Программа детского объединения «Смена»
рабочая программа по теме

Шматова Мария Фёдоровна

Пояснительная записка

Программа «Цифровая фотография» предназначена для фотообъединений, в которых проводится обучение детей  фотографии.

Направленность программы.

Программа направлена на реализацию целей и задач, поставленных перед педагогом и учащимися. Направлена на формирование умений и навыков, необходимых для овладения основами фотографического ремесла, на совершенствование профессионального мастерства, овладение современными технологиями работы с изображением.

Новизна и актуальность программы заключается в том, что она предусматривает создание системы профессионального образования, так как занятия творческой фотографией с детьми  ведутся  в детском  фотообъединении. Именно стройная система фотографического образования изменит сложившуюся  в стране ситуацию. Система подразумевает создание разноуровневого учебного  и методического материала.

Педагогическая целесообразность состоит в том, чтобы

·        обучать ремеслу, давать необходимые теоретические знания в сочетании с практикой;

·        развивать креативные способности личности и давать возможность тем, кто способен, получить профессию;

·         положительно влиять на эстетическое воспитание учащихся.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

становление профессионального мастерства фотографа с помощью современных цифровых технологий и развитие творческих способностей личности.

 

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

·        развитие интереса у детей и молодежи к занятиям фотографией;

·        освоение цифровой и компьютерной техники;

·        овладение основами фотографического ремесла;

·        развитие творческих способностей.

ЗАДАЧИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

·        Формирование социальной активности и грамотности, нравственных качеств и творческой активности.

·        Создание условий для развития патриотизма, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов

·        Содействие в формировании социально-ориентированной личности подростка, способной адаптироваться в современных условиях

·        Развить потребности в творческом труде, самопознании, саморазвитии и профессиональном самоопределении

·        Приобщить к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа, формировать осознанное стремление ребенка к дальнейшему духовному обогащению

·        Воспитание человека культуры

·        Развитие мотивации детей к познанию и творчеству

·        Содействие личностному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в развивающемся обществе, приобщению к здоровому образу жизни.

·        Развитие ключевых компетенций, необходимых в учебной и профессиональной деятельности.

 

 

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:

·        учащиеся исследуют мир цифровой фотографии, используя возможности цифровой фотокамеры и стандартное программное обеспечение.

·        учащиеся знакомятся с цифровой фотокамерой, с основными приёмами съёмки цифровой фотографии, распечаткой и хранением фотографии.

Возраст детей – 7-17 лет

Срок реализации программы – 2года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_smena_shmatova_m.f_vosstanovlen.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хворостянский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения средней  общеобразовательной школы пос.Прогресс

 Принята на методическом совете        «Утверждено»

№  ________ от________            Руководитель филиала      

                                                                                    ГБОУ   СОШ пос.Прогресс                                                                                

                                                                                           Л.А.Борисова        

        ________________        

                                                                      «_____» __________        г

Программа

детского объединения

«Смена»

                                                    Программа рассчитана на детей от 7-17 лет.

                                                       Срок реализации программы- 2 года.                     

                                 Составитель: педагог дополнительного образования

                                                                                                 Шматова М.Ф.

Хворостянка

Введение

В настоящее время уже не остается никаких сомнений, что будущее фотосъемочной техники за цифровыми устройствами. Аналоговая (традиционная) фотография, в которой используются светочувствительные материалы на основе галогенидов серебра, уступает место новейшим цифровым технологиям. Более чем полуторовековая история развития фототехники довела аналоговую фотографию до вершины технологического совершенства. Еще 20 лет назад реальной альтернативы ей не было. Сейчас монополия традиционной фотографии основательно подорвана. «Электронные пленки» цифровых фотоаппаратов по количеству регистрируемых деталей на единицу площади практически не уступают обычным фотопленкам. Таким образом, вопрос с «электронной пленкой» можно считать фактически решенным – революция, о которой мечтали последние 100 лет, свершилась. Аналоговая фотография пока еще дает значительно более качественные результаты, чем цифровая фотография. Но разница в качестве очень быстро сокращается, и недалеко то время, когда цифровая фотографии по качеству получаемых результатов сравняется с аналоговой.

Цифровая фотография имеет целый ряд преимуществ перед аналоговой. В первую очередь, это быстрота получения результата. Его сразу можно увидеть и, при необходимости, повторить съемку. Фоторепортер, имея цифровую камеру, компактный ноутбук и сотовый телефон, может в считанные минуты передать отснятый фотоматериал в свою редакцию практически с любой точки земного шара.

Возможность сразу оценить результат съемки имеет очень большое значение в процессе обучения фотографии. Педагог сразу видит ошибки ученика и корректирует их. Поэтому эффективность такого учебного процесса выше.

Еще одним очень важным преимуществом цифровой фотографии является возможность в очень широких пределах влиять на результаты съемки с помощью изменения настроек фотоаппарата. Это позволяет получить удовлетворительные результаты в тех случаях, когда аналоговая фотография оказывается бессильна.

Следующим преимуществом является возможность обработки цифровой фотографии с помощью компьютера. Современные программы для обработки фотографий позволяют очень быстро и качественно делать фотомонтажи, ретушировать и восстанавливать  старые фотографии, применять разнообразные спецэффекты, которые недоступны аналоговой фотографии.

Быстрота получения результата и широчайшие возможности для творчества делают цифровую фотографию все более и более привлекательной не только для профессионалов, но и для огромной армии фотолюбителей.

Пояснительная записка

Программа «Цифровая фотография» предназначена для фотообъединений, в которых проводится обучение детей  фотографии.

Направленность программы.

Программа направлена на реализацию целей и задач, поставленных перед педагогом и учащимися. Направлена на формирование умений и навыков, необходимых для овладения основами фотографического ремесла, на совершенствование профессионального мастерства, овладение современными технологиями работы с изображением.

Новизна и актуальность программы заключается в том, что она предусматривает создание системы профессионального образования, так как занятия творческой фотографией с детьми  ведутся  в детском  фотообъединении. Именно стройная система фотографического образования изменит сложившуюся  в стране ситуацию. Система подразумевает создание разноуровневого учебного  и методического материала.

Педагогическая целесообразность состоит в том, чтобы

  • обучать ремеслу, давать необходимые теоретические знания в сочетании с практикой;
  • развивать креативные способности личности и давать возможность тем, кто способен, получить профессию;
  •  положительно влиять на эстетическое воспитание учащихся.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

становление профессионального мастерства фотографа с помощью современных цифровых технологий и развитие творческих способностей личности.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • развитие интереса у детей и молодежи к занятиям фотографией;
  • освоение цифровой и компьютерной техники;
  • овладение основами фотографического ремесла;
  • развитие творческих способностей.

ЗАДАЧИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Формирование социальной активности и грамотности, нравственных качеств и творческой активности.
  • Создание условий для развития патриотизма, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов
  • Содействие в формировании социально-ориентированной личности подростка, способной адаптироваться в современных условиях
  • Развить потребности в творческом труде, самопознании, саморазвитии и профессиональном самоопределении
  • Приобщить к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа, формировать осознанное стремление ребенка к дальнейшему духовному обогащению
  • Воспитание человека культуры
  • Развитие мотивации детей к познанию и творчеству
  • Содействие личностному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в развивающемся обществе, приобщению к здоровому образу жизни.
  • Развитие ключевых компетенций, необходимых в учебной и профессиональной деятельности.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:

  • учащиеся исследуют мир цифровой фотографии, используя возможности цифровой фотокамеры и стандартное программное обеспечение.
  • учащиеся знакомятся с цифровой фотокамерой, с основными приёмами съёмки цифровой фотографии, распечаткой и хранением фотографии.

Возраст детей – 7-17 лет

Срок реализации программы – 2года.

Формы занятий: лекции, экскурсии, практические занятия.

Режим занятий соответствует расписанию  работы детского фотообъединения «Смена», расписанию учебных занятий.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ и СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

  • Победы учащихся фотообъединения «Смена» в областных, всероссийских и международных фотоконкурсах (участие в конкурсах разного уровня)
  • Повышение уровня рефлексивных способностей и уровня  развития мотивационной сферы обучающихся ( диагностика, анкетирование)
  • Повышение общего уровня культуры ( общение, сотрудничество с детским объединением «Юный краевед»)
  • Укрепление психического и физического здоровья (проведение физминутки, походы, экскурсии)
  • Наличие позитивного социального опыта, опыта общения и трудовой деятельности (анкетирование, викторины, кроссворды)

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  1. Участие в фотоконкурсах «Юность Самары», «Святые символы России», «Символы великой России», «Волшебный луч», «Православная радуга».
  2. Участие в районной фотовыставке «Мой край любимый».
  3. Создание персональной выставки учащегося.
  4. Фотосессия в летнем фото лагере «Палитра» в селе Хворостянка.
  5. Фотосессия в зимнем фото лагере «Святочная неделя» в селе Хворостянка.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Продолжительность обучения  - 2 года.(144часа в год)

Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 2 часа.

Численность учебной группы – 12 -15человек. Комплектоваться учебные группы должны с учетом возраста, уровня фотографической подготовки и степени владения компьютером.

Работа с учебными группами строится в соответствии с учебным расписанием, которое составляется на основе программы.

В процессе обучения отслеживается развитие учащихся и степень усвоения ими учебного материала по тестовым и контрольным работам. При необходимости учебный процесс корректируется.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Способность фантазировать и творить в той или иной степени заложена практически в каждом человеке. Однако эти способности могут проявиться далеко не всегда. Для этого нужны особые условия. Огромное влияние на развитие творческих способностей оказывает окружающая человека среда, род его занятий и увлечений, характер организации деятельности.

В этом плане занятие фотографией, как любым другим видом искусства, создает наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала личности. В самой природе создания фотографии заложено проявление индивидуальных особенностей и творческих возможностей фотографа, будь то ребенок или опытный фотомастер.

Основной задачей при освоении данной программы, наряду с обучением профессиональному мастерству, является развитие творческих способностей учащихся. Целенаправленная работа в этом направлении проводится с первого и до последнего дня обучения. Для решения этой задачи используются следующие методы организации образовательного процесса: методы, повышающие познавательную и творческую активность учащихся в индивидуальных формах работы, при групповых формах – тренинг развития креативности с использованием элементов импровизации и психодрамы, целенаправленные групповые дискуссии, групповые медитации на заданную тему.

Контрольные задания и практические работы носят творческий характер. На теоретических занятиях, особенно при разборе фотографий, необходимо заострять внимание на интересных и нестандартных находках авторов и вырабатывать у учащихся негативное отношение к любым элементам формализма и подражательства.

Особая система оценивания (подробнее см. ниже), создает ситуацию развивающего дискомфорта, стимулирующую человека на поиск новых нестандартных решений, формирует представление о том, что лишь творческая деятельность может быть наиболее успешной, приносящей наибольшее удовлетворение.

Учащимся создается оптимальное напряжение при обучении. Под этим понимается такое напряжение, когда трудности в обучении являются посильными и преодолимыми и ситуации успеха испытываются чаще, чем неудачи. Переживание учащимся ситуации успеха в выбранном виде деятельности, особенно на первых порах, способствует формированию потребности в выполнении этой деятельности. Кроме того, каждому необходима личностная поддержка на социальном уровне, причем как от педагога, так и от всей группы учащихся. Здесь важно эмоционально положительное принятие любого результата в выполняемом задании, всяческое поощрение успехов.

В работе реализуется принцип дозированного неуспеха: иногда (частота зависит от личностных особенностей учащегося) предлагаются такие задания, справиться с которыми полностью на данном этапе овладения знаниями и навыками невозможно. При этом уже на следующем шаге развития эти трудности становятся преодолимыми. Таким образом, человека учат не бояться сложных ситуаций, преодолевать их и использовать для развития личности и творческих возможностей. Формируется потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Через преодоление трудностей накапливается сила для дальнейших действий и появляется творческое бесстрашие.

Огромное значение имеет и сама образовательная среда. Она должна служить средством раскрытия и развития природных задатков и быть максимально  вариативной, разнообразной по своему содержанию и представленным в ней способам деятельности. Попадая в такую среду, человек имеет возможность опробовать себя в различных ситуациях, где могут проявиться его еще непроявленные природные задатки. Например, для пробуждения фантазии и развития способности предавать с помощью фотографии мысли и чувства необходимо включать в занятия упражнения, развивающие ассоциативное мышление и находчивость. Для этих же целей в контрольных работах должны быть задания на передачу различных чувств, настроений и эмоций.

Для активизации творческого потенциала необходимо предметом работы сделать эмоции человека, т.е. каждый учащийся должен иметь возможность проживать, осознавать и выражать свои различные эмоциональные состояния. Фотографируя в одном и том же месте одно и то же, разные люди сделают совершенно разные фотографии, так как каждый из них видит и чувствует по-своему, что и отражается в фотографиях.

Образовательная среда также должна стать средством, актуализирующим творческие потребности учащихся, дающие возможность более частого проживания состояния творческого акта, она должна быть насыщена ситуациями, способствующими вхождению в творческое состояние. Как уже говорилось выше, большая часть заданий должна отвечать этим задачам.

Творческая образовательная среда, являющаяся оптимальной для развития творческих способностей, личностного саморазвития учащихся, должна характеризоваться:

  • наличием индивидуального подхода к учащимся;
  • свободой и активностью ее субъектов;
  • преобладанием взаимного положительного оценивания, доброжелательности друг к другу, позитивного настроения;
  • авторитетностью руководителей и, вместе с тем, диалогичностью обучения;
  • постановкой перед учащимися проблем, т.е. должно быть проблемное обучение;
  • обеспечением независимости в выборе и принятии решений с возможностью контролировать собственное продвижение, т.е. предоставление права на ошибку.

Большую помощь педагогам в развитии творческих способностей учащихся оказывают современные компьютерные технологии:

  • компьютер позволяет быстро просмотреть отснятый материал и оценить результаты съемки;
  • легко преобразовать отснятый материал в соответствии со своими задумками;
  • на основе отснятого материала создать фотоколлажи, что очень сложно, а часто и невозможно получить средствами традиционного фотопроцесса;
  • создать творческие мультимедийные презентации из своих работ.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Система оценивания является важнейшим методом формирования самостоятельной, профессиональной, творческой личности.

С каждым человеком, желающим обучаться по данному курсу, проводится собеседование с целью определения уровня подготовленности, выяснения интересов и мотивов, побудивших серьезно заняться фотообразованием. Можно применять самодиагностику, т.е. ученик самостоятельно отвечает на вопросы анкеты, фиксирует глубину своих профессиональных, интеллектуальных и эстетических интересов.

В последние два десятилетия психологи вновь открыли тот факт, что ни высокий уровень развития интеллекта (Iq>135-140 единиц, тип «сообразительные»), ни высокий уровень академической успеваемости (тип «блестящие ученики»), ни высокий уровень креативности (показатель беглости и оригинальности порождаемых идей, тип «креативы») не являются индикатором одаренности. Искать одаренность в отдельных или совокупных свойствах человека – значит, искать там, где светлее, а не там, где лежит.

В качестве основного критерия одаренности сегодня рассматривают высокие реальные достижения людей в условиях их естественной жизнедеятельности. В основу психологического сопровождения занятий фотоискусством заложена концепция одаренности М.А. Холодной (Москва) и В.В. Клименко (Москва).

Талант проявляется только в действии.  Свойства таланта могут проявляться в действиях человека и не знающего о существовании своей одаренности. Под действием понимается процесс решения задачи или проблемы, имеющих хотя бы одно неизвестное, и ставящих перед учащимся цель. Неопределенность, с которой сталкивается учащийся, побуждает его в муках психического напряжения искать решение задачи. Ему надо найти связь с известным, разработать план и средства превращения неизвестного в известное, получить желаемый результат. Решением же может быть: ответ на вопрос, продукт, предмет, которому придана более совершенная форма гармонии, или художественный образ, резонирующий с  переживаниями многих людей.

Оценка результативности учебного процесса напрямую связана с развитием индивидуальных творческих способностей. Мощность таланта проявляется как в психологических новообразованиях, так и непосредственно в результатах деятельности.

Для диагностики уровня развития составляющих механизма таланта используются психометрические пробы, предложенные В.В. Клименко. Осуществляется проба изометрического напряжения (динамика энергопотенциала). Измерение динамики энергопотенциала в течение года может помочь учащимся сформировать правильный режим труда и отдыха, преодолеть естественную усталость от работы, накопить энергоресурсы в ходе самой работы. Психометрические графические пробы (уровень развития критичности) показывают динамику развития чувства гармонии (чувства «золотого сечения», чувства времени, чувства «мудрости тела», или интуиции), без которых невозможно создание ни одного сколько-нибудь значимого образа.

Психомоторные пробы показывают динамику развития «интуиции тела», точности телесного функционирования. Точная настройка механизмов саморегуляции тела позволяет учащимся лучше понимать свои психические состояния, давать им надлежащую оценку и на ее основе регулировать объем и плотность работы, время отдыха и целесообразно пользоваться креативной силой своего досуга.

Для диагностики уровня творческой активности учащихся используется методика, подготовленная М. И. Рожковым, Ю. С. Тюнниковым, Б. С. Алишевым и Л. А. Воловичем. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество. Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.

Одаренных учащихся характеризует высокая степень выраженности познавательной потребности и высокий уровень развития познавательной потребности. Для диагностики степени и уровня развития познавательной потребности используются анкеты, предложенные В.С. Юркевич.

Для диагностики креативных способностей используются три субтеста из теста на интеллект Дж.Гилфорда. Креативность - это одна из сторон  интеллектуальной деятельности человека, которая характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности. В этом  главное отличие креативности от умения применять уже готовые знания и навыки. Креативность стимулируется восприимчивостью к новым идеям, а не критическим отношением к ним.

В конце каждого учебного года с учащимися осуществляется повторное тестирование. На основе выявленных критериев и эмпирических показателей проводится сравнительный анализ изменений в сфере индивидуальных творческих способностей. Если необходимо,  педагог совместно с психологом разрабатывают коррекционную программу для работы в рамках психологического тренинга.

Оценка приобретаемых знаний и выполненных практических заданий производится с помощью балльных показателей в соответствии с выбранными оценочными критериями. Балльная система отличаться от оценок в общеобразовательных школах и носит стимулирующий характер.

Предлагается шестибалльная рейтинговая оценочная система. При этой системе каждая работа или контрольный опрос оцениваются от 1 до 6 баллов. Высший балл должен даваться за творческий подход. Учащийся должен набрать средний балл по всему курсу программы не менее «3» и создать творческое портфолио . Получив ту или иную оценку, ученик должен сам решить, оставляет он ее или переделывает работу (пересдает теоретический зачет). В этой системе оценка в 1 балл является низшей, но не неудовлетворительной (неудовлетворительных оценок не существует).

При оценке теоретических знаний очень эффективно использование современных компьютерных технологий.

Развитие творческого начала личности оценивается по успехам учащихся в различных фотоконкурсах и фотовыставках, а также по динамике развития механизмов таланта, постоянно отслеживаемой с помощью психологической диагностики.


ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ФОТОГРАФИЙ

Оценка в баллах

Основные критерии оценок фотографий, выполненных в качестве контрольных работ

Фотографии, представленные в цифровом виде

Фотографии, представленные в виде фотоотпечатка

5

  • Полностью отвечает заданию;
  • Высокая техника исполнения.
  • Полностью отвечает заданию;
  • Высокая техника исполнения;
  • Имеет аккуратный вид.

4

  • Полностью отвечает заданию;
  • Имеет незначительные недостатки по технике исполнения (незначительные отклонения по яркости, контрасту, цветовому балансу, не хватает проработки деталей в тенях или светах)

  • Полностью отвечает заданию;
  • Незначительные недостатки по технике исполнения (не хватает немного контраста при хорошей проработке деталей в тенях и светах, или не хватает немного проработки в тенях или светах) при этом имеет аккуратный вид;

Или высокая техника исполнения, но при этом имеются незначительные огрехи во внешнем виде (недостаточно аккуратно высушены или имеются отдельные следы от пыли).

3

  • Полностью отвечает заданию;
  • Имеет один из следующих значительных недостатков по технике исполнения:
  • плохая проработка деталей в тенях или светах;
  • недостаточная резкость там, где она должна быть;
  • значительные шумы;
  • сильное нарушение цветового баланса.

  • Полностью отвечает заданию;
  • Имеет незначительные недостатки по технике исполнения и одновременно незначительные огрехи во внешнем виде (описание недостатков и огрехов см. выше для 4 баллов);

Или при аккуратном внешнем виде имеются серьезные недостатки по технике исполнения (плохая проработка деталей в светах и тенях, или очень вялый отпечаток, или неравномерно засвечена фотобумага, или очень сильная вуаль, или недостаточная резкость (не обоснованная сюжетом);

Или при высокой технике исполнения имеет очень неряшливый вид (много грязи от пыли, неаккуратно обрезана, очень плохо высушена, следы подписи на лицевой стороне)

2

  • Полностью отвечает заданию;
  • Имеет несколько серьезных недостатков по технике исполнения  (описано в критериях для 3 баллов)
  • Полностью отвечает заданию;
  • Имеет серьезные недостатки по технике исполнения и одновременно неряшливый вид (описано в критериях для 3 баллов)

1

Фотография не отвечает заданию

Дополнительные баллы

Основные критерии оценок фотографий, выполненных в качестве контрольных работ

+0,5 балла

  1. За наблюдательность (умение подмечать интересные моменты в привычных ситуациях или интересные элементы в обычных вещах).
  2. За умелое и интересное использование света (особенно контрового).
  3. За интересный сюжет.
  4. За лаконизм, улучшающий восприятие фотографии.
  5. За оправданное сюжетом и умелое использование сменной оптики, светофильтров, различных насадок.
  6. За удачное название снимка.

+1

балл

  1. За очень удачно пойманный момент при репортажной съемке.
  2. За удачный снимок, сделанный в сложных световых условиях.
  3. За проявленную при съемке фантазию, изобретательность и находчивость.
  4. За нестандартное решение тем.

-1

балл

  1. За формальный подход в поисках сюжетов.
  2. За неоправданное и неудачное нарушение основных композиционных закономерностей.
  3. За неудачное использование основных изобразительных средств (выбор точки съемки, выделение главного, использование света).
  4. За неэффективно примененный прием.


КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

После прохождения полного курса обучения по данной программе, учащийся должен

ЗНАТЬ:

  1. Устройство и основные  характеристики цифровых фотоаппаратов.
  2. Правила технической эксплуатации и ухода за фотоаппаратурой.
  3. Особенности фотосъемки различных жанров фотографии.
  4. Основы экспонометрии.
  5. Основы работы со студийным светом.
  6. Основные законы и правила композиции.
  7. Правила обращения с компьютерной техникой.
  8. Современные компьютерные программы для работы с фотоизображением.
  9. Особенности подготовки фотоизображения для печати на фотопринтере.
  10. Основы создания электронных фотоальбомов и презентаций.

УМЕТЬ:

  1. Настраивать цифровую фотоаппаратуру для эффективного использования ее в разнообразных условиях съемки.
  2. Переносить информацию с цифрового фотоаппарата в компьютер, записывать цифровые фотографии на CD диски.
  3. Грамотно пользоваться источниками искусственного света.
  4. Проводить фотосъемку различных жанров фотографии.
  5. Пользоваться сканером (сканирование фотографий и негативов).
  6. Пользоваться фотопринтером.
  7. Проводить техническую и художественную ретушь фотоизображений с помощью современных компьютерных технологий.
  8. Создавать цифровые фотоальбомы и презентации.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Программа состоит из  разделов, которые проходят все учащиеся, независимо от возраста. Обучение проводится в виде лекционных, практических и индивидуальных занятий.

Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая, что составляет 36 учебных недель.  Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа каждое.

Общий фонд учебного времени составляет 36*4*2=288 (часов):

1-ый год обучения – 144 часа

2-ой год обучения – 144 часа

Учебные разделы

Общее количество учебных часов

Формы контроля

1ый год обучения

2ой год обучения

всего

теория

практика

всего

теория

практик

Собеседование

  1. Введение

2

2

2

2

  1. Цифровые фотоаппараты

10

4

6

  1. Настройка цифрового фотоаппарата

8

4

4

Выполнение контрольных заданий, компьютерное тестирование

4.Фотографическая съемка

30

8

22

25

8

17

Выполнение контрольных заданий, компьютерное тестирование

5.Экспонометрия

4

2

2

Выполнение контрольных заданий, компьютерное тестирование

6.Фотосъемка при естественном освещении

30

8

22

15

6

9

Фотосъёмка по заданию

  1. Фотосъемка при искусственном освещении

20

4

16

10

2

8

Фотосъёмка по заданию

  1. Основные изобразительные средства фотографии

4

1

3

10

2

8

Тестирование

  1. Основы цветоведения

4

1

3

Тестирование

  1. Основы фотокомпозиции

8

2

6

Выполнение контрольных заданий, компьютерное тестирование

  1. Основные жанры             фотографии

12

2

10

14

4

10

Выполнение контрольных заданий, компьютерное тестирование

  1. Творчество отечественных и зарубежных фотомастеров

 

 

6

6

Выполнение контрольных заданий, компьютерное тестирование

  1. Сканирование

4

2

2

Выполнение контрольных заданий, компьютерное тестирование

  1. Компьютерная обработка цифровой фотографии

10

2

8

Выполнение контрольных заданий, компьютерное тестирование

  1. Печать цифровых фотографий

8

2

6

12

2

10

Выполнение контрольных заданий, компьютерное тестирование

  1. Создание фотоархивов, цифровых фотоальбомов и презентаций

14

4

10

12

4

8

Выполнение контрольных заданий, компьютерное тестирование

  1. Фотоконкурсы, фотовыставки, презентации                

               Итого

6

144

2

4

8

144

2

6

Выполнение контрольных заданий.


Содержание разделов программы

Раздел 1. Введение  

  1. Возникновение и этапы развития фотографии. Становление цифровой фотографии.
  2. Основные особенности цифровой фотографии по сравнению с аналоговой.
  3. Дальнейшее развитие цифровой фотографии.

Раздел 2. Цифровые фотоаппараты  

  1. Классификация цифровых фотоаппаратов.

 Основные характеристики цифровых фотоаппаратов.

  1. Устройство цифровых фотоаппаратов.
  2. Принадлежности для цифровых фотоаппаратов.
  3. Основные правила обращения с фотоаппаратом.

Раздел 3. Настройка цифрового фотоаппарата  

  1. Обзор основных пользовательских настроек.
  2. Настройки, влияющие на качество фотоизображения.
  3. Программные режимы цифрового фотоаппарата.

Раздел 4. Фотографическая съемка  

  1. Подготовка к съемке.
  2. Фотосъемка неподвижных объектов.
  3. Фотосъемка движущихся объектов.

Раздел 5. Экспонометрия  

  1. Основные светотехнические величины, экпозиционные параметры.
  2. Яркость объектов съемки. Понятие «интервал яркостей».
  3. Способы определения экспозиции.

Раздел 6. Фотосъемка при естественном освещении  

  1. Источники естественного освещения.
  2. Особенности фотосъемки при различных погодных в временных условиях.

Раздел 7. Фотосъемка при искусственном освещении  

  1. Основные разновидности источников искусственного освещения.
  2. Элементы освещения и основные виды света.
  3. Простейшие схемы установки света.

Раздел 8. Основные изобразительные средства фотографии  

  1. Объект съемки и объективные сложности его изображения.
  2. Тема и ее решение.
  3. Выбор точки съемки. Понятие «ракурс».
  4. Основные способы выделения главного.
  5. Основные способы передачи глубины пространства.
  6. Ритмическая основа композиции.
  7. Лаконизм в фотографии.

Раздел 9. Основы цветоведения  

  1. Спектральный состав света, основные световые величины.
  2. Основные характеристики цвета.
  3. Основные и дополнительные цвета.
  4. Понятие «цветовая температура».
  5. Холодные и теплые цвета, понятие «колорит фотоснимка».
  6. Составление цветовых композиций, взаимное влияние цветов, цветовой акцент.

Раздел 10. Основы фотокомпозиции  

  1. Понятие «фотокомпозиция».
  2. Линейное и тональное построение фотоснимка.
  3. Равновесие в кадре.
  4. Основные законы и правила композиции.

Раздел 11. Основные жанры фотографии.  

  1. Особенности фотосъемки пейзажа.
  2. Особенности фотосъемки портрета.
  3. Предметный мир, особенности фотосъемки.
  4. Особенности съемки спорта.
  5. Жанровая фотография.
  6. Фотосъемка живой природы.
  7. Фоторепортаж, фотоочерк.
  8. Рекламная фотография.

Раздел 12. Творчество отечественных и зарубежных фотомастеров  

  1. Первые российские фотохудожники С.Левицкий, А.Деньер, А.Карелин и др.
  2. М.Дмитриев - основоположник социальной фотографии в России.
  3. Развитие фотографии за рубежом. Творчество фотохудожников: Г.Робинсона, Д.Камерона, А.Стиглица, Э.Стейхена.
  4. А.Родченко - новатор в фотографии.
  5. Творчество А.Картье-Брессона.
  6. Творчество выдающихся фотохудожников: А.Адамса, Э.Уэстона, Й.Судека, Д.Хартфильда, Э.Хартвига.
  7. Знакомство с творчеством лучших современных фотомастеров.

Раздел 13. Сканирование 4 часа

  1. Перевод фотографии, полученной традиционным методом, в цифровой вид.
  2. Оборудование, необходимое для оцифровки фотографии.
  3. Сканограммы.

Раздел 14. Компьютерная обработка цифровой фотографии  

  1. Компьютеры для работы с фотографией.
  2. Программное обеспечение для обработки цифровых фотографий.
  3. Программа Adobe Photoshop и ее возможности.
  4. Цветовые модели RGB, Lab и CMYK.
  5. Основные приемы тоновой (яркость, контраст) корректировки фотоизображения.
  6. Основные приемы цветокоррекции.
  7. Техническая ретушь, восстановление старых, поврежденных фотографий.
  8. Превращение черно-белого фотоснимка в цветной.
  9. Создание фотоколлажа.
  10. Ввод текста в фотоизображение.
  11. Подготовка фотоизображения к распечатке на фотопринтере.

Раздел 15. Печать цифровых фотографий  

  1. Принтеры для фотопечати.
  2. Настройка принтера для получения требуемого качества печати.
  3. Фотобумага для принтера.

Раздел 16. Создание фотоархивов, цифровых фотоальбомов и презентаций  

  1. Программное обеспечение для создания цифровых фотоальбомов и презентаций.
  2. Подготовка фотографий.
  3. Разработка макета.
  4. Создание презентаций в Power Point или другой специализированной программе.

Раздел 17. Фотоконкурсы, фотовыставки, презентации  

  1. Организация фотоконкурсов и фотовыставок.
  2. Организация показа презентации фоторабот.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Учебно-методическое обеспечение программы.

Для качественного проведения учебного процесса необходимы:

  • Учебные пособия по всем разделам программы;
  • Подробные методические рекомендации по выполнению контрольных заданий;
  • Подборки фотографий и учебных видеофильмов по основным разделам программы;
  • Тестовые системы для контроля теоретических знаний учащихся.
  • Наглядные пособия (фотоальбомы, подборки фотографий фотомастеров, подборки фотографий лучших учеников и т.д.)
  • Подборка методических материалов для развития творческих способностей учащихся.
  1. Материально-техническое  обеспечение

Для проведения полноценного учебного процесса, отвечающего требованию времени, необходимо:

  • Помещение, площадью не менее 40 м2 для проведения практических фотосъемок.
  • Учебный класс, оснащенный компьютерной техникой.
  • Современные цифровые фотоаппараты.
  • Видеотехника для просмотра учебных видеофильмов.
  • Современный студийный свет.
  • Компьютеры для работы с цифровым фотоизображением.
  • Цветной принтер.
  • Сканер, оснащенный слайд-адаптером.
  • Мультимедийный проектор.

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  1.  Учебные пособия для ведения учебных разделов

«Фотоаппаратура и принадлежности»

 «Основы фотографической съемки»

«Основы фотографического мастерства».

                       «Цифровая фотография и компьютерные технологии».

Заключение

Данная программа объединяет в себе основы фотоискусства и современные компьютерные технологии, что в настоящее время является особенно привлекательным для детей и молодежи. Реализация программы позволит приобщить к фотоискусству значительное количество молодых людей, и тем самым будет способствовать развитию фотографической культуры нашего общества.


Список использованной литературы:

  1. Агафонов А.А. Пожарская С.Г. Фотобукварь. – М., “Детская книга”, 1993.
  2. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. – М., “Искусство”, 1991.
  3. Дэвид Буш. Цифровая фотография и работа с изображением. Пер.с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003.
  4. Журналы “Foto & video”.
  5. Кен Милберн, Рон Рокуэлл, Марк Чемберс. Цифровая фотография. Библия пользователя. Пер.с англ. – М.: «Диалектика», 2003.
  6. Клименко В.В. Психологические тесты таланта.- Харьков, Фолио; Спб., Кристалл, 1996. (Семейный альбом)
  7. Коллектив авторов под руководством академика М.К.Тутушкиной. Практическая психология для преподавателей. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
  8. Лори Ульрих. Photoshop 7. Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2002.
  9. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в педагогическом процессе. - Л., «Лениздат», 1991.
  10. Михайлович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М., “Искусство”, 1990.
  11. Мусорин М.К., Привалов В.Д. Фотография. – М.: «Владос», 2003.
  12. Надеждин Н.Я. Цифровая фотография. Практическое руководство. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  13. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., «Тривола», 1995.
  14. Пожарская С.Г. Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии. – М.: «Пента», 2001.
  15. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
  16. Хеджкоу Дж. Фотография. Энциклопедия/Пер. с англ. А.И.Жигалова. – М.: ООО «Издательство РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.
  17. Хейджкоу Д. Искусство цветной фотографии. – М., «Планета», 1981.
  18. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск, Изд-во Том. Ун-та. Москва, Изд-во Барс, 1997
  19. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей. – М., «Просвещение», 1996.  
  20. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / Под редакцией В.И.Панова. М.: Молодая гвардия, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детского общественного объединения «ЮККА и К˚» «Раскрась мир в яркие цвета»

Одной из важнейших задач воспитания является организация культурного досуга детей, формирующего личность будущего гражданина. Ребенок должен быть не только пассивным потребителем досуговых услуг, но и...

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...

Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень

Пояснительная записка.   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...

программа Детского оздоровительного лагеря "Город детских сердец"

в данной программе воспитанники детского лагеря строят свой  город из подручного материала...