Внеклассное занятие по математике.
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Шевелева Марина Станиславовна

Танграм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_po_matematike._tangram.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  математического кружка в 5 классе по теме

«ТАНГРАМ»

Цели занятия:

Образовательные: 

  1. познакомить учащихся с историей танграма;
  2. определить фигуры, из которых состоит танграм;
  3. учить  выделять, отображать, перемещать фрагменты рисунка;
  4. учить конструировать фигуры из деталей  танграма.

Развивающие: 

  1. развитие оперативного  мышления у учащихся, наглядного воображения, памяти;
  2. развитие поисковой, творческой, познавательной деятельности;
  3. развитие познавательного интереса к предмету;
  4. развитие геометрических способностей  учащихся.

Воспитательные: 

  1. формирование интереса к предмету;
  2.  воспитание внимания, настойчивости, терпения,  аккуратности и правильности в оформлении заданий;
  3. формирование эстетического наслаждения от выполненной работы;
  4. формирование навыков самоконтроля.

Оборудование:

  1. раздаточный материал на каждую парту;
  2. демонстрационный танграм;
  3. компьютер, проектор;
  4. компьютерная презентация.

Ход занятия:

(СЛАЙД 1) Тема: Танграм.

(СЛАЙД 2) Цели: 

  • Познакомиться с историей возникновения игры «Танграм».
  • Узнать из каких геометрических фигур состоит «Танграм».        
  • Познакомиться с правилами игры.
  • Составить несколько изображений.

(СЛАЙД 3)

У квадрата большие возможности для создания игрушек.

  1. Древние греки, китайцы и другие  народы занимались геометрией.
  2. Но они не только измеряли земельные участки и расстояние до кораблей в море,  но и любили геометрические игры.

(СЛАЙД 4 - 5)

Танграм – головоломка из картона или геометрический конструктор.

 (СЛАЙД 6)

Буквально слово танграм означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

(СЛАЙД 7)

В Китае название “Танграм” неизвестно, а игра имеет название Чи-Чау-Ту (семь хитроумных фигур). В учебнике И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой  “Наглядная геометрия, 5-6”, на стр.38 мы читаем: “Название “Танграм” возникло в Европе, вероятнее всего, от слова “Тань” (что означает “китаец”) и корня “грамма” (в переводе с греческого “буква”).

(СЛАЙД 8)

В книге “Китайский философский и математический танграм” (1817 г.) слово “Танграм” — трактуется, как старинное английское слово — обозначающее игрушка - головоломка.

Когда же зародилась игра?

Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”.

(СЛАЙД 9)

Легенда первая:
Более  4 тысяч лет назад у одного человека выпала из рук фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

(СЛАЙД 10)

Легенда вторая: 

Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.

(СЛАЙД11)

Легенда третья:

Местом, где была изобретена игра, несомненно, является Китай. Дата создания может быть определена приблизительно XVIII век. Первой известной древней книгой по танграму является “Собрание фигур из семи частей” (Китай 1803 г.). Издана она была на рисовой бумаге. Книги, изданные в Европе, были лишь отчасти оригинальны, а в своей основе имели китайские источники.

“В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагментов второго тома.

В этой связи уместно напомнить, что части одной из книг, напечатанной золотом на пергаменте, были обнаружены в Пекине английским солдатом, продавшим свою находку за 300 фунтов стерлингов одному собирателю китайской старины, который любезно предоставил некоторые наиболее изысканные фигурки для воспроизведения в этой книге”.

Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа “инь и ян”. Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Лойд часто цитирует высказывания Конфуция, философа по имени Шуфуце, комментатора Ли Хуанчжан и вымышленного профессора Челленора. Ли Хуанчжан упоминается в связи с тем, что по преданию он знал все фигуры из семи книг Тана прежде, чем научился говорить. Встречаются у Лойда и ссылки на “известные” китайские пословицы типа “Только глупец взялся бы написать восьмую книгу Тана”

ВЫВОД.

Если не принимать во внимание легенду о разбитой плитке на семь частей как основу зарождения игры «Танграм», то мы все равно в этом вопросе уходим корнями в Китай, где именно в этой стране мудрецами (согласно легендам) была придумана эта игра-головоломка.

(СЛАЙД 12)

Кто играл в «танграм»?

Это настолько увлекательная игра, что сам великий древнегреческий ученый Архимед написал о ней сочинение.

(СЛАЙД 13)

Всем известно, что французский император Наполеон после военного поражения был сослан пожизненно на остров Святой Елены. Сведений о том, как он прожил свои последние годы, чем занимался, очень мало.

Но достоверен тот факт, что Наполеон часами занимался складыванием фигур танграма.  

(СЛАЙДЫ 14 - 16)

Фигуры, из которых состоит квадрат, будем называть так:

  1. два больших равных прямоугольных, равнобедренных треугольника,
  2. два маленьких равных прямоугольных, равнобедренных треугольника,
  3. один средний равнобедренный прямоугольный треугольник,
  4. один квадрат,
  5. один параллелограмм.

Физкультминутка.

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько квадратов у нас.

Сколько треугольников,

Столько сделаем наклонов.
Сколько параллелограммов,

Столько раз поднимем руки.

(СЛАЙД 17 - 21)

  1.  Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов.
  2. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т.е. располагаться только в одной плоскости.
  3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.

(СЛАЙД 22)

Правила игры.

  1. В состав каждой фигурки должны входить все семь частей танграма
  2. Части не должны перекрывать друг друга
  3. Полезный совет: найдите место самого большого треугольника

(СЛАЙД 23)

Посмотрите, как складывается фигурка домика.

(СЛАЙД 24)

На парте  лежат  картинки фигур, которые можно составить из семи частей квадрата. Попробуйте составить и вы.


Используя все фигуры надо сложить заданный рисунок.

Девиз:
Нужно не только фигуры знать,
Но и в узоры их собирать.

(СЛАЙД 25)

Чтобы сложить фигурку нужно проявить внимание и настойчивость, аккуратность и терпение.

(СЛАЙД 26 - 32)

(СЛАЙД 33 - 39)

Посмотрите, какие миниатюры можно сложить из танов.

Жизнь в танграме
Головоломка придумана 4 000 лет тому назад, но мода на нее не проходит до сих пор. Самые современные дизайнеры используют идею складывания элементов танграма в своих модных коллекциях.

(СЛАЙД 40)
Танграм во всех его проявлениях можно встретить, начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Есть и столы танграмы и трансформируемая мягкая мебель и знаменитые настенные полки фирмы Lago.

Вся мебель, построенная по принципу танграма очень удобна и функциональна. Каждый раз она может видоизменяться в зависимости от настроения и желания хозяина. Интересный вариант трансформируемых диванов дизайнера Julien Bernard. Эта модель была представлена на выставке в Милане в 2009 году.

(СЛАЙД 41 - 42)
Самая известная коллекция мебели в стиле танграм у дизайнеров по интерьерам - конечно, Lago. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из этих симпатичных полочек.

(СЛАЙД 43)
В заключении, если вы решили преобразить весь свой интерьер в танграм - вот вам симпатичный кофейный столик трансформер.

(СЛАЙД 44)

Шоколадные головоломки.

Компания Bernotat выпускает шоколад в виде древней китайской головоломки танграм. Квадратная плитка горького, молочного или белого шоколада легко ломается на геометрические фигуры, из которых можно сложить различные силуэты.

(СЛАЙД 45)

Рефлексия.

  Как называется игра, в которую мы играли?

  Из каких геометрических фигур состоит  «Танграм»?

  Какие правила игры вы запомнили?

Какие фигуры вы изготовили?

Итоги:

1.  Познакомились с историей возникновения игры Танграм

2.  Познакомилась с правилами игры

3.  Составили несколько изображений

4.  Игра «Танграм» способствует развитию мышления, воображения и памяти. Учит быть    терпеливым и внимательным.

 (СЛАЙД 46)

Домашнее задание: составить из частей квадрата любую фигуру, наклеить её на альбомный лист и «обыграть картинку», т.е. подобрать стихотворение, дорисовать, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по математике 6 класс коррекционной школы

Соревнование двух команд в знании математики....

Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»

Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так,  что у детей пропадает интерес к данному предме...

Внеклассное занятие по математике "Мир математики"

Внеклассное занятие по математике "Мир математики" предназначено для обучающихся старшей школы.  Разработка содержит конспект занятия с презентациями и раздаточным материалом. Занятие может быть ...

Внеклассное занятие по математике "Ох, уж эта математика! "

Разработка внеклассного занятия по математике...

Внеклассное занятие по математике в 5 классе «Великие математики всех времен»

Цель: Познакомить уч-ся с биографией и открытиями великих математиков, показать    связь математики с жизнью.           Развить ло...

Внеклассное занятие по математике: «Ключи от замка Математики».

Внеклассное мероприятие по математике с использованием интерактивной доски,    проводилось во время недели математики. Мероприятие носит познавательный характер, Содержит оригина...

Внеклассное занятие по математике «Математика и здоровье».

Пропаганда здорового образа жизни посредством решения задач по математике за курс 5 класса....