Вечер неразгаданных тайн
методическая разработка (5 класс) по теме
Сценарий внеклассного мероприятия по физике для учащихся 5-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 126.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
д. Большой Порек Кильмезского района
Кировской области
Вечер
неразгаданных тайн
Сценарий внеклассного мероприятия по физике
подготовил:
учитель физики Гумаров Ф.Г.
2013 г.
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята! Рады приветствовать вас на встрече, которую мы назвали «Вечер неразгаданных тайн». Вы спросите, а почему «вечер»? Ну, наверное, потому, что у нас сегодня будут происходить чудеса, а чудеса чаще случаются вечером. Вспомните знаменитое произведение Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки». Там почти целую неделю с жителями Диканьки вечерами происходили настоящие чудеса.
Так вот! Такие же чудеса будут сегодня происходить и здесь. Но мы же люди умные, грамотные, недаром же мы учимся в школе, поэтому все эти чудеса мы попытаемся объяснить с научной точки зрения.
Сегодня вы чуть-чуть проникните в тайны взаимодействия разных веществ, сил, т.е. в физические законы, с помощью которых можно объяснить многие, на первый взгляд, удивительные явления. Конечно, законы эти нелегко сразу понять. Но это не беда. Немножко подрастёте и будете изучать их на уроках физики.
А пока остаётся пожелать вам удачи и позавидовать тому, сколько ещё неожиданных открытий вас ожидает в жизни.
И так, через несколько минут мы приступим к разгадке великих тайн. Для этого давайте пригласим Великого Магистра Физики (Учитель физики) и Великого Мага и Хранителя научных тайн (Ученица класса). А пришли они сегодня не одни, а вместе со своими ассистентами.
Слово Великому Магистру!
«Добрый вечер, дорогие друзья! Как вы видите у нас сегодня вечер необыкновенный, «Вечер неразгаданных тайн. Мои помощники передали мне, что в вашей школе есть ребята, которые уже сейчас хотят постичь таинственные законы физики. Они задают сотни тысяч «почему?», «зачем?», «когда?». «Почему летом идёт дождь, а зимой снег?», «Что такое гроза, молния?», «Что такое радуга?», И, оказывается, радуга бывает не только летом, но и зимой! Почему мы стоим на земле, а не летаем в воздухе? Что такое невесомость? Когда на земле зародилась жизнь? и т.д., и т. д. И ещё сотни тысяч почему? И вот сегодня я прилетел к вам, чтобы открыть всего лишь крупицу этих «почему?». А помогать мне будут настоящие волшебники: великий маг и его ассистенты».
Маг: Итак, тайна первая!
1 ассистент:
– Перед вами обычное зеркало. Смотрите, я поднимаю левую руку, а он правую. Я поднимаю правую, а он левую. Значит зеркало все переворачивает? А может ли оно перевернуть вверх ногами?
Маг: Итак, вопрос задан: может ли обычное зеркало перевернуть изображение не слева направо, а сверху вниз? И что для этого нужно сделать? Пожалуйста, эрудиты, высказывайте свои мнения. (Ребята предлагают свои объяснения).
Внимание, слушайте правильный ответ:
Обычное зеркало отражает предмет относительно перпендикуляра к своей плоскости. Конечно, это пока вам еще ни о чем не говорит. А вот чтобы отразиться в зеркале «сверху вниз» нужно подвесить его над головой, либо на него встать.
Итак, мои дорогие ассистенты, продемонстрируйте нам это!
Маг: Первая тайна разгадана! Переходим ко второй тайне.
2 ассистент:
– Перед вами два яйца: одно сырое, другое вареное. Как можно определить где яйцо сырое, а где вареное?
Маг: Вопрос задан: как определить сырое яйцо от варёного? Эрудиты, ваши версии.
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание! Правильный ответ. Для того, чтобы отличить сырое яйцо от вареного, нужно придать яйцам вращательное движение, а проще покрутить: при этом вареное будет крутиться быстрее и дольше, чем сырое. Сваренное вкрутую яйцо вращается как твердое тело, в сыром жидкое и вязкое содержимое играет роль тормоза.
Маг: Вторая тайна раскрыта! Переходим к 3-ей тайне. Прошу выйти моих ассистентов с планеты Марс.
3 ассистент:
– Смотрите! Я слегка дую на свечу. В какую сторону отклоняется пламя? Ко мне или от меня? правильно, от меня. А что будет со свечей, если на неё подуть через эту воронку?
Маг: Вопрос задан! Что будет со свечой, если подуть на неё через воронку. Ваши версии, господа!
(Ребята предлагают свои версии).
- Итак, сейчас мы увидим, что же будет на самом деле.
(дуют через воронку)
Итак, почему пламя направляется в воронку?
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание! Правильный ответ.
Образовавшиеся против центра воронки вихри создают область пониженного давления, в которую и втягивается пламя свечи.
Маг: (удар в гонг) Раскрыта 3-я тайна! Переходим к тайне четвертой.
Мальчик: Смотри, какой рисунок у меня смешной!
Девочка: Не смешной, а неправильный.
Мальчик: Почему?
Девочка: Потому что вороны зимой сидят на деревьях. На льду холодно.
Мальчик: Нет! На льду! Я сам видел, они на льду сидят!
Девочка: Нет! Только на деревьях.
Маг: Кто же из ребят прав? Можно ли зимой увидеть птиц на льду? Ваше мнение, эрудиты.
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание! Правильный ответ!
В борьбе за существование птицы научились использовать законы физики. При замерзании лёд выделяет некоторое количество теплоты. Во время сильных морозов происходит утолщение ледяного покрова, связанное с выделением теплоты и птицы, действительно, на льду греются.
- (гонг) Разгадана 4-я тайна! Переходим к следующей!
Где мои ассистенты с планеты «Улыбка»?
Ассистенты с планеты «Улыбка»:
– Кто достанет из воды монету, не замочив рук и не выливая воды из тарелки?
Маг: Итак, попробуйте достать монету со дна, не замочив рук.
(Дать возможность попробовать, у них, конечно же, ничего не получится.)
– С помощью волшебного огня я решу эту задачу.
Смотрите, я зажигаю свечу, ставлю её на тарелку с водой, накрываю свечу стаканом, и…, и… вода уходит в стакан, а я теперь, не замочив рук, могу достать монету.
Маг: А знаете ли почему вода ушла в стакан?
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание! Правильный ответ.
Под действием огня воздух в стакане нагревается, расширяется и часть его выходит наружу. Как только свеча гаснет, воздух охлаждается, давление воздуха в стакане падает и становится меньше атмосферного, поэтому вода под действием наружного атмосферного давления «вдавливается» - всасывается в стакан.
-Тайна разгадана! Разгадываем следующую тайну.
Ассистенты: (Девочка и мальчик пьют чай)
(Мальчик поднимает стакан с чаем и пытается, чуть наклонив, вылить часть чая из стакана. Повторяет это несколько раз. Наконец, резко наклоняет стакан и чай выливается.)
Девочка: Ой, что ты делаешь?
Мальчик: Хочу показать ребятам, что если стакан с жидкостью перевернёшь, то жидкость из него выливается.
Девочка: Ха! Удивил! Ребята и без тебя знают, что выливается. Да на из счету сотни разлитых стаканов.
Мальчик: А хочешь, покажу фокус. Я переверну стакан, а чай из него не выльется.
Девочка: Такого не может быть!
Мальчик: Еще как может! Смотри.
(стакан накрывается листком бумаги, переворачивается и раку убирается – вода не выливается)
Маг: Вопрос задан: почему вода не выливается и почему листок не падает? Ваши предположения, эрудиты.
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание! Правильный ответ!
Вода не выливается потому, что удерживается атмосферным давлением.
Маг: Тайна разгадана! (гонг) Приступаем к разгадке следующей тайны1 Ассистенты с планеты «Сад», прошу на сцену.
Ассистенты с планеты «Сад»:
- Перед вами стакан воды, налитой до половины. Накрываем его обычной почтовой открыткой. На открытку кладем кольцо и устанавливаем в нём вертикально яйцо (шарик). Теперь смотрите внимательно. Я быстро выдёргиваю открытку и яйцо (шарик) не отлетает в сторону, а вместе с кольцом падает в стакан.
Маг: Внимание вопрос! Почему яйцо (шарик) с кольцом не отлетают вместе с открыткой в сторону?
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание! Правильный ответ: быстрое движение открытки не успевает передать яйцу (шарику) заметной скорости и оно остаётся на месте.
Маг: Разгадана ещё одна тайна! (гонг) Разгадываем 8-ю тайну!
Ассистент:
- На стол я кладу пустой коробок от спичек, вернее, его крышку, на крышку ставим ящичек. Что с ним станет, если я со всего размаху кулаком ударю по этому сооружению?
Маг: Итак, вопрос задан: останется ли от коробка «мокрое место». Как вы думаете?
(Ребята предлагают свои версии).
- Ассистенты продемонстрируют опыт.
- Почему коробки не сломались?
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание! Правильный ответ.
Да потому, что обе части достаточно упруги – они от быстрого удара сгибаются, но не ломаются.
Маг: Разгадана 8-я тайна! (гонг) Разгадываем 9-я тайну. На сцену вызываются маги с планеты «Дружба»
Ассистент с планеты «Дружба»:
- Перед вами 2 стакана с водой. В оба стакана я опускаю по яйцу. В одном стакане яйцо тонет, в другом нет. Почему?
Маг: Вопрос задан! Почему одно яйцо утонуло, а другое нет? В чём секрет, угадайте!
(Ребята предлагают свои объяснения).
- Внимание, ответ!
Здесь действует знаменитый закон Архимеда. Там, где яйцо не утонуло, не просто вода, а сильно соленая вода или как говорят химики, раствор поваренной соли. А так как плотность раствора поваренной соли во втором стакане больше, то больше и выталкивающая (архимедова) сила, поэтому яйцо всплывает.
Маг: - Тайна разгадана! Переходим к разгадке последней тайны!
Ассистент (волшебник):
-Перед вами лист бумаги и стакан, если я положу этот лист между 2-мя стопками книг и поставлю стакан на листок, то… стакан падает. Но я маг и волшебник и могу поставить стакан на этот же листок и стакан не упадет.
А может вы знаете как это сделать?
Маг: Итак, вопрос задан, как можно поставить этот же стакан на этот же листок бумаги и он не упадет? Ваши версии.
Маг: Волшебник, открой тайну!
(Волшебник демонстрирует)
Маг: Данное сгибание листка придает ему жесткость и упругость.
Магистр физики.
А закончить этот вечер я хочу такими словами:
«Если вы хотите знать, вы можете знать.
Если вы можете знать, вы будете знать.
Если вы будете знать, захотят узнать и вас…
Хотите быть интересным человеком для других?
Узнавайте и как можно больше читайте!
Читайте! Читайте! Читайте!»
Спасибо моим помощникам, спасибо гостям, спасибо и вам друзья за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/08/picture-45902.jpg)
Интерпретация темы Тайной вечери в искусстве.
Эта работа выполнена ученицей 10 В класса Прохоровой Валентиной под моим руководством в 2008-2009 учебном году. Я использую эту презентацию на уроках МХК в 11 классах при изуч...
Тайна "Тайной вечери"
Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец,...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-130386-1351527106.jpg)
Отражение библейских сюжетов в мировой культуре: «Тайная вечеря» в живописи.
Описание картин известных художников по теме "Тайная Вечеря"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-385895-1390115335.jpg)
Тест по фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"
Предлагается тестовое задание на проверку знания истории создания фрески леонардо да Винчи "Тайная вечеря"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/14/picture-95598-1402775212.jpg)
История "Тайной вечери"
Тайная вечеря — самая популярная работа Леонардо да Винчи, фреска, изображающая последний ужин Христа с учениками. Вниманием не была обделена никогда, вокруг нее с самого создания ходило множество слу...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/11/picture-1253225-1594491452.jpg)
Объединение внеурочной деятельности"Неразгаданные тайны истории"
Объединение внеурочной деятельности"Неразгаданные тайны истории" способствует развитию творческой активности обучающихся и формированию интереса к истории....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/23/picture-1348879-1632421333.jpg)
«Вечер-беседа о разгаданных и неразгаданных тайнах в науке и человеческой истории»
Мы живем в эпоху, когда всё, что кажется на первый взгляд странным, можно легко объяснить. Многие болезни перешли в разряд излечимых, история в общем уже изучена, а технологический прогресс растёт стр...