Методическая разработка классного часа на тему "История возникновения Нобелевской премии"
классный час по теме

Давыдова Татьяна Ивановна

Методическая разработка содержит  поучительную и любопытную информацию о возникновении Нобелевской премии, а также знакомит учащихся с биографиями лауреатов нобелевской премии, чьи имена и достижения известны во всем мире.  Сведения, представленные в методразработке, повышают интерес студентов к точным наукам и литературе, развивают общую эрудированность. Методическая разработка способствует воспитанию патриотизма и чувства гордости за российских ученых и литераторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nobelevskaya_premiya_klassnyy_chas.docx317.36 КБ

Предварительный просмотр:

Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта

Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта -

филиала ГОУ ВПО «ИрГУПС» в г. Улан-Удэ

Т.И. Давыдова

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ

Методическая разработка классного часа

 Улан-Удэ

2008

Рассмотрено и одобрено

на заседании ЦМК______________

от «_____»________________2008 г.

Председатель ЦМК______________

Утверждаю

Зам. директора по научно-методической работе

______________Абросимова Ю.О.

«____»  _____________ 2008г.

Автор: Т.И. Давыдова, преподаватель дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

 

Рецензент: Ю.В. Котова, преподаватель русского языка и литературы  УУИЖТ                  


РЕЦЕНЗИЯ

         В рецензируемой работе «История возникновения Нобелевской премии» представлен  чрезвычайно интересный и увлекательный материал для подготовки классного часа. Методическая разработка содержит  поучительную и любопытную информацию о возникновении Нобелевской премии, а также знакомит учащихся с биографиями лауреатов нобелевской премии, чьи имена и достижения известны во всем мире.

       Сведения, представленные в методразработке, повышают интерес студентов к точным наукам и литературе, развивают общую эрудированность. Методическая разработка способствует воспитанию патриотизма и чувства гордости за российских ученых и литераторов.

Преподаватель  УУКЖТ                                                                               Ю.В. Котова

 


Пояснительная записка

       Методическая разработка «История возникновения Нобелевской премии» предназначена для проведения классного часа для учащихся лицея и колледжа. Методическая разработка посвящена памяти Альфреда Нобеля. В октябре 2008 г. отмечается 175 лет со дня рождения этого выдающегося человека, жизнь которого, безусловно, оставила яркий след в истории человечества. Данная методразработка содержит краткое изложение биографии А. Нобеля, а также содержит занимательную информацию о том, что послужило поводом для учреждения премии. Кроме того в методразработке содержатся сведения о российских лауреатах Нобелевской премии.  

 Методразработка содержит список литературы, использованный для подготовки данной работы.

Цель классного часа: 

 расширение кругозора учащихся,  активизация познавательной деятельности,  ознакомление со сведениями из необычной биографии  А. Нобеля,  воспитание  патриотизма, чувства гордости за знаменитых российских деятелей науки и искусства.

Подготовка:  учащиеся готовят сообщения о лауреатах Нобелевской премии.

Оформление:  портреты  А. Нобеля и нобелевских лауреатов (Павлов И.П., Мечников И.И., Ландау Л.Д., Солженицын А.И., Сахаров А.Д., Семенов Н.Н.)

     Сегодня мы с вами, будем говорить  о человеке,  имя которого известно практически каждому человеку в любой стране мира.   Но вот кем был этот человек, чем  занимался, какой вклад он внес  на пользу человечества, мало кто знает.

 А вот самую престижную премию, названную его именем, знают  все. Эта премия вручается ежегодно в столице Швеции Стокгольме по трем разделам науки:

  1. физика,
  2. химия,
  3. медицина и физиология,

а также по литературе и за вклад в дело Мира.

Эта премия  значит для всех ученых и общественных деятелей примерно тоже, что олимпийское золото для спортсменов.

- Кто знает, как называется эта премия? (ответы учащихся: - Нобелевская премия)

Правильно. Премия названа именем ее учредителя Альфреда  Нобеля.

Сегодня вы узнаете, кем был этот человек. Что побудило его учредить фонд, который ежегодно выдает крупные денежные премии наиболее достойным ученым, писателям и борцам за мир?

А также мы заслушаем сообщения учащихся о российских лауреатах Нобелевской премии.  

  1. Павлов Иван Петрович                    

Нобелевская премия по физиологии и медицине в 1904 г.

  1. Мечников Илья Ильич                    

Нобелевская премия по физиологии и медицине в 1908 г.

  1. Ландау Лев Давидович                    

Нобелевская премия по физике в 1962 г.

  1. Солженицын Александр Исаевич  

-Нобелевская премия по литературе в 1970 г.

  1. Сахаров Андрей Дмитриевич        

Нобелевская премия Мира в 1975 г.

  1. Семенов Николай Николаевич    

Нобелевская премия по химии  в 1956 г.

         У открытий, как и  у людей, свои судьбы.

Одни с самого начала становятся баловнями судьбы, другие же входят в мир неприметно и долго остаются в тени. Но бывает и золотая середина.  И подтверждение этому - жизнь и творчество Альфреда Нобеля - основателя громадной промышленной империи, доктора философии, академика, химика-экспериментатора, писателя, поэта (список заслуг может быть продолжен), учредителя премии, увековечившей его имя в человеческой памяти.

Современники считали Нобеля не соответствующим образу преуспевающего капиталиста  той эпохи. В отличие от других воротил делового мира его можно было назвать "спартанцем".

Он тяготел к уединению, не пил, не курил, был далек от азартных игр. Свободно

изъяснялся помимо родного шведского на 5 языках (русский, английский, французский, немецкий и итальянский). Несмотря на занятия, коммерцией он увлекался художественной литературой, имел ум эрудита, написал немало пьес, романов, стихов.  

  С одной стороны – это человек желавший славы, почета, богатства, а с другой анахорет- затворник, избегавший оживления публики.

В слывшем угрюмым, нелюдимым Нобеле сочетались полярные черты характера: удачливость бизнесмена и поражающая социальная беспомощность, страсть к наживе и безразличие к наградам, миролюбие и воинственность, меланхолия и страсть.

            Альфред Бернхард Нобель родился 21 октября 1833 года в Стокгольме в семье шведского инженера. Его отец занимался производством токарных станков, а также трудился над взрывчаткой и мечтал изобрести столь мощное оружие, чтобы весь мир вздрогнул при имени – Нобель, сделав их семью диктаторами в вопросах войны и мира на ближайшие столетия! Жизнь его детей проходила в грохоте взрывов, в звоне вылетающих из окон стекол.

Заработки отца позволили нанять 9-летнему Альфреду репетитора, и мальчик сразу же проявил большие способности, особенно в области химии и иностранных языков. В 1850 году отец отправил его в Европу. Юноша изучал химию в Германии и Франции, а потом в США.

Вскоре отец безуспешно начал испытывал порох в смеси с нитроглицерином - чрезвычайно мощным взрывчатым веществом, применение которого сопряжено с исключительным риском.  Нитроглицерин неустойчивое и взрывоопасное вещество, обладающее в десять раз большей взрывчатой силой, чем порох.

Подобно многим другим изобретателям, отец Нобеля пытался найти способ управления его детонацией, чтобы заменить им единственное используемое тогда во взрывном деле вещество — черный порох.

 Альфред с энтузиазмом, также  как и отец, искал способ управления нитроглицерином. И  это, наконец, ему удалось.  Он изобрел  относительно безопасный детонатор с использованием пороха для взрыва нитроглицерина -

так началась мировая слава Альфреда Нобеля.

В 1864-1865 годах он усовершенствовал свой детонатор, придумав металлический капсюль, начиненный детонирующей ртутью. Это изобретение стало фундаментальным для всех последующих работ в данной области и позволило широко использовать нитроглицерин в промышленных и военных целях.

Нитроглицерин - не детская игрушка. Эффективный для взрывных работ, он часто приводил к несчастным случаям.

Новое изобретение вызвало злостную эпидемию взрывов, которая распространилась по всему миру. Взрывы унесли сотни жизней в Нью-Йорке, Сиднее, в Сан-Франциско, Ливерпуле…

 В Гамбурге взрывом был уничтожен полностью один из  заводов Нобеля.

В то время люди не знали, как спастись от нобелевской продукции, поступавшей во все города Европы и Америки. Это была внешне безобидная жидкость, разлитая по бутылкам и бидонам. Натура любого человека такова: увидев бутылку, он машинально взболтнет ее в руке, после чего от любопытного не находили даже пуговиц от штанов или шнурков от ботинок. «Обращаться осторожно» - писали на бутылках с нитроглицерином, но эта надпись поначалу никого не пугала, и люди смело отодвигали от себя мешавшую им бутылку, а затем исчезали в огненном смерче.

 Нитроглицерин увечил людей в копях Южной Африки, он потрясал мирно спящие города, он пополам разрывал в море корабли. Нобель начал терпеть убытки. Несколько стран подряд (Англия, Бельгия, Франция и даже Швеция) запретили перевозку и хранение нитроглицерина на своих территориях.

Наконец в США конгрессмены выдвинули на обсуждение законопроект:

- «Гибель человека при взрыве нитроглицерина следует считать сознательным убийством, а всех производителей нитроглицерина можно сразу же линчевать… «Всех?» Но Альфред Нобель давно был один, он владел уже почти мировой монополией производства взрывчатых химикалий.

Постоянные взрывы побуждали изобретателя к непрестанным поискам пути стабилизации нитроглицерина. Как же укротить детонацию нитроглицерина? Неожиданно Альфреду пришла в голову счастливая мысль: пропитать нитроглицерином пористый природный абсорбирующий материал - кизельгур ("инфузорную землю"). Впитавшийся в мельчайшие поры инертного материала нитроглицерин перестал быть опасным. Самопроизвольные взрывы прекратились

     Так в 1867 году Нобель запатентовал новое изобретение под названием «динамит» (от греческого слова "динамис" - сила). Первой среди покупателей его новой продукции числится Тихоокеанская железная дорога, которая использует его взрывное устройство для прокладки полотна через горы Сьерра-Невады.

 Динамит помог также осуществить грандиозные проекты, требовавшие покорения природы: прокладку Альпийского туннеля и Коринфского канала, удаление подводных скал, расчистку русла Дуная. Динамит стал применяться и на нефтяных промыслах, которыми владели Альфред Нобель и его старший брат Людвиг.

При жизни Нобеля производство взрывчатых материалов для военных целей было убыточным делом. Основную выгоду он получал от использования динамита при сооружении туннелей, каналов, дорожных магистралей. Но когда такие изобретения попадают в руки амбициозных политиков - жди беды.

Уже в следующем веке многие знаменитые физики-ядерщики вплотную столкнулись с этой нравственной проблемой. Военное применение нобелевского детища началось с франко-прусской войны (1870-71 г.г.). Изобретатель и капиталист, как мог, противился использованию своих открытий в военных целях.

Надо сказать, что, несмотря на то, что он изобрел и запустил в производство выпуск взрывчатых веществ он свято верил, что все его многочисленные динамитные заводы положат конец войнам, нежели речи дипломатов в защиту мира. Он искренне полагал, что изобретение динамита дало миру такое оружие массового уничтожения людей, что любая война становилась бесполезной, поскольку противники, самоуничтожив  себя в доли секунды, ничего не выиграют от войны. - Если такой дамоклов меч повесить над постелью каждого мыслящего человека, - утверждал Нобель, - то мы скоро увидим чудо: война попросту станет невозможна…

***

Так бы и остался Нобель в памяти человечества  как изобретатель  динамита и других, не менее полезных  изобретений (он был обладателем более 350 патентов на различные изобретения).

 Да и едва ли его имя  было бы сейчас широко известно и популярно. Разве, что его бы помнили в  родной  Швеции.

Но судьбе было угодно, чтобы его помнили и знали не только в Швеции, а  во всем  мире.  Вспоминали с благодарностью, как благотворителя, а не  с презрением и осуждением, как «торговца взрывчатой смертью».

Случилось это так. В России умер его брат Людвиг, но в газетах Европы – по оплошности репортеров – поместили объявление о смерти не Людвига, а самого Альфреда Нобеля…

Лучше было и не читать, что о нем пишут!

Альфреду Нобелю показалось, что он и в самом деле умер. Только теперь о нем, уже мертвом для человечества, стали говорить правду, а сущность правды выражалась в чудовищных эпитетах: «миллионер на крови», «торговец взрывчатой смертью», «динамитный король»…

 В этот момент, отбросив газеты от себя, он, еще живой, даже не скорбел о кончине родного брата, - Нобель весь был целиком под впечатлением той омерзительной характеристики, какую общество давало ему сейчас – после его мнимой смерти! Альфред Нобель оказался надломлен: неужели в памяти потомства он сохранится только злодеем международного масштаба?  Нобель недоумевал, он всегда думал, что облагодетельствует человечество незаурядными выдумками своего интеллекта. Но оказалось, что в мире его  считали лишь вульгарным разносчиком смерти.

Отныне Нобель и сам сознавал: необходим крутой поворот, чтобы в конце жизни поставить сочный восклицательный знак.

 И, видимо, к нему пришло решение, как распорядиться состоянием в 33 млн. крон (свыше 62 млн. фунтов стерлингов по сегодняшнему курсу).   За два года до смерти

он завещал почти все свое имущество фонду, который должен был ежегодно отчислять определенные суммы на премии лицам, чья деятельность принесла  человечеству наибольшую пользу. Дальние родственники Нобеля (прямых наследников он не имел) чувствовали себя оскорбленными и униженными, а большинство людей в мире просто недоумевало:

- Наверное, Нобелю хотелось замолить перед нами свои грехи. Вот и расплачивается золотом за всю ту кровь, что была им пролита при взрывах нитроглицеринов и динамитов. Есть и другое мнение.

Нобель был очень увлеченным и одаренным человеком, разносторонне развитым: увлекался наукой, литературой. Но управление  многочисленными заводами (к концу жизни он был владельцем около 100 заводов) отнимало у него  много времени и не давало  возможности добиться больших результатов в науке и литературе. Поэтому он, таким образом, решил поддержать тех людей, чья деятельность не приносит денег, но, безусловно, полезна обществу. Имеются также основания предположить, что установление премий за миротворческую деятельность связано с желанием изобретателя отмечать людей, которые, подобно ему, стойко противостояли насилию.

Какова же истинная причина, столь необычного поступка история умалчивает.

     Удивительная все-таки штука жизнь: изобретатель динамита А.Нобель к финалу своей жизни приходит борцом за мир и учреждает специальную премию, а изобретатель водородной бомбы, ядерный физик А.Сахаров получает эту премию как выдающийся миротворец в 1975 году.

           Умер Нобель в Сан-Ремо 10 декабря 1896 года. А начиная с 1901 г, 10 декабря в годовщину смерти Нобеля в столице Швеции, проводится традиционная церемония  вручения Нобелевских наград. Накрываются праздничные столы, собирается элитная публика и, конечно, король и королева Швеции.

В 1968 году Банк Швеции, где хранятся деньги Нобеля, учредил дополнительную премию по экономике. Она вручается с формулировкой "памяти Альфреда Нобеля".

С 1901 года и до сего времени Нобелевский комитет присуждает премии  избранным.

Церемония вручения Нобелевских премий 2007 г. является 106-ой по счету. В каждой из шести нобелевских дисциплин ее размер составил 10 миллионов шведских крон (1,58 млн.  долларов).

В настоящий момент  насчитывается более 700 лауреатов Нобелевской премии. Самые известные из них:

  1. Вильгельм Рентген (немецкий физик)
  2. Альберт Эйнштейн (немецкий физик)
  3. Мария Склодовская-Кюри (польский физик, химик,  дважды лауреат Нобелевской премии)
  4. Мать Тереза (основательница ордена сестер милосердия)
  5. Бернард Шоу (английский драматург)
  6. Уинстон Черчилль (английский государственный деятель)
  7. Александр Солженицын  (русский писатель)
  8. Пастернак Борис Леонидович (русский поэт и прозаик)
  9. Павлов Иван Петрович    (русский ученый-физиолог)                
  10.  Мечников Илья Ильич      (русский бактериолог, иммунолог)        
  11.  Ландау Лев Давидович    (русский физик)            
  12.  Шолохов Михаил Александрович   (русский писатель)
  13.  Сахаров Андрей Дмитриевич   (русский физик, общественный деятель)    
  14.  Горбачев Михаил Сергеевич  (русский политический деятель)
  15.  Фритьоф Нансен  (норвежский путешественник, общественный деятель)  и другие.

ТАК ВЫГЛЯДИТ ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ, ВРУЧАЕМАЯ УЖЕ БОЛЕЕ 100 ЛЕТ НОБЕЛЕВСКИМ ЛАУРЕАТАМ

Сообщения учащихся:

1. Солженицын Александр Исаевич (1918-2008 г.г.) – русский писатель, получил Нобелевскую премию по литературе в 1970 г. Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Однако советское правительство лишило писателя возможности прибыть на церемонию вручения, и он получил награду позже. После освобождения Солженицына  из заключения, куда он попал за антисоветскую пропаганду, и в плоть до своей смерти, он не переставая, писал. В основном это были произведения о русской революции, о жизни в лагерях, некоторые из этих произведений  автобиографичные. В 1973 г. у Солженицына была конфискована рукопись книги «Архипелаг ГУЛАГ», в которой были описаны тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря и поселения для ссыльных. Однако копию рукописи автор успел отправить во Францию, и роман вышел в свет в 1973 г., а в 1974 г. Солженицын был арестован, обвинен в государственной измене и депортирован в ФРГ. В 1994 г. Солженицын вернулся с семьей в Москву.

2. Павлов Иван Петрович (1849-1936 г.г.) – выдающийся русский ученый-физиолог, получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1904 г.

Иван Петрович – российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат психологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности оказали большое внимание на развитие медицины, психологии, физиологии. Также Иван Павлов изучал деятельность поджелудочной железы. Первое его научное исследование – изучение секреторной деятельности поджелудочной железы, за которое Павлов был награжден золотой медалью университета.  В 1879 г. Павлов начал исследования по физиологии пищеварения на собаках. Исследуя реакции собак на внешние раздражители, Павлов установил, что рефлексы бывают условными и безусловными (т.е. присущими животному от рождения). Это было его второе крупнейшее открытие в области физиологии.  Большие заслуги Ивана Петровича в области нервной системы. На протяжении всей своей научной жизни он сохранил интерес к изучению влияния нервной системы на деятельность внутренних органов. В начале XX века его эксперименты с пищеварительной системой привели к изучению условных рефлексов. Впервые удалось экспериментально доказать, что работа желудка зависит от работы нервной системы и управляется ею. Павлов Иван Павлович – великий ученый, который внес огромный вклад в изучение пищеварения и высшей нервной деятельности. Наука им гордится!

3. Мечников Илья Ильич (1845-1916 г.г.) – русский бактериолог, иммунолог и эмбриолог, получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине совместно с Паулем Эрлихом в 1908 г. Мечников открыл защитную  функцию организма. Вот как оно свершилось. На предметном столике – прозрачная личинка морской звезды. В нее введены небольшие черные комочки-зерна туши. Мечников наблюдает, как амебовидные клетки захватывают их. Он идет в сад, срывает с куста роз шипы и вонзает их в тело личинки. На следующее утро видит много таких клеток вокруг шипа. Так Илья Ильич Мечников открывает поглощательную функцию клеток – явление фагоцитоза. Клетки фагоциты – “пожиратели”, их функция поглощение микробов. Илья Ильич Мечников доказал способность фагоцитов перерабатывать вредные вещества. В результате своих многолетних работ он пришел к заключению, что фагоцитоз – это явление распространенное, и оно имеет свою эволюцию; у низших животных фагоциты выполняют пищеварительную функцию, а у других высших организмов – защитную. Таким образом, Илья Ильич Мечников открыл явление фагоцитоза – это процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц. Также  Мечников  открыл учение об иммунитете. Не раз, рискуя собственной жизнью, он проверял действие микробов тифа, впрыснув себе кровь больного, заражал себя микробами холеры. В 1886 году Мечников открыл в России первую бактериологическую станцию. Он получал и применял различные вакцины и сыворотки против сибирской язвы, холеры и других болезней. В 1908 году Мечников был удостоен Нобелевской премии за открытие иммунитета. Наша страна гордится заслугами ученого перед наукой.

4. Сахаров Андрей Дмитриевич (1921-1989 г.г.) – русский физик, общественный деятель и правозащитник, получил Нобелевскую премию Мира в 1975 г. Сахаров занимался разработкой термоядерного оружия. В  1953 г. Сахаров совместно с коллегами создал водородную бомбу. После этого Сахаров был избран в Академию наук СССР. В 1953-1968 г.г. ученый работал над совершенствованием ядерного вооружения, однако со временем он осознал губительную силу разрабатываемого им оружия.

В 1958 г. Сахаров составил меморандум для руководителя СССР Никиты Хрущева, в котором предложил прекратить все испытания ядерного оружия.

Сахаров как общественный деятель выступал против плана Хрущева по сокращению среднего образования, обращался к руководству страны с обращениями в защиту писателей, осужденных за инакомыслие, выступал против вторжения СССР в Афганистан, после чего был лишен всех наград СССР  и сослан в Горький (ныне Нижний Новгород). Лишь в 1986 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев разрешил Сахарову вернуться в Москву.

В 1968 г. Сахаров написал манифест «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Манифестом он призывал к сотрудничеству Советский Союз и Соединенные Штаты, требовал объединения сил  государств  для борьбы с глобальной угрозой голода, перенаселения и загрязнения окружающей среды, он также выступил за отмену цензуры и политических судов.

Ученый был удостоен Нобелевской премии Мира за «бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и за «мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства». Сахарову не разрешили выехать из СССР для получения награды, и ее получила жена ученого Елена Боннэр.

5. Ландау Лев Давидович (1908-1968 г.г.) – русский физик, получил Нобелевскую премию по физике в 1962 г. «за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия». Ландау принадлежат множество научных  работ, свидетельствующих о широте его научных интересов: о происхождении энергии звезд, дисперсии звука, передаче энергии при столкновениях, рассеянии света, магнитных свойствах материалов, сверхпроводимости и движении потоков электрически заряженных частиц.  Работы ученого объединяла характерная черта – виртуозное применение математического аппарата для решения сложных задач. Он внес большой вклад в квантовую теорию и в исследования природы и взаимодействия элементарных частиц.  Ландау принимал участие и в создании атомной бомбы в Советском Союзе.

7. Семенов Николай Николаевич (1896-1986) – русский физикохимик, получил Нобелевскую премию по химии в 1956 г.  Он исследовал процессы, происходящие в атоме, и результаты своей работы опубликовал в книге «Химия электрона». Семенов также работал над изучением электрических полей и явлений, связанных с прохождением электрического тока через газы и твердые вещества.  Но наиболее ценный вклад был сделан ученым в науку о горении: он создал теорию теплового взрыва и горения газовых смесей. Нобелевская премия по химии была присуждена Семенову совместно с английским химиком  Хиншелвудом «за исследования в области механизма химических реакций».

                                                                       ***

История А. Нобеля примечательна тем, что мир «помнит» его ни как злого гения, каким при жизни он считался, благодаря оценке мировой общественности, а наоборот как доброго благотворителя и покровителя выдающихся людей. Альфред Нобель, составивший себе значительное состояние на торговле оружием и взрывчатыми веществами, успел «переписать» в  конце  жизни память о себе.  Пожелав учредить специальный фонд помощи людям, чья деятельность не приносит им больших денег, но безусловно полезна обществу,  он обессмертил свое имя навечно…  


 

Альфред Нобель

(1833-1896)


Сахаров Андрей Дмитриевич (1921-1989 г.г.)

Павлов Иван Петрович (1849-1936 г.г.)

Солженицын Александр Исаевич (1918-2008 г.г.)

Мечников Илья Ильич (1845-1916 г.г.)

Ландау Лев Давидович (1908-1968 г.г.) –

Семенов Николай Николаевич (1896-1986)

Список используемой литературы:

  1. Справочник школьника. Лауреаты Нобелевской премии. Издательский дом «Литера», 2007
  2. Валентин Пикуль. Завещание Альфреда Нобеля. Москва, «Современник», 1988
  3. Деньги (информационно-аналитическая газета) № 65 от 16.09.2005
  4. Аргументы и факты – Война и мир Альфреда Нобеля № 47 от 21.11.2007
  5. Материалы Интернет:
  • E:\ MMOnline Новости 170 лет со дня рождения Альфреда Нобеля. Mht
  • http://www.peoples.ru/finans/undertake/nobel/
  • n-t.ru/nl/nobel.htm
  • ru.wikipedia.org/viki/Альфред Нобель
  • www.humanistica.ru/nobel  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Ремесло и искусство"

Работа по профориентации школьников должна проводиться постоянно. Данная разоаботка позволит развить коммуникативные способности учащихся; привить учащимся понимание ценности труда и ремесла ...

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа "Причины возникновения пожаров"

Причины и условия возникновения взрывов и пожаров...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...