Литературно-музыкальная композиция
план-конспект занятия по теме

Володина Наталия Анатольевна

Внеклассное мероприятие по литературе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цели вечера: 1. Приобщение к искусству.

                         2. Воспитание любви и уважения к женщине.

Оформление: Мультимедийная приставка. Музыка. Презентации.

Царица муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр вдохновенный.

А. С. Пушкин.

Без солнца не цветут цветы,

Без любви нет счастья.

Без женщины нет любви,

Без матери нет ни поэта, ни героя,

Вся гордость мира - от Матерей!

М. Горький.

Ход вечера.

Звучит музыка. Григ «Утро».

Ученица.

Отрывок из поэмы Р. Рождественского.

Современная женщина, современная женщина!

Суетой замотана, но, как прежде, - божественна,

Пусть немного усталая, но, как прежде, - прекрасная,

до конца непонятная, только сердцу подвластная.

Современная женщина, современная женщина -

То грустна и задумчива, то светла и торжественна.

Доказать ее слабость, побороть ее в дерзости

Зря мужчины стараются,

Понапрасну надеются!

Хоть не хвастает силою, но на ней - тем не менее —

И заботы служебные, и заботы семейные.

Все на свете познавшая, все невзгоды прошедшая,

Остается загадкою современная женщина!

Конахина О. А. Здравствуйте! Милые женщины, девушки, девочки, сегодняшняя встреча посвящена вам. Мы знаем, что в вашей жизни не так много праздников, и хотим, чтобы сегодня каждая из вас гордилась тем, что она женщина, каждая из вас ощутила сопричастность к великим творениям искусства, которые на протяжении веков заставляют женщин гордиться тем, что они женщины, а мужские сердца биться горячее, трепетнее и вдохновеннее.

На фоне музыки звучат слова:

- Всем видам искусства всегда было характерно раскрытие темы женщины, матери, мадонны.

О женщина!

В тебе, как нимбы, вплетены

И чары пробудившейся весны,

И щедрость осени золотоносной

В тебе одной - все они, все весны!

Музыка. Ф. Шуберт. «Аве Мария». Репродукция картины С. Рафаэля

«Сикстинская мадонна».

Володина Н. А. Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Что на ней изображено? Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына - маленького Христа - на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.

Мария остановилась у границы двух миров - небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза Марии печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.

   Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка - отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремляется пристальный взгляд Марии, в котором читаешь вопрос: «Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?!».

Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария - идеал материнства.

Ученик.

Сикстинская мадонна.

Я часами глядел на Мадонну,

Что бессмертье дала Рафаэлю,

На глаза...

Не от них ли, бездонных,

Даже черствые души светлели,

Не сводил с нее взгляда, покуда,

Дымку облак, накинув на плечи,

Как пригрезившееся чудо,

Мне шагнула Мадонна навстречу.

Не безгрешная та,

Не богиня, о которой земные не судят,

Просто мать.

И спросила о сыне, ею отданном людям.

Я не скрыл.

Все, как есть, я ответил.

К диким скалам его приковали.

Но огонь отвоеванный светит,

Прорезая полночные дали.

О, смешные! Наивные твари,

Что ему учинили расправу.

Смерть такая - бессмертие дарит...

Благодарны Вам люди, поверьте,

Преклоняют колени за сына.

А. Марков.

Конахина О. А. (на фоне слайдов с изображением Мадонны). Художники в своих картинах воспевают женскую красоту, женственность, таинственность, нежность, самоотверженность, бескорыстие матери. (Портрет Джоконды).

Ученик.

Как много эта женщина

Знает про меня!..

Я чувствую: скрежещуще

Закрылась западня.

Она неразговорчива.

Она глядит поверх.

Беспомощна.

Торжественна.

Трава судьбы горчит...

Как много эта женщина

Знает!..

и молчит...

Р. Рождественский «Джоконда».

П. Рубенс «Камеристка Инфанта Изабелла».

Ученик.

Смотрю на портрет камеристки:

Она молода и строга.

Смотрю без надежды и риска -

Меж нами века и века,

Глядит она гордо и грустно

И думает что-то свое,

Но словно бы все мои чувства

В глазах отразились ее,

И что-то ее беспокоит,

И мучает, видно, давно.

Как будто бы видит такое,

Что нам увидать не дано.

А. Дементьев.

Володина Н. А. Всего мгновения, чудные, неповторимые, запечатлены в прекрасных произведениях искусства: поэзии, музыки, живописи. Женщины, как цветы, украшают жизнь.

П. И. Чайковский «Вальс цветов» (Танцуют дети, учителя).

   

Конахина О. А. Все виды искусства тесно связаны между собой. Возможно, потому, что они - творения настоящих художников.

Любите живопись, поэты:

Ведь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Володина Н. А. Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освящено ее именем! Любовь к женщине - благородное, возвышающее человека чувство. Мужчину оно делает лучше, сильнее, наполняет смыслом его жизнь. Мы знаем множество примеров любви, единственной, на всю жизнь - Алексея Константиновича Толстого к Софье Андреевне Миллер, его будущей жене; Ивана Сергеевича Тургенева к Полине Виардо...

   13 лет Алексей Константинович не мог соединить свою жизнь с любимой женщиной, так как против этого брака возражала его мать, которую он

горячо любил и уважал и против воли которой не хотел идти. Только после

ее смерти Толстой женился на Миллер.

   Впервые свою будущую жену писатель встретил случайно на балу. Его стихотворение «Средь шумного бала...», посвященное Софье Андреевне, потом было положено на музыку П. И. Чайковским.

Звучит романс «Средь шумного бала».

Конахина О. А. Мы видим, что прекрасные стихи сами ложатся на музыку. От чудесных произведений живописи так и веет поэзией.

И самым притягательным, загадочным объектом искусства всегда была, есть и будет женщина. Произведения о женщине, о правде земной любви несут в себе высокую нравственность, пронизанную самоотверженностью и духовностью.

По словам М. Горького, «... силою любви к женщине сотворена вся красота жизни».

Звучит 1-я часть «Лунной сонаты» Бетховена. На фоне музыки показ слайда

«Портрет Струйской» Ф. Рокотова.

Ученица.

Портрет.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрыты мглою неудач,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Володина Н. А. Об Александре Петровне Струйской (урожденной Озеровой) известно немного. 18 лет от роду она была просватана за богатого помещика Николая Еремеевича Струйского. Пережила мужа на 40 с лишним лет.

   Известному в те годы живописцу Федору Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его невесты.

   Была ли Александра Петровна счастлива в замужестве? Все обращали внимание на то, как несхожи между собой супруги. Николай Еремеевич пугал своими причудами (Ключевский назвал его «образованным варваром и одичалым вольнодумцем»). А о ней князь долгорукий в своих воспоминаниях писал: «Я, признаюсь, мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней».

   Героиня портрета словно выплывает из глубины веков... Именно о таких портретах Рокотова исследователи писали как о лицах, словно возникающих на зыбкой поверхности темных глубоких вод, или «отражениях в старинном тусклом зеркале».

   И действительно, молодая женщина изображена на нейтральном темном фоне. Контуры ее фигуры размыты, она появилась словно из сумрака и готова исчезнуть в нем. Тени на лице, волосах, плече, платье усиливают ощущение зыбкости и неопределенности образа. Живопись Рокотова легкая, прозрачная, умеющая создавать впечатление невесомости тканей и бесконечной глубины фона. Завораживает игра овалов - тающего лица, нежных женственных линий декольте и высокой напудренной прически с вольнозмеящейся по плечу прядью. Но самое замечательное в юной Струйской - ее глаза.

Ее глаза - как два тумана,

                                                Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

 Покрытых мглою неудач...

   Характерные «рокотовские глаза». Эти глаза живут. Художник как бы переселял на полотно самые души изображаемых им людей.

   Лицо Струйской освещено рассеянным светом, взгляд, смотрящий сквозь зрителя, лишен конкретности, кажется временным: глазами Струйской смотрит на нас «былое» XVIII века.

   Рокотов подчеркнул красоту Струйской, которая несла в мир добро и любовь.

Ученик.

К ней.

Имя где для тебя?

Несильно смертных искусство

Выразить прелесть твою!

Лиры нет для тебя!

Что песни? Отзыв неверный

Поздней молвы о тебе!

Если бы сердце могло быть

Им слышно, каждое чувство

Было бы гимном тебе!

Прелесть жизни твоей,

Сей образ чистый, священный, -

В сердце как тайну ношу.

Я могу лишь любить,

Сказать же, как ты любима,

Может лишь вечность одна!..

В. А. Жуковский.

Звучит музыка. Лист «Грёзы любви» Репродукция картины

В. Боровиковского «М. И. Лопухина».

Ученик читает стихотворение на фоне музыки.

Только встречу улыбку твою

Или взгляд уловлю твой отрадный, -

Не тебе песнь любви я пою, ч

А твоей красоте ненаглядной.

Про певца по зарям говорят,

Будто розу влюбленную трелью

Восхвалять неумолчно он рад

Над душистой ее колыбелью.

Но безмолвствует, пышно - чиста,

Молодая владычица сада:

Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо.

А. Фет.

Конахина О. А. Портрет М. И Лопухиной, написанный в 1797 г., одно из самых известных произведений Владимира Лукича Боровиковского. Мария Ивановна Лопухина - дочь отставного генерала Ивана Толстого, «американца», как его называли, прославившегося своими авантюрными историями. Вышла замуж за егермейстера С. А. Лопухина лишь через несколько лет после создания картины, около 1801 г. В замужестве была очень несчастлива. Прожила короткую жизнь: в 24 года умерла от чахотки. На портрете Лопухина полна легкой грусти и поэтической мечтательности. Она пленяет нежной меланхоличностью, удивительной легкостью и внутренней гармонией. В ней чувствуется способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям.

   Поэт Яков Полонский, увидев в 1885 году эту картину и вдохновленный ею, написал проникновенный экспромт «К портрету М. И. Лопухиной»:

Она давно прошла - и нет уже тех глаз,

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела;

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить - страдать - прощать - молчать...

   Лопухина изображена на фоне меланхолического пейзажа, где «томное сердце» может отдохнуть от бурных жизни непогод, созвучного чувствительному настрою се души. Полноту очарования образа рождает согласие, которое царит в картине между героиней и средой.

   Рядом с Лопухиной находятся лилии - символ душевной чистоты. Красоту и юность олицетворяют розы - символ недолговечной земной красоты. Природа в картине - не просто пейзажный фон. Она создает драгоценную оправу фигуры и лица, оттенённого пепельными локонами и белизной легкой ткани платья, перехваченного голубым шарфом.

На полотне живет мир красоты и поэзии. Возникает прекрасный, но эфемерный образ, подобный тем, которые создавались в поэзии того времени:

Приятна сердцу сна мечта,

Луч солнечный, в росе блестящий,

Мгновенье - и краса уняла.

В. В. Капнист.

На фоне музыки Брамса показ слайда И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».

Ученик.

Русские девушки.

Знал ли ты, певец Тииский!

Как в лугу весной бычка

Пляшут девушки российски

Под свирелью пастушка?

Как, склонясь главами, ходят.

Башмаками в лад стучат,

Тихо руки, взор поводят

И плечами говорят?

Как их лентами златыми

Челы белые блестят,

Под жемчугами драгими

Груди нежные дышат?

Как сквозь жилки голубые

Льется розовая кровь,

На ланитах огневые

Ямки врезала любовь?

Как их брови соколины,

Полный искр соколий взгляд,

Их усмешка - души львины

И орлов сердца разят?

Коль бы видел дев сих красных,

Ты б гречанок позабыл

И на крыльях сладострастных

Твой Эрот прикован был.

Г. Р. Державин.

«Во поле берёза стояла…» (девочки танцуют в русских костюмах).

Конахина О. А. Мы видим, что искусство отличается глубоко целомудренным отношением к женщине, к женской любви.

Царица муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр вдохновенный.

А. С. Пушкин.

Женщины... Умные, красивые, талантливые и просто женщины! Они горели сами, освещали и освещают путь другим.

   Давайте всмотримся в лица наших любимых матерей.

(Слайды с фотографиями матерей и поздравлениями детей).

Ученики.

- Спасибо вам, мамы, за ваш материнский подвиг!

- Спасибо вам, наши мамы, за ваше понимание, сердечность, терпение, заботу.

- Спасибо вам за то, что несете свет и тепло детям, окружающим людям.

- Спасибо вам за ваш самоотверженный труд.

- Спасибо вам - душе семьи, хранительницам очага семейного.

- Спасибо вам, стоящим на страже мира и счастья рода человеческого. Мир дому вашему, семье вашей, женщины!

- Низко кланяёмся вам, женщины, чье имя Мать! -

Ученица.

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!)

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках:

Самая прекрасная из женщин

- Женщина с ребенком на руках.

Все на свете метится следами,

Сколько бы не вышагал путей,

Яблоня украшена плодами,

Женщина судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся  в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной  Дню космонавтики....

Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...