Социально-психологический процесс общения
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме

Урок по обществознанию в 8 классе.

Учащиеся  узнают о разных  видах и формах общения, познакомятся с элементами культуры общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_obshch_8_kl.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Тема :Социально-психологический  процесс общения.

Цель урока: разъяснить учащимся сущность «общения», его видов и форм, познакомить с элементами культуры общения, развивать умение вести дискуссию, владеть основами культуры диалога.

I      Приветствие

                                  Здравствуйте те, кто хорошо позавтракал

                                  Здравствуйте те, кто не завтракал и мечтает об обеде

                                  Здравствуйте те, кто рад наступлению осени

                                  Здравствуйте те, кто готов работать и общаться.

  Я не зря выбрала такую форму приветствия. Это связано с темой нашего урока, который будет посвящен проблеме общения.

II       Вводно-мотивационный этап.

              Сегодня мы ответим на вопросы:

  1. Что такое общение?
  2. Какие виды общения существуют?
  3. Поговорим о правилах и способах общения.

III          Собственно учебная деятельность.

  1. Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий.

            Общение – это широкое и многоплановое понятие. Человек читает книгу, происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и наоборот. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – все это общение.

               Существует и выражение «общение с природой».

               На стр. 59 ( Ощесвознание. А.И.Кравченко 8 класс) учебника  дается определение этого понятия.

(Учащиеся зачитывают и записывают)

               При всех различиях и понимании слова «общение» оно выражает обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности – усвоенной информацией, мыслями, суждениями, чувствами.

                Работа со схемой на доске

                                                    Структура общения.

                                                         О б щ е н и е

                                                                                    

     

                 Коммуникация:              Интеракция:                  Социальная перцепция:

        обмен информацией           взаимодействие                  восприятие

                                                     обмен действиями,              понимание,

                                                     поступками                          оценка

                  Модель коммуникативного процесса включает 5 элементов:

     Кто? (передает сообщение) – коммуникатор

     Что? (передает) – сообщение (текст)

     Как? (осуществляется передача) – канал

     Кому? (направляется сообщение) – аудитория

     С каким эффектом – эффективность.

                 Слово коммуникация (с латыни) означает «общее, раздельное со всеми».

               Т.о., можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.

              Схема на доске

                                                В и д ы   о б щ е н и я

                                                                                                                            Речевое                                                              Неречевое

      Вербальное (коммуникация)                                 Невербальная коммуникация                                  

  Осуществляется посредством                                       Визуальные виды бщения-

речи, т.е. при помощи слов и звуков                       мимика, пантомимика,покрас-

Речь – универсальное средство                                 нение

коммуникации.                                                                 Акустическая система –      

                                                                                     диапозон, смех, плач.

                                                                                           Тактильная система –            

                                                                                       Пожатие руки, объятия.

                                                                                            Так же запахи                                                                                                   

           Выступление ученика с сообщением о формах общения.

          -     Человек нуждается в общении с другим человеком, с момента своего рождения. Учеными установлено, что с 1,5 – 2 месячного возраста развитие ребенка происходит прежде всего в общении со взрослыми. Недостаток в таком общении может привести к отклонениям в развитии.

Общение с другими людьми является жизненной необходимостью, для людей любого возраста, особенно оно важно в юности. Недаром у всех народов тяжким наказанием является одиночное наказание.

— Что вы думаете о роли общения?

Примерные ответы учеников:

Получение знаний

Передача опыта

Усвоение культурных норм, правил поведения

Ценности

Оценивание поступков

Вырабатывание таких качеств как доброта, честность, принципиальность, отзывчивость

Развитие интересов человека

Обмен мнениями, впечатлениями

Узнавать себя и других и т.д.

— Любой человек оценивает себя глазами других людей. От общения зависят наши успехи, настроение, удачи.

-Вспомните с кем вы общались сегодня утром?

- Изменилось ли ваше настроение?

- Если да, то в какую сторону?

Учащимся предлагается упражнение по определению настроения

Цветные карточки отображающие настроение учащиеся складывают в коробочку.

Учитель объясняет значение цветов.

1)красный - психологическое значение этого цвета- возбуждение, активность, вера в собственные силы, уверенность в себе.

2)желтый - соответствует чувству свободного развития, желтый цвет предпочитают люди стремящиеся к саморазвитию

3)зеленый - выражает стабильность, твердость, постоянство. Зеленый цвет успокаивает нервную систему.

4)серый - скромность, практичность, печаль.

5)черный - противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание. Человек предпочитающий черный стремится скрыть свой внутренний мир.

   -В каждом сообществе людей есть своего рода Кодекс правил общения.

       Выступление представителей групп о правилах общения.

1) Правила общения по телефону

2) Правила общения по sms

3) Правила общения и работы в группе

4)  Правила ведения спора

( задание дается заранее)

В общении существует понятие установки.

В « Ревизоре» есть тому подтверждении (два учащихся показывают сцену общения гоголевских персонажей)

 «Городничий. Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру:  то есть в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот я…Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я…

Городничий (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!

Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие…не сделайте несчастным человека.

Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? От того, что у вас семья и дети, я  должен идти в тюрьму, вот прекрасно!...Нет, благодарю покорно, не хочу».

-Здесь мы с вами увидели психологическое явление, которое специалисты называют «установка». У Хлестакова и Городничего при встрече выявляются свои установки. Т.е., их представления о том , что должно произойти. Городничий ждал приезда ревизора, он уверен, что разговаривает с ревизором и боится за свою карьеру, стремится смягчить его. А Хлестаков знал, что он задолжал в гостинице, и его поэтому ждут неприятности, даже арест. Именно поэтому Городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизора , а Хлестаков в намерениях Городничего арестовать его. И истолковывают реплики друг друга на фоне собственных установок. Таким образом, установка может помешать началу разговора или привести к конфликту. Это мы и увидели в Гоголевском ревизоре.

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызывают симпатии.

Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.

 Историческая справка. Выступление учащегося о предвыборной борьбе Авраама Линкольна.

-Таким образом можно сказать что нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться надо приложить усилия, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.

Упражнение  «Расшифруй слово».

На доске слово «Общение»

Каждую букву использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

О       объединение

Б        близость,

Щ      щедрость

Е        единство

Н       необходимость

И       искренность

Е        единомыслие

Фронтальная работа.  Вопросы к классу.

-  Всегда ли ваше общение с другими бывает успешным?

-  Нужно ли учиться общению?

-  Как вы считаете для чего это нужно?

-  Говорил ли кто-нибудь вам слова «я не хочу с тобой общаться»?

-  Были ли эти слова справедливы?

-  Как вы на них реагировали?

Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустив партнера.

В общение следует вступать без предвзятости М.Горький советовал:

«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».

А писатель М.М. Рощин сказал о культуре общения: «Попробуйте не наступать, а уступать; не захватывать, а отдать; не спрятать, а поделиться; не орать, а выслушать; не разорвать, а склеить».

- Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся на улице, в школе с одноклассниками.

Давайте проверим, какие вы в общении.

При помощи теста «С тобой приятно общаться».

Постарайтесь отвечать честно.

Расшифровка баллов:

+2 – с тобой приятно общаться

+1 – ты не самый общительный человек

0 – не знаю, я мало с тобой общаюсь

-1 – с тобой иногда неприятно общаться

-2 – с тобой очень тяжело общаться

На листочке указывается балл и имя кому адресуется. Подсчет дома.

— Существующее в современном мире многообразие способов общения так или иначе связаны с интернетом.

Согласитесь, электронная почта, чаты, форумы, интернет журналы и газеты стали не менее важным аспектом повседневности чем телевизор и телефон.

— В чем же плюсы и минусы интернет-общения?

(Ответы учащихся)

 

Информационный блок

Я предлагаю вам запомнить правила общения:

1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят)

2. Не снимайте с себя ответственности!

3. Будьте искренни!

4. Будьте справедливы!

5. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

6. Будьте естественны в общении!

7. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них как в зеркало!

— Подумайте и перечислите основные составляющие успешного общения.

— Учащиеся от парты выходят к доске и прикрепляют лепестки ромашки к доске (в центре смайл желтого цвета) Примерные слова:

 расположенность к другим людям, чувство юмора,  искренность, справедливость, ответственность, терпение, доверие, умение владеть собой, умение слушать и т.д.

 

IV Закрепление понятий

— А сейчас поприветствуйте соседа по парте:

Скажите «привет» - какой это вид общения?

Пожмите руки - какой это вид общения?

Помашите рукой – какой это вид общения?

Скажите «как дела» - какой это вид общения?

   Учитель читает стихотворение

Останься честен , говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

Пусть все в свой час считаются с тобой

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

                                                            (Р. Киплинг)

                         V  Рефлексия

— Сегодня для меня было главным…

— Сегодня я понял, что…

Домашнее задание:  Ответить на проблемный вопрос: « Может ли человеку в современном обществе что-либо ( TV, компьютер) заменить общение?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Виды общения.

Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»

Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....

«Элементы общения. Общение с аудиторией»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

«Элементы общения. Деловое общение»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....