Внеклассное мероприятие "О математике и не только"
методическая разработка (8 класс) по теме

Бордачева Ирина Викторовна

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов, рекомендуется для проведения во время недели математики или недели науки и техники. Задания подобраны таким образом, что в конкурсе может принять участие не только ученик, глубоко знающий и понимающий математику, но и любой среднестатистический ученик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_o_matematike_i_ne_tolko.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МБОУ г. Иркутска СОШ № 39

Внеклассное мероприятие

для учащихся 8-х классов

«О математике и не только»

                                 

                                 

                                     

             

Учитель математики первой

квалификационной категории

Бордачёва Ирина Викторовна

г. Иркутск, 2013 год

Конкурс «О математике и не только» проводится в школе во время недели науки и техники.

Цели конкурса:

  • повышение интереса к математике;
  • развитие математических способностей учащихся;
  • развитие логического мышления учащихся;
  • развитие общего интеллекта;
  • развитие смекалки; углубление межпредметных связей;
  • раскрытие индивидуальных особенностей учащихся;
  • воспитание чувства товарищества.

Общее время проведения конкурса – примерно 40 минут.

  1. Приветствие команд.

Название, девиз, приветствие жюри (ребята могут подготовить приветствие заранее, либо прямо на игре).

  1. Разминка политехническая «Что, где и почему?».

Отвечает та команда, которая знает ответ. За правильный ответ – 1 балл.

  • что можно предпринять, чтобы определить, горизонтальное ли положение занимает поверхность стола, холодильника, если нет под рукой заводского уровня? (ответы могут быть разными, например: налить в блюдце воды и посмотреть в какую сторону она стекает; взять отвес, т. е. нитку с гайкой на конце; положить на поверхность круглый предмет и посмотреть, куда он скатится);
  • где на поверхности земли магнитный компас бесполезен? (на полюсах или там, где залежи железных руд);
  • что является графиком уравнения ? (прямая у  х+1 при х ≠ 1);
  • почему не допускается работа двигателя внутреннего сгорания в закрытом помещении? (скопление выхлопных газов);
  • где пересекаются высоты прямоугольного треугольника? (в вершине прямого угла);
  • что станет с углом в 30, если на него посмотреть через лупу, увеличивающую в 4 раза? (угол останется прежним – 30);
  • почему вода из озера не выливается на поверхность земли даже в южном полушарии? (притяжение Земли).

  1. Конкурс чертёжника-геометра.

На конкурс отводится 3-4 минуты. За каждый верно выполненный чертёж – 1 балл.

Нарисовать два параллелограмма так, чтобы их общей частью были точка, отрезок, треугольник, прямоугольник, пятиугольник, шестиугольник.

Задание для болельщиков: Нарисуйте два треугольника так, чтобы их общей частью были точка, отрезок, треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник.

Ответы:

  1. Конкурс «Решение геометрической задачи».

На конкурс отводится не менее 5 минут, за верный ответ – 5 баллов. Ответы сдаются в письменном виде.

Ученик, измерив углы трапеции, утверждал, что один из углов на 10 больше второго, но в 2 раза меньше третьего, а четвёртый – прямой. Не ошибся ли он?

Ответ: Ученик ошибся, т. к. если трапеция прямоугольная, то в ней два прямых угла. А в этой задаче мы имеем трапецию с углами в 60, 70, 140 и 90, что является невозможным.

Пока команды решают задачу, болельщикам можно дать задание:

а) Однажды Витя Верхоглядкин сложил трапецию из четырёх прямоугольных треугольников. Не сможете ли вы повторить его достижение? А улучшить? (т.е. составить трапецию из меньшего числа прямоугольных треугольников)

Ответ:

б) В некотором четырёхугольнике известен один из углов, какого вида должен быть четырёхугольник, чтобы было возможно вычислить все остальные углы четырёхугольника?

Ответ: параллелограмм (или ромб), равнобедренная трапеция.

За верные ответы болельщиков командам можно засчитать по 1 баллу за каждую задачу.

  1. Конкурс «Литературный».

Команды называют по очереди пословицы или поговорки, в которых присутствует имя числительное. За верный ответ – 1 балл.

Например: Все за одного, один за всех.

        Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Семь раз примерь, один раз отрежь.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Семеро одного не ждут.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Одним махом семерых убивает.

Семь бед, один ответ.

Седьмая вода на киселе.

И т. д.

  1. Конкурс капитанов.

За верное решение – 3 балла.

Найдите корень уравнения.   а) хх  х2;   б) хх  х.

Пока капитаны выполняют задание, командам и болельщикам задаются вопросы на смекалку.

  • Во сколько раз лестница на шестой этаж дома больше лестницы на второй этаж этого дома? (в 5 раз, т.к. до второго этажа 2 пролёта, а до 6 этажа 10 пролётов, 10 : 2 = 5)
  • Сколько выходных дней в летних каникулах школьников? (для школьников они все выходные)
  • 10 цыплятам на 10 дней нужно 10 кг корма. Сколько нужно корма 100 цыплятам на 100 дней? Ученик ответил – 100 кг. Прав ли он? (нет, т.к. 1 цыплёнку на 10 дней надо 1 кг корма, соответственно на 100 дней – 10 кг, значит для 100 цыплят на 100 дней надо 10 * 100 = 1000 кг)

За верные ответы команды получают дополнительные баллы.

  1. Конкурс «Математические софизмы».

На конкурс даётся не менее 4 минут.

Софизмом называется такое суждение, в котором неправильные предпосылки выдаются за истинные, в результате чего мы приходим к нелепым умозаключениям.

«Полупустое всё равно, что полуполное. Можем написать полупустое = полуполное или пустого = полного. А если равны половины, то равны и целые. То есть «пустое = полному». Где в рассуждениях допущена ошибка?

Ответ: Рассмотрим пример на бочках. Полупустая бочка - это не половина пустой бочки, а та бочка, половина которой полна, половина - пуста. То же самое и с полуполной бочкой: это опять-таки не половина полной бочки, а бочка, полная наполовину. Неправильный вывод - следствие того, что полупустая бочка и полуполная бочка как раз и принимаются за половину пустой и половину полной бочек.

Корни неправильного вывода, что полная бочка равна пустой, следуют из неверного объяснения значений слов "полупустая" и "полуполная".

За правильный ответ – 5 баллов.

Болельщикам также можно порассуждать над этим софизмом.

  1.  Конкурс заключительный.

Кто лучше всех знает математические и физические термины на букву Т, Р, С, П?

Командам даётся 3 – 4 минуты для письменного ответа.  

 

Запишите математические и физические термины на букву «Т»:

Равенство, верное при всех допустимых значениях переменной. (тождество)

Геометрическая фигура. (треугольник…)

Линия, по которой движется некоторое тело. (траектория)

Утверждение, справедливость которого устанавливается путём рассуждений. (теорема)

Упорядоченное движение заряженных частиц. (ток)

Инструмент для измерения углов. (транспортир)

Две прямые либо имеют одну общую … либо не имеют общих … (точка)

Плоский четырёхугольник. (трапеция)

Градусная мера этого угла больше 90. (тупой)

Многочлен, состоящий из трёх одночленов. (трёхчлен)

Что можно измерить с помощью градусника? (температура)

Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом. (теплопередача)

Написать математические и физические термины на букву «С»:

Отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции. (средняя линия)

Единица длины. (сантиметр)

Физическая величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден. (скорость)

xn (степень)

В омах измеряется …(сопротивление)

минуты. (секунда)

Физическая величина, измеряемая в амперах. (сила тока)

Математическое действие. (сложение)

У ромба есть ось …(симметрии)

Как записано число 1,083  1012. (стандартный вид)

Одно из свойств сложения или умножения. (сочетательное)

Физическая величина, обозначается буквой «F». (сила)

Написать математические и физические термины на букву «П»:

Сотая часть числа. (процент)

График функции  y = x2. (парабола)

Физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму. (плотность)

Взаимное положение двух прямых. (параллельность или перепендикулярность)

Сумма длин всех сторон многоугольника. (периметр)

Единица давления. (паскаль)

Отрезок, образующий прямой угол с данной прямой. (перепендикуляр)

Знак для обозначения действия сложения. (плюс)

Вид четырёхугольника. (прямоугольник…)

Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое. (плавление)

Раздел геометрии. (планиметрия)

Положительно заряженные частицы ядра. (протон)

Написать математические и физические термины на букву «Р»:

Знак операции извлечения корня. (радикал)

Вид числа. (рациональное)

Прибор для регулирования силы тока в цепи. (реостат)

Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности. (радиус)

Простой механизм. (рычаг)

Уравнения, имеющие одни и те же корни. (равносильные)

Физическая величина, измеряемая в Дж. (работа)

Плоский четырёхугольник. (ромб)

Тождество. (равенство)

Учёный, который занимался изучением строения атома. (Резерфорд)

Измерительный инструмент. (рулетка)

Вид треугольника. (равнобедренный)

После проведения последнего конкурса подводятся итоги соревнования. Пока подводятся итоги, команды и болельщики могут показать номер художественной самодеятельности на школьную тему. Затем – награждение команд.

Литература

  1. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 222 с.
  2. http://alexlat.ucoz.ru