СЦЕНАРИЙ внеклассного мероприятия «Волшебная дымка»
план-конспект занятия на тему

Пидукова Лариса Николаевна

конспект внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pidukova_l.n.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

РГОУ «Ибресинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»

СЦЕНАРИЙ

внеклассного мероприятия

«Волшебная дымка»

Воспитатель:

Пидукова Л.Н.

2013 г.

Цель:

Познакомить учащихся с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов.

Задачи:

Образовательная: формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.

Развивающая: развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование и материалы: образцы дымковской игрушки; таблица с изображением росписи дымковских элементов; эскизы собственной разработки воспитанников; акриловые и гуашевые краски; салфетки и тряпочки; печатки-тычки (ватные палочки), баночки с водой, кисти.

План занятия:

  1. Организованная часть: Приветствие в стихах, цели и задачи занятия.
  2. Теоретическая часть: Краткий обзор пройденного материала.
  3. Практическая часть: Роспись дымковской барышни по эскизу.
  4. Заключительная часть: Организация тематической выставки.

Дети входят в зал под русско-народную музыку.

Воспитатель: Дорогие ребята и уважаемые гости, я вас всех сегодня приглашаю в мастерскую глиняной игрушки. Мы с вами сегодня попутешествуем по стране Дымково. Наше сегодняшнее занятие называется Волшебная Дымка.

Когда-то очень давно на проросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение - слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу.

Наверное, поэтому и назвали слободу Дымковской. Но не только каравай хлеба да горшки с кашей поспевали в жарких печах. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. А вы знаете, кто такие гончары? Гончар - это мастер, изготовляющий глиняную посуду. Лепили из местной красной глины посуду, дымковские игрушки, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Поэтому и дымили очаги гончаров.

Слайд 3.

Ели спит у большака.

В инее седом,

Спят деревья, спит река

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимой длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые.

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава.

Слайд 4.

Воспитатель: А находилось это село недалеко от города Вятка - так сейчас называется город Киров. Разными ремеслами занимались её жители, но игрушечное дело прививалось лучше всего.

А игрушки дымковских мастеров были самыми ярким украшением ярмарки, на котором проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием «Свистунья».

Слайд 5.

Воспитатель: А почему свистунья? Да потому, что на этом народном празднике на разные голоса звенел веселый пересвист дымковских свистулек. Свистели все и взрослые и дети. Игрушку-свистульку, которой отводилась такая важная роль на празднике, и лепили особенно тщательно, по частям. Обычно свистульки были в виде сказочных животных.

А почему мы перешли к свистулькам? А потому что возникновение дымки неразрывно связано с древним обрядом - свистопляской и праздничными гуляниями. Именно к ней приурочивали производство и массовую продажу глиняных игрушек и свистулек.

Слайд 6.

Воспитатель: Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много их пришло из чужой земли, сила неместная... Казалось, нет от них спасения. Но вятичи - люди находчивые. Придумали горожане военную хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой «Свистуньей». Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам - нарядным куклам. Долгими зимними вечерами при свете лучины под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастера и мастерицы фигурой барынь и кавалеров, коней и индюков.

Слайд 7.

Для производства использовали местную красную глину, тщательно перемешанную с мелким речным песком. Фигурки лепили по частям, свертывая  нужную   форму  из  раскатанных  в  блин     глиняных  комков.

Отдельные детали собирали и долепливали, используя жидкую глину (как связывающий материал). Следы лепки сглаживали влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки, покрывали мелом, разведенном на молоке.

- А давайте, ребята, вспомним, как мы с вами лепили игрушки.

Слайд 12-17.

1        воспитанник: Мы брали специально приготовленную глину, мяли комок глины руками, она согревалась в теплых ладонях и по частям лепили игрушки. Чтобы игрушки были гладкими, их разглаживали мокрой тряпкой. Когда игрушки подсохли, мы их ставили в печь для обжига, закаляли жаром, чтобы  они  стали  твердыми.  Оставшиеся  фигурки  покрывали  акриловой краской (водоэмульсионной краской).

Слайд 18.

2        воспитанник: Для декоративных украшений мы раскатывали глиняный жгутик в мокрой салфетке, отбивали ее ребром ладони, сглаживали пальцем, превращая в ленточку.

Слайд 19.

  1. воспитанник: Учились лепить шарики, лепешечки, завитки, плетенки для оформления игривы и хвостов животных.
  2. воспитанник: Использовали различные приемы: лепка из целого куска вытягиванием, прием примазывания и налепа.

Физкультминутка

Слайд 20.

Воспитатель: Игрушки у нас готовы, как же мы с вами будем расписывать игрушки?

Раньше игрушку расписывали анилиновыми красителями: - это такая маслянистая жидкость, которая употребляется при производстве красителей. Эти красители замешивали на яйце с квасом, использовали вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка - вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.

Сегодня для росписи применяют темперные (смешанные) краски и мягкие колонковые (удлиненные) кисти.

Использование широкой гаммы до 10 цветов придает дымковской игрушке яркость и наглядность. Значит, дымковской игрушке характерны все цвета радуги. А еще широко применяются белые и черные цвета. А какие же элементы используются при росписи игрушек?

Слайды 21-23.

Круги, прямые и волнистые линии, точки, клетки и горошины.

Правильно. Мастера, используя только эти пять элементов, умудрились придумывать такое разнообразие узоров, что все изделия становились праздничными и очень яркими.

Слайды 23-25.

Существуют такие правила: узор наносится сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинай с крупных элементов.

Слайды 26-27.

Расписывание индюка начинаем с хвоста, а расписывание барышень, (слайды), с наиболее ярких частей одежды - с сарафанов, с юбочек.

Слайд 28.

Воспитатель: При старании можно вылепить и расписать вот такие яркие игрушки.

Слайды 29-32.

Воспитатель: Сегодня большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям. Это уже современное искусство. Дымковская игрушка напоена привольной русской силой, расцвечена любовью к красоте, в ней отражаются древние предания и легенды многих народов.

Практическая часть

Воспитатель: Цель нашего сегодняшнего занятия: как можно ярче расписать дымковские игрушки. Давайте мы ее распишем так, чтобы она заискрилась, засверкала в наших руках, выглядела нарядной, праздничной, как у настоящего мастера. И с этими игрушками мы с вами отправимся на праздничное гуляние «Свистунья».

Перед тем, как начать наше практическое занятие мы с вами повторим основные правила безопасности:

  1. нельзя размахивать кисточками;
  2. осторожно обращаться с баночками с водой;
  3. все оборудование должно находиться с правой стороны.

А сейчас вспомним правила при рисовании краской.

  1. При рисовании различных линий кисть ведут по ворсу, рука с кистью при этом движется впереди линии.
  2. Каждую линию при рисовании и при закрашивании проводят только один раз,  а линию  нужно  вести  не  останавливаясь,  иначе  она может получиться неровной.
  3. Красками пользуемся аккуратно, лишнюю убираем на край баночки, промываем кисточки и хорошо вытираем салфеткой.
  4. При росписи нужно применять кисточки разных размеров, а так же использовать печатки-тычки (ватные палочки) для расписывания игрушек точками.

Заключительная часть.

Воспитатель: Хороша игрушка расписная,

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Сегодня игрушек сверкающих ряд

Выходит на свет показать свой наряд.

1 воспитанник: Эта девица-краса

С хлебом-солью на руках

Всех сегодня приглашает

На «Свистунье» побывать.

2 воспитанник: У меня есть дружок -

Златогривый конюшок,

Эх, свистну, чихну, прокачусь

И обратно ворочусь.

3 воспитанник: Уточка-марфуточка

Бережком идет,

Уточек-марфуточек

Купаться ведет.

4 воспитанник: Индя-индя, индючок

Ты похож на сундучок

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой.

  1. воспитанник: Вот я вылепила птицу –

Сразу стало веселей

Настоящей мастерицей

Называюсь я теперь.

6 воспитанник: Олень - знак удачного брака,

Знак обильной жизни.

7 воспитанник: Вот курица нарядная

Вся такая важная

У нее ребятки

Желтые цыплятки.

Посмотрите пышный хвост

У нее совсем на прост

Точно солнечный цветок

А высокий гребешок

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

8 воспитанник: Бока крутые, рога золотые

Копытца с оборкой

Прокачусь я с горки.

9 воспитанник: Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил

И за хвост не удержаться

Если гриву отпустил.

10 воспитанник: Посмотри как хороша

Эта девица-душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво

И девица как королева

■Л

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет...

11 воспитанник: Ах, игрушка не простая

Вот такая расписная

И нет в ней цвета дымного

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

От музыки, от радости,

От сказки, от мечты.

Воспитатель: Вот и очутились наши игрушки на праздничном гулянии. Они все такие нарядные, яркие, праздничные. Словно радуга воцарилась. На славу постарались ребята!

С давних пор на реке Вятка встречали весну долгожданным веселым праздником «Свистунья». В честь древнего славянского бога Ярилы -весеннего света и тепла. Удалые тогда были игрища. И в праздник как запоют, засвистят игрушки на разные голоса. Переливчатые и призывные ребячьи песни зазвучат.

- «Весна, Весна Красная! Приди Весна, с радостью, со великою милостью!

Благослови, мати, Весну закликати, Зиму провожати...

И так задорно и весело поет свистулька, так мило сердцу весеннее воскрешение, что ноги сами в пляс пускаются.

Танец со свистульками

Воспитатель: Веселятся от души на всю ширь, а когда утомятся, то игрушки на самые видные почетные места установят, чтобы не покидал праздник человека весь год

Праздник продолжался до самого вечера.

А какой же праздник без частушек?

Дети исполняют частушки.

Воспитатель: Вот мы с вами и побывали на ярмарочном гулянии. Посмотрели праздничную выставку. Такие народные гулянья проводились в старину, радовали народ своей яркостью и весельем. Вятка славилась своими базарами и ярмарками «свистоплясками».

Чему вы сегодня научились? Какие у вас возникли чувства?

К чему мы сегодня с вами пришли? Пришли к тому, что нельзя забывать прошлое. Народное искусство - великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины сказки, русские избы - должно остаться в нашей памяти.

Память - это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Волшебный подарок" для 6 классов.

Разработка внеклассного мероприятия "Волшебный подарок".для 6 классов( с углубленным изучением английского языка в форме театрального представления.Спектакль разработан для повышения мотивации и подде...

Разработка внеклассного мероприятия Волшебный лабиринт «Здоровый образ жизни»

Разработка  внеклассного мероприятия  для учащихся 5-х классов     волшебный лабиринт  «Здоровый образ жизни» Цели:   -повторение изученног...

Внеклассное мероприятие "Волшебные сказки Британии"

Данное мероприятие было проведено в рамках декады английского языка....

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 6-8 классов "Рассыпала осень волшебные краски..."

Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 6-8 классов....

Сценарий внеклассного мероприятия: «Волшебный мир искусства»

Внеклассное мероприятие «Волшебный мир искусства», представляет собой театрализованное представление, которое посвящено Древней Греции. Весной и летом на склонах лесистого Геликона  и на высоком ...

Сценарий внеклассного мероприятия «Волшебный мир», посвящённого Году тетра

Сценарий внеклассного мероприятия «Волшебный мир», посвящённого Году тетра...