Классный час "Плат узорный на все времена"
классный час (5 класс) по теме

Плат узорный на все времена

Цели:

1.  Приобщать учащихся к великим ценностям русской культуры

 знакомить  с русскими традициями и ремеслами.

2. Развивать познавательный интерес и творческие способности школьников.

3. Знакомить с историей возникновения платка, формировать уважительное отношение к платку, как символу национального наряда, чувство гордости за свою страну.

Форма:

Познавательное дефиле с элементами игры

Оформление:

Высказывания о платке, выставка платков, русские народные костюмы,

презентация на тему «Платки», музыкальное сопровождение к дефиле.

Цитаты:                                      

1. У того, кто не знает прошлого - нет будущего (Ирек Биккин)

2. Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени.

3. Кто не помнит прошлого, обречен, пережить его снова Д. Сантаяна, американский философ

4. Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю. Ф. Абрамов

5. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло. У. Фолкнер, американский писатель.

                                 Ход классного часа

       История – это зеркало, в котором отображено все наше прошлое, настоящее и будущее собранные воедино. Лишь человек знающий прошлое своей цивилизации, страны, семьи, племени, рода может считаться частью такой цивилизации. Нигде и никогда не могло быть народа, у которого не было бы своего искусства. Даже в самые древние времена, создавая что- либо, он уже выступал как художник. Многие вещи и предметы, сделанные человеком стали гордостью и визитной карточкой нашей страны.

       Сегодня мы с вами поговорим о русских платках. Кто знает, что такое платок? (работа со словарями) «Предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный или вязаное изделие такой формы» из словаря С.И.Ожегова

«Лоскут равносторонний шелковый, бумажный, шерстяной, холщовый, каким женщины повязывают голову, мужчины шею, а женщины накидывают на шею, носят в руках или кармане» из словаря В.И. Даля. Синоним слова платок – шаль, от персидского слова «шал»- большой. Это крупный прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветной каймой или орнаментом.

        Ребята, а кто может предположить, когда появились платки? Еще в раннехристианскую эпоху (300 – 600гг.) головной платок был неизменным атрибутом женского костюма. Православная традиция требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появляется на людях. Выйти простоволосой не то что из дому, даже из своей горницы считалось недоступным девушке, а женщины надевали платок поверх головного убора, которые назывались кокошниками, повоями. Римские легионеры, воины древнего Китая носили шейный платок для защиты от холода и ветра.

     Предшественниками платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, который женщины набрасывали поверх головного убора. Настоящим достоянием русской культуры считаются платки, шали, косынки, изготовленные нашими мастерами. Русский платок является символом, национальным достоянием народного искусства. Понятие «Русский платок» признано в мире благодаря кропотливому труду талантливых русских художников и мастеров.

     Сегодня мы с вами побываем на познавательном дефиле, узнаем много нового о платке, узнаем как  этот головной убор на протяжении веков, по сути не менялся и был всегда востребован, когда многие вещи безвозвратно уходят, забываются, платок остается. Так что же такое, этот волшебный русский платок?

     Звучит мелодия русской народной песни «Коробейники», появляется коробейник с лотком, в котором лежат платки.

Коробейник:

Сударыни и судари!

Парни и молодицы!

Поклон вам гости званые,

Да желанные!

Здравствуйте лебедушки!

Здравствуйте молодушки!

В коробейниках хожу,

Я товары разложу,

Всех вокруг я наряжу! (раздает предметы, находящиеся в коробке)

- Все получили, что хотелось? Все ли довольны моим товаром?  Вот и хорошее, а теперь,  каждый свой подарочек должен народу честному показать, похвалиться, да и  рассказать про него, что знаете.

1 ученик:

-Да ведь это же получается своеобразная игра в фанты!

Коробейник:

-А что, получается что так,  это же здорово, как же складно у нас все получится!

2 ученик:

-  Мы хотели дефиле посмотреть, все готовились, волновались, слова учили.

Коробейник:

- Одно другому не мешает, с дефиле, пожалуй, и начнем. Пусть наши девочки продемонстрируют самые царственные и знаменитые платки, а заодно и расскажут, что же  такое интересное они знают о платках.

Демонстрация Павло- посадского платка под музыкальное сопровождение.

История русского платка, это конечно же Павло – посадский платок. Павло – посадский платок неотъемлемая часть русского костюма, а производить такой платок начали еще в 1850 году в небольшом подмосковном городе Павловом Посаде на предприятии, принадлежащем купцам Якову Ивановичу Лобзину и Василию Ивановичу Грязнову. В это время в Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более семидесяти платочных фабрик, принадлежащих крестьянам.

 Шали и платки «павлопосадские» - это буйство красок пышных букетов садовых и полевых цветов по углам платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты, имитирующие индийские и персидские шали. Искусство цветочного орнамента и колорита Павловского платка имеет свою традицию. Она связана с высоким мастерством резчиков набойных досок – ведь нужно было изобразить не только крупные узоры, но и мельчайший орнамент центра платка. Число тонов на платке может доходить от 10 до 30, и каждый цвет на шаль набойщики наносили отдельно. Каждый цвет печатался с отдельной доски. Излюбленная цветовая гамма: белый, черный, красный, темно-синий, вишневый.

На белом фоне красивые цветы:

Лилии, маки, ромашки, подснежники,

Глазки лукавые, листики нежные

Ими повязаны головы женские.

Павло-посадский платок получил высокое признание не только на Родине, но и в Мире.

3 ученик:

- А знаете ли вы, что помимо Павло- посадских платков были еще и «Александровские» Калужской губернии, отличающийся тонкими линиями и изящными формами цветов. Платки фабрики Рубачевых  отличались черным фоном и многоцветным узором, где красное, сочеталось с зеленым. Проховские шелковые  и ситцевые с нанесением вышивки, а выпускала их Трехгорная мануфактура в Москве. Среди такого множества платков и шалей, любая женщина могла купить себе платок по вкусу и достатку.

     Демонстрация оренбургского платка.

Настоящим достоянием русской культуры стали оренбургские платки из козьего пуха. Они появились конце XV11 века, а в X1X  о них знала вся Европа. Платки очень красивы и настолько тонки, что их можно поместить внутрь гусиного яйца и даже протянуть сквозь кольцо. Оренбургские платки получили всемирное признание на выставках в Париже, Чикаго, Брюсселе. Оренбургский пуховый платок – это целая история русской культуры, обрядов и традиций.

     Согласно приданию, первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыцких и казахских джигитов. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычаен: в качестве подкладки своей легкой одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха, без каких- либо узоров.

А вот еще легенда: связала одна казачка красивый платок, да и отправила его в подарок царице Екатерине 2. И велела царица ту казачку хороше деньгами наградить, а вместе с тем наказала и ослепить пуховницу, чтобы никто не мог носить такой платок как у царицы, да промахнулась. Была у казачки дочка, которая превзошла свою мать в искусстве вязания. Так и пошли по всему Оренбургскому краю платки. Попытка развести оренбургскую козу в других географических местах, заканчивалась тем, что через 2-3 года козы теряли свои выдающиеся качеств, превращаясь обычных.

4 ученик:

А знаете ли вы, что талантливые мастерицы создавали, вязали платки не только из пуха оренбургских коз –кисейные нарядные платки, платки из плотных тканей расшивали крупными цветами или узорами по углам

То не лебеди летят над берегом,

Не снежинки водят хоровод,

То меж пальцев вьется нитка белая,

То девчонка кружево плетет.

 

Душу чуткую растревожили

Взгляды жаркие и слова,

 Ах, не спутать бы нитки сложные,

Вологодские кружева.

Вологодские кружева… Сколько о них сказано, написано, спето. Усть – Кубинский район славится своим кружевоплетением Здесь живут мастерицы, которые творят поистине сказочные изделия.

 

Демонстрация хантыйского и мансийского  платка

Югра – какой волшебный звук,

В нем слышен бубна громкий стук,

Оби веселое журчанье

И тихий шум лесов вокруг

 

Югра какой прекрасный мир

Здесь кедр – загадочный кумир

Медведь могучий предок ханты,

Муксун нагуливает жир.

 

Югра – какая благодать,

Она для нас отец и мать,

Она и дом наш, и Отчизна-

Чего же нам еще желать.

Этими стихами я  открываю свой информационный блок о платках обских угров. Ведь Югра наша малая родина, здесь живут наши родители, а в нашем классе учатся ребята, проживающие по всему Ханты – Мансийскому округу.

          Земля Югорская издревле населялась народами ханты и манси

  Саровать – так называлась головная повязка, которую носили женщины и девушки ханты и манси. Ее шили из ткани и украшали бисером по краю. Наиболее распространенный способ ношения платка – накидывание его на голову так, чтобы нижняя часть его была больше верхней, обусловленное существованием у ханты и манси обычая избегания. Верхнюю часть платка украшали бахромой из ниток, чтобы в случае необходимости платок можно было бы легко натянуть на лицо, Платки чаще всего шились из ткани, а по периметру обшивались тканью другого цвета и украшались бисером, металлическим подвесками. Назывался такой платок суминьтых или  охчам. Мужчины тоже носили платки и косынки, но мужские платки не украшались. При Советской власти проводились мероприятия по «открыванию лица», поэтому такие платки вышли из употребления и теперь женщины предпочитают платки и шали фабричной работы.

А знаете ли вы что, русский этнограф  Д.К. Зеленин писал: «Глядя на женщин из славянского племени кривичей, Можно было бы подумать, что у них у всех болят зубы, так как ткань охватывала подбородок и горло, а узел располагался высоко на макушке. На самом деле древлянки и кривичи  повязывали платок таким замысловатым образом, чтобы не простудиться.

   Наши предки язычники  считали, что женские волосы обладают магической силой. С ужасом смотрели они на женщину с распущенными волосами, веря, что она может навести порчу, лишить рассудка. Колдуны подбирали упавшие волосы и готовили из них зелья и яды, поэтому волосы тщательно закрывались, а концы платка завязывались на макушке как рога быка- тура, символа Перуна оберегавший  от всякой напасти и опасности.

Демонстрация ношения современных платков

     Платки в современном мире невероятно популярны. Их носят на голове, на шее, на плечах и на талии. Сегодня также модно повязывать платок на ручке сумки, а еще можно пользоваться как топом. Платок может преобразить самое простое платье в изысканный наряд, с ним  каждая женщина может создать свой индивидуальный стиль. Платок, который пришел к нам из глубины веков, менее всего подвержен капризам моды и по всей вероятности еще долго будет украшением любой женщины, девушки и даже мужчин.

А знаете ли вы, что художники, поэты, композиторы   не раз  делали платок не только составляющим своего произведения, но и могли сделать его самостоятельным объектом своего творчества.

       Людмила Рогачая
От христовой плащаницы
Через древние века
Шла по сёлам и станицам
Слава русского платка.

Где вы, кики и убрусы?
Стёрты в памяти, вас нет.
Изменилась мода, вкусы,
Но платков цветёт букет.

Расписное семицветье,
И печатаный узор,
Лёг на узенькие плечи

И ласкает чей-то взор.

Многодневный стук коклюшек,
Хитроумный труд крючков
Паутинкой нежных кружев

Обрамляет вам лицо.
Шаль, подшальник, полушалок -
Всё платок, такой как есть.
Самый лучший он подарок,
Вековых традиций честь.

 

А вот такое стихотворение поэт Александр Крестинский посвятил художнице Злате Ольшевской
Шаль шаловливая,
Шалые, милые позы,
Взоры счастливые,
Метаморфозы…

Плеч одиноких убранство,
Жаркая лава,
Красок шаманство
Золотоглаво!

Ткань на тебе горяча,
Гордая зрелость.
Это скольженье с плеча,
Оторопелость…

Пышный цветной лабиринт -
Глазу угроза.
Шали рукой не бери -
Колется роза!

Сцены усталость,
Выдох беззвучного хора.
Все, что осталось, -
Занавес без актера.

Все, что осталось от жизни,
Смелой и жгучей…
Шаль шаловливая, брызни
Ливнем из тучи!

 

 

 

Заглянем в старый сундучок
Лежит там бабушкин платок,
Ведь с незапамятных времён-
Он бабий спутник и дружок!
Платок – в подарок дорог был
Любовь он, счастье приносил
И в церковь – без платка нельзя,
Покрыта женщин голова,
А в горести – другой платок
Тебя утешит и поймёт…
И каждый знает – у тебя
Случилась страшная беда…
У госпожи – платок другой –
Он шёлковый и дорогой!
Всегда покрыта голова –
У замужней бабы –
Неважно – бедна ль она и знатна,
Но шаль, платок с нею всегда.
Платок Вас от жары спасёт,
И в холод – он всегда согреет…
А в праздник – будет украшеньем,
Мужчинам всем на загляденье!
Девицы – на плечах платки красивые носили
И из платков наряды шили,
Наряды – всем на удивленье
Женихам на загляденье!
В песнях, стихах  платки воспевали…
Художники красавиц в платках рисовали…
Бабы в платки детей пеленали
Шали в блокаду людей согревали…
Платки вязали, расшивали, бахромою украшали –
Платки царицы носили и жрицы…
А от милого платок –
Он на память узелок
Немало лет с тех пор прошло-
Платок как был – так он остался,
Он ничего не испугался!
В гардеробе любой дамы есть,
                хоть маленький платок-
Он и вправду наш дружок!

Посмотрите презентацию на тему «Платки», где вы увидите не только платочное многообразие и многоцветие, но и картины художников, где есть платки.

 Демонстрация презентации «Платки»

 

Демонстрация мужских платков.

     История мужского шейного платка развивалась  одновременно в нескольких странах. Во  Франции это была довольно широкая повязка, которую обматывали один или два раза вокруг шеи, а концы  закалывали на груди и скрепляли булавкой. При этом ширина полосы составляла около 10 сантиметров, а длина около метра.

     Появление в древнем Риме шейных платков ознаменовало начало эпохи галстуков в современном понимании этого слова. Сегодня все чаще можно встретить стильных мужчин, шеи которых украшает шейный платок, выступающий в качестве альтернативы галстуку. Его залихватски подвязывают под воротом рубашки, создавая элегантно- небрежный образ творческого интеллектуала.

А знаете ли вы, что во все времена такая модная мелочь, как носовой платок отражал состояние общества, декоративного искусства, моды.

На Руси носовые платки назывались ширинками. Время их возникновения не установлено. Самые ранние образцы хранящиеся в музейных коллекциях, относятся к XVI веку Ширинки шили из шелковой ткани полотняного переплетения, они были квадратными по форме и украшались вышивкой. Вышивка красивой орнаментальной полосой располагалась по краям платка, выполнялась она разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и жемчугом. Все контуры рисунка вышивали шелком коричневато-черных оттенков, а внутри цветы и листья расшивали яркими, насыщенными шелками лазоревого, малинового, зеленого цвета, мягко мерцающими золотым и серебряным
Ширинка была украшением к княжескому и боярскому костюму XVI-XVII веков.

Я покажу вам фокусы с носовым платком.

 

Покажите зрителям самый обыкновенный платок: поворачивайте его, встряхивайте и т. д. Они должны убедиться, что в нем нет ничего необычного. Затем покажите им ладонь правой руки — в ней ничего нет.

Набросьте на эту ладонь платок, а затем медленно снимите его, взяв пальцами примерно посередине. Платок свободно свисает вниз. Просуньте под него руку и вытаскивайте поочередно несколько разноцветных платочков.

СЕКРЕТ ФОКУСА. Платочки были заранее спрятаны в рукаве. Для этого нужно использовать кусок проволоки, один конец которой сгибается крючком и зацепляется за манжет рукава, а на другом конце делается петля, в которую продеваются платочки.

Когда вы снимете платок с руки, то одновременно с ним захватите и проволочный крючок. Вместе с крючком вытягиваются и спрятанные в рукаве платочки. Для фокуса нужно использовать очень тонкие, желательно шелковые, платки.

Подбросьте несколько раз вверх обыкновенный шелковый платок. Затем левой рукой возьмитесь за его верхний угол, а правой рукой — за нижний угол. Теперь отнимите левую руку. Зрители удивляются: платок стоит у вас на правой руке. Через несколько секунд уберите и правую руку. Платок повиснет в воздухе!

Несколько раз проведите рукой по воздуху вверху и внизу платка. Зрители видят, что платок висит — никаких секретов нет. Сделайте правой рукой еще несколько быстрых движений вокруг платка — и он уже у вас в правой руке.

Секрет фокуса. Прежде чем демонстрировать этот фокус, нужно подвесить вверху сцены капроновую нитку или леску примерно в одном метре от задника. К концу нитки нужно приделать небольшой крючок, на который вы будете вешать платок. Нитка должна быть под цвет задника сцены. Немалую роль в успехе этого фокуса играет и свет. Платок должен быть легким и ярким.

 

Достаньте из кармана небольшой кубик и зажмите его в левый кулак. Вслед за ним подсуньте в кулак один за другим два шелковых платка, взятых из нагрудного кармана. А теперь разожмите кулак: на ладони окажется только кубик — платки бесследно исчезли.

Переложите кубик из левой руки в правую — и кубик исчезнет уже из правой руки. Опустите левую руку во внутренний карман пиджака и достаньте из него исчезнувшие предметы, причем два платка будут соединены концами между собой, а между ними будет находиться кубик.

 

Секрет фокуса

Для демонстрации фокуса нужны два одинаковых платка размером 15 х 15 см, полый кубик с отверстием диаметром 1 см, а также еще два точно таких же платка и кубик, соединенные между собой

Перед тем как показывать фокус, два отдельных платка положите в нагрудный карман пиджака; кубик с отверстием — в правый боковой карман, а два платка, соединенные с кубиком, — во внутренний правый карман. Достаньте кубик и, прикрывая отверстие большим пальцем правой руки, чтобы его не видели зрители, зажмите кубик отверстием вверх в левый кулак.

Поочередно засовывая платки в левый кулак, на самом деле засовывайте их внутрь кубика. Когда после этого вы раскроете ладонь, зрители увидят только кубик; причем лежать на ладони он должен отверстием вниз, чтобы и на этот раз отверстие не заметили зрители: им покажется, что оба платка исчезли.

Показать исчезновение кубика со спрятанными внутри него платками можно следующим образом. Зажмите кубик между большим и средним пальцами левой руки. Ладонь правой руки, которой вы как будто забираете кубик, наложите на пальцы левой руки

Прикрыв на мгновение кубик пальцами правой руки, дайте ему упасть в ладонь левой руки, а правую сразу же сожмите в кулак и отведите в сторону.

Зрителям покажется, что кубик теперь в правой руке. На самом же деле он останется скрытым в ладони левой.
Раскройте пальцы правой руки и покажите зрителям, что кубик из правой руки исчез. Не поворачивая левую руку ладонью к зрителям, опустите ее во внутренний правый карман и, оставив там кубик с отверстием, достаньте из кармана и покажите зрителям два соединенных с кубиком платка. Зрителям покажется, что это те же самые, до этого исчезнувшие предметы.

 

Для демонстрации нужен шелковый носовой платок, газета и специальная полая «волшебная палочка» со стальным стержнем внутри. Сделайте из газеты кулек. Покажите зрителям и вдобавок просуньте в него «волшебную палочку», чтобы все убедились, что ваш кулек пуст.

Выньте палочку, незаметно оставив стальной стержень в кульке. После чего проследите за тем, чтобы кулек все время «стоял» вертикально в вашей руке и чтобы никто из зрителей не видел стального стержня. Набросьте на кулек платок.

Предупредите, что сейчас он таинственным образом исчезнет. Взяв в другую руку «волшебную палочку», затолкайте платок внутрь кулька. На самом деле вы заталкиваете платок в «волшебную палочку», используя ее как футляр. Сам же футляр с платком вы снова надеваете на стальной стержень.

Положите палочку на стол и, взявшись за один из углов газеты, разверните свой кулек, в котором ничего нет!

 

 

1 Ученик:

А скажи нам, коробейник, доволен ли ты, как поступили с твоими подарками?

 

 

Коробейник: Я очень рад, что вы правильно меня поняли и теперь у ребят столько информации о платках. Да не закончились сюрпризы, в этой шкатулке белая ткань для платочков, вам нужно расписать эти платочки, а потом мы сделаем выставку из ваших работ. Ребята расписывают платки для выставки.

 

 

 

Воспитатель:

Никогда в России не переставали носить платки. Их цвета, рисунки, качество материала – своеобразная летопись времени. Платок всегда был дополнением к наряду. Как носят платок; повязывают косынку, накидывают шаль, завязывают шарф – говорит о вкусе, характере, настроении.

Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового о платках, о традициях связанных с платками и на основании этого в заключении, мне бы хотелось провести маленькую викторину.

                                               Викторина

1. Назовите синоним к слову платок, и скажите значение этого слова с персидского?  (шаль – шал – большей)

2.Назовите названия платков, с которыми мы с вами познакомились сегодня.

   (Павло – Посадский)

3. Как наносили рисунок на посадский платок (каждый цвет набивали с отдельной  доски)

4.Сколько цветов можно было насчитать на одном платке? (от 10 до 30 )

5. Как  определяли тонкость оренбургского платка (поместив в гусиное яйцо или продев сквозь кольцо)

6.Почему оренбургские козы живут только в оренбургской области? (В других регионах качество пуха меняется)

7.Для чего верхний конец платка у женщин ханты и манси делался коротким?

(обычай избегания заставлял в случае необходимости закрывать лицо)

8.Зачем наши предки язычники завязывали волосы так, чтобы их не было видно совсем? (боялись колдунов, сглаза)

9. Как на Руси называли платки? (ширинки)

10. Почему так богато и красочно украшались носовые платки платки? (платки были украшением)               

Наш классный час подошел к концу. Мы благодарим наших гостей, и участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Литература

1.     В.И. Даль “Толковый словарь” т. 4; т.3 –М: Русский язык, 1990 г.

2.     В.Г. Каменева “Праздник русского платка” журнал “Читаем, учимся, играем” № 4; 2003 г. (с.23-26).

3.     К. Соловьева “Плат узорный”; журнал “Мир вокруг нас” (с.23-25)

4.     Цветы России – на ваших плечах: Буклет – АО “Павловская мануфактура”: 2002 – (Шали почтой).

5.     Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских. Г.Е. Гуров “Твоя мастерская”

6.     Видеокассета “Народные промыслы”, “Плат узорный” (Видеообразование для народного образования.) Центрнаучфильм. Студия “Кварт” Москва.

7.     З.П. Соколова Монография «Ханты и манси взгляд из 21 века»  2010г. издательство «Наука».

8.      М. Короткова «Традиции русского быта» 2013 Издат. Культура и искусство.

9.     О.Н. Капшук «Русские праздники и обряды» Феникс2011год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_plat_uzonyy.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

                       Плат узорный на все времена

Цели:

1.  Приобщать учащихся к великим ценностям русской культуры

 знакомить  с русскими традициями и ремеслами.

2. Развивать познавательный интерес и творческие способности школьников.

3. Знакомить с историей возникновения платка, формировать уважительное отношение к платку, как символу национального наряда, чувство гордости за свою страну.

Форма:

Познавательное дефиле с элементами игры

Оформление:

Высказывания о платке, выставка платков, русские народные костюмы,

презентация на тему «Платки», музыкальное сопровождение к дефиле.

Цитаты:                                      

1. У того, кто не знает прошлого - нет будущего (Ирек Биккин)

2. Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени.

3. Кто не помнит прошлого, обречен, пережить его снова Д. Сантаяна, американский философ

4. Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю. Ф. Абрамов

5. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло. У. Фолкнер, американский писатель.

                                 Ход классного часа

       История – это зеркало, в котором отображено все наше прошлое, настоящее и будущее собранные воедино. Лишь человек знающий прошлое своей цивилизации, страны, семьи, племени, рода может считаться частью такой цивилизации. Нигде и никогда не могло быть народа, у которого не было бы своего искусства. Даже в самые древние времена, создавая что- либо, он уже выступал как художник. Многие вещи и предметы, сделанные человеком стали гордостью и визитной карточкой нашей страны.

       Сегодня мы с вами поговорим о русских платках. Кто знает, что такое платок? (работа со словарями) «Предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный или вязаное изделие такой формы» из словаря С.И.Ожегова

«Лоскут равносторонний шелковый, бумажный, шерстяной, холщовый, каким женщины повязывают голову, мужчины шею, а женщины накидывают на шею, носят в руках или кармане» из словаря В.И. Даля. Синоним слова платок – шаль, от персидского слова «шал»- большой. Это крупный прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветной каймой или орнаментом.

        Ребята, а кто может предположить, когда появились платки? Еще в раннехристианскую эпоху (300 – 600гг.) головной платок был неизменным атрибутом женского костюма. Православная традиция требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появляется на людях. Выйти простоволосой не то что из дому, даже из своей горницы считалось недоступным девушке, а женщины надевали платок поверх головного убора, которые назывались кокошниками, повоями. Римские легионеры, воины древнего Китая носили шейный платок для защиты от холода и ветра.

     Предшественниками платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, который женщины набрасывали поверх головного убора. Настоящим достоянием русской культуры считаются платки, шали, косынки, изготовленные нашими мастерами. Русский платок является символом, национальным достоянием народного искусства. Понятие «Русский платок» признано в мире благодаря кропотливому труду талантливых русских художников и мастеров.

     Сегодня мы с вами побываем на познавательном дефиле, узнаем много нового о платке, узнаем как  этот головной убор на протяжении веков, по сути не менялся и был всегда востребован, когда многие вещи безвозвратно уходят, забываются, платок остается. Так что же такое, этот волшебный русский платок?

     Звучит мелодия русской народной песни «Коробейники», появляется коробейник с лотком, в котором лежат платки.

Коробейник:

Сударыни и судари!

Парни и молодицы!

Поклон вам гости званые,

Да желанные!

Здравствуйте лебедушки!

Здравствуйте молодушки!

В коробейниках хожу,

Я товары разложу,

Всех вокруг я наряжу! (раздает предметы, находящиеся в коробке)

- Все получили, что хотелось? Все ли довольны моим товаром?  Вот и хорошее, а теперь,  каждый свой подарочек должен народу честному показать, похвалиться, да и  рассказать про него, что знаете.

1 ученик:

-Да ведь это же получается своеобразная игра в фанты!

Коробейник:

-А что, получается что так,  это же здорово, как же складно у нас все получится!

2 ученик:

-  Мы хотели дефиле посмотреть, все готовились, волновались, слова учили.

Коробейник:

- Одно другому не мешает, с дефиле, пожалуй, и начнем. Пусть наши девочки продемонстрируют самые царственные и знаменитые платки, а заодно и расскажут, что же  такое интересное они знают о платках.

Демонстрация Павло- посадского платка под музыкальное сопровождение.

История русского платка, это конечно же Павло – посадский платок. Павло – посадский платок неотъемлемая часть русского костюма, а производить такой платок начали еще в 1850 году в небольшом подмосковном городе Павловом Посаде на предприятии, принадлежащем купцам Якову Ивановичу Лобзину и Василию Ивановичу Грязнову. В это время в Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более семидесяти платочных фабрик, принадлежащих крестьянам.

 Шали и платки «павлопосадские» - это буйство красок пышных букетов садовых и полевых цветов по углам платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты, имитирующие индийские и персидские шали. Искусство цветочного орнамента и колорита Павловского платка имеет свою традицию. Она связана с высоким мастерством резчиков набойных досок – ведь нужно было изобразить не только крупные узоры, но и мельчайший орнамент центра платка. Число тонов на платке может доходить от 10 до 30, и каждый цвет на шаль набойщики наносили отдельно. Каждый цвет печатался с отдельной доски. Излюбленная цветовая гамма: белый, черный, красный, темно-синий, вишневый.

На белом фоне красивые цветы:

Лилии, маки, ромашки, подснежники,

Глазки лукавые, листики нежные

Ими повязаны головы женские.

Павло-посадский платок получил высокое признание не только на Родине, но и в Мире.

3 ученик:

- А знаете ли вы, что помимо Павло- посадских платков были еще и «Александровские» Калужской губернии, отличающийся тонкими линиями и изящными формами цветов. Платки фабрики Рубачевых  отличались черным фоном и многоцветным узором, где красное, сочеталось с зеленым. Проховские шелковые  и ситцевые с нанесением вышивки, а выпускала их Трехгорная мануфактура в Москве. Среди такого множества платков и шалей, любая женщина могла купить себе платок по вкусу и достатку.

     Демонстрация оренбургского платка.

Настоящим достоянием русской культуры стали оренбургские платки из козьего пуха. Они появились конце XV11 века, а в X1X  о них знала вся Европа. Платки очень красивы и настолько тонки, что их можно поместить внутрь гусиного яйца и даже протянуть сквозь кольцо. Оренбургские платки получили всемирное признание на выставках в Париже, Чикаго, Брюсселе. Оренбургский пуховый платок – это целая история русской культуры, обрядов и традиций.

     Согласно приданию, первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыцких и казахских джигитов. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычаен: в качестве подкладки своей легкой одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха, без каких- либо узоров.

А вот еще легенда: связала одна казачка красивый платок, да и отправила его в подарок царице Екатерине 2. И велела царица ту казачку хороше деньгами наградить, а вместе с тем наказала и ослепить пуховницу, чтобы никто не мог носить такой платок как у царицы, да промахнулась. Была у казачки дочка, которая превзошла свою мать в искусстве вязания. Так и пошли по всему Оренбургскому краю платки. Попытка развести оренбургскую козу в других географических местах, заканчивалась тем, что через 2-3 года козы теряли свои выдающиеся качеств, превращаясь обычных.

4 ученик:

А знаете ли вы, что талантливые мастерицы создавали, вязали платки не только из пуха оренбургских коз –кисейные нарядные платки, платки из плотных тканей расшивали крупными цветами или узорами по углам

То не лебеди летят над берегом,

Не снежинки водят хоровод,

То меж пальцев вьется нитка белая,

То девчонка кружево плетет.

Душу чуткую растревожили

Взгляды жаркие и слова,

 Ах, не спутать бы нитки сложные,

Вологодские кружева.

Вологодские кружева… Сколько о них сказано, написано, спето. Усть – Кубинский район славится своим кружевоплетением Здесь живут мастерицы, которые творят поистине сказочные изделия.

Демонстрация хантыйского и мансийского  платка

Югра – какой волшебный звук,

В нем слышен бубна громкий стук,

Оби веселое журчанье

И тихий шум лесов вокруг

Югра какой прекрасный мир

Здесь кедр – загадочный кумир

Медведь могучий предок ханты,

Муксун нагуливает жир.

Югра – какая благодать,

Она для нас отец и мать,

Она и дом наш, и Отчизна-

Чего же нам еще желать.

Этими стихами я  открываю свой информационный блок о платках обских угров. Ведь Югра наша малая родина, здесь живут наши родители, а в нашем классе учатся ребята, проживающие по всему Ханты – Мансийскому округу.

          Земля Югорская издревле населялась народами ханты и манси

  Саровать – так называлась головная повязка, которую носили женщины и девушки ханты и манси. Ее шили из ткани и украшали бисером по краю. Наиболее распространенный способ ношения платка – накидывание его на голову так, чтобы нижняя часть его была больше верхней, обусловленное существованием у ханты и манси обычая избегания. Верхнюю часть платка украшали бахромой из ниток, чтобы в случае необходимости платок можно было бы легко натянуть на лицо, Платки чаще всего шились из ткани, а по периметру обшивались тканью другого цвета и украшались бисером, металлическим подвесками. Назывался такой платок суминьтых или  охчам. Мужчины тоже носили платки и косынки, но мужские платки не украшались. При Советской власти проводились мероприятия по «открыванию лица», поэтому такие платки вышли из употребления и теперь женщины предпочитают платки и шали фабричной работы.

А знаете ли вы что, русский этнограф  Д.К. Зеленин писал: «Глядя на женщин из славянского племени кривичей, Можно было бы подумать, что у них у всех болят зубы, так как ткань охватывала подбородок и горло, а узел располагался высоко на макушке. На самом деле древлянки и кривичи  повязывали платок таким замысловатым образом, чтобы не простудиться.

   Наши предки язычники  считали, что женские волосы обладают магической силой. С ужасом смотрели они на женщину с распущенными волосами, веря, что она может навести порчу, лишить рассудка. Колдуны подбирали упавшие волосы и готовили из них зелья и яды, поэтому волосы тщательно закрывались, а концы платка завязывались на макушке как рога быка- тура, символа Перуна оберегавший  от всякой напасти и опасности.

Демонстрация ношения современных платков

     Платки в современном мире невероятно популярны. Их носят на голове, на шее, на плечах и на талии. Сегодня также модно повязывать платок на ручке сумки, а еще можно пользоваться как топом. Платок может преобразить самое простое платье в изысканный наряд, с ним  каждая женщина может создать свой индивидуальный стиль. Платок, который пришел к нам из глубины веков, менее всего подвержен капризам моды и по всей вероятности еще долго будет украшением любой женщины, девушки и даже мужчин.

А знаете ли вы, что художники, поэты, композиторы   не раз  делали платок не только составляющим своего произведения, но и могли сделать его самостоятельным объектом своего творчества.

       Людмила Рогачая
От христовой плащаницы
Через древние века
Шла по сёлам и станицам
Слава русского платка.

Где вы, кики и убрусы?
Стёрты в памяти, вас нет.
Изменилась мода, вкусы,
Но платков цветёт букет.

Расписное семицветье,
И печатаный узор,
Лёг на узенькие плечи

И ласкает чей-то взор.

Многодневный стук коклюшек,
Хитроумный труд крючков
Паутинкой нежных кружев

Обрамляет вам лицо.
Шаль, подшальник, полушалок -
Всё платок, такой как есть.
Самый лучший он подарок,
Вековых традиций честь.

А вот такое стихотворение поэт Александр Крестинский посвятил художнице Злате Ольшевской
Шаль шаловливая,
Шалые, милые позы,
Взоры счастливые,
Метаморфозы…

Плеч одиноких убранство,
Жаркая лава,
Красок шаманство
Золотоглаво!

Ткань на тебе горяча,
Гордая зрелость.
Это скольженье с плеча,
Оторопелость…

Пышный цветной лабиринт -
Глазу угроза.
Шали рукой не бери -
Колется роза!

Сцены усталость,
Выдох беззвучного хора.
Все, что осталось, -
Занавес без актера.

Все, что осталось от жизни,
Смелой и жгучей…
Шаль шаловливая, брызни
Ливнем из тучи!

Заглянем в старый сундучок
Лежит там бабушкин платок,
Ведь с незапамятных времён-
Он бабий спутник и дружок!
Платок – в подарок дорог был
Любовь он, счастье приносил
И в церковь – без платка нельзя,
Покрыта женщин голова,
А в горести – другой платок
Тебя утешит и поймёт…
И каждый знает – у тебя
Случилась страшная беда…
У госпожи – платок другой –
Он шёлковый и дорогой!
Всегда покрыта голова –
У замужней бабы –
Неважно – бедна ль она и знатна,
Но шаль, платок с нею всегда.
Платок Вас от жары спасёт,
И в холод – он всегда согреет…
А в праздник – будет украшеньем,
Мужчинам всем на загляденье!
Девицы – на плечах платки красивые носили
И из платков наряды шили,
Наряды – всем на удивленье
Женихам на загляденье!
В песнях, стихах  платки воспевали…
Художники красавиц в платках рисовали…
Бабы в платки детей пеленали
Шали в блокаду людей согревали…
Платки вязали, расшивали, бахромою украшали –
Платки царицы носили и жрицы…
А от милого платок –
Он на память узелок
Немало лет с тех пор прошло-
Платок как был – так он остался,
Он ничего не испугался!
В гардеробе любой дамы есть,
                хоть маленький платок-
Он и вправду наш дружок!

Посмотрите презентацию на тему «Платки», где вы увидите не только платочное многообразие и многоцветие, но и картины художников, где есть платки.

 Демонстрация презентации «Платки»

Демонстрация мужских платков.

     История мужского шейного платка развивалась  одновременно в нескольких странах. Во  Франции это была довольно широкая повязка, которую обматывали один или два раза вокруг шеи, а концы  закалывали на груди и скрепляли булавкой. При этом ширина полосы составляла около 10 сантиметров, а длина около метра.

     Появление в древнем Риме шейных платков ознаменовало начало эпохи галстуков в современном понимании этого слова. Сегодня все чаще можно встретить стильных мужчин, шеи которых украшает шейный платок, выступающий в качестве альтернативы галстуку. Его залихватски подвязывают под воротом рубашки, создавая элегантно- небрежный образ творческого интеллектуала.

А знаете ли вы, что во все времена такая модная мелочь, как носовой платок отражал состояние общества, декоративного искусства, моды.

На Руси носовые платки назывались ширинками. Время их возникновения не установлено. Самые ранние образцы хранящиеся в музейных коллекциях, относятся к XVI веку Ширинки шили из шелковой ткани полотняного переплетения, они были квадратными по форме и украшались вышивкой. Вышивка красивой орнаментальной полосой располагалась по краям платка, выполнялась она разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и жемчугом. Все контуры рисунка вышивали шелком коричневато-черных оттенков, а внутри цветы и листья расшивали яркими, насыщенными шелками лазоревого, малинового, зеленого цвета, мягко мерцающими золотым и серебряным
Ширинка была украшением к княжескому и боярскому костюму XVI-XVII веков.

Я покажу вам фокусы с носовым платком.

Покажите зрителям самый обыкновенный платок: поворачивайте его, встряхивайте и т. д. Они должны убедиться, что в нем нет ничего необычного. Затем покажите им ладонь правой руки — в ней ничего нет.

Набросьте на эту ладонь платок, а затем медленно снимите его, взяв пальцами примерно посередине. Платок свободно свисает вниз. Просуньте под него руку и вытаскивайте поочередно несколько разноцветных платочков.

СЕКРЕТ ФОКУСА. Платочки были заранее спрятаны в рукаве. Для этого нужно использовать кусок проволоки, один конец которой сгибается крючком и зацепляется за манжет рукава, а на другом конце делается петля, в которую продеваются платочки.

Когда вы снимете платок с руки, то одновременно с ним захватите и проволочный крючок. Вместе с крючком вытягиваются и спрятанные в рукаве платочки. Для фокуса нужно использовать очень тонкие, желательно шелковые, платки.

Подбросьте несколько раз вверх обыкновенный шелковый платок. Затем левой рукой возьмитесь за его верхний угол, а правой рукой — за нижний угол. Теперь отнимите левую руку. Зрители удивляются: платок стоит у вас на правой руке. Через несколько секунд уберите и правую руку. Платок повиснет в воздухе!

Несколько раз проведите рукой по воздуху вверху и внизу платка. Зрители видят, что платок висит — никаких секретов нет. Сделайте правой рукой еще несколько быстрых движений вокруг платка — и он уже у вас в правой руке.

Секрет фокуса. Прежде чем демонстрировать этот фокус, нужно подвесить вверху сцены капроновую нитку или леску примерно в одном метре от задника. К концу нитки нужно приделать небольшой крючок, на который вы будете вешать платок. Нитка должна быть под цвет задника сцены. Немалую роль в успехе этого фокуса играет и свет. Платок должен быть легким и ярким.

Достаньте из кармана небольшой кубик и зажмите его в левый кулак. Вслед за ним подсуньте в кулак один за другим два шелковых платка, взятых из нагрудного кармана. А теперь разожмите кулак: на ладони окажется только кубик — платки бесследно исчезли.

Переложите кубик из левой руки в правую — и кубик исчезнет уже из правой руки. Опустите левую руку во внутренний карман пиджака и достаньте из него исчезнувшие предметы, причем два платка будут соединены концами между собой, а между ними будет находиться кубик.

Секрет фокуса

Для демонстрации фокуса нужны два одинаковых платка размером 15 х 15 см, полый кубик с отверстием диаметром 1 см, а также еще два точно таких же платка и кубик, соединенные между собой

Перед тем как показывать фокус, два отдельных платка положите в нагрудный карман пиджака; кубик с отверстием — в правый боковой карман, а два платка, соединенные с кубиком, — во внутренний правый карман. Достаньте кубик и, прикрывая отверстие большим пальцем правой руки, чтобы его не видели зрители, зажмите кубик отверстием вверх в левый кулак.

Поочередно засовывая платки в левый кулак, на самом деле засовывайте их внутрь кубика. Когда после этого вы раскроете ладонь, зрители увидят только кубик; причем лежать на ладони он должен отверстием вниз, чтобы и на этот раз отверстие не заметили зрители: им покажется, что оба платка исчезли.

Показать исчезновение кубика со спрятанными внутри него платками можно следующим образом. Зажмите кубик между большим и средним пальцами левой руки. Ладонь правой руки, которой вы как будто забираете кубик, наложите на пальцы левой руки

Прикрыв на мгновение кубик пальцами правой руки, дайте ему упасть в ладонь левой руки, а правую сразу же сожмите в кулак и отведите в сторону.

Зрителям покажется, что кубик теперь в правой руке. На самом же деле он останется скрытым в ладони левой.
Раскройте пальцы правой руки и покажите зрителям, что кубик из правой руки исчез. Не поворачивая левую руку ладонью к зрителям, опустите ее во внутренний правый карман и, оставив там кубик с отверстием, достаньте из кармана и покажите зрителям два соединенных с кубиком платка. Зрителям
 покажется, что это те же самые, до этого исчезнувшие предметы.

Для демонстрации нужен шелковый носовой платок, газета и специальная полая «волшебная палочка» со стальным стержнем внутри. Сделайте из газеты кулек. Покажите зрителям и вдобавок просуньте в него «волшебную палочку», чтобы все убедились, что ваш кулек пуст.

Выньте палочку, незаметно оставив стальной стержень в кульке. После чего проследите за тем, чтобы кулек все время «стоял» вертикально в вашей руке и чтобы никто из зрителей не видел стального стержня. Набросьте на кулек платок.

Предупредите, что сейчас он таинственным образом исчезнет. Взяв в другую руку «волшебную палочку», затолкайте платок внутрь кулька. На самом деле вы заталкиваете платок в «волшебную палочку», используя ее как футляр. Сам же футляр с платком вы снова надеваете на стальной стержень.

Положите палочку на стол и, взявшись за один из углов газеты, разверните свой кулек, в котором ничего нет!

1 Ученик:

А скажи нам, коробейник, доволен ли ты, как поступили с твоими подарками?

Коробейник: Я очень рад, что вы правильно меня поняли и теперь у ребят столько информации о платках. Да не закончились сюрпризы, в этой шкатулке белая ткань для платочков, вам нужно расписать эти платочки, а потом мы сделаем выставку из ваших работ. Ребята расписывают платки для выставки.

Воспитатель:

Никогда в России не переставали носить платки. Их цвета, рисунки, качество материала – своеобразная летопись времени. Платок всегда был дополнением к наряду. Как носят платок; повязывают косынку, накидывают шаль, завязывают шарф – говорит о вкусе, характере, настроении.

Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового о платках, о традициях связанных с платками и на основании этого в заключении, мне бы хотелось провести маленькую викторину.

                                               Викторина

1. Назовите синоним к слову платок, и скажите значение этого слова с персидского?  (шаль – шал – большей)

2.Назовите названия платков, с которыми мы с вами познакомились сегодня.

   (Павло – Посадский)

3. Как наносили рисунок на посадский платок (каждый цвет набивали с отдельной  доски)

4.Сколько цветов можно было насчитать на одном платке? (от 10 до 30 )

5. Как  определяли тонкость оренбургского платка (поместив в гусиное яйцо или продев сквозь кольцо)

6.Почему оренбургские козы живут только в оренбургской области? (В других регионах качество пуха меняется)

7.Для чего верхний конец платка у женщин ханты и манси делался коротким?

(обычай избегания заставлял в случае необходимости закрывать лицо)

8.Зачем наши предки язычники завязывали волосы так, чтобы их не было видно совсем? (боялись колдунов, сглаза)

9. Как на Руси называли платки? (ширинки)

10. Почему так богато и красочно украшались носовые платки платки? (платки были украшением)              

Наш классный час подошел к концу. Мы благодарим наших гостей, и участников.

                                       Литература

  1. В.И. Даль “Толковый словарь” т. 4; т.3 –М: Русский язык, 1990 г.
  2. В.Г. Каменева “Праздник русского платка” журнал “Читаем, учимся, играем” № 4; 2003 г. (с.23-26).
  3. К. Соловьева “Плат узорный”; журнал “Мир вокруг нас” (с.23-25)
  4. Цветы России – на ваших плечах: Буклет – АО “Павловская мануфактура”: 2002 – (Шали почтой).
  5. Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских. Г.Е. Гуров “Твоя мастерская”
  6. Видеокассета “Народные промыслы”, “Плат узорный” (Видеообразование для народного образования.) Центрнаучфильм. Студия “Кварт” Москва.
  7. З.П. Соколова Монография «Ханты и манси взгляд из 21 века»  2010г. издательство «Наука».
  8.  М. Короткова «Традиции русского быта» 2013 Издат. Культура и искусство.
  9. О.Н. Капшук «Русские праздники и обряды» Феникс2011год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Учитель на все времена"

Данная презентация поможет провести классный час, посвящённый Дню Учителя....

Метапредметный классный час "Куда утекает моё время"

Сценарий метапредметного классного часа "Куда утекает моё время?" Метапредметная категория «Время»...

Классный час "Как научиться ценить время"

Классный час для учащихся 5 класса...

Классный час на тему: "Новое время — новые профессии"

познакомить учащихся с новыми профессиями, необходимыми качествами, требующимися для каждой специальности;дать возможность учащимся “примерить” на себя разные профессии....

Открытый классный час в 5 классе "Время выбрало нас!"

Классный час посвящен 15-летию вывода советских войск из Афганистана и памяти солдат, проявивших героизм и отвагу....

Классный час на тему: "Новое время — новые профессии"

Данная работа содержит разработку классного часа и презентацию к нему. Предназначена для проведения классного часа по знакомству с новыми профессиями ребят 10 класса....

Классный час "Патриотизм в мирное время"

Представлен материал к классному часу "Патриотизм в мирное время". Приведены технологии, используемые воспитателем в учебном процессе....