Внеклассное мероприятие "Дефиле "Поэзия народного костюма"
материал по теме

Одина Татьяна Николаевна

Предлагаемый сценарий будет интересен учителям технологии и педагогам дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарий59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия по технологии «Дефиле «Поэзия народного костюма» для учащихся 9 – 11 классов (учитель технологии Одина Т. Н.)

…Без духовной оседлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья.                 Д. С. Лихачев

Цель: знакомство с традициями русского народа, его культурой, бытом, обычаями и обрядами, а также желание разбудить интерес ребят к прошлому своего народа, воспитать гордость за его историю и культуру.

Обращение к своим истокам необходимо, в первую очередь, для того, чтобы, по словам К.Д. Ушинского, «не быть иностранцем посреди своей родины». Народное искусство во всем его многообразии служит отражением национального характера – это мощное средство в формировании эстетического вкуса, правильных понятий о прекрасном.

Оформление: плакат с высказыванием академика Д. Лихачева, оформленный уголок русской избы

Оборудование: лавки, веретено, пяльца, иглы, отрезы различных тканей, украшения и т.п. для сценки ярмарки, русские народные костюмы.

Классам заранее даются задания для подготовки к мероприятию:

  1. Найти загадки о русском народном костюме;
  2. Собрать информацию и подготовить сообщение о женских головных уборах, имевших место в русском народном костюме;
  3. Собрать информацию и подготовить сообщение о лаптях.

Ведущий 1. Национальные традиции сегодня являются надежной основой для преумножения и развития отечественной культуры, выражаются в разумном отношении к культурному наследию наших предков. Всякое дошедшее до нас произведение народного искусства способно дать обильную пищу сердцу, уму, побудить к глубокому и серьезному размышлению о сохранении собственного национального лица.

Ведущий 2. Удивительно богатым, незаменимым источником изучения исторического прошлого русского народа, его мировоззрения, национального самосознания, художественно-эстетических взглядов является русский народный костюм.

Ведущий 1. Итак, сегодня мы встретимся с «модницами»  и «модниками» Древней Руси, которые жили в златоглавом Киеве, Новгороде, Владимире, Суздале. Познакомимся с крестьянской одеждой Тамбовской губернии.

Ведущий 2. Своеобразным парадом моды были праздничные гуляния на пасху, масленицу. А ежегодные ярмарки? К таким «показам» готовились заранее, не одну неделю. Склонялись над работой мастерицы при свете лучины.

Сценка «За работой» (сидят девушки на скамейках: кто прядет, кто вышивает, и поют песню)

Ведущий 1. Посмотрим, что выкладывали на свои прилавки купцы киевские да новгородские, что привозили купцы заморские, а что развозили и разносили по селам и деревням голосистые «коробейники».

Сценка ярмарки  (купцы, «коробейники» предлагают лен и шерсть самого разного качества, грубую холстину, сермягу и армячину, тонкое сукно и тонкое полотно, выбеленное или цветное – крашенину, дорогие привозные  ткани: камку и тафту (шелковые узорные ткани), бархат, парчу, меха, драгоценные камни (алмазы и смарагды, яхонты и сапфиры, радужные стекла, многоцветный бисер, жемчуг, ожерелья, бусы).

Ведущий 2. Из чего же состоял гардероб древних русичей? Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений. Соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Прежде всего одежда строго делилась на повседневную и праздничную. Попробуйте отгадать загадки, приготовленные учащимися класса.

Представитель класса предлагает собравшимся загадки, которые все отгадывают.

Ведущий 1. Основными видами мужской одежды были рубаха и порты, причем у знати это была нижняя одежда, у народа – основная. Чем богаче человек, тем многослойнее был его костюм. Длина рубахи, материал, из которого она сшита, характер орнаментов определялись социальной принадлежностью и возрастом.

Рассказ учителя и демонстрация мужского костюма. Молодые мужчины и парни носили рубаху довольно короткую на выпуск, прикрывающую бедра, и обязательно с поясом, который давался каждому при крещении. Ходить без пояса было неприлично. Распоясать человека – значит обесчестить его. Если человек не надел пояс, то говорили, что он распоясался. Зажиточные мужчины, имеющие взрослых детей, носили рубаху длиной до колен, подпоясанную по бедрам, что подчеркивало солидность и самодостаточность. Старики и дети носили рубаху длиной до щиколоток – только им простительно было появляться на людях без пояса. Праздничную рубаху делали из тонкого отбеленного холста и украшали тканьем и вышивкой. Ноги обували в лапти с онучами или сапоги, в зимнее время носили валенки. Поверх рубах в зависимости от сезона и погоды надевалась распашная одежда из сукна: зипуны, кафтаны, свиты. Зимой носили овчинные полушубки, тулупы. Голову покрывали шапкой из серого войлока.

Ведущий 2. Но венцом моды во все времена был женский костюм. Так было и в Киевской Руси. Он отличался от мужского большим изяществом и живописностью. Женская рубаха была длиннее, она доходила до ступни, подпоясывали ее расшитым охранительными узорами поясом. Узорами расшивались горловина, подол, оплечье и запястья. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил.

Ведущий 1. С незапамятных времен на Руси многовековым укладом деревни было установлено, что и когда надо надевать. Праздничный костюм шился для воскресных дней и престольных праздников, будничный – для работы дома, в поле и в лесу; обрядовые делились на предсвадебные, свадебные и погребальные – «горемычные». Кроме того, различалась одежда и по возрастному признаку и по семейному положению: девичья и для молодой женщины (до рождения первенца), для женщины зрелого возраста и старушечья. Нарядно одевались и в трудовые праздники: день первой борозды, день выгона скота, день начала сенокоса и жнивья.

Группа девочек исполняет танец и поет песню «Посею лебеду».

Ведущий 2. Одна из наиболее характерных черт русской народной одежды – многослойность. Одежда как бы лепилась из нескольких частей и каждый ее вид частично закрывался другой. В старинном костюме рубаху редко носили отдельно: в северных и центральных районах России сверху надевали сарафан, а в южных – поневу.

Ведущий 1. Наиболее древний и наиболее разнообразный «южно-великорусский» костюм, бытовавший в Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Тульской и Орловской губерниях.

Рассказ учителя и демонстрация поневного комплекса. Понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной клетчатой ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском-гашником. Поневу носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она осталась как «вечный хомут и бабья кабала». Существовало несколько типов понев. Первый из них назывался распашной поневой. При надевании несоединенные спереди полы оставляли открытой нижнюю часть рубахи. Поэтому ее подол украшали. Второй тип поневы получил название «понева с прошвой». Вставка, называвшаяся «прошвой», при надевании располагалась впереди и сбоку. Третий тип – это понева-юбка. Сохранилась легенда о том, что величина клетки на поневе указывает на размеры земельного надела. Чем больше клетка, тем больше надел земли, тем богаче крестьянка. Отличительной чертой тамбовской поневы была ее сравнительно небольшая длина. Понева не доходила до земли, а лишь прикрывала щиколотку. Совершеннолетие девушек отмечалось в народе обрядом – «загонять в поньку», когда в праздник на девушку при всех родных подруги надевали поневу. Окончательно поневу надевали во время свадьбы. Обязательным элементом костюма был передник. Он защищал одежду от загрязнения и выполнял чисто декоративную задачу.

Сценка «Загонять в поньку».

Ведущий 2. Наряду с поневным употреблялся и сарафанный комплекс.

Рассказ учителя и демонстрация сарафанного комплекса. Сарафаны северорусской женской одежды отличаются стройным, расширенным книзу силуэтом. В те времена особенно любимы были малиновый и алый цвета. Существовало три основных типа сарафана: косоклинный, прямой и сарафан с лифом. Наиболее распространенным был косоклинный сарафан, отделанный узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Прямой сборчатый сарафан – более позднего периода. Его делали из прямых полотнищ, собранных вверху мелкими складками. Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая держалась так же, как и сарафан, на плечевых лямках. Душегреи надевали поверх сарафана. Шили из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Головной убор завершал весь наряд: девичьи предполагали открытые волосы и теменную часть головы. Женские – полностью закрывали волосы, обладавшие по народным поверьям колдовской силой и навлекавшие несчастья. Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Какие вы знаете женские головные уборы?

(Класс, которому было заранее дано задание подготовиться, рассказывает о женских головных уборах.)

Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелья из жемчуга, граната и гайтаны – низанные из бисера, янтарные бусы. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески. Женской обувью служили кожаные полусапожки, а также лапти.

(Класс, которому было заранее дано задание подготовиться, рассказывает о лаптях)

Песня и танец «Лапти».

Ведущий 1. В конце XIX в. в народной одежде наряду с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма.

Рассказ учителя и демонстрация русского костюма конца XIX в.  На смену сарафанам, поневам и рубахам приходит так называемая парочка – приталенная кофта и расклешенная юбка из той же ткани. В ней традиции народной одежды сочетаются с требованиями городской моды. Кофта шьется с воротником-стойкой, пышными рукавами; широкая юбка – иногда с оборкой по подолу. Для будничной одежды использовали ситец, для праздничной – шелк, шерсть. Мужской костюм состоял из ситцевой рубахи-косоворотки, надеваемой на выпуск и подпоясанной ремнем или кушаком, темных брюк, заправляемых в сапоги, жилета, пиджака или сюртука.

Танец «Кадриль».

Ведущий 2. Время шло, менялась одежда, менялись и люди, но древнее представление о красоте сохранилось, в том числе и в крестьянском костюме. Трапецевидный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение применяются и в современной одежде.

Ведущий 1. В ежегодных показах сезонных коллекций на Неделе высокой моды в Москве перед вниманием зрителей проходит десятки людей, в которых можно заметить национальные черты исторического и конкретно русского костюма. Давайте посмотрим, что же предлагает нам современная мода, опираясь на национальные традиции.

Демонстрация современной одежды происходит под комментарии учителя.

Ведущий 2. Исторические корни подпитывают не только художника, они дают силы традициям. Народный костюм самым непосредственным образом осуществляет связь времен. Фольклор подтверждает важную роль одежды в обрядах и ритуалах. Народный стиль существует в мировой моде как несколько экзотическое, но все же вполне определенное и динамичное явление, в котором отражается и неослабевающий интерес к русской культуре.

Ведущий 1. Вот мы и совершили небольшое путешествие по страницам истории русского национального костюма. А сейчас давайте вспомним то, о чем шла речь.

Викторина на знание русского народного костюма.

  • Плечевая женская одежда в северном костюме, надеваемая на рубаху (сарафан).
  • Верхняя мужская одежда (кафтан).
  • Поясная женская одежда в южнорусском костюме, надеваемая на рубаху (понева).
  • Элемент женского костюма, закрывающий женскую фигуру спереди (передник).
  • Твердая налобная часть женского головного убора (кичка).
  • Элемент национального костюма как мужского так и женского (рубаха).
  • Головной убор девушки (кокошник).
  • Шнурок, поддерживающий на талии поневу (гашник).
  • Короткая верхняя распашная одежда на плечевых лямках, надеваемая поверх сарафана (душегрея).

Используемые ресурсы

  1. Зименкова Ф. Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ – М.: Педагогическое общество России, 2002
  2. Орлова Л. В. Азбука моды – М.: Просвещение, 1989
  3. Терешкова Т. А. Словарь моды – Мн.: Хэлтон, 2000
  4. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 кл. / Сост. Л. П. Барылкина, С. Е. Соколова – М.: 5 за знания, 2006
  5. http://wikipedia.org.ru
  6. http://sarafan.ru
  7. http://www.word-art.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....

Конспект внеклассного мероприятия для уч-ся Тема: Русский народный костюм

Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение  символики и колорита в одежде. и задачи: сформировать представления учащихся о русском народном к...

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...