Тренинг. Подготовка к ГИА по математике и не только
методическая разработка (9 класс) по теме
Занятия для учащихся 9 классов. Дается в виде тренинга. Учащиеся настраиваются на подготовку к экзамену, учатся правильно расслабляться, концентрироваться, готовиться к предстоящей работе в психологическом плане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг. Подготовка к ГИА по математике и не только | 72 КБ |
Слайды | 345 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие с учащимися 9 «б» класса. Тренинг. «Подготовка к ГИА по математике и не только». Учитель математики Соколова Н.В.
Слайд 1,2
Сегодня наше занятие не совсем обычное. Я не стану требовать от вас решения простых или сложных математических задач, но предложу вам начать решать задачи, которые подчас предлагает нам сама жизнь.
Я страшно волновалась, готовясь к этому мероприятию. Но одна замечательная фраза, сказанная известным во всем мире банкиром Рокфеллером, помогла мне осуществить задуманное.
Слайд 3
«Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений».
(Д. Рокфеллер)
Вступительное слово.
Страшные слова: экзамен, зачет, контрольная работа, ответ у доски. Многие учащиеся учат, готовятся, действительно много знают, но, попадая в условия стресса, теряются, забывают элементарные вещи, ведут себя очень неуверенно. Бывает и по-другому: практически не учил, ну, максимум написал шпаргалки, а приходит на экзамен и получает хорошую отметку. Как такое может быть?
Никто не говорит о том, что готовиться к зачетам, экзаменам и контрольным не надо, но какие тогда секреты знают вторые, и не знают первые. Вы скажете, что это просто везение, и будете не совсем правы. Над везением тоже иногда стоит поработать. Именно над этим «запланированным» везением мы и будем работать на тренинге.
Слайд 4. (цель)
Цель: психологическая подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации.
Слайд 5.(задачи)
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Развитие коммуникативной компетентности.
5. Развитие навыков самоконтроля.
Ход занятия.
- Разминка.
Упражнение "Комплимент"
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия: 1) обращение к партнеру по имени и 2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Дискуссия на тему "Возможности, которые предлагает нам жизнь"
Участникам предлагается прослушать притчу и обсудить ее.
Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у тебя будут возможности добыть огромные богатства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной девушке.
Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло, и в конце концов он умер в одиночестве и нищете. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, и заявил ему: Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену. Все свою жизнь я ждал... но ничего не произошло.
"Я не это тебе обещал, — ответил ангел. — Я обещал тебе возможности богатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной девушкой, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил.
Человек был озадачен.
"Я не представляю, о чем ты говоришь", — сказал он.
"Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать?" — спросил ангел.
Человек кивнул.
"Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через несколько лет дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самых богатых людей в городе".
"И еще, помнишь, — сказал ангел, — был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество. Ты не обращал внимание на призывы о помощи и остался дома".
Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке.
"Это была твоя возможность спасти сотни человеческих жизней, тебя бы уважали все оставшиеся в живых в городе", — сказал ангел.
"Ты помнишь девушку, прекрасную молодую красавицу, которая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что она никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?"
Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы.
"Да, мой друг, — сказал ангел, — она стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь".
( обсуждение)
Итог: Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасениям помешать нам использовать эти возможности.
Учитель: Предлагаю пройти небольшое тестирование.
Слайд 6,7.(тест)
Тест "Моральная устойчивость"
Участникам необходимо прослушать утверждения и определить свое согласие или несогласие с каждым из них. ( + или - )
1. Я всегда держу данное слово и выполняю свои обязательства перед другими.
2. Я охотно помогаю своим друзьям, причем делаю это бескорыстно.
3. Мне обычно неприятно, когда я вижу несправедливость.
4. Грубость и невоспитанность людей вызывает во мне чувство досады.
5. Я незлопамятный человек, не держу зла на других.
6. Я очень люблю животных.
7. Я уважаю возраст и мудрость пожилых людей.
8. Стремлюсь быть честным не только по отношению к другим, но и с самим собой.
9. Решая свои проблемы, я никогда не забываю о других.
10. Люблю делать подарки, мне нравится, когда человек радуется.
Слайд 8,9,10,11.(результат)
Определение результата и его интерпретация
За каждый ответ "да" поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.
1–3 балла. У вас не очень высокая моральная устойчивость. Наверное, вы просто еще не задумывались над этим или берете пример с других людей. В этом случае вам не повезло. Советуем подумать над своим обычным поведением, если вы хотите измениться.
4–6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном придерживаетесь моральных норм, принятых в обществе. Но вам есть над чем поработать, чтобы эти нормы стали вашей внутренней потребностью.
7–10 баллов. Вы практически идеальный человек, на которого могут равняться окружающие. Но не следует расслабляться, нужно и дальше работать над собой.
- Выступление психологов. Мини-лекция "Как готовиться к экзаменам"
Сейчас наши психологи, Виктория Викторовна и Ольга Николаевна, расскажут вам об эффективных способах подготовки к экзаменам.
Помните, что любая информация может оказаться полезной. Ведь, кто владеет информацией, тот владеет миром.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как подготовиться психологически
— Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
— Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Что делать, если устали глаза?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:
— посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);— попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
— нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Режим дня
Раздели день на три части:
— готовься к экзаменам 8 часов в день;
— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй — 8 часов;
— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.
Питание
Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад.
Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.
Место для занятий
Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Условия поддержки работоспособности
1. Чередовать умственный и физический труд.
2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
4. Минимум телевизионных передач!
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Учитель: Спасибо!
Знаете ли вы, что существуют специальные упражнения, для стимуляции познавательных процессов?
Их называют «кинезиологические упражнения»
Инструкция:
1. Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.
2. Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же с другой рукой.
Эти упражнения полезно выполнять перед началом рабочего дня, и не только школьникам, но и взрослым.
- Мини-лекция "Как вести себя во время экзаменов"
Как вы думаете, на что обращают внимание при встрече с человеком в первую очередь?
Существует поговорка « Встречают по одежке, а провожают по уму».
Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.
Рекомендации по поведению до и в момент экзамена.
Постарайтесь мысленно повторить все рекомендации одновременно со мной.
Предлагаю всем встать так, чтобы вам было комфортно, и повернуться ко мне лицом.
Подготовка к экзамену процесс долговременный. Согласны?
(слайд 13)
1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. "Перед смертью не надышишься".
2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: "Я спокоен! Я совершенно спокоен".
- Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.
6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах "Я спокоен, я совершенно спокоен". Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
— сядь удобно,
— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
— задержка дыхания (2–3 секунды).
8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.
Надеюсь, что эти рекомендации помогут вам выполнить следующее задание.
5. Дискуссия в малых группах
Участники разбиваются на 4 малые группы, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя.
Функции председателя: следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы "мозгового штурма"; поощрять участие каждого.
Функции секретаря: записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы.
Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой.
Функции таймера: следить за временем, отведенным на дискуссию.
Ведущий объясняет группе значение понятия "мозговой штурм" и его принципы:
— Выработайте как можно больше идей.
— Все идеи записываются.
— Ни одна идея не отрицается.
— Ни одна идея не обсуждается, для них еще придет время.
Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.
Предлагаю вам задания для обсуждения.
Задание 1-й группе: как лучше подготовиться к экзаменам (по математике)?
Задание 2-й группе: как организовать рабочее место для подготовки к единому государственному экзамену (по математике)?
Задание 3-й группе: как организовать день накануне экзамена?
Задание 4-й группе: что нужно сделать, чтобы успешно сдать экзамен?
Задания для обсуждения
Задание 1-й группе: плюсы и минусы в поведении во время экзамена.
Задание 2-й группе: как сосредоточиться во время экзамена.
Задание 3-й группе: как избежать неудачи во время экзамена.
Задание 4-й группе: как себя вести во время экзамена.
Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма и правила работы в группе.
На обсуждение дается 2 минуты.
Затем спикеров просят доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам.
6.Подведение итогов занятия
Упражнение "Покажи пальцем"
Все участники сидят в круге. Для начала их просят поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем ведущий называет какое-то свойство и предлагает участникам опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого из них, обладает сегодня данным свойством.
Например:
Покажите самого активного сегодня.
Самого сонного.
Покажите того, кто сегодня особенно веселил группу.
Того, кто сегодня помог вам.
Покажите того, с кем бы вы хотели продолжить обсуждение темы.
Покажите того, кто внес больший вклад в решение поставленных задач .
Подготовиться к экзамену по математике или другому предмету дело нелегкое, требующее определенных знаний, усилий, силы воли, терпения и времени. Здесь никак не обойдешься только шпаргалкой, подсказкой соседа, главное, что поможет вам двигаться вперед – это ваше ЖЕЛАНИЕ.
Желание является стимулом в обретении желаемого.
Я вас благодарю за сегодняшнее сотрудничество!
Наше занятие окончено.
1.1
Задание 1-й группе: Как лучше подготовиться к экзамену (по математике)?
---------------------------------------------------------------------
1.2
Задание 2-й группе: Как организовать рабочее место для подготовки к экзамену (по математике)?
---------------------------------------------------------------------
1.3
Задание 3-й группе: Как организовать день накануне экзамена (по математике) ?
---------------------------------------------------------------------
1.4
Задание 4-й группе: Что нужно сделать, чтобы успешно сдать экзамен (по математике)?
--------------------------------------------------------------------
2.1
Задание 1-й группе: Плюсы и минусы в поведении во время экзамена.
2.2
Задание 2-й группе: Как сосредоточиться во время экзамена.
---------------------------------------------------------------------
2.3
Задание 3-й группе: Как избежать неудачи во время экзамена.
------------------------------------------------------------------
2.4
Задание 4-й группе: Как себя вести во время экзамена.
-----------------------------------------------------------------------
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Золотое сечение в математике и не только...
Данную презентацию можно демонстрировать на мультимедийном экране для всего класса сразу, либо она может быть просмотрена каждым учащимся индивидуально. Презентацию можно использовать для учащихся 7 к...
Подготовка к экзаменам (психологический аспект и не только...)
В данном материале подобраны советы по подготовке кэкзаменам, которые, несомненно будут интересны и полезны как родителям выпускников, так и самим выпускникам....
Внеклассное мероприятие "О математике и не только"
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов, рекомендуется для проведения во время недели математики или недели науки и техники. Задания подобраны таким образом, что в конкурсе может принять учас...
Защита предметов.«Русский язык и математика – это не только школьные предметы, а окно в большой мир…»
Открытый урок (защита предметов) для учеников 6 класса готовили учителя русского языка (Р) и математики ( кл. руководитель) (М). На урок приглашены родители учеников и гости....
Разработка электронного тренинга для подготовки к ЕГЭ по математике. В2
Данный проект разработан для учащихся 5 классов. Он позволит не только закрепить математические знания, а также овладеть некоторыми навыками работы на компьютере: совместное создание презентации с исп...
Подготовка к ОГЭ по математике. Тренинг по теме "Диаграммы"
В данном материале предлагается несколько видов диаграмм для отработки задания 8 в соответствии со спецификацией КИМов для проведения основного государственного экзамена по математике в 2018. При сост...
Сайт "Незнайка" с тестами для подготовки к ОГЭ по биологии и не только
https://neznaika.pro/oge/bio_oge/...