Ситуационный классный час на тему "Конфликты"
классный час по теме

Кан Ольга

Цель классного часа (сообщается учащимся) – расширить представления об основных типах и причинах конфликтов, познакомить с различными способами выхода из конфликтныхх ситуаций.

Педагогическая цель  – формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям развивать навыки анализа собственного поведения в ситуациях выбора, разрешения внутриличностных противоречий; побуждать учащихся к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

Подготовительная работа: три пары учеников разыгрывают конфликтные ситуации по текстам сценария; четверо учащихся разыгрывают ситуацию в школе.

Оформление: презентации: «Стили разрешения конфликтов», «Временные модели конфликтных ситуаций», ксерокопии страниц с текстом ситуаций, выписанные определения понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_konflikty.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуационный рефлексивный классный час «Конфликты».

Выполнила:  Кан Ольга

Возраст учащихся –  14-18 лет

Цель классного часа (сообщается учащимся) – расширить представления об основных типах и причинах конфликтов, познакомить с различными способами выхода из конфликтныхх ситуаций.

Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям развивать навыки анализа собственного поведения в ситуациях выбора, разрешения внутриличностных противоречий; побуждать учащихся к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

Подготовительная работа: три пары учеников разыгрывают конфликтные ситуации по текстам сценария; четверо учащихся разыгрывают ситуацию в школе.

Оформление: презентации: «Стили разрешения конфликтов», «Временные модели конфликтных ситуаций», ксерокопии страниц с текстом ситуаций, выписанные определения понятий.

Технология классного часа

Методика классного часа

Размещение учащихся в круге.

Информация (12 мин.)

Вступительное слово классного руководителя. Осуществляется работа с понятиями, слушается сказка, подготовленное сообщение о причинах конфликтов,  показываются слайдовые презентации, разыгрываются сценки.

Изложение «Я-позиции».

Причина «Я-позиции»

(10 мин.)

Учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

  1. Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации?
  2. Из-за чего возникают конфликты?
  3. Как ведут себя конфликтующие?
  4. Объясните причину ошибки мудрецов?
  5. Как выглядят стили реагирования в конкретных жизненных ситуациях?
  6. При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации?

«Я-позиция» и общественно значимая норма. Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов) (7 мин.)

Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы:

  1. Что же можно предпринять для того, чтобы конфликты возникали реже?
  2. О чем важно помнить, если вы хотите освоить модель конструктивного поведения в конфликте?

Дискуссия (7 мин.)

Каждая группа высказывает свою точку зрения на каждый вопрос, а затем и каждый участник может выразить свое личное отношение к тому или иному мнению.

Рефлексия (5мин) Учащиеся по кругу отвечают на вопросы.

  1. Какая стратегия выхода из конфликтных ситуаций вам ближе всего?
  2. Какой стратегии вы бы хотели научиться? Что этому мешает?
  3. Что вы считаете полезным для себя в этом обсуждении и почему?

Свободный выбор. Речь классного руководителя (2-3 мин)

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, что сегодня на классном часе немного этих знаний вы получили. Классный час окончен.

Мотивация – побуждение ученика к позитивному поведению

Поддержка вниманием, помощью тех учащихся, которые будут жить с принципом: «Нет – конфликтам».

Мониторинг-отслеживание изменений в поведении учащихся

Наблюдение. Мониторинг – отслеживание изменений поведения  детей в конфликтных ситуациях ( 1раз в триместр)..  

Вступительное слово

Классный руководитель

Тема нашего классного часа – конфликты.  Какие эмоции вызывает это слово? (ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, разрушение семьи, потеря работы…)

Как мы видим, преобладают отрицательные эмоции. Неужели в конфликтах нет ничего хорошего? (поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.)

Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Сообщения учащихся.    Из-за чего возникают конфликты?

  Н.У. Заиченко, «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде»: лекции 1-4 , М.: Педагогический университет» Первое сентября», 2007.

1 учащийся

Существует много причин, которые могут привести к конфликту. Среди них

  • стремление к превосходству (угроза, обвинение, замечание или любая другая отрицательная оценка, насмешка и т.д.)
  •  снисходительное отношение  («Как можно не понимать такие элементарные вещи?», Ты уже не маленький, а ведешь себя как…»)
  •  хвастовство («Я разбираюсь в этом лучше, чем ты!»)

2 учащийся

  • категоричность («А я уверена, что ты не прав!!!»)
  •  навязывание своих советов («Послушай меня, я старше и лучше разбираюсь в жизни»)
  •  разные точки зрения на одну и ту же проблему  («Казнить нельзя помиловать»)
  • утаивание информации  (о том, что у меня «2» за контрольную, родителям лучше не говорить)

Работа с понятиями (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», М., 2000;

                                      Новый энциклопедический словарь, М., Научное издательство

                                     «Большая российская энциклопедия», 2000).

Спор, противоречия, конфликт, компромисс

Индийская сказка

1.Н.У. Заиченко,  «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде»: лекции 5-8, М.: Педагогический университет» Первое сентября», 2007

2. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. «Психология общения. – М., ВЛАДОС, 2003

Слайды

 «Временные модели конфликтных реакций (вулкан, глиняный горшок, волна, собиратель, реактор)

             Слайды  «Стили реагирования в конфликтных ситуациях»

  1. Стиль конкуренция – «акула»
  2. Стиль уклонение – «черепаха»
  3. Стиль приспособления – «медвежонок»
  4. Стиль компромисс – «лиса»
  5. Стиль сотрудничество «сова»

Григорьева Т.Г., Линская Л.В., «Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999

Сценки:

  1. «В школьной раздевалке»
  2. «В школе»

Заключительное слово классного руководителя

Список использованной литературы:

  1. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», М., 2000;

                                      Новый энциклопедический словарь, М., Научное издательство

                                     «Большая российская энциклопедия», 2000).

  1. Н.У. Заиченко, «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде»: лекции 1-4 , М.: Педагогический университет» Первое сентября», 2007.
  2. Нечаев М.П. «Методика воспитательной работы в новом классном коллективе»  М.: УЦ Перспектива, 2009 г.)

  1. Нечаев М.П. «Классный час в современной школе»  М.: ГОУ Педагогическая академия, 2012 г.

  1. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., «Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999

  1.  Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. «Психология общения». – М., ВЛАДОС, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационное родительское собрание - Где в семье лад...

Данное родительское собрание я проводил в рамках одного из этапов конкурса "Учитель года 2009". Родительское собрание построено по методике рефлексивного воспитания Н.П.Капустина...

Ситуационный классный час - Что такое счастье?

Классный час также по методике Н.П.Капустина. Проводился на этапе конкурса "Учитель года 2010"...

Ситуационный классный час на тему: "Образ "Я" и внешность".

Целью создания ситуационных классных часов является пошаговое формирование личности в современном обществе. Частое отвержение своего отражения и неудовлетворенность своей внешностью подростками привод...

СИТУАЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС "Наши отношения в классе"

Касссный час разработан по методике ситуационного классного часа и предполагает активное вовлечение обучающихся в проблему, которая выявлена путем опроса или анкетирования или выявлена через конкретну...

Ситуационный классный час «О чем может рассказать дневник школьника».

Цель: показать учащимся значение дневника как основного документа в работе школьника;            предложить учащимся обсудить результаты их работ...

Из опыта работы: "Ситуационный классный час"

Мой опыт использования в своей работе технологии индивидуального рефлексивного воспитания  будет интересен классным руководителям. Ситуационные классные часы дают возможность учащимся анализорова...

Ситуационный классный час "Взять чужое-позор!"

Обоснование выбора формы и темы воспитательного мероприятия:1)    Важно понимать, что есть правила не только в государстве, но и в каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким правил...