Игра - путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена
опыты и эксперименты по теме

Хачатрян Галина Андреевна

 Целью игры – путешествия является познакомить детей с биографией великого сказочника. В процессе игры выявить у учащихся, насколько

глубоки знания сказок Г.Х.Андерсена.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарий82 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

Игру подготовила и провела библиотекарь:

                                                            Хачатрян Г.А.

Тема:    «Игра – путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена».

Цель:    Познакомить детей с биографией великого сказочника.

            В процессе игры выявить у учащихся, насколько

            глубоки знания сказок Г.Х.Андерсена.

Оборудование:    1. записи фонограмм песен:

  • «Песня датского сказочника»
  • «Песня Золушки»
  1. волчок
  2. ромашка, на лепестках которой написаны названия конкурсов
  3. рисунки детей к сказкам сказочника
  4. красочные книги с произведениями Г.Х.Андерсена
  5. высказывания великих людей о сказках
  6. книга – подарок детям
  7. портрет Г.Х.Андерсена

10.медали с надписями «Знаток сказок

     Андерсена»

11.таблички с названиями команд

12.жетоны

13.2подноса с атрибутами:

  • зонтик
  • горошина
  • бумажный кораблик
  • яйцо
  • санки (игрушка)
  • скорлупа грецкого ореха
  • собачка (игрушка)
  • розы: белая и красная

                            14. 2 маршрутных листа, на которых даны

                                   вопросы

                            15. 2 карты, на которых нарисованы ответы к

                                  маршрутному листу

                            16. 2маркера

участники:     

                            учащиеся

                         библиотекарь -

                         Оле Лукойе

                          Золушка

Предварительная работа:

  • Чтение сказок Г.Х.Андерсена.
  •  Игра «Блиц-турнир» (по рус.нар.сказкам).
  •  Рисование персонажей из сказок

                                   Г.Х.Андерсена.

Библ:               - Добрый день дорогие друзья! Вы все знаете сказки. Или я

           ошибаюсь? Хотелось бы в этом убедиться. Сегодня я предлагаю вам

           отправиться в путешествие по сказкам Ганса Христиана Андерсена,

           но прежде чем мы начнем свой путь, я хочу рассказать вам историю

           про то, как один школьный учитель сказал своему ученику: «Вы

           глупый юноша, и из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы

           собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет

           читать ваши сочинения! Их будут скупать старьевщики». Ученик

           слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. Ему уже

           тогда исполнилось 17 лет, и среди гимназистов-второклашек он

           выглядел нелепо. И все же его учитель ошибался. Как звали того

           учителя, уже никто не помнит, а «непутевого ученика» знают и

           любят дети всего мира. Вы, конечно, догадались, что речь идет о

           великом сказочнике Гансе Христиане Андерсене?

                       Родился он 2 апреля 1805 года в далекой стране Дании, в

         городке Оденсе. Он был сыном прачки и сапожника. Учился в

         гимназии, работал ткачом, служил в театре. Он был не богат. У Ганса

         были самодельные игрушки, кукольный картонный театр и куча

         старых театральных афиш. Билет в настоящий театр был не по

         карману сыну сапожника. Ганс забивался дома в уголок и сочинял там

         спектакли. Над ним потешались и дразнили фантазером. Но Ганс

         Христиан вырос и стал писателем. За свою жизнь Андерсен посетил

         многие страны Европы, Азии и Африки. С ним дружили Виктор Гюго,

         Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Чарльз Диккенс и другие

         замечательные люди того времени. У него было много друзей и среди

         простого народа.

                 4 августа 1875 года Андерсена не стало. На похороны писателя пришли бедняки и знать, студенты и депутаты, иностранные послы и министры и даже сам  датский король.

                170 сказок и историй – это наследие, которое осталось после него. Но если бы он написал 10 сказок,  то он все равно заслужил бы бессмертие.

            -   Я надеюсь вы помните его сказки? (Да.)

Слышится скрип двери. Звучит фонограмма песни датского сказочника. В дверь потихоньку заглядывает Оле Лукойе, (в руках у него зонтик, книга со сказками Андерсена, одет в плащь-разлетайка, на голове – шляпа с полями, на ногах – полосатые гетры, короткие бриджи, туфли, борода) и поет песню, как бы никого не замечая.

. Песня датского сказочника  (1966)

 1. Однажды в старой Дании

По сказочному адресу

В одном старинном здании

Придумал сказку Андерсен.

И грустную и дерзкую

И острую и нежную.

И взрослую и детскую

Про Королеву Снежную.

                                   2.  Принцесса на горошине

                                        Башмачники и мельники

                                        Все были огорошены

                                        Прочтя ее немедленно

                                        И грустную и дерзкую

                                        И острую и нежную.

                                        И взрослую и детскую

                                        Про Королеву Снежную.

  1. Прошли века над крышами

И сказку все усвоили

Ее мы тоже слышали

Но поняли по – своему.

И грустную и дерзкую

И острую и нежную.

И взрослую и детскую

Про Королеву Снежную.

И взрослую и детскую

Про Королеву Снежную.

Оле Лукойе:  - Здравствуйте! Ой. А я вас знаю. Вы ребята гимназисты из 3

                        класса! Правильно? А вы знаете что?

                                    Есть подружка у меня:

                           Хоть она и молчалива,

                           Рассказать готова мне

                           Все, о чем бы не спросил я.

  • Вы, наверное, догадались кто моя подружка? (Книжка.) 
  • Конечно же, книжка, да еще и со сказками Ганса Христиана Андерсена.

Библ:       - Как хорошо, что у тебя с собой именно эта книга! Мы с ребятами

             как    раз отправляемся в путешествие по сказкам Андерсена.      

             Приглашаем тебя с собой. Что бы нам было легче путешествовать,

             мы разделились на две команды: «Русалочка» и «Дюймовочка». Кто

             догадался почему ваши команды называются именно так? (по

             названиям сказок) А если ответить  полным ответом? (Наши

             команды  называются  «Русалочка» и «Дюймовочка» потому что у

             Г.Х.Андерсена есть такие сказки.)  Молодцы! В дороге нам  будет

             помогать Оле Лукойе. Что бы соблюдать порядок и никому не было

             обидно, он будет крутить волшебный волчок. Ты согласен?

             (обращаясь к Оле Л.) 

Оле Лукойе: - Да! С удовольствием!

Библ:   -  За каждый верный ответ команда получает жетон. Участникам той

            Команды, которая наберет наибольшее количество жетонов,

            присваивается звание «Лучший знаток сказок Андерсена». И так вы

            готовы к путешествию? Тогда закройте глаза и шепотом повторяйте

            волшебные слова за Оле Лукойе.

Оле Лукойе:  - Землю я кручу верчу

                         В сказку очень я хочу

                         Отворитесь двери в раз

                         Пропустите 3 класс.

                   -Ну, вот мои друзья мы и  в сказке!

Библ:      - Оле Лукойе, крути волчок, посмотрим,  какое испытание выпадет

             нам первым.

(На столе стоит волчок, под которым находятся 6  лепестков ромашки с названием конкурсов. Библиотекарь  берет лепесток ромашки и читает название первого конкурса, затем поочередно каждой команде задает вопросы).

Конкурсы:

Библ:   I. «Сказка начинается…А как она называется?»

- Я читаю вам строки, которыми начинается сказка. Ваша задача дать правильное название сказки. Отвечает только та команда, к которой я обращаюсь. В том случае если команда не дает правильный ответ или ответ не полный, право ответа переходит к соперникам. Ответы принимаются только по поднятой руке.

Вопросы команде «Русалочка»:

  1. «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки,

     жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь». («Дикие

      лебеди»)

  1. «Шел солдат по дороге. Раз- два? Раз-два? Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма». («Огниво»)
  2. «Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски – этому языку он выучился у своей матери. За полями и лугами тянулись большие луга, а в лесах были глубокие озера. Да, хорошо было за городом!» («Гадкий утенок»)

Вопросы команде «Дюймовочка»:

  1. «Ну, начнем? Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил он зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное так и выпирало, делалось еще гаже». («Снежная Королева»)
  2. «Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя принцессу, но только настоящую…» («Принцесса на горошине»
  3. «В открытом море вода совсем синяя, как лепестки васильков, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато и глубоко там! Ни один якорь не достанет до дна; на дно моря пришлось бы поставить одну на другую много-много колоколен, только тогда самая верхняя могла бы высунуться из воды».(«Русалочка»)

Библ:      - Молодцы! Продолжаем наше путешествие, Оле Лукойе, крути

           наш волшебный волчок.

                             2 конкурс: «Угадай героя сказки»

     -Я вам рассказываю о герое сказки. Ваша задача, правильно назвать

     его имя и дать название сказки. Ответы принимаются только по

     поднятой руке.

Вопросы команде «Русалочка»:

  1. Он испачкал себе лицо черной и бурой краской, нахлобучил шапку и постучал в императорский дворец. «Здравствуй, император! – сказал он. – Не найдется ли у вас при дворе какой-нибудь должности для меня?» (принц из сказки «Свинопас»)
  2. Он добыл счастье с помощью собак. (солдат из сказки «Огниво»)
  3. Они требовали для своей работы тончайшего шелку и чистого золота. Все это они прятали в свои карманы и продолжали сидеть за пустыми станками… (обманщики из сказки «Новый наряд короля»)
  4. Кто носил богатую бархатную очень красивую шубу? Он был такой важный, толстый, ученый…(крот из сказки «Дюймовочка»)

Вопросы команде «Дюймовочка»:

  1. Немая лесная красавица стала королевской невестой и спасла своих братьев.(Элиза из сказки «Дикие лебеди»)
  2. Она не могла заснуть на 20 тюфяках и 20 перинах, так как ей что–то мешало. (принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)
  3. На ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах – голубой шарф, а на груди – блестящая брошка. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки…(танцовщица, хозяйка игрушечного дворца, из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
  4. Она расцарапала себе грудь; в котел закапала черная кровь, скоро стали подниматься клубы пара, принимавшие такие уродливые формы, что просто страх брал.(морская ведьма из сказки «Русалочка»)

Оле Лукойе:  крутя волчок  -А пока крутиться наш волчок, все что я вам

                       сейчас пожелаю, обязательно сбудется.

Умеете вы, и читать, и считать.

Желаю, чтоб вы научились летать.

Желаю вам всем прочитать горы книг,

И станет прилежным любой ученик.

Желаю, ребята, со сказкой дружить,

И в сказочном мире немного пожить.

Желаю вам всем только Знайками быть,

А сказки и знать, и, конечно, любить.

Желаю веселых друзей и подруг,

Чтоб добрые люди лишь были вокруг.

(библиотекарь берет лепесток ромашки и читает название следующего конкурса)

                               3 конкурс: «Кто и кому говорит?»

 Библ:   - Я читаю вам строки из  сказки. Ваша задача назвать героев,

          которые ведут диалог. Ответы принимаются только по поднятой

          руке.

Вопросы команде «Русалочка»:

  1. «Пустяки! Только не капризничай! А то я укушу тебя – видишь, какие у меня острые белые зубы!» (мышь из сказки «Дюймовочка»)
  2. «Лежи смирно, не то пырну тебя ножом!» (разбойница Герде)
  3. «Умеешь ли ты выгибать спинку? Мурлыкать и испускать искры? Нет? Так не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!» (кот гадкому утенку)
  4. «Ишь, какая славненькая, жирненькая! Жирненькая, что твой барашек! Ну-ка, какова на вкус будет?» Кто и про кого так говорил? (старуха- разбойница про Герду) 

Вопросы команде «Дюймовочка»:

  1. «Ты должна мне заплатить за помощь. И я не дешево возьму. У тебя чудный голосок, и им ты думаешь обворожить принца, но должна отдать голос мне». (ведьма – русалке)
  2. «Паспорт есть? Давай паспорт!» (крыса – оловянному солдатику)
  3. «У нее только две ножки! Жалко смотреть! У нее нет усиков! Какая у нее тонкая талия. Фи! Она совсем как человек! Как не красиво!» Про кого так судачат жучки-барышни? (про Дюймовочку»)
  4. Они прыгнули и хлопнули в ладоши: «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты! Как интересно!» Кто так радуется? (фрейлины из сказки «Свинопас»)

                                 4 конкурс: «Бюро находок»

Библ:   - Вы получите  разные предметы. Ваша задача, определить из какой

            сказки  этот предмет. Руку поднимать только тогда, когда команда

            определит принадлежность всех предметов.

Поднос команде «Русалочка»: на нем лежат следующие предметы:

                              а)  зонтик

                              б)  горошина

                              в)  бумажный кораблик

                              г)  яйцо

Поднос команде «Дюймовочка»: на нем лежат следующие предметы:

                              а)  санки

                              б)  ракушка

                              в)  собака

                              г)  розы белая и красная

Библ:  - Ребята среди наших гостей есть героиня сказки, хотя и не той, что

           Написал Андерсен. Но об этом она расскажет сама, а мы с вами

           попробуем догадаться, как зовут нашу незнакомку.

Шакурова Лиза исполняет песню «Золушка»

Библ:   - Вы уже догадались кто она? Молодцы! Нисколько в этом не

            сомневалась!

                               5 конкурс: «Блиц - опрос»

- В течение одной минуты я буду задавать вопросы. Ваша задача за это время дать наибольшее количество ответов. Отвечаем быстро, не поднимая руки. Следующий вопрос я читаю только после вашего ответа. Если вы не знаете,  ответ или затрудняетесь нужно сказать «Дальше», я буду читать следующий вопрос. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Вопросы команде «Русалочка»:

  1. Кто посмел сказать королю, что он голый? (ребенок)
  2. Что выросло из зернышка, которое посадили в цветочный горшочек? (цветок с Дюймовочкой)
  3. Какое слово складывал из льдинок Кай? (вечность)
  4. Как звали сестру одиннадцати братьев? (Элиза)
  5. Название этой сказки начинается и заканчивается на одну и ту же согласную букву. («Свинопас»)
  6. Кто охранял сундуки с медью, золотом и серебром? (собаки)
  7. Кому присвоено особое звание «Первый певец императорского ночного столика с левой стороны»? (искусственному соловью)
  8. Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)
  9. В какую страну увезла Кая Снежная королева? (в Лапландию)

Вопросы команде «Дюймовочка»:

  1. Кто помог спастись Дюймовочке от крота? (ласточка)
  2. Чем натерла Элизу злая королева так, что она стала совсем коричневой? (соком грецкого ореха)
  3. Кому принадлежали красные башмачки, которые хозяйка подарила реке? (Герде)
  4. Как звали друга Герды? (Кай)
  5. Название этой сказки начинается и заканчивается на одну и ту же гласную букву. («Огниво»)
  6. Героиня какой сказки превращается в морскую пену? («Русалочка»)
  7. Какой сказочник ходит с двумя зонтиками? (Оле Лукойе)
  8. Кто был сыном старой оловянной ложки? (оловянный солдатик)
  9. Птица, в которую превратился гадкий утенок. (лебедь)

                   6.конкурс «Маршрутный лист»

       - Это задание нам поможет вернуться домой из нашего сказочного путешествия, если вы его выполните правильно. Слушайте внимательно! У вас есть карта, на которой располагаются станции -  предметы и маршрутный лист с вопросами. Картинки на карте соответствуют ответам на вопросы. Ваша задача найти картинку – ответ на первый вопрос и поставить рядом с этой картинкой цифру один, затем найти картинку – ответ на второй вопрос и рядом с этой картинкой поставить цифру 2.  И так далее на все вопросы. Затем нужно соединить прямыми линиями все цифры, по порядку начиная с цифры один. За этот конкурс вы тоже получаете жетоны. (За этот конкурс отдаю оставшиеся жетоны)

Обеим командам раздаю одинаковое задание.

 Библ:     - Молодцы! Вот мы с вами снова дома.  Мне интересно  услышать

             ваши впечатления от нашего путешествия, кто готов  поделиться?

             (даю высказаться нескольким ребятам)

 Библ: -  Ребята, а сейчас давайте подсчитаем наши жетоны и посмотрим кто

            же у нас лучший знаток сказок.  (подведение итогов, подсчет

            жетонов, награждение медалями)

Оле Лукойе: - Я тоже хочу сделать вам подарок.(читает стихотворение и

                   дарит книгу)

Прошу не ставить я кастрюли

И не давать собаке Жуле,

Не класть на книги бутерброд

И не читать наоборот.

Прошу не драться, не кидаться

И с книгой в ванне не плескаться.

Всем вам сейчас сказать спешу,

Что книги я любить прошу.

Библ: - Ребята давайте поблагодарим Оле Лукойе за помощь и подорок. А

            сейчас нам пора прощаться, нас  ждут другие ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева"

Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6 классеучителей школы Шурчковой Людмилы Васильевны иТимошенко Елены АнатольевныГБС (К) ОУ  № 487 Выбор...

Конспект игры-путешествия «Зимняя сказка» в подготовительной к школе группе.

Развитие звуко-слогового анализа и синтеза слова, предложения....

Литературный час: "Путешествие по сказкам Х.К. Андерсена".

Литературный час: "Путешествие по сказкам Х.К. Андерсена", с игровыми конкурсами, проводился среди детей от 8-12 лет, в реабилитационном центре для несовершеннолетних....

Литературный час: "Путешествие по сказкам Х.К. Андерсена".

Литературный час: "Путешествие по сказкам Х.К. Андерсена" с игровыми конкурсами проводился в реабилитационном центре для несовершеннолетних. Разработала: соц. педагог Маркова Р.Г....

Урок-путешествие по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева"

Урок-путешествие по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева" в 6 классе "Особый ребенок"...