Тренинг. Подготовка к ГИА по математике и не только
методическая разработка (9 класс) по теме

Занятия для учащихся 9 классов. Дается в виде тренинга. Учащиеся настраиваются на подготовку к экзамену, учатся правильно расслабляться, концентрироваться, готовиться к предстоящей работе в психологическом плане.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие с учащимися 9 «б» класса. Тренинг. «Подготовка к ГИА  по математике и не только». Учитель математики Соколова Н.В.

Слайд 1,2

   Сегодня наше занятие не совсем обычное. Я не стану требовать от вас решения простых или сложных математических задач, но предложу вам начать решать задачи, которые подчас предлагает нам сама  жизнь.

   Я страшно волновалась, готовясь к этому мероприятию. Но одна замечательная фраза, сказанная известным во всем мире  банкиром Рокфеллером, помогла мне осуществить задуманное.

Слайд 3

«Ваше благополучие зависит  от ваших собственных решений».

(Д. Рокфеллер)

 Вступительное слово.

Страшные слова: экзамен, зачет, контрольная работа, ответ у доски. Многие учащиеся учат, готовятся, действительно много знают, но, попадая в условия стресса, теряются, забывают элементарные вещи, ведут себя очень неуверенно. Бывает и по-другому: практически не учил, ну, максимум  написал шпаргалки, а приходит на экзамен и получает хорошую отметку. Как такое может быть?

Никто не говорит о том, что готовиться к зачетам, экзаменам и контрольным не надо, но какие тогда секреты знают вторые, и не знают первые. Вы скажете, что это просто везение, и будете не совсем правы. Над везением тоже иногда стоит поработать. Именно  над этим «запланированным» везением мы и будем работать на тренинге.

Слайд 4. (цель)

Цель: психологическая подготовка выпускников к  государственной итоговой аттестации.

Слайд 5.(задачи)

Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Развитие коммуникативной компетентности.
5. Развитие навыков самоконтроля.


Ход занятия.

  1. Разминка.

Упражнение "Комплимент"

Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия: 1) обращение к партнеру по имени и 2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Дискуссия на тему "Возможности, которые предлагает нам жизнь"
Участникам предлагается прослушать притчу и обсудить ее.

     Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у тебя  будут возможности добыть огромные богатства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной девушке.
Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло, и в конце концов он умер в одиночестве и нищете. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, и заявил ему: Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену. Все свою жизнь я ждал... но ничего не произошло.
"Я не это тебе обещал, — ответил ангел. — Я обещал тебе возможности богатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной девушкой, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил.
Человек был озадачен.
"Я не представляю, о чем ты говоришь", — сказал он.
"Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать?" — спросил ангел.
Человек кивнул.
"Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через несколько лет дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самых богатых людей в городе".
"И еще, помнишь, — сказал ангел, — был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество. Ты не обращал внимание на призывы о помощи и остался дома".
Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке.
"Это была твоя  возможность спасти сотни человеческих жизней,  тебя бы уважали все оставшиеся в живых в городе", — сказал ангел.
"Ты помнишь девушку, прекрасную молодую  красавицу, которая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что она никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?"
Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы.
"Да, мой друг, — сказал ангел, — она стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь".

( обсуждение)
Итог: Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасениям помешать нам использовать эти возможности.

Учитель: Предлагаю пройти небольшое тестирование.

Слайд 6,7.(тест)

Тест "Моральная устойчивость"

Участникам необходимо прослушать утверждения и определить свое согласие или несогласие с каждым из них.   ( + или - )
1. Я всегда держу данное слово и выполняю свои обязательства перед другими.
2. Я охотно помогаю своим друзьям, причем делаю это бескорыстно.
3. Мне обычно неприятно, когда я вижу несправедливость.
4. Грубость и невоспитанность людей вызывает во мне чувство досады.
5. Я незлопамятный человек, не держу зла на других.
6. Я очень люблю животных.
7. Я уважаю возраст и мудрость пожилых людей.
8. Стремлюсь быть честным не только по отношению к другим, но и с самим собой.
9. Решая свои проблемы, я никогда не забываю о других.
10. Люблю делать подарки, мне нравится, когда человек радуется.

Слайд 8,9,10,11.(результат)
Определение результата и его интерпретация


За каждый ответ "да" поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.


1–3 балла. У вас не очень высокая моральная устойчивость. Наверное, вы просто еще не задумывались над этим или берете пример с других людей. В этом случае вам не повезло. Советуем подумать над своим обычным поведением, если вы хотите измениться.
4–6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном придерживаетесь моральных норм, принятых в обществе. Но вам есть над чем поработать, чтобы эти нормы стали вашей внутренней потребностью.
7–10 баллов. Вы практически идеальный человек, на которого могут равняться окружающие. Но не следует расслабляться, нужно и дальше работать над собой.

  1. Выступление психологов. Мини-лекция "Как готовиться к экзаменам"

Сейчас наши психологи, Виктория Викторовна и Ольга Николаевна, расскажут вам об эффективных способах подготовки к экзаменам.

Помните, что любая информация может оказаться полезной. Ведь, кто владеет информацией, тот владеет миром.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как подготовиться психологически
— Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
— Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Что делать, если устали глаза? 
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:
— посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);— попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
— нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Режим дня 
Раздели день на три части:
— готовься к экзаменам 8 часов в день;
— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй — 8 часов;
— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.
Питание 
Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад.

Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.
Место для занятий 
Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Условия поддержки работоспособности 
1. Чередовать умственный и физический труд.
2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
4. Минимум телевизионных передач!

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Учитель: Спасибо!

Знаете ли вы, что существуют специальные упражнения, для стимуляции познавательных процессов?

Их называют «кинезиологические упражнения»


Инструкция:

1.  Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.


2. Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же с другой рукой.

Эти упражнения полезно выполнять перед началом рабочего дня, и не только школьникам, но и взрослым.

  1. Мини-лекция "Как вести себя во время экзаменов"

Как вы думаете, на что обращают внимание при встрече с человеком в первую очередь?

Существует  поговорка « Встречают по одежке, а провожают по уму».

Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.
Рекомендации по поведению до и в момент экзамена.

Постарайтесь мысленно повторить все рекомендации одновременно со мной.

Предлагаю всем встать так, чтобы вам было комфортно, и  повернуться ко мне лицом.

Подготовка к экзамену процесс долговременный. Согласны?

(слайд 13)


1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. "Перед смертью не надышишься".

2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.


3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: "Я спокоен! Я совершенно спокоен".

  1. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.


5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.


6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах "Я спокоен, я совершенно спокоен". Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.


7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
— сядь удобно,
— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
— задержка дыхания (2–3 секунды).


8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.


9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием.
Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.


10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.


11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.


12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.


13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!


14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.


15. Стремись выполнить все  задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

Надеюсь, что эти рекомендации помогут вам выполнить следующее задание.
5.  Дискуссия в малых группах

Участники разбиваются на 4 малые группы, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя.
Функции председателя: следить за тем, чтобы группа  не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы "мозгового штурма"; поощрять участие каждого.
Функции секретаря: записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы.
Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой.
Функции таймера: следить за временем, отведенным на дискуссию.
Ведущий объясняет группе значение понятия "мозговой штурм" и его принципы:
— Выработайте как можно больше идей.
— Все идеи записываются.
— Ни одна идея не отрицается.
— Ни одна идея не обсуждается, для них еще придет время.
Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.


Предлагаю вам задания для обсуждения.


Задание 1-й группе: как лучше подготовиться к экзаменам (по математике)?
Задание 2-й группе: как организовать рабочее место для подготовки к единому государственному экзамену (по математике)?
Задание 3-й группе: как организовать день накануне экзамена?
Задание 4-й группе: что нужно сделать, чтобы успешно сдать экзамен?


Задания для обсуждения
Задание 1-й группе: плюсы и минусы в поведении  во время экзамена.
Задание 2-й группе: как сосредоточиться во время экзамена.
Задание 3-й группе: как избежать неудачи во время экзамена.
Задание 4-й группе: как себя вести во время экзамена.


Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма и правила работы в группе.


На обсуждение дается 2 минуты. 


Затем спикеров просят доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам.

6.Подведение итогов занятия

Упражнение "Покажи пальцем"

Все участники сидят в круге. Для начала их просят поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем ведущий называет какое-то свойство и предлагает участникам опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого из них, обладает сегодня данным свойством.
Например:

Покажите самого активного сегодня.

Самого сонного.

Покажите того, кто сегодня особенно веселил группу.

Того, кто сегодня помог вам.

Покажите того, с кем бы вы хотели продолжить обсуждение темы.

Покажите того, кто внес больший вклад в решение поставленных задач .

Подготовиться к экзамену по математике или другому предмету дело нелегкое, требующее определенных знаний, усилий, силы воли, терпения и времени. Здесь никак не обойдешься только шпаргалкой, подсказкой соседа,  главное, что поможет вам двигаться  вперед – это  ваше ЖЕЛАНИЕ.

Желание  является стимулом в обретении желаемого.

Я вас благодарю за сегодняшнее сотрудничество!

Наше занятие окончено.

1.1

Задание 1-й группе: Как лучше подготовиться к экзамену (по математике)?

---------------------------------------------------------------------

1.2


Задание 2-й группе: Как организовать рабочее место для подготовки к  экзамену (по математике)?

---------------------------------------------------------------------

1.3
Задание 3-й группе: Как организовать день накануне экзамена (по математике) ?

---------------------------------------------------------------------

1.4
Задание 4-й группе: Что нужно сделать, чтобы успешно сдать экзамен (по математике)?

--------------------------------------------------------------------

2.1
Задание 1-й группе: Плюсы и минусы в поведении во время экзамена.

2.2
Задание 2-й группе: Как сосредоточиться во время экзамена.

---------------------------------------------------------------------

2.3
Задание 3-й группе: Как избежать неудачи во время экзамена.

        ------------------------------------------------------------------

2.4
Задание 4-й группе: Как себя вести во время экзамена.

-----------------------------------------------------------------------


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотое сечение в математике и не только...

Данную презентацию можно демонстрировать на мультимедийном экране для всего класса сразу, либо она может быть просмотрена каждым учащимся индивидуально. Презентацию можно использовать для учащихся 7 к...

Подготовка к экзаменам (психологический аспект и не только...)

В данном материале подобраны советы по подготовке кэкзаменам, которые, несомненно будут интересны и полезны как родителям выпускников, так и самим выпускникам....

Внеклассное мероприятие "О математике и не только"

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов, рекомендуется для проведения во время недели математики или недели науки и техники. Задания подобраны таким образом, что в конкурсе может принять учас...

Защита предметов.«Русский язык и математика – это не только школьные предметы, а окно в большой мир…»

Открытый урок (защита предметов) для учеников 6 класса готовили учителя русского языка (Р) и математики ( кл. руководитель) (М). На урок приглашены родители учеников и  гости....

Разработка электронного тренинга для подготовки к ЕГЭ по математике. В2

Данный проект разработан для учащихся 5 классов. Он позволит не только закрепить математические знания, а также овладеть некоторыми навыками работы на компьютере: совместное создание презентации с исп...

Подготовка к ОГЭ по математике. Тренинг по теме "Диаграммы"

В данном материале предлагается несколько видов диаграмм для отработки задания 8 в соответствии со спецификацией КИМов для проведения основного государственного экзамена по математике в 2018. При сост...