Работа кружка"Журналистика".
учебно-методический материал по теме

Опарина Елена Леонидовна

      В основе содержания и структуры программы кружка начинающих журналистов  «Журналистика» лежит концепция допрофессионального образования, освоения интересующимися журналистикой школьниками  особенностей журналистского труда на базе творческой деятельности. Журналистика обладает огромным потенциалом в плане развития личности ребенка, так как требует не только определенных умений, но и нравственных убеждений, эстетического вкуса, художественных навыков, такта, коммуникативного опыта, жизненной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnalistika.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Пояснительная записка.

      В основе содержания и структуры программы кружка начинающих журналистов  «Журналистика» лежит концепция допрофессионального образования, освоения интересующимися журналистикой школьниками  особенностей журналистского труда на базе творческой деятельности. Журналистика обладает огромным потенциалом в плане развития личности ребенка, так как требует не только определенных умений, но и нравственных убеждений, эстетического вкуса, художественных навыков, такта, коммуникативного опыта, жизненной активности.

    Нельзя не упомянуть и о социальном спросе на предмет «Журналистика». Мы живем в эпоху средств массовой информации, что, несомненно, предопределяет устойчивую популярность, «модность» среди молодежи профессий, связанных со сферой коммуникации. Дополнительное образование, которое всегда чутко реагирует на запросы общества, стремится заполнить нишу допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации детей.

    Под изучением основ журналистики понимается освоение искусства слова, умение практически выявить в повседневной жизни событие, собрать интересную информацию, оперативно распорядиться ею в избранном для подачи материала газетном жанре.

    Журналистика, как феномен культуры, несет в себе образовательный, воспитательный, нравственный и коммуникативный потенциал. Познание мира через диалог с миром взрослых, социальные проблемы через диспуты, обсуждения, беседы, интервью и опросы позволяют воспитанникам адаптироваться в мире.

   У подростков есть потребность передать свое отношение к действительности через собственную журналистскую деятельность.

Многие молодые люди с помощью СМИ хотят донести мнение своего поколения до окружающих, повлиять на ход событий, отстаивая активную жизненную позицию, а  не оставаясь безучастными наблюдателями.

Цель:

 Помочь учащимся овладеть азами профессии журналиста, иметь навыки поисково-исследовательской деятельности, совершенствовать речевое мастерство, развивать творческую и социальную активность, получить опыт коллективной и индивидуальной работы, формировать позитивное восприятие жизни, что способствует формированию и развитию образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной.

Задачи:

1) дать учащимся представление о журналистике, её истории, этапах развития;

2) познакомить с газетными жанрами, информационными и неинформационными, разновидностями информационных жанров (хроника, заметка, анонс, блиц-портрет, корреспонденция, отчёт, интервью, репортаж), их особенностями, формами и методами подачи на страницах современных изданий;

3)познакомить с газетно-публицистическим стилем речи, его характерными чертами и нормами;

4)развивать и совершенствовать культуру речи;

5) делать анализ газетных публикаций, осуществляя сравнительные характеристики текстов разных жанров;

6) обучать созданию собственных авторских материалов-сочинений в газетных жанрах;

7) развивать творческие и коммуникативные способности.

Возраст учащихся- 8 класс.

Программа рассчитана на 68 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

–  о целях и задачах журналистики;

–  о газете, структуре газеты, ее значении в жизни человека;

–  об истории журналистики, этапах развития прессы;

–   о газетных жанрах, их особенностях, жанрах информационных, аналитических, художественно-публицистических;

–   о разновидностях информационных жанров: хронике, заметке, анонсе, блиц-портрете, информационной корреспонденции, информационном отчете, интервью, репортаже;

–   об особенностях информационных жанров: композиции, сюжете, структуре, языке и стиле, функциях и назначении, требованиях к ним;

–   о газетно-публицистическом стиле речи, его лексических, грамматических, синтаксических нормах, образных средствах, способах изложения;

 - о функциях заголовка, его роли в публикации, художественно-изобразительных средствах заголовка;

–   об основах дизайнерского искусства, методах создания макетов газетных полос, особенностях дизайна подростковых СМИ.

Учащиеся должны уметь:

–  находить нужную информацию в газете, ориентироваться в рубриках газет; разбираться в структуре газеты;

–   отличать газетные жанры от литературных жанров, информационные от неинформационных;

–  различать разновидности информационных жанров: хронику, заметку, анонс,  блиц-портрет, информационную корреспонденцию, информационный отчет, интервью, репортаж по их особенностям, композиции, структуре, языку и стилю, функциям и назначению, требованиям к ним;

–  подбирать и придумывать заголовки к текстам;

–  применять лексические, синтаксические, образные средства газетно-публицистического стиля речи;

–  владеть основными приёмами дизайна, навыками искусства создания макетов полосы определённого формата.

–   делать анализ газетно-журнальных публикаций с учетом их жанрово-языковой дифференциации;

–   создавать хронику, заметку, корреспонденцию, используя разные заходы, в соответствии со стилистическими нормами и требованиями к ним;

–   создавать анонс, блиц-портрет, интервью, отчет, репортаж в соответствии с нормами языка, жанра, стиля, требованиями к ним;

–   править, редактировать сочинения в газетных жанрах в соответствии с их жанрово-языковой дифференциацией;

–  создавать материалы для школьной стенгазеты.

-   владеть  приемами стилистической организации газетного текста, нормативно-стилевого редактирования газетных текстов с учетом их жанрово-языковой дифференциации.

Основные виды письменных работ:

Сочинение – хроника.

Составление заголовков к текстам, публикациям.

Сочинение – заметка.

 Составление анонса.

Составление  блиц - портрета.

Сочинение – информационная корреспонденция.

Сочинение – информационный отчет.

Сочинение – интервью.

Сочинение – репортаж.

Основные формы и методы работы:

- основные формы работы:  личностно-ориентированные, групповые, индивидуальные;

- методы:  эвристическая беседа,  диалог, «мозговой штурм», исследовательский, проблемная лекция, деловая игра, тренинг, элементы технологии интерактивного обучения;

- виды работы: написание публицистических статей различных жанров, составление таблиц, опорных схем, опорных конспектов, защита проектов, сочинения, комплексный анализ текста.

Ожидаемый результат:

1.      знание азов журналистики;

2.      владение навыками стилистического анализа газетных текстов;

3.      создание авторских газетных материалов в школьной газете и городских СМИ;

4.      владение навыками поисково-исследовательской деятельности;

5.      позитивное восприятие жизни;

6.      коммуникативно-личностная компетенция;

7.      творческая и социальная активность.

Содержание.

 Введение.

Значение факультативного курса, его цели и задачи. История журналистики. Работа журналиста на обеспечение потребностей общества в новой информации.Профессиональные качества журналиста: объективность,оперативность,толерантность,коммуникабельность.

Газета и журнал. Особенности радио- и тележурналистики. Интернет –СМИ. Типы СМИ в зависимости от аудитории.

Краткая характеристика газетных жанров. 

Структура газеты.

 Понятие жанра в теории журналистики. Газетные жанры, их особенности.

 Информационные жанры. Разновидности информационных жанров.

Аналитические жанры.

Художественно-публицистические жанры.

Газетно-публицистический стиль речи.

Специфика газетно-публицистического стиля речи.

Функции газетно-публицистического стиля речи.

Лексические, грамматические, синтаксические нормы газетно-публицистического стиля речи.

Образные средства и способы изложения.

Информационные жанры.

 Хроникальная информация. Понятие о хронике. Специфика жанра. Язык и стиль хроникальной    информации.

Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике. Источники информации:  люди, архивы, почта, Интернет. Методы сбора информации. Способы проверки достоверности фактов.

 Способы подачи информации. Информационная заметка. Заметка как разновидность информационного газетного жанра. Характерные черты, структура, назначение и функции заметки. Тематика заметки. Стилистические особенности и языковые средства заметки.

Заголовок. Функции газетных заголовков и их роль в публикации. Художественно-изобразительные средства заголовка.

Анонс – разновидность информационной заметки .Специфика анонса как разновидности заметки. Функции и назначение анонса. Сходство и отличие анонса от рекламы и объявления.

Блиц-портрет как разновидность информационного газетного жанра. Специфика блиц - портрета. Функции и назначение блиц - портрета.

Информационная корреспонденция.  Информационная корреспонденция как один из самых распространенных жанров в газетной журналистике. Специфические особенности, структура, назначение корреспонденции. Отличие информационной корреспонденции от заметки и репортажа.

Информационный отчет. Определение и специфика жанра. Виды отчетов. Особенности информационного отчета. Цитаты и авторское «я» в отчете. Язык и стиль отчета.

Интервью. Интервью как информационный жанр. Функции и назначение интервью. Композиция интервью. Классификация интервью. Подготовка к интервью. Технология получения интервью. Вопросы для интервью.

Репортаж.Специфика жанра и его назначение. Особенности газетного репортажа. Виды репортажей. Структура репортажа. Язык и стиль репортажа.

 Дизайн и вёрстка газеты. Свойства зрительного восприятия. Особенности дизайна подростковых СМИ. Основные правила дизайна.

Профессиональная  этика  журналиста.

Возникновение профессиональной морали журналистики, её сущность, основные функции. Каноны журналистики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Правовые  и  этические  основы  журналистики.

Правовой статус журналистики и журналистов. Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации».

Ответственность за нарушение закона. Авторское право в  журналистике. Защита авторских прав. Гражданский кодекс о защите чести и достоинства и деловой репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и оскорблении.

Проект газеты. Выполнение  и защита проекта.

Структура редакции и распределение функций в ней. Планирование газеты. Модель периодического издания. Формат и объем издания. Название и его оформление. Макетирование-создание графического плана размещения текстов, иллюстраций, заголовков, подписей на полосах. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков, подзаголовков, лида. Выбор шрифтов. Средства выделения на полосе и внутри материалов. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков, инфографики. Организация материалов номера. Макетирование газеты. Техническое обеспечение газеты.  Защита проекта.

                       Тематическое планирование программы.

Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

В том числе на:

Теория

Практич.

Экскурсии

1.

Введение.

5 час.

2 час.

2 .

Краткая характеристика газетных жанров.

6 час.

2 час.

3 .

Газетно-публицистический стиль речи.

8 час.

4.

Информационные жанры.

31 час.

9 час.

5.

Профессиональная  этика  журналиста.

1 час.

6.

Правовые  и  этические  основы  журналистики.

1 час.

7.

Проект газеты. Выполнение проекта.

16 час.

16 час.

Итого:

68 час.

27 час.

2 час.

 

             Календарно- тематическое планирование программы.

№ п/п

Наименование раздела, темы занятия

Колич. часов

№ занятия в теме

В том числе,

Элементы содержания

Дата проведения

Рег.

комп.

Практич.

Экскурсии

план

факт

Введение. 

5ч.

1.

Значение факультативного курса, его цели и задачи. История журналистики.

1

2.

Работа журналиста на обеспечение потребностей общества в новой информации..

2

Профессиональные качества журналиста: объективность,оперативность,толерантность,коммуникабельность

3.

Газета и журнал.

3

Особенности радио- и тележурналистики. Интернет –СМИ. Типы СМИ в зависимости от аудитории.

4.

Экскурсия в издательский центр «Веста»

4

1

5.

Экскурсия на телевидение.

5

1

Краткая характеристика газетных жанров.

6.

Структура газеты.

1

7.

Понятие жанра в теории журналистики. Газетные жанры, их особенности.

Практическая работа с газетами (анализ содержания   газетных статей).

2

1

Газетные жанры, их Практическая работа с газетами (анализ содержания   газетных статей).

 особенности

8.

Информационные жанры.

3

Разновидности информационных жанров.

9.

Аналитические жанры.

4

10.

Художественно-публицистические жанры.

5

11.

Практическая работа.Написание статьи.

6

1

Газетно-публицистический стиль речи.

8ч.

12.

Специфика газетно-публицистического стиля речи.

1

13.

Функции газетно-публицистического стиля речи.

2

14.

Лексические нормы-газетно-публицистического стиля.

3

15.

Грамматические нормы газетно-публицистического стиля.

4

16.

Синтаксические нормы газетно-публицистического стиля.

5

17.

Образные средства и способы изложения.

6

18.

Практическая работа.Написание статьи.

7

1

19.

Практическая работа.Написание статьи.

8

1

Информационные жанры.

31ч

20.

Хроникальная информация. Понятие о хронике.

1

Специфика жанра. Язык и стиль хроникальной    информации.

21.

Хроникальная информация.

2

Понятие о хронике. Специфика жанра. Язык и стиль хроникальной    информации.

22.

Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике.

3

Источники информации:  люди, архивы, почта, Интернет.

23.

Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике.

4

Источники информации:  люди, архивы, почта, Интернет

24.

Практическая работа.Написание статьи.

5

1

1

25.

Методы сбора информации.

6

Способы проверки достоверности фактов.

26.

Методы сбора информации.

7

Способы проверки достоверности фактов.

27.

Способы подачи информации. Информационная заметка.

8

Информационная заметка. Заметка как разновидность информационного газетного жанра. Характерные черты, структура, назначение и функции заметки. Тематика заметки.

28.

Стилистические особенности и языковые средства заметки.

9

29.

Заголовок.

10

Функции газетных заголовков и их роль в публикации. Художественно-изобразительные средства заголовка

30.

Заголовок.

11

Функции газетных заголовков и их роль в публикации. Художественно-изобразительные средства заголовка

31.

Анонс – разновидность информационной заметки .

12

Специфика анонса как разновидности заметки. Функции и назначение анонса. Сходство и отличие анонса от рекламы и объявления.

32.

Анонс – разновидность информационной заметки

13

Специфика анонса как разновидности заметки. Функции и назначение анонса. Сходство и отличие анонса от рекламы и объявления.

33.

Практическая работа.Написание анонса.

14

1

1

34.

Блиц-портрет как разновидность информационного газетного жанра.

15

Специфика блиц - портрета. Функции и назначение блиц - портрета.

35.

Блиц-портрет как разновидность информационного газетного жанра.

16

Специфика блиц - портрета. Функции и назначение блиц - портрета.

36.

Практическая работа.Создание портрета.

17

1

37.

Информационная корреспонденция.  

18

Информационная корреспонденция как один из самых распространенных жанров в газетной журналистике. Специфические особенности, структура, назначение корреспонденции. Отличие информационной корреспонденции от заметки и репортажа

38.

Информационная корреспонденция.  

19

Информационная корреспонденция как один из самых распространенных жанров в газетной журналистике. Специфические особенности, структура, назначение корреспонденции. Отличие информационной корреспонденции от заметки и репортажа

39.

Практическая работа.

20

1

1

40.

Информационный отчет.

21

Определение и специфика жанра. Виды отчетов. Особенности информационного отчета. Цитаты и авторское «я» в отчете. Язык и стиль отчета.

41.

Информационный отчет.

22

Определение и специфика жанра. Виды отчетов. Особенности информационного отчета. Цитаты и авторское «я» в отчете. Язык и стиль отчета.

42.

Практическая работа.

23

1

1

43.

Интервью.

24

Интервью как информационный жанр. Функции и назначение интервью. Композиция интервью. Классификация интервью. Подготовка к интервью. Технология получения интервью. Вопросы для интервью.

44.

Интервью.

25

Интервью как информационный жанр. Функции и назначение интервью. Композиция интервью. Классификация интервью. Подготовка к интервью. Технология получения интервью. Вопросы для интервью.

45.

Практическая работа.

26

1

46.

Репортаж .

27

Специфика жанра и его назначение. Особенности газетного репортажа. Виды репортажей. Структура репортажа. Язык и стиль репортажа.

47.

Репортаж .

28

Специфика жанра и его назначение. Особенности газетного репортажа. Виды репортажей. Структура репортажа. Язык и стиль репортажа.

48.

Практическая работа.

29

1

1

49.

Дизайн и вёрстка газеты.

30

Свойства зрительного восприятия. Особенности дизайна подростковых СМИ. Основные правила дизайна.

50.

Дизайн и вёрстка газеты.

31

Свойства зрительного восприятия. Особенности дизайна подростковых СМИ. Основные правила дизайна.

Профессиональная  этика  журналиста.

51.

Возникновение профессиональной морали журналистики, её сущность, основные функции.

1

Каноны журналистики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Правовые  и  этические  основы  журналистики.

52.

Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры.

1

Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации».

Ответственность за нарушение закона. Защита авторских прав. Гражданский кодекс о защите чести и достоинства и деловой репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и оскорблении.

Проект.Выполнение и защита проекта.

16ч

53-68

Выполнение проекта.

1-16

16

Деловая игра «Редакция». Структура редакции и распределение функций в ней. Планирование газеты. Модель периодического издания. Формат и объем издания. Название и его оформление. Макетирование-создание графического плана размещения текстов, иллюстраций, заголовков, подписей на полосах. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков, подзаголовков, лида. Выбор шрифтов. Средства выделения на полосе и внутри материалов. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков, инфографики. Организация материалов номера. Макетирование газеты. Техническое обеспечение газеты.  Выполнение проекта.

Итого:

68ч

68ч

                Методическая литература для учителя и учащихся:

 Ахмадулин Е., В., Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М,: ИКЦ « Март»; Ростов «Март», 2006.
Ахмадулин Е. В. Журналистика как целостная социальная система// Филолог. Вестник РГУ. 2004
Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.
Бобрик Н. Д. Патриотизм: знак вопроса. Журнал «Школьная библиотека.», №2, 2000 .- С. 40.
Бунин И. А. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1.-М.,1988.
Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.
Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль. - .,1982.
Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики.- М., 1981.
История русской журналистики: Хрестоматия.- М., 1991.
Карнеги Д. Как вырабатывать в себе уверенность и влиять на людей , выступая публично: Пер. с англ.- Мн.: Современный литератор,2002.- 816 с.
Конституция Р. Ф.- М., 1997.
Лихачев Д. С. Земля родная: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1983.- 256 с.
Маршак С. Я. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. Воспитание словом / Отв. ред. С. В. Михалков. - М.,1990.-576 с.
Мазнева О. А. Практикум по стилистике русского языка: тексты и задания. 10-11кл.: уч. пособие-М, : Дрофа,2006.
Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос и др., Под ред. Т. А. Ладыженской. – 2-е изд.-М.,1991.
Мучник Б. С. Человек и текст.- М.,1985.
Олешко В. Ф. Журналистика как творчество.- М.,2003.
Орфографический словарь русского языка. /Под ред. С. И. Ожегова.- М. , 2004.
Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для учителя. – М.,1975. 

Пленкин Н.А, Уроки развития речи:5-9 кл.: Кн. для учителя.- М., 1995.
Право и этика в работе журналиста.- Екатеринбург,1996.
Правовая защита прессы и книгоиздания.- М., 2000.
Программы элективных курсов для средней общеобразовательной школы/ сост. А.А. Журин.-М.: Дрофа, 2007 .
Психологические тесты.- М., 1996.
Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка.- 5-е изд.-М., 2005
Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.
Свитич Л. Г. Феномен журнализма.- М.: Факультет журналистики МГУ, 2000.
Солганик Г. Я. Стилистика русского языка: - М.,1996.
Твен М. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 7. Рассказы. Пер. с. англ. / Сост. В. Кодолова. - М.,1995.

Тертычный А. А. Жанры периодической печати.- М., 2000.
Тертычный А. А. Аналитическая журналистика.- М., 1998.
Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.
Устав Союза журналистов Российской Федерации.
Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.
Щуркова Н, Е. Классное руководство: игровые методики. - М.,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Журналистика".

здесь вы найдете не только авторскую разработку программы, но ктп кружковой работы. данная программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, на реализацию умений и навыков в обла...

программа кружка "Журналистика"

программа кружка "Журналистика" на 2 года обучения...

программа кружка журналистики "Юный журналист"

В условиях гуманизации общества на первый план закономерно выходит человек со всеми его стремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Особенно важно это ...

Презентация кружка "Журналистика"

Представление кружка...

Рабочая программа кружка " Журналистика"

Данная программа реализует один из двух аспектов изучения предмета русского языка, на базе которого создан этот курс, а именно - технологический подход, в котором информатика рассматривается как средс...

Внеурочная деятельность для учащихся 7-ых и 8-ых классов. Работа кружка "Журналистика"

Актуальность работы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения, в единстве творческого и рационального познания искусства сло...