Воспитание культуры вербального поведения школьников
методическая разработка на тему

Хабибулина Ольга Петровна

Разработан вариант внеклассного занятия по воспитанию культуры вербального поведения школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 104

Серия «Экология вербального поведения»

Звучащий дух бытия

 

                                                         Автор и ведущий занятия:

                                               Анисимова Валерия

                                             ученица 11 класса

 

Челябинск – 2012

Ведущий: Прежде чем мы начнём наше занятие, я попрошу вас сделать выбор:

                                                ИЛИ

 Иными словами, как вы считаете, человек должен быть абсолютно свободен в своей речи (говорить так, как ему хочется) или придерживаться определённой культурной нормы? (детям раздаются листы, и они записывают свой выбор на 1 стороне листа, фамилия не подписывается).

Ход занятия

– Вам знакомо выражение: «Злое слово убить может, а доброе слово и кошке приятно»? Как это понять? (…)

– Владимир Даль когда-то записал в свой знаменитый словарь поговорку: «Слово не обух, а от него люди гибнут». Это что значит? Как это «гибнут»? Какую истину о слове народ воплотил в этой поговорке? (...)

– Часто ли мы задумываемся о том, как мы говорим, какие слова используем? Приятны ли наши слова окружающим???

Формулировка проблемы

–  Слова, которые использует в повседневном общении  современная молодежь, приводят в негодование педагогов, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на «режущие ухо» выражения. В этом и заключается проблема культуры вербального поведения.

Введение  понятия

Вербальное поведение – поведение, проявляющееся в речи. Включает в себя: интонацию, темп, тембр голоса и лексику. Вся лексика делится на литературную и нелитературную. К нелитературной относятся: сленг, жаргонизмы, вульгаризмы и обсценная или нецензурная лексика.

Как-то так случилось, что сквернословие перестало восприниматься как нечто запретное, табуированное.  Так называемая нецензурная лексика сегодня звучит везде и всюду. Соц. опрос, проведенный нами среди учащихся нашей школы 8-11 классы (всего 220 человек), показал, что лишь 22 % учащихся не используют нецензурную лексику в своей речи.

А когда-то было совершенно иначе. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только воспитанностью граждан, но и политикой, проводимой государством. По Соборному положению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

Постановка цели:

– Мы решили выяснить, оказывают ли слова, которые мы произносим, определенное воздействие как на говорящего, так и на окружающих? И если да,  то – какое? С этой целью мы обратились к данным научных исследований.   И вот, что мы узнали.

Доказательная база

I Центр экологического выживания и безопасности 

(г.Екатеринбург)

   Руководитель Центра экологического выживания и безопасности Геннадий Чеурин в свое время высказал гипотезу о пагубном влиянии ненормативной лексики на психофизическое состояние живых организмов. Он утверждал, что нецензурные слова очень активно воздействуют на все живые организмы.  Гипотезу Геннадия Чеурина о пагубном влиянии ненормативной лексики проверяли несколько научно-исследовательских институтов. И вот что выяснилось...

   II Исследования  Петра Горяева

Пётр Горяев (доктор биологических наук, академик) и несколько его единомышленников в течение ряда лет  вели наблюдение за двумя группами:

1) первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без матерщины,

2) вторая состояла из людей, принципиально не использующих в обиходе "крепких" словечек.

И вот что показали многолетние наблюдения. У "матерщинников" очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и как следствие различные хронические заболевания.

Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.

– Хотите быть вечно молодыми?  Тогда начните с себя и своей речи.

III Ли Лорензен

Сенсационным на рубеже веков стало открытие американского исследователя доктора Ли Лорензена о памяти воды: вода воспринимает, накапливает и сохраняет сообщаемую ей информацию.

IV  Исследования в Екатеринбурге

– Зёрна, поливавшиеся водой, которую ругали «трехэтажной» бранью, проросли лишь на 49 %.

– Зёрна, поливавшиеся водой, наслушавшейся «вялого» мата, проросли на  53 %.

– Зато вода, над которой читали молитвы, подняла всхожесть семян до 96 %!

А ведь человек состоит на 80% из воды, есть над чем задуматься!!!

Результат исследований поразительный, хотя только и подтвердил народную мудрость, известную всем дачникам: если сквернословить при посадке, урожая не будет. А собираясь печь пироги, хозяйка поостережётся ругаться матом, иначе тесто не поднимется...

   V Исследования доктора Масару Эмото  

Он разработал эффективный метод получения кристаллов из воды. Кристаллы, образовавшиеся из только что полученной дистиллированной воды, имеют простую форму хорошо известных шестиугольных снежинок.

В лаборатории доктора Эмото были исследованы образцы воды из различных водных источников всего мира. Вода, будучи в жидком  состоянии, подвергалась различным видам воздействия, такие как музыка, напечатанные и произнесенные слова на разных языках, молитвы, мысленное обращение. Таких снимков сделано более пятидесяти тысяч.

Оказалось, что в зависимости от полученной водой информации меняется строение кристалла: становится более красивым, если информация добрая, и, напротив, искажается, становится уродливой,  если информация злая, оскорбительная.

VI Исследования доктора Зенина

Когда мы пьём воду, мы поглощаем ту информацию, которая содержится в её памяти (модель структурированной воды). Задумайтесь, какие слова прозвучали над стаканом воды, перед тем, как вы её выпили???

VII   Исследования Короткова

Слово обладает энергетикой, как заряжающей, так и разрушающей. Бранное слово – это как раз то, что разрушает.

 VIII Международный центр волновой генетики (Россия)

Но совершенно сенсационно воспринимаются открытия, сделанные волновой генетикой, доказывающие, что слова, используемые человеком, влияют на его генофонд.  

Как вы знаете, генетической единицей человека является клетка. Клетка состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра. Ядро является основным компонентом всех клеток. Одна из составляющих ядра - хромосомы, а в хромосомах содержится 99 процентов ДНК. Роль ДНК заключается в хранении, воспроизведении и передаче генетической информации.

Ученые создали аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания, способные влиять на молекулы наследственности – ДНК. И оказалось, что некоторые слова вызывают мутагенный эффект чудовищной силы: корежатся и рвутся хромосомы, меняются местами гены.

В результате, ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы, которые тиражируются организмом, передающим потомству программы самоликвидации. По оценкам специалистов, такой эффект подобен тому, что дает радиоактивное облучение мощностью 30 тысяч рентген!

 Надо помнить, что любое произнесённое слово — волновая генетическая программа, которая оказывает не только сиюминутное влияние, но и на  отдалённую перспективу, то есть  на ещё не родившихся детей.

Наверное, не случайно еще в XVII в. мыслитель Иван Тимофеев, указывал среди пороков, которые когда-нибудь погубят Россию, не только ложь, лицемерие,  ненасытное сребролюбие, безмерное употребление вина и обжорство, но и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов».

Просмотр видео

 «Мат. Как слово наше отзовётся» (фрагмент с 05.00 по 15.05 минуты фильма, найти  фильм в сети Internet).

Пути решения проблемы  

В ходе диспута, проведённого в 11-х классах нашей школы, учащиеся предложили следующие варианты решения проблемы экологии вербального поведения:

1) вывести решение проблемы на государственный уровень 

На сегодняшний день  существует  Ст. 130 УК РФ: Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом, либо исправительными работами. Вопрос в том, часто ли мы пытаемся защитить свою честь и достоинство?  

2) установить строгий контроль за выполнением штрафных санкций за использование ненормативной лексики в общественных местах

Ст.20 «Кодекса об административных правонарушениях» предусматривает наказание за нецензурную брань в общественных местах. Проблема в том, что нет строго контроля за его выполнением. Может быть, для этого нужен специальный отдел ОВД, и вызов сотрудника этого отдела по отдельному телефону (например, 08)?

3) усилить требования цензуры на ТВ и в печати

        Закрывать программы и издания, скомпрометировавшие себя в данном вопросе.  

4)  внести в устав учреждений пункт о нормах вербального поведения  

Отчислять учащихся школ и Вузов, неоднократно нарушивших правила пребывания в данном учебном заведении.  

5) целенаправленно вести борьбу с матом в Интернете

На  интернет-форумах за приличным поведением посетителей призваны следить модераторы. Совсем недавно изобретён специальный аппарат, вызывающий чихание у человека, набирающего  в тексте нецензурные слова (Рерреr Mouth).

6) усовершенствовать средства мобильной связи

Поставить в сотовые телефоны устройство, которое при использовании абонентом обсценной лексики отключает телефон.

7) массово и повсеместно проводить акции;

В некоторых городах России прошла акция «Забей на мат!» (Чувашия, г. Канаш). Её участники берут на себя обязательства: Делать все возможное для борьбы с матом!  

 8) пропагандировать бережное отношение к русскому языку

Как можно больше дискуссионных передач, в которых обсуждалась бы роль русского языка и культуры его использования в жизни нации.  

9) разработать курсы с лингвогуманитарной направленностью и внедрить их в школьную практику

10) реклама  

Все каналы телевидения перенасыщены рекламой продуктов питания и предметов потребления. В единичных случаях появилась реклама антиалкогольной направленности. Введение рекламы культуры вербального поведения, ценности произносимого нами слова, на наш взгляд, могло бы стать существенным шагом на пути возрождения самосознания нации и решения проблемы вербального поведения.

Рефлексия

В заключение нашего занятия, я попрошу вас перевернуть листочки, на которых вы сделали первоначальный выбор, и на обратной стороне сделать повторный выбор:  

                                                 ИЛИ

Любому ведущему данного занятия будет интересно узнать, а изменился ли выбор у учащихся в сторону культуры общения? (как правило, большинство учащихся меняют свой выбор, что говорит о том, что введение  такого курса, дающего учащимся возможность получить всю необходимую информацию по данной проблеме, актуально как никогда!).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры поведения школьников

Способы воспитания культуры поведения школьников, трудности, с которыми могут столкнуться родители...

Роль семьи в воспитании гражданственности, патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников.

Презентация создана для общешкольного родительского собрания по теме "Роль семьи в воспитании гражданственности,патриотизма, нравственности и культуры поведения школьников" в цикле бесед  "Родите...

Крнспект классного часа на тему "Воспитание культуры толерантности у школьников. "

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...

Особенности воспитания культуры безопасного поведения на дорогах у детей с ОВЗ ЗПР

Особенности воспитания культуры  безопасного  поведения  на  дорогах  у детей с ОВЗ ЗПР. Опыт работы школы....

Воспитание культуры поведения школьников

Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Формирование личности - сложный, многозначный процесс, в...