Эссе «Нити, навсегда вплетенные в дело мира»
классный час по теме

Горбунова Анна Ивановна

Данная  работа поможет педагогам в проведении классных часов, посвященных известным соотечественникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_niti_navsegda_vpletennye_v_delo_mira.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Горбунова Анна Ивановна

учитель английского языка

МБОУ «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»

Большеигнатовского муниципального района

Республики Мордовия

Эссе

«Нити, навсегда вплетенные в дело мира»

«Каждая благородная жизнь оставляет свои нити, навсегда вплетенными в дело мира, и таким образом все более и более растет мощь человечества со здоровыми корнями и с ветвями, все выше подымающимися к небу» (Джон Рескин)

Во все времена, даже самые тяжелые и беспросветные, находились люди, которые согревали, просветляли, облагораживали все и всех вокруг себя. Они многого достигли в разных областях человеческой деятельности и оставили неизгладимый след в истории нашей страны, в сердцах и умах людей. Моя статья посвящена таким людям и качествам, которые проявились в жизни наших великих соотечественников и которые мы бы хотели видеть в наших людях. Веротерпимость, мужество, готовность к самоотдаче, сострадание, простота, вера в себя, способность к сотрудничеству, самопреодоление, целеустремленность – все эти свойства  человеческой души взаимосвязаны, образуют некое единство.

Фигура Михаила Васильевича Ломоносова стоит в нашей истории особняком, не заслоненная никем, хотя с года его рождения скоро минет триста лет. Он всегда будет вызывать глубокий интерес, в том числе и как человек, чья жизнь стала примером плодотворного устремления к высоким целям.

Казалось бы, ничто не предвещало Ломоносову карьеру в сфере науки, искусства или государственной деятельности, но он не просто совершил ее – он сам стал олицетворением всего нового, передового и ценного и в науке, и в культуре, и в искусстве, и в социальной жизни. Недаром А.С. Пушкин называл Ломоносова нашим первым университетом, а С.И. Вавилов говорил, что достигнутое им одним достойно было деятельности целой академии.

Однако, кажется, М.В. Ломоносов не укладывается и в эти рамки, ведь он стремился расширить область применения открытых им знаний, соединить теорию с практикой, способствовать развитию искусств…

Ему все удавалось, потому что кроме гениальности он обладал решимостью, упорством, настойчивостью в достижении своих целей. Посудите сами. Там, где он родился (в маленькой деревушке недалеко от Холмогор), не было даже школы. Учился читать по церковным книгам и рукописям, а в одну из декабрьских ночей, прихватив небольшой заплечный мешок, девятнадцатилетний Михайло Ломоносов отправился в Москву, где не было ни родных, ни знакомых. Несмотря ни на что он поступает в академию, которую оканчивает за пять лет вместо положенных десяти. Все эти годы М. Ломоносов переносит несказанную бедность, унижения и лишения, но ничто не может остановить его от достижения цели.  Через пятнадцать лет Ломоносов был избран академиком Петербургской Академии наук.  Все, что  сделал академик Ломоносов, за последние годы жизни поражает человеческое воображение. В числе его заслуг – открытие Московского государственного университета, по сей день  считающегося одним их лучших.

Купец и промышленник, патриот и любитель искусства Павел Михайлович Третьяков вырос в атмосфере русского православия с его настенными фресками, иконами, обрядностью. С детства впитывал он в себя краски окружающего мира. Видимо, отсюда проистекало тяготение (присуще и другим меценатам – выходцам  из купеческой среды) к изобразительному началу в искусстве. Еще в середине прошлого столетия Павел Третьяков решил создать первый в России общедоступный художественный музей.

К этой идее он пришел самостоятельно. Началось все с простого увлечения коллекционированием произведений живописи, которое было распространенно среди просвещенного купечества того времени. Постепенно Третьяков вполне осознал общественную значимость искусства. Сохранение и преумножение коллекции он стал воспринимать как свой гражданский долг. В своем промышленном предприятии, превратившимся под управлением Третьякова в одну из крупнейших льняных мануфактур России, меценат видел, прежде всего, источник средств для пополнения коллекции.

П.М. Третьяков – тихий, сдержанный и молчаливый человек, обладающий твердой волей, несравненным вкусом, удивительной интуицией в приобретении картин. Высокие идеалы, которыми он руководствовался, выделяли его из круга купцов – меценатов  того времени. Даже личную жизнь он подчинил интересам своей общественной деятельности. Более тридцати лет Павел Михайлович неукоснительно шел к намеченной цели. Когда Третьяков передавал свое собрание в дар Москве, оно насчитывало около двух тысяч первоклассных произведений выдающихся русских мастеров. Это был настоящий музей национального искусства, с большой полнотой отражающий его историю. Искусство – одно из высших проявлений человеческой духовности. Русское искусство, собранное в Третьяковской галерее, оберегает и выращивает лучшее в человеческой душе: чувство ответственности, способность к добру, познанию, счастью.

Дмитрий Сергеевич Лихачев – один из выдающихся отечественных академиков. Научная биография академика Лихачева началась еще в студенческие годы. Участие в различных семинарах послужило импульсом к углубленному изучению первоисточников, что определило весь его дальнейший путь в науке. Но Дмитрию Сергеевичу не сразу удалось сосредоточить свои силы и знания на научной работе. За  доклад о старой русской орфографии Лихачев был осужден на пять лет и отправлен в Соловецкий лагерь. Унижения, голод, холод не сломили молодого и сильного духом ученого. В застенках лагеря он продолжает свою работу. Строительство Беломорско – Балтийского канала не обошло Дмитрия Сергеевича. Желая выбраться из трясины лагерей, он выбивается в ударники и его освобождают досрочно. Свобода и целеустремленность помогли молодому ученому быстро адаптироваться в научном мире. Но начало войны перекроило все планы Дмитрия Сергеевича. Около года провел он в блокадном Ленинграде. И снова голод, холод, неопределенность… После эвакуации Лихачев публикует свои оригинальные статьи и работы. Они позволили раскрыть еще одно ценное качество ученого – уменье изложить свои научные наблюдения так, чтобы они заинтересовали широкие круги читателей – неспециалистов. Это внимание к читателю, стремление внушить ему интерес и уважение к прошлому нашей отчизны пронизывают все творчество Д.С. Лихачева, делают его научно – популярные книги лучшими образцами этого жанра.

         Талант, увлеченность, эрудиция, трудолюбие – это лучшие качества ученого. Инициативный, энергичный и требовательный организатор, он умело претворил в жизнь большие научные замыслы. Научный авторитет Д.С. Лихачева признан и зарубежными учеными. О Дмитрии Сергеевиче Лихачеве говорят, что общение с ним было удивительным. Оно поднимало и согревало душу.

         Конечно, на протяжении всей жизни академика его взгляды на конкретные социальные и политические проблемы менялись – в зависимости от меняющейся исторической обстановки. Однако духовное кредо Д.С. Лихачева сформировалось в первые десятилетия его жизни. Верность изначальным духовным истокам он сохранил до конца дней, и именно эта духовность принесла Дмитрию Сергеевичу высокое признание и славу.

Андрей Дмитрееевич Сахаров – один из выдающихся отечественных физиков. Его  научная карьера складывалась исключительно удачно. В 26 лет он становится доктором физико – математических наук, а в 32 года – самым молодым академиком, когда-либо избиравшимся в Академию наук СССР. Он работал над созданием водородной бомбы, над совершенствованием ядерного оружия.

Однако, с течением времени у Андрея Дмитриевича зародились сомнения в полезности и целесообразности ядерных испытаний; считая, что они лишь провоцируют гонку вооружений, Сахаров предложил прекратить все испытания ядерного оружия.

Сахаров призывал к объединению советских и американских ресурсов для борьбы с глобальной угрозой голода, перенаселения, загрязнения окружающей среды. Ученый выступил также за отмену цензуры, политических судов, против содержания диссидентов в психиатрических больницах.

Таким образом, Сахаров противопоставил себя властям Советского Союза. Его отстраняют от секретных работ. Из «отца водородной бомбы», из признанного ученого он становится «диверсантом, предателем, провокатором, отщепенцем». Вся пропагандистская машина огромной страны обрабатывала общественное мнение, чтобы заклеймить Андрея Дмитриевича, сделать его врагом номер один. Но Сахаров не умолкал.

В 1975году А.Д. Сахаров был удостоен Нобелевской премии мира. А в 1980 году он резко осудил советское вторжение в Афганистан, после чего был лишен всех наград и безо всякого суда сослан в г. Горький (ныне Нижний Новгород), где помещен под домашний арест. Ссылка продлилась 7 лет.

В декабре 1986 года М.С. Горбачев объявил А.Д. Сахарову об окончании ссылки… До последнего дня своей жизни Андрей Дмитрееевич, избранный народным депутатом, продолжал напряженную работу, отстаивая права человека, мир и безопасность людей.

Будущий герой Советского Союза летчик Михаил Девятаев, задолго до своего главного подвига, как – то, возвращаясь с боевого задания, увидел, как «мессеры» безнаказанно заходят на цель под Могилевом. Развернув, свой истребитель, Девятаев смело пошел в атаку: один против десяти немецких машин. Фашистские асы опешили: не может такого быть! Но истребитель откровенно шел на них и точным огнем ударил по цели. Один «мессер» задымил, вспыхнул и камнем пошел вниз… Воодушевленный успехом, Михаил Петрович сделал новый заход. Приближаясь к очередной машине и целясь в нее, он почувствовал жгучую боль в левой ноге... Его  прошило огнем из вражеского пулемета. Рана оказалась не смертельной. Начал уходить. Преследуемый какое – то время немецкими истребителями, он сумел увернуться от них  и посадить продырявленную крупнокалиберными пулями машину на своем аэродроме… Сам он потерял много крови, на какое – то время даже сознание покинуло его…

Немного погодя, когда летчик пришел в себя, его крепко пожурили за бесшабашную отчаянность, подлечили в лазарете и отправили летать на санитарных самолетах. Но упрямый мордвин Девятаев добился и получил добро летать на боевых машинах с прежним позывным «мордвин». В 1944 году, летом, Девятаев угодил в немецкий плен: выпрыгнув из горящего самолета на оккупированной фашистами территории… Работал вместе с другими пленными на аэродроме на подхвате по обслуживанию полетов.  Он вместе с восемью узниками умудрился – таки  сесть за штурвал бомбардировщика, чудом взлететь с острова и вырваться из ненавистного плена… «Побегом их ада» назовут этот полет в последствии…

О себе Девятаев говорил, что им двигало неуступчивость, непреклонность, упорство. Вопреки здравому смыслу.

Все  эти люди, да и многие другие, оказали весьма существенное и непосредственное воздействие на становление ценностей, на формирование взглядов, представлений, нравственных ориентаций людей. Мы воспринимаем жизнь великих людей как образец для подражания, отдаем дань уважения личному мужеству и устремленности к идеалу и готовности к самоотречению.

Духовная жизнь страны – сложный эволюционный процесс. Люди и эпохи взаимодействуют, спорят, обретают уверенность в себе, пытаются приблизиться к идеалам, гармонии, терпимости, миролюбия. Подобное приближение было бы немыслимо без нравственных и умственных усилий, что выпали на долю отечественных мыслителей, подвижников, тех людей, которыми по праву гордиться Россия. Их жизнь, их духовный подвиг, их идеи стали этическими ориентирами и надежной опорой в воспитании.

Много раз на пути своей жизни мы оборачиваемся назад, на прожитую жизнь. И мы должны всегда видеть ее итоги. Какими будут они, все зависит от нас. Ведь жизнь дается каждому из нас только один раз, и каждый ее день, и каждый ее час должны быть бесценно дороги нам. И мы должны сделать свою жизнь благородной. Ощущение бодрости и здоровья, расцвет жизненных и творческих сил в юности и в годы зрелости, мудрая смена покоя и труда, наслаждения, какие дает нам природа, - все это является для нас источником радости и счастья, без которых немыслимо оставить свою нить, навсегда вплетенную в дело мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое эссе "Учитель - связующее звено между миром ребенка и миром взрослого"

Учитель и есть тот человек, который открывает мир детей для взрослых, а мир взрослых для детей, и не важно чего ему это стоит, главное, чтобы на лице ребенка всегда была улыбка от того, что его понима...

Эссе "Моё доброе дело"

Сочинение на тему "Моё доброе дело" командира волонтерского отряда "ЛикБез" Цыгановой Ольги. 1-е место в  городском конкурсе "Неделя добровольчества"....

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Эссе «Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими»

Мне очень нравится данная цитата Ральфа Эмерсона, американского эссеиста, поэта, философа, одного из виднейших мыслителей и писателей США XIX века. На мой взгляд, учитель – это тот человек, кото...

Эссе "Серебряная нить дархана"

Работа посвящена  деятельности Будажаповой Нима- Цырен Лубсанцыреновны, народного мастера, педагога Колледжа традиционных искусств народов Забайкалья....

ЭССЕ на тему: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

Моё педагогическое кредо я бы сформулировала так: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». И это самое важное и ценное в моей работе!...

Эссе "Воспитание- великое дело: им решается участь человечества"

Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества.Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и г...