Час общения.ЗОЖ.Формула здоровья.Жизнь без курения.
методическая разработка (5 класс) на тему

Минина Светлана Николаевна

Разработка внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_obshcheniya.zozh_.f-la_zdorovya.versiya_v_pechati.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения  на тему: «ЗОЖ: здоровый образ жизни ».

Девиз: Я имею право быть здоровым. Я имею право не  курить.

Цели: пропаганда здорового образа жизни,     развитие  мотивации по сохранению и укреплению здоровья,   формирование личной ответственности  за состояние своего здоровья и  негативного отношения к курению.

Задачи: раскрыть сущность понятий «здоровье» и  «здоровый образ жизни»,

дать  информацию о пагубном влиянии курения на организм человека, подвести  учащихся  к пониманию причин и последствий этого явления, возможных способов решения  антиникотиновой проблемы, развивать  у школьников  потребность  в  здоровом образе  жизни  и   коммуникативном общении.

Эпиграф: Человек! Глаза свои открой!

                           Смотри и повторяй:

                           Курение долой! Курить не начинай!

                           Природе верность сохраняй.

                           Ребенок! Жизнь свою спасай!

 Структура занятия

1)Введение. Вступительное слово учителя, постановка проблемы. Анализ диаграммы распространения курения.

2)Изучение проблемы. Работа с  основными понятиями и информацией по теме (методика «мозгового штурма»).

3)Театрализованное представление  «История курения».

4)Организация конкурсов «Знатоки здоровья», «Правда о курении»,  «Фраза о курении».

5)Сказка  « Организм и Никотин».

6)Итоговая дискуссия, осмысление последствий курения.

7)Заключение. Определение  собственного выбора  поведения в ситуации: курить или не курить?

8)Утверждение  здорового образа жизни, исполнение под фонограмму песни  «Нет - ядам сигаретным» на музыку  «Кота Леопольда»

9)Анкетирование.

 Вступительное слово учителя. 

Генрих Гейне «Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье».

Артур Шопенгауэр «9/10 нашего счастья основано на здоровье».

О.Бальзак «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации».

Учитель  знакомит учащихся с высказываниями  о здоровье  и обращает внимание, что  час    общения будет посвящён  здоровому образу жизни,

Проблема курения всегда актуальна, ведь в мире так много курящих людей. Приобщение к курению начинается  в 10-11 лет у мальчиков,  в 13-14 лет  у девочек. Это ваш возраст.  Я предлагаю вам  выразить своё отношение к этому явлению и сделать собственный выбор: курить  или не курить.

Анализ диаграммы распространения курения среди взрослых.

Указан процент курильщиков от численности населения старше 15 лет.

А-страны с низким доходом.

Б- страны со средним доходом.

В-страны с высоким доходом.

Г-Россия.

Обсуждаемые вопросы: Что такое здоровье? Что  его разрушает? Что вредит  здоровью человека? Как сохранить и приумножить здоровье? Почему люди курят? Чем вредно курение? Легко ли отказаться от курения? В чём причины низкой активности  населения по предупреждению курения? Чем опасно курение  для беременных? Перед кем несёт ответственность человек за своё здоровье?

Основные понятия: здоровье, вредные привычки, здоровый образ жизни,

пути сохранения здоровья.

Здоровье-это состояние полного физического, духовного и социального благополучия(определение Всемирной Организации Здравоохранения).

Враги здоровья:                                   Составляющие формулы здоровья:

табак,                                                   отказ от вредных привычек:                      

алкоголь,                                              алкоголя, никотина,   наркотиков;                                        

 наркотики,                                            охрана окружающей среды,          

загрязнение окружающей среды       рациональное питание, личная гигиена и          неправильное питание,                        закаливание, положительные эмоции.

гиподинамия,

стрессовые состояния.

Словарь: Психоактивные  вещества – это природные и синтетические вещества, которые изменяют психическое и физиологическое состояние человека:   табак, алкоголь,  наркотики,   лекарственные  препараты.

Последствия -  результат каких-то действий.

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных организмов и чужеродных веществ.

Нефрон – структурно-функциональная единица почек.

 Гомеостазис - постоянство внутренней среды.

 Никотин – вредное вещество табачного дыма.

Ментол – душистое вещество с запахом мяты и холодящее вкус.

Канцерогены– вещества, вызывающие необратимые изменения в живых клетках и приводящие к опасным онкологическим заболеваниям.

Гиподинамия – недостаток подвижности.

Стрессовые состояния – мрачное, надломленное настроение, страх, обида, зависть.

Информация о курении.

1)Табак – многолетнее травянистое растение семейства пасленовых, класса двудольных. Привез в Испанию в 1496 году Колумб как заморскую диковинку. Родина табака – тропическая Америка. Ближайшие родственники по семейству: картофель, баклажан, перец, ядовитые – белена, дурман, белладонна. В Париже табак быстро вошел в моду после того, как Жак Нико – посол Португалии преподнес королеве Екатерине Медичи табак как средство от головной боли, поэтому ядовитое вещество табачного дыма называется никотин. В России Царь  Михаил Романов издал указ о запрете на табак, который был отменен Петром 1. С тех пор курение сильно распространилось в России.

2)Табачный дым содержит более 50 вредных веществ: никотин, синильная кислота, радиоактивный полоний, бензопирен, угарный газ, и т.д.

3)Курение и здоровье

   Наука стала заниматься изучением  проблем, связанных с курением,      сравнительно недавно, наиболее интенсивно – в последние десятилетия.           Выяснилось:

  1. Нет такой системы органов в теле человека, которые бы не страдали от курения.
  2. Степень вреда зависит от возраста, в котором человек впервые приобщается к курению, а так же от количества выкуриваемых сигарет.

4)Причины курения подростков:

1.Стремление походить на взрослых, подражать курящим родителям.

2.Из-за запрета родителей (сделать им назло).

3.Создание имиджа (особенно у девушек).

4.Попытка самоутвердиться.

5.Стремление похудеть.

6.Давление товарищей.

7.Реклама табачных изделий.

8.Принятие алкоголя (где пьют, там и курят).

9.Причины непонятны (курю, да и курю).

              Конкурс «Знатоков здоровья».          Вопросы  к конкурсу.

От каждой команды приглашаются знатоки здоровья (их выстраивают в ряд). Учитель зачитывает вопрос. Если согласны с утверждением и нужно сказать «да» - шаг вперёд, если не согласны,-   шаг назад.  

  1.  Согласны ли вы, что зарядка -  источник радости и здоровья?
  2. Верно ли, что употребление большого количества мучного и сладкого полезно?
  3. Правда ли, что бананы поднимают настроение?
  4. Верно ли, что от курения ежегодно погибают более 10 тысяч человек?
  5. Правда ли, что есть безвредные сигареты?
  6. Отказаться от курения легко?
  7. Вы согласны с тем, что летом можно запастись витаминами на целый год?
  8. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию?
  9. Вы согласны с утверждением Фауста, героя произведения Гёте: «Курение – забава для дураков».

В ходе данных вопросов – ответов учитель комментирует высказывания, исправляет ошибки.

  Театрализованное  представление  «История курения».

Англичанин: Джентльмены! А знаете ли вы, сколь  противоречивы мнения о табаке? Так у нас в Англии был издан указ, в котором говорилось: «Уличенных в курении водить по улицам с петлей на шее , а наиболее злостных курильщиков казнить.

Француз: О, ужас! Казнить! И из-за чего! Из-за табака. Мне совсем недавно из Швейцарии мой друг, кстати сказать, прекрасный лекарь, прислал фунт великолепного табака, присовокупив к нему такой рецепт: «Это зелье очищает голову, рассеивает боль и усталость, успокаивает зубные страдания, оберегает людей от чумы, лечит застарелые раны и нарывы».

Итальянец: А у нас в Италии даже лица духовного звания пристрастились к этому зелью.

Француз: В Париже табак быстро вошел в моду. С тех пор, как посол Португалии Жак Нико преподнес табак нашей королеве Екатерине Медичи. Кстати, одно из ядовитых веществ табачного дыма называется никотин, в честь Жака Нико.

Англичанин: Ну, а что скажет наш гость из России?

Русский: У нас считали, что это богомерзкое зелье, служит развращению нравов и губительно для здоровья.

Итальянец: Извините, синьор, я слышал, что известный пожар в Москве в 1634 году произошел по вине курильщиков?

Русский: Вы совершенно правы, синьор. После этого прискорбного случая  царь Михаил Романов издал указ: «на Москве и, в городах о табаке заказ учинить крепкий и под смертной казнью. Чтобы нигде у себя табак не держали и табаком не торговали. И за то тем людям чинить большое наказание».

Англичанин: Видимо, даже такой указ не слишком испугал россиян. Ведь у вас сейчас курят не меньше чем в Европе.

Русский: Господа, господа! Вы забыли, что Петр 1 пристрастился к курению именно в Европе и отменил запрет на курение в России.

Итальянец: Синьоры! Не будем спорить! Так или не так, но табак  Европу завоевал!

Русский: А откуда родом это растение?

Француз: А как оно попало в Европу?

Англичанин: А так ли уж вреден табак?

Итальянец: Спросим об этом у ребят!         

   Конкурс: « Правда о курении». Вопросы к конкурсу:

1)   Что вы знаете о табаке? Дайте историко-ботаническую справку.

  2)  Что содержится в табачном дыме? В чем опасность данных веществ.

  3)    Какое влияние на организм человека оказывает курение?  

  4)      Влияние никотина        на системы органов.

  5)    Почему подростки начинают курить?

                  Конкурс: «Фраза о курении».

Команда получает конверт с буквами. Используя цветовую гамму (каждое слово из букв одного цвета), дети складывают из букв фразу, которую озвучивают и выражают своё отношение к этому высказыванию.

   Курение – малая наркомания.

   Курить – здоровью вредить.

   Курение и спорт   не совместимы.

   Курение – дорогая привычка.

   Дети – невинные жертвы курения.

   Сказка «Организм и Никотин» :  

В некотором царстве, в юном государстве жил-был детский организм –

 жил не курил, жил – процветал, да здоровье наживал.

Был звеном не слабым, - укреплял, закалял, иммунитет приобретал.

В нем охраняли внутренний покой – мозг, сердце, легкие, желудок,

кишечник, мочевой пузырь и много-много капилляров,

 несущих  жизнь,  живительную кровь.

И по утрам, он, делая зарядку, сигналы организма изучал:

- Алло! Сердечко! Вы в порядке? Стучите, держите свой ритм?

- А легкие – вы дышите? Чудесно! Работают нефроны – красота!

И мозг решает разные задачки! Прекрасно вы устроены, друзья!

- Эритроциты! Проведите поскорей

уборку влажную в системе кровеносного снабжения.

Детский организм в своей Отчизне воспевал здоровый образ жизни.

Оберегая органы от грязи, заботясь о душевной чистоте,

Поддерживал он свой гомеостазис, болезни отвергая все.

И пел он песню по утрам, так весело, задорно

 Здоровье есть – прекрасна жизнь!

«Я организм из сказки

И в форме я прекрасной

Здоровье на все сто-о-о-о!

С болезнями не знаюсь, и спортом занимаюсь

И пью лишь молоко».

        Однажды гость незваный появился и  преподнёс в подарок никотин.

И сообщил, что вещество приятно, не опасно, что от него хороший аппетит,

как душу радует, и лёгкие ласкает, как  остальные органы бодрит.

И молодой здоровый организм колечки дымные вдохнул в себя охотно, мечтая наслажденье получить и быть  в вопросе том весьма осведомлённым.

И задохнулся,-  кашель обуял…От этого ему не стало лучше.

И вот уже кружится голова,    сосуды сужены, дыхание замирает,

и першит  в горле,  и еда не та, и зубы, десны, кожа, - всё страдает!

Хрипенье в горле, кашель и простуда,  и  рези в животе,

 и  впереди маячит страшный   рак…

Вас не пугают, тут не до испуга:  канцероген он есть канцероген.

     - Тьфу! Ужас! Каюсь, каюсь, каюсь! Кричал в испуге  детский организм.

      За что  народ!? Спасите мою душу    иль тягостный исход не у ворот!

   Спасите, помогите, разбудите уснувшие рефлексы организма.

     Пусть нервная система даст  команду:  

« Курение прочь из жизни! Навсегда!»

Я призываю всех к здоровью и кефиру,

 а вредной сигаретной пачке,

предпочитаю труд на дачке!

И организм, избавившись от яда, подумав, и к народу обратясь, сказал: «Бросать курение никогда не поздно, а главное его не начинать»

Сказка ложь, да в ней намек, и ребятам всем урок.

Определение собственного выбора. Дети прикрепляют зелёный листочек  на одну из половин доски, на которых записано: 

                                   Сделаем свой выбор!

Я «против» курения.                                      Я «за» курение.

Я выбираю здоровье и жизнь.                       Я выбираю смерть и болезни.

Слова песни:

В небесах высоко ярко солнце светит.

До чего ж хорошо жить на белом свете!

Голова не болит, дышится свободно.

Ведь здоровьем модно нынче дорожить.

Вокруг нас чудеса, в космосе ракеты.

Для чего ж нам нужны, эти сигареты?

Дружно "НЕТ" пропоем ядам сигаретным.

Мы без дряни  этой лучше проживем!

Литература:

     1.Сигареты – опасность подтверждена//Студенческий меридиан.-1997№4

2.Закон РФ об образовании (статья 51)

3.Почему это опасно .  Л.Л.Генкова,  Н.Б.Славков. -М.,Просвещение - 1989

4.Школьнику о вреде никотина и алкоголя. В.Н.Ягодинский-М., Просвещение,1986

5.Здоровый образ жизни. Г.М.Соловьёв.-Ставрополь,СГУ,2001.

6.Здоровье человека и окружающая среда.  С.В.Мансурова.-Москва , ООО «Виктория плюс»2007

7.Модульный курс профилактики курения.А.Н.Сизанов,В.А.Хриптович.Москва, «ВАКО»-2006

8.Мой выбор. Ахметова И.Ф. Москва,ООО  фирма  «Вариант»,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ОСНОВА ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ»

Классный час«ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ОСНОВА ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ» в 7а классе коррекционной школы VIII вида...

Классный час "Здоровое питание-основа здоровой жизни"

Классный час предназначен для учащихся 5-9 классов, посвящен ознакомлению учащихся с принцпами здорового питания....

Пресс-конференция "Вода. Здоровье. Жизнь."

С 1993 года во многих странах мира по инициативе Международной ассоциации водоснабжения и ЮНЕСКО 22 марта отмечается Всемирный День Воды. На территории Российской Федерации он проводится с 1995 года п...

"Один день из здоровой жизни школьника"

Социальный проект, направленный на охрану и сбереженье здоровья школьника...

Урок здоровья. Жизнь или здоровье.

Цель урока: Знакомить учащихся с последствиями воздействия на мозг наркотических средств, с нарушениями, возникающими   вследствие приема наркотиков. Учить правильно реагировать на предложен...

КВН "Мы за здоровую жизнь!"

Сценарий внеурочного мероприятия на тему  КВН "Мы за здоровую жизнь!"...