Главные вкладки

    Программа психологического кружка "Школа общения"
    рабочая программа по теме

    Горбатова Ольга Владимировна

    Структура кружка включает 3 блока:1."Любознайки".цель:составление исследовательского проекта.2."Школа лидера".цель:формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления.3."Проблемно-ценностное общение".цель:формирование у детей способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc115 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области

    «Северодвинский детский дом»

    Программа кружка

    «Школа общения»

    Автор-составитель:

    педагог-психолог О.В. Горбатова

    Северодвинск, 2011


    Пояснительная записка

    Осмысливая содержательную суть психологической службы в условиях детского дома, мы пришли к выводу о том, что работа педагога-психолога зачастую ограничивается сопровождением категории «трудных» детей, которая включает лишь часть воспитанников. В то же время само пребывание ребенка в учреждении интернатного типа обуславливает наличие трудностей как в познавательном, так и в эмоционально-личностном развитии.

    Целенаправленное комплексное воздействие на детей в условиях детского дома должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на реализацию потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя, на реализацию потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. В связи с этим нами были выделены следующие направления в работе педагога-психолога в рамках кружка «Школа общения»: познавательное развитие младших школьников, формирование у них навыков исследовательской деятельности; формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления в детском коллективе; формирование способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению.

    Структура кружка «Школа общения» включает в себя три блока: «Любознайки» (цель: составление исследовательского проекта), «Школа лидера» (цель: формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления), «Проблемно-ценностное общение» (цель: формирование способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению).

    Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:

    • принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок – личность);
    • принцип природосообразности: учет психофизиологических и возрастных особенностей детей;
    • принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;
    • принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;
    • принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;
    • принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка;
    • принцип компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
    • принцип ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред. 

       

    Данная программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей. Программа рассчитана на 1 год обучения. Предусмотрено проведение групповых занятий в количестве 72 часов. Занятия проводятся с частотой 2 раза в неделю продолжительностью 1академический час (45минут).

    Методические приемы программы:

    • ознакомительные, разъяснительные беседы;
    • деловые, познавательные игры, игры-тренинги;
    • викторины, дискуссии;
    • просмотр и обсуждение видеофильмов;
    • обучающая психодиагностика.

    Ожидаемые результаты реализации программы

    1. Результаты первого блока

    1. осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
    2. приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
    3. применение и приобретение детьми новых знаний.

    2. Результаты второго блока

    1. расширение коммуникативных и организаторских компетенций воспитанников;
    2. повышение умения  самостоятельно принимать решение, отстаивать свою жизненную позицию, жить и работать коллективе, принимать активное участие в совете воспитанников;
    3. повышение умения управлять собой, самоанализа, убеждать и влиять на других людей, самостоятельно принимать решения.

    3.Результаты третьего блока

    1. повышение способности отстаивать свою точку зрения, самостоятельно принимать решения;
    2. улучшение коммуникативных навыков, навыков построения конструктивного диалога;
    1. патриотическая направленность, интерес к социально-значимым вопросам.

    Содержание программы

    кружка «Школа общения»

    БЛОК 1. «Любознайки»

    Младший школьный возраст – наиболее ценный период для развития интеллектуально-познавательной сферы. Ведущей деятельностью младших школьников является учебная деятельность. В этом периоде интенсивно развиваются и совершенствуются все познавательные процессы. Детство – это тот период жизни, когда каждый человек – исследователь и первооткрыватель. Именно в начальной школе дети наиболее «открыты» для новых знаний, и педагоги должны создать полноценные условия для формирования исследовательской компетенции у младших школьников. 

    Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

    Контингент: воспитанники 2-4 классов.

    Цель: составление исследовательского проекта.

    Задачи:

    • учить детей самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
    • учить детей ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности
    • стимулировать развитие познавательной активности и интеллектуального уровня  детей

    Тематический план занятий клуба  «Любознайки»

    Тема занятия

    Кол-во часов

    1

    Вводная беседа: «Я – любознайка!»

    1

    2

    Мои органы чувств. Как я воспринимаю мир. Исследование типа восприятия.

    1

    3

    Моё восприятие. Уровень развития.

    1

    4

    Внимательный ли я? Исследование уровня, объёма внимания.

    1

    5

    Исследование устойчивости, концентрации и распределения внимания..

    1

    6

    Усердный ли я? Исследование темпа работы. Моя работоспособность

    1

    7

    Игры на развитие слухового восприятия, внимания.

    1

    8

    Игры для зрительного восприятия, внимания.

    1

    9

    Какая бывает память? Виды памяти. Обсуждение.

    1

    10

    Непроизвольная память. Исследование. Выводы

    1

    11

    Зрительная память. Кратковременная и долговременная память. Исследование. Выводы.

    1

    12

    Слуховая память. Механическая память. Исследование. Выводы.

    1

    13

    Словесно-логическая память. Исследование. Выводы

    1

    14

    Игры на развитие зрительной памяти.

    1

    15

    Игры на развитие слуховой памяти.

    1

    16

    Работа с текстом. Развитие словесно-логической памяти.

    1

    17

    Моё мышление. Наглядное мышление. Исследование.

    1

    18.

    Игры на развитие мышления.

    1

    19

    Словесное мышление. Исследование.

    1

    20

    Игры на развитие словесного мышления.

    1

    21

    Логическое мышление. Исследование.

    1

    22

    Игры на развитие логики.

    1

    23

    Логические игры, головоломки, шарады.

    1

    24

    Абстрактное мышление. Исследование.

    1

    25

    Игры на развитие абстрактного мышления.

    1

    26

    Как развито моё воображение. Исследование.

    1

    27

    Я фантазёр. Приёмы развития воображения.

    1

    28

    Я фантазёр. Продолжение.

    1

    29

    Игра «Напиши свою сказку».

    1

    30

    Обсуждение. Выбор лучших сказок.

    1

    31

    Анкета «Мой кругозор». Как много я знаю о мире вокруг. Анализ анкет.

    1

    32

    Как сделать свой кругозор шире? Приёмы.

    1

    33

    Игра «Что? Где? Когда?»

    1

    34

    Обсуждение смысла пословиц и поговорок.

    1

    35

    Занимательные игры на развитие мышления, наблюдательности, памяти.

    1

    36

    Подведение итогов. Составление и оформление проекта.

    1

    Всего

    36

    Блок 2. «Школа лидера»

    Сегодня условия рыночной экономики диктуют потребность в воспитании управленца, высокоидейной и нравственной личности, ответственной за свои действия, личности, которая может самостоятельно организовывать свою деятельность.

    В Плане действий по осуществлению Всемирной декларации ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е г. сформулировано положение о необходимости создания для детей, подростков условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, которая состоит в умении быть ответственным за себя и других, что во многом обеспечивается наличием лидерских качеств.

    Для того, чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию. Но лидеры в молодежной среде могут быть полезны для общества не сами по себе, а лишь как участники конкретного вида деятельности, в том числе как члены  самоуправления.

    Контингент: совет воспитанников детского дома.

    Цель: Формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправления.

    Задачи:

    Социальные:

    • Создать детям условия для самореализации.
    • Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.

    Воспитательные:

    • Воспитать личностные качества ребёнка (стремление говорить правду, нетерпимость к зазнайству, лени и лжи, и т.д.)
    • Воспитать у детей внимательное отношение друг к другу.

    Обучающие:

    • Ориентировать детей на общечеловеческие ценности.
    • Повышать уровень общей культуры воспитанников.

    Развивающие:

    • Развить у детей организаторские навыки и лидерские качества личности.
    • Развить творческие и коммуникативные способности.

    Тематический план работы Школы Лидера

    Тема занятия

    Кол-во часов

    1

    Характер людей. Мой характер. Психогеометрический тест. Моя самооценка. Тест «Портрет и автопортрет».

    1

    2

    Кто такой лидер? Какими качествами должен обладать лидер. Как воспитать в себе лидера.

    1

    3

    Мои коммуникативные и организаторские способности.

    Методика КОС.

    1

    4

    Командная работа. Принципы и трудности.

    1

    5

    Самопрезентация. Умение подать себя.

    1

    6

    Ораторские способности. Тренировка.

    1

    7

    Сотрудничество. Игры в парах.

    1

    8

    Учусь принимать решения. Решение сложных ситуаций

    1

    9

    Тренинг-игра «Твори, выдумывай, пробуй»

    1

    10

    Совместное творчество. Изготовление коллажа.

    1

    Всего

    10

    Блок 3. Проблемно-ценностное общение.

    «Общение – это обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми» (А.В. Мудрик). Основой формирования навыков проблемно-ценностного общения является диалогичность. Трудности общения, невозможность построения конструктивного диалога с окружающими, узкий круг интересующих вопросов присущ  всем воспитанникам интернатных учреждений. Вовлечение детей в поиск ответов на социально значимые вопросы, выявление насущных проблем города, области, края, страны, увлекательные дискуссии по проблемам и перспективам развития общества являются важным не только для развития личного потенциала воспитанников, расширения их кругозора, так и создания предпосылок для формирования молодёжного движения с целью решения насущных  вопросов на городском и областном уровне.

    Контингент: воспитанники 6-7классов

    Цель: формирование способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению.

    Задачи: 

    Социальные:

    • Создать детям условия для самореализации.
    • Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.

    Воспитательные:

    • Воспитать у ребят чувства патриотизма и активной жизненной позиции.
    • Воспитать у детей внимательное отношение друг к другу.

    Обучающие:

    • Ориентировать детей на общечеловеческие ценности.
    • Повышать уровень общей культуры воспитанников.

    Развивающие:

    • Развить творческие и коммуникативные способности.

        Развить познавательный интерес и интеллектуальный уровень детей

    Тематический план занятий

    Название модуля

    Кол-во часов

    1

    Понимаем наш город

    14

    1.1

    Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе.

    3

    1.2

    Викторина «Как живёшь ты, отчий дом?»

    2

    1.3

    Устный журнал «история нашего города»

    3

    1.4

    Беседа «Что мы видим в родном городе?»

    2

    1.5

    Беседа «Что мы слышим в родном городе?»

    2

    1.6

    Беседа «Запахи и ароматы родного города»

    2

    2

    Живём в нашем городе

    6

    2.1

    Дискуссия Возможности достойного трудоустройства молодых людей в нашем городе»

    2

    2.2

    Проблемно-ценностная дискуссия «Рискованные практики молодых людей в нашем городе»

    2

    2.3

    Проблемно-ценностная дискуссия «Взаимоотношения между группами молодёжи в нашем городе»

    2

    3

    Развиваем наш город

    6

    3.1

    Конкурс авторских видеороликов «Проблемы нашего города. Взгляд молодых».

    4

    3.2

    Дискуссия «Наши инициативы по развитию города».

    2

    Всего

    26


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социально-психологический процесс общения

    Урок по обществознанию в 8 классе.Учащиеся  узнают о разных  видах и формах общения, познакомятся с элементами культуры общения....

    Психологические правила общения

    Есть психологические правила, нарушая которые мы рискуем естественное желание быть понятыми превратить в искусственное препятствие на пути к правильному пониманию своей позиции. Некоторые из этих прав...

    Программа психологического тренинга для коллектива "Навыки общения"

    Цель:Повышение эффективности взаимодействия  коллективаЗадачи:установить контакт между участниками;сплотить и раскрепостить участников;формирование способности к сотрудничеству;развитие нав...

    Психологические особенности общения с детьми

    Чтобы общение с детьми было эффективным, необходимо знать их возрастные особенности....

    "Психологическая культура общения"

    КВН "Психологическая культура общения"...

    Психологические барьеры общения в системе «начальник–подчиненный

    Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение в...

    Презентация к семинару-практикуму "Психологическая этика общения"

    Педагогам-выработка эффективного педагогического воздействия....