"Песни огненных лет"
занимательные факты (9 класс) по теме

Сценарий вечера:"Песни огненных лет" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материал внеклассной работы24.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Песни огненных лет»

Сценарий вечера, посвященного Дню Победы.

Ход вечера:

Оформление: гитара, баян, скромный кувшин с одним цветком, к которому выступающие при выходе на сцену добавляют цветы.

  1. Приглашаются ветераны
  2. Приглашаются родители

( 2 ведущих; чтецы)

1-ый ведущий. Вы бывали 9 мая на улицах и площадях города?

2-ыйведущий. Вы слышали, как поют военные песни ветераны, простые горожане, дети?

1-ый ведущий. Побывайте обязательно и почувствуйте, как дороги нам эти песни, как священна наша память. Сегодняшний вечер мы посвящаем военной песне.

2-ой ведущий. Той, что роднит наши поколения, соединяет руки  и сердца дедов, сыновей и внуков. И  от этого руки становятся сильнее, а сердца – шире и трепетнее.

1-ый ведущий.

Человеку холодно без песни

На земле, открытой всем ветрам,

Я не знаю в мире место есть ли,

Где не верят песне, как кострам.

(Звучит музыка спокойная вальсовая мелодия)

Чтецы:

В саду городском в воскресенье

Оркестр на закате гремит,

И ситцевый ветер веселья

По жёлтым дорожкам летит.

Там вальс в босоножках-обновках

Кружит в хороводе огней

Без отдыха, без остановки,

Волшебною силой своей

Сближая сердца безрассудно…

Ты только поближе взгляни:

Мы были с тобой в сорок первом

Такими, как нынче они,

Когда оборвался внезапно

Наш вальс на тесовом кругу,

И в маршевых ротах на запад

Ушли мы навстречу врагу.

1-ый ведущий. В ночь на 22 июня 1941 года в гарнизонном клубе Бреста шла репетиция концерта самодеятельных актеров.

Чтецы.

Брест в сорок первом.

Ночь в разгаре лета.

На сцене - самодеятельный хор.

Потом: «Джульетта, о моя Джульетта!»

Вздымает руки молодой майор.

Да, репетиции сегодня затянулись,

Но не беда: ведь завтра выходной…

Спешат домой вдоль сладко спящих улиц

Майор-Ромео с девочкой –женой.

Она и впрямь похожа на Джульетту

И как Джульетта, страшно влюблена.

Брест в сорок первом.

Ночь в разгаре лета.

И тишина, такая тишина!

Летят последние минуты мира.

Проходит час, потом пройдет другой,

И мрачная трагедия Шекспира

Покажется забавною игрой.

2-ой ведущий. На переход через границу в фашистском плане «Барбаросса» было запланировано 30 минут. Брестская крепость держалась месяц.

(На последних словах начинает звучать песня «Священная война»)

Историческая справка: Песню написали композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач.

Борис Александрович, сын композитора, вспоминал:  «Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Песня сочинилась очень быстро. На одном вздохе… Впервые её исполнили  на Белорусском вокзале… Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах. Дымили махоркой – у каждого своя дума…  Сначала никто не заметил. Но вот - первые такты песни… Вокзал замер. И вдруг встает один, второй, третий… Всё! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал. Песню просили исполнить ещё раз, потом третий, четвёртый…»

Настанет время  - критики назовут эту песню музыкальной эмблемой войны. А для первых слушателей это была песня. Может быть, самая последняя в жизни.

1-ый ведущий. По сведениям статистики, из добровольцев 1922, 23, 24 года рождения в живых осталось три процента.

Чтецы:

Вновь прошлого кинолента

Раскручена передо мной:

Всего только три процента

Мальчишек пришло домой…

2-ой ведущий. А они ведь были ещё так молоды, им бы жить, да жить,   радоваться первому чувству любви, жениться, быть счастливыми….. Но…

Чтецы:

Голос первой любви моей – поздний, напрасный –

Вдруг окликнул, заставил на миг замереть

И звучит до сих пор  обещанием счастья…

Голос первой любви, как ты мог уцелеть?

Над горящей землёй от Москвы до Берлина

Пыль дорог, где отстать – хуже, чем умереть,

И в бинтах все березы, в крови все рябины…

Голос первой любви , как ты мог уцелеть?

(Звучит песня «В землянке»)

Историческая справка: Эта песня сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилась, в общем-то, случайно. Поэт Алексей Сурков  написал своей жене с фронта шестнадцать  «домашних»  строк. Написал в сорок первом. В конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня. Когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго во фронтовую редакцию не пришёл композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и ,переписав, отдал их Листову. Через неделю композитор появился в редакции и под гитару исполнил песню, Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание.. И песня «пошла»…

Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, волнение, надежду, любовь…

2-ой ведущий. Спускается к ветеранам и спрашивает о том, какие песни они поют, какие трогают их души?

Чтецы:

Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к сопкам пристреляться.

Он может умереть на высоте,

Но раньше должен на неё подняться.

И высота было в тот день взята,

И знают уцелевшие солдаты –

У каждого есть в жизни высота,

Которую он должен взять когда-то.

А если по дороге мы умрём,

Своею смертью разрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах,

Которые мы всё-таки берём.

(Звучит песня «На безымянной высоте»)

Историческая справка: Это было в начале шестидесятых годов. На «Мосфильме»  снимался фильм «Тишина» по роману Юрия Бондарева. Главная песня фильма о тех, кто не вернулся с полей сражений, была заказана композитору Вениамину Баснеру и поэту Михаилу Матусовскому. Оба знали войну не понаслышке: Баснер служил в артиллерии, потерял близких; Матусовский работал в редакции фронтовой газеты, был ранен. Лишь картина вышла на экран, как тревожный мотив подхватили тысячи и миллионы голосов. Неудержимой рекой хлынули письма от бывших фронтовиков, и каждый уверял авторов, что это – именно из его биографии, именно о его высоте… Вот только бойцов там было не восемнадцать, а другое количество. Но эта песня была написана именно о восемнадцати воинах-сибиряках, в живых из них осталось только двое: Герасим Ильич Лапин, Константин Николаевич Власов. Бой тот был под поселком Бетлицы, на Калужской земле.

Чтецы:

Неправда, друг не умирает,

Лишь рядом быть перестаёт.

Он кров с тобой не разделяет,

Из фляги из твоей не пьёт.

В землянке, занесён метелью,

Застольной не поёт с тобой

И рядом, под одной шинелью,

Не спит у печки жестяной.

И всё, что между вами было,

Всё, что за вами следом шло

 С его останками в могилу

Улечься вместе не смогло.

Упрямство, гнев его, терпенье –

Ты всё себе в наследство взял,

Двойного слуха ты и зренья

Пожизненным владельцем стал.

Любовь мы завещаем женам,

Воспоминанья – сыновьям,

Но по земле, войной сожженной,

Идти завещано друзьям.

2-ой ведущий. И вот он май, великий май 1945 года. Весна. Победа.

Чтецы:

Не длинные вопли воздушной сирены,

Не темень, ни брызги стекла и камней –

Набухшие почки весенней сирени,

Летучие гроздья салютных огней.

Не ужас пожара, не мрак подземелья,

Не тяжесть тревожных холодных ночей –

Поток ликованья, раскаты веселья,

Хозяйский приветливый голос грачей.

Не горечь разлук, не прощальные речи,

Не тайные вздохи предчувствий глухих –

А близкие, полные радости встречи,

Не письма, -

А руки, писавшие их.

( Звучит песня «День Победы»)

 Историческая справка:  Песня «День Победы» появилась на свет спустя три десятилетия после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. Поэт Владимир Гаврилович Харитонов рассказывал: «Давно мечтал об этой песне. Но всё не находились главные строчки, которые бы определила весь настрой. И вдруг однажды вырвалось: «Это праздник со слезами на глазах…». Сразу же, на одном дыхании написал весь припев.  А потом надо было найти начало песни. Я ходил и вспоминал… Как в двадцать лет стал курсантом пехотного училища и как через год на Волоколамском шоссе мы сдерживали фашистскую орду… Думали ли мы о победе? Конечно. Но как бесконечно далеко до неё в ту пору было. Сколько крови, сколько дорогих могил ещё было впереди…. Стихи сложились, и я отдал их тогда Давиду Тухманову. Через несколько дней – телефонный звонок: Давид Федорович сообщил, что песня готова. Её невозможно слушать без слёз.

Чтецы:

Глядят на нас, глядят фронтовики,

Глядят на нас исчезнувшие роты,

Глядят на нас  ушедшие полки,

Глядят на нас с надеждой и заботой.

Ну как мы тут, и что у нас за жизнь,

Куда идём семьёю многоликой,

Готовы ль также Родине служить,

Достойны ли истории великой?!

1-ый ведущий. Мы всё постараемся сделать для того, чтобы ответить – да.

Спасибо вам, ветераны!

Цветы, которые собирались в кувшине, участники раздают ветеранам.