбурге. Трое из них стали Дипломантами I степени по ораторскому мастерству среди молодежных лидеров ЮНЕСКО в турнире городов Екатеринбург – Улан-Удэ. Мы занимаем призовые места в школьных конкурсах, самые талантливые выезжают на районные, республиканские и межрегиональные. А наш одноклассник Ертаханов Максим, участник республиканского эколого-биологичкского центра, как самый активный ее член, приглашен в Париж по приглашению штаба всемирной организации ЮНЕСКО.

Чтобы быть нужной и полезной своему классу, школе Светлана Борисовна много работает, читает, участвует в различных конкурсах. Она участвовала в Республиканском конкурсе «Автограф», с учениками в Республиканском конкурсе «Оюн Бэлиг», где  2 учеников стали Дипломантами I  и III степени. А весной 2008г.,когда Светлана Борисовна стала Учителем года Заиграевского района, она участвовала в Республиканском конкурсе и получила   Диплом «За сохранение традиций в образовании».   Еще наш классный руководитель занимается общественной работой.  Участвует в народном ансамбле «Аялга» Эрхирикского Дома Культуры с 1986г.  

Из 5 своих одноклассников, получивших диплом учителя, она одна осталась верна своей профессии.

Светлана Борисовна является продолжателем славной династии семьи Жигмитовых. Ее мама – ветеран педагогического труда Жигмитова Валентина Нимаевна, отдала школе около 40 лет свое деятельности. Она прожила очень трудную, но интересную жизнь. На классном часе Валентина Нимаевна рассказала нам о своем детстве, о работе учителя. В семье было 5 детей, она была старшей. Росли они в трудные послевоенные годы без отца. Ее маме, Жаповой Дулсан Жаповне, учительнице начальной школы, пришлось поднимать большую семью одной. Все  учились в Горхонской школе Заиграевского района. Валентина Нимаевна училась отлично, особенно она любила  уроки математики.

В 1955 г ее, как лучшую ученицу школы, наградили путевкой во Всесоюзный лагерь «Артек».  В ее жизни было много путешествий по городам Советского Союза (она была в Москве, Ленинграде, Алма-Ате, на Украине), но Артек она  вспоминает с чувством радости и гордости.

За многолетний педагогический труд Жигмитова Валентина Дашинимаевна награждена почетными грамотами:

  • Почетной ленинской грамотой за успехи в социалистическом соревновании в честь 110-ой годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина,
  • Почетной грамотой министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюза работников Просвещения высшей школы и научных учреждений РСФСР.,
  • Многочисленными грамотами Заиграевского района, районного управления Заиграевского района.

Наша летопись рассказывает и истории потомственных учителей Дашинимаевых, Халбаевых, Доржиевых.

Заключение.

В современном мире трудно переоценить роль учителя. В становлении личности, в процессе ее самоопределения, в воспитании качеств гражданина Отечества главную, определяющую роль играет учитель, педагог. Именно педагог воспитывает космонавта, ученого, врача… Именно от усилий педагога зависит нравственное здоровье нации.

Что ожидает педагога и школу в будущем? Наше исследование показало, что молодые люди в профессию идут неохотно в связи с низкой заработной платой.  И в то же время представители семейных династий педагогов Эрхирикской школы трепетно относятся к своей профессии и берегут честь учительского мундира. Думается, что яркий пример наших педагогов вдохновит молодое поколение на освоение этой трудной профессии.

Итогом проектной работы станет летопись «Педагогические династии Эрхирикской средней школы». Данная работа может представлять интерес в целях опубликования в средствах информации.

Список использованной литературы.

  1. Семейный архив Галсановых
  2. Семейный архив Дашеевых
  3. Семейный архив Дашинимаевых
  4. Семейный архив Жигмитовых
  5. Семейный архив Доржиевых
  6. Семейный архив Халбаевых
  7. Школьный архив Эрхирикской средней школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Педагогические династии села Эрхирик"

Проект Педагогические династии Эрхирикской школы, посвященный Году Учителя...

Педагогическая династия

В нашей семье целая династия педагогов......

Я - представитель педагогической династии.

В статье автор рассказывает о трех поколениях педагогической династии, насчитывающей 850 летний стаж на 26 педагогов....

Хроника педагогической династии

              Моя работа посвящена четырём поколениям  учителей  нашей семьи.  Работа выполнена в виде презентации.  Каждому педагог...

Педагогическая династия Томилова-Лукасевичи

Общий педагогический стаж учительской династии Томилова – Лукасевичи - 92года....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ

Рассказ о педагогах семьи Гусевых...

Муниципальный конкурс «Педагогические династии», Посвященный Году Учителя. Эссе: «Учитель – это профессия Главная на земле».

Учительских династий - семей, в которых из поколения в поколение передается педагогический дар и любовь к детям, - в Косолаповской школе - интернате несколько. Не случайно здесь заработал проект...