Тематическое планирование кружка "Журналистик"
рабочая программа по теме

Горох Надежда Геннадьевна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem_planirovanie_kruzhka_zhurnalistik_2009-2010.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Откуда вы приходите, слова,

Исполненные доброго доверья?

По-моему, оттуда, где трава,

По-моему,  оттуда, где деревья.

Ю.Левитанский

Творческое самовыражение – важнейшее условие развития личности. «Детское художественное творчество нужно прежде всего самому ребенку для развития его воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладенью речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека,»- утверждал Л.С.Выготский.

Цель:

- высвободить внутренние творческие силы ребенка, его интеллектуальный и эмоционально-эстетический потенциал;

- сделать ещё один шаг к умению свободно, непринужденно – и одновременно чрезвычайно ответственно пользоваться словом, его художественными возможностями, его гибкой и музыкальной природой, его потенциалом точного и выразительного эквивалента собственному чувству.

Кружок «Журналистик»объединяет учащихся 4-11 классов.

Задачи деятельности кружка:

  1. Развивать культуру речи, информационную культуру  учащихся;
  2. Вырабатывать умения, необходимые в профессиональной деятельности журналистов: брать интервью, писать заметки, очерки, проводить опрос;
  3. Развивать творческие способности школьников- осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, оформлять альбомы.

Содержание и методы деятельности.

Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях избирается дедуктивно - индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.

При организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п.

Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов. записываются слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические заготовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.

Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

Основным направлением в деятельности студии журналистики является подготовка к публикации в школьной газете «Я и Мы», районной газете «Призыв» и детской районной газете «Наш выбор».

Помимо газет общего профиля, члены кружка выпускают стенные газеты специального назначения и издания, имеющие сменные полосы.

Важным звеном в деятельности кружка является также проведение различных праздников, конкурсов, бесед, часов общения и смотров.

Список членов объединения.

  1. Абросимова Настя -7 класс
  2. Горох Света – 7 класс
  3. Шлыков Саша – 7 класс
  4. Мамаев Дима – 7 класс
  5. Спирина Лиза – 6 класс
  6. Козлов Данила – 6 класс
  7. Периг Сергей – 6 класс
  8. Мамонтова Светв – 6 класс
  9. Солоницына Таня – 4 класс
  10. Затонская Лена – 4 класс
  11. Мамаева Надя – 4 класс
  12. Лебедева Таня – 8 класс

Программа обучения.

Программа рассчитана на два учебных года. Общее количество часов — 102 первый год обучения — 54 часов, второй — 68 часов (2 часа в неделю). Возрастной состав обучающихся — 11-16 лет.

Тематическое планирование занятий первого года обучения

№ п/п

Тематика занятий

Количество часов

Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.

Октябрь

1

2

Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи. «Фантазии осени» - зарисовки, «Чем могут гордиться деревья, травы, животные?! - сказка

3

3

Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства

1

4

Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи

1

5

Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-

1

выразительные особенности языковых средств публицистического стиля

6

Сходство и различие художественного и публицистического стилей

1

7

«Что такое хорошо и что такое плохо?» - рассуждение

Ноябрь

2

8

Беседа «Моя любимая газета»

1

9

Виды газетных и журнальных публикаций.

2

10

«Сказка для мамы». Добросердечие. Сказка о добром солнышке

2

11

Лики лжи. Рассказ с включением диалога

1

12

«Формула счастья». Сочинение о самом счастливом дне.

Декабрь

2

13

Заметка. Заметка информационного характера

1

14

Свобода. Сочинение-рассуждение

1

15

Заметка типа художественного описания с элементами повествования

Новогодняя сказка, рассказы, поздравления

1

16

«Все в лесу поет» - творческие работы

1

17

Заметки на темы, связанные с оценкой поступков

1

18

Заметка на дискуссионную тему

2

19

Заметка-благодарность


Январь

1

20

Заметка-вопрос

1

21

«Живая земля» - сказки, эссе, стихи

1

22

Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ

3

23

Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов. Интервью-монолог. Интервью-диалог

3

24

Коллективное интервью

Февраль

2

25

Интервью-зарисовка

1

26

«Хочу я в мир, не мною созданный, внести красивое свое».

1

27

Благодарность. Сказка «Награда»

1

28

Анкетирование

1

29

Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ

3

30

«Зависть никогда не знает праздника»

Март

1

31

Путевые заметки

2

32

Конкурс творческих работ. Путевые заметки

2

33

Подготовка работ для праздника «Веселая уточка»

1

34

«Какой бывает добрая душа?»

1

35

Дружба. Сказка по данному началу

1

36

Береги все живое

Апрель

3

37

Репортаж. Событийный репортаж

1

38

Тематический репортаж

1

39

Постановочный репортаж

1

40

Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ

3

41

Зарисовка. Написание зарисовки. Анализ работ

Май

2

42

Экскурсия в редакцию районной газеты «Призыв». Встреча с сотрудниками редакции

4

43

Подготовка и проведение смотра стенгазет

3

Всего

68

Тематическое планирование занятий второго года обучения

N9

п/п

Тематика занятий

Количеств о часов

1

Корреспонденция

2

2

Практическая работа. Написание корреспонденции. Анализ работ

3

3

Статья. Передовая статья

1

4

Статья, обобщающая опыт работы

1

5

Проблемная статья

1

6

Критическая статья

1

7

Практическая работа. Написание статьи. Анализ работ

4

8

Обзор печати. Тематический обзор

2

9

Общий обзор

2

10

Информационный обзор

2

11

Практическая работа. Подготовка обзора. Анализ работ

2

12

Рецензия - Рецензия на литературную тему

2

13

Рецензия на искусствоведческую тему

2

1

4

Практическая работа. Написание рецензии на телепередачу. Анализ работ

4

1

5

Очерк.  Очерк портретного характера

1

16

Проблемный очерк

1

17

Событийный очерк

1

18

Путевой очерк

1

19

Практическая работа. Написание очерка. Анализ работ

4

20

Фельетон. Тематический фельетон

1

21

Проблемный фельетон

1

22

Практическая работа. Написание фельетона. Анализ работ

3

23

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции)

2

24

Обучение практике верстки номеров стенных газет

3

25

Литературное редактирование

3

26

Практическая работа. Редактирование текста

2

27

Теория и практика литературной правки

3

28

Экскурсия в районную типографию

1

29

Беседа «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?»

1

30

Практическая работа. Оформление одного и того же материала в различных газетных жанрах

4

31

Подготовка и проведение смотра лингвистических газет

3

32

Час общения «Если бы я был редактором...»

2

33

Итоговое занятие. Смотр достижений

2

Всего

68

Итого за два года

136

Результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  1. определять стиль и тип речи;
  2. давать характеристику текста публицистического стиля;

—        в  соответствии  с темой  и  основной  мыслью  отбирать  материал,  составлять  план  и
пользоваться им в устных и письменных высказываниях;

—        совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

  1. пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического
    характера;
  2. находить и исправлять орфографические,  пунктуационные,  грамматические и речевые
    ошибки;

  1. соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
  2. строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
  3. фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным
    высказываниям;
  4. проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

Литература, использованная при подготовке программы

  1. Гринина-Земскова A.M. Сочинения в газетных жанрах (4-8-е классы). — М., 1977.
  2. Никитина Е.И. Русская речь. — М., 1992.
  3. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. — М., 1980.
  4. Попов В.В., Гуревич СМ. Производство и оформление газеты. —М., 1977.
  5. Развивайте дар слова. Составители Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. — М., 1990.
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работнике»печати.  — М., 1967.
  7. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? — М., 1988.

8-.     Розенталь    Д.Э.     Справочник    по     правописанию,     произношению,     литературному редактированию. — М., 1994.

9. Сижорский Н-.М: Теория и практика редактирования.— М., 1971. 10. Цейтлин С.Н: Речевые ошибки и их предупреждение. — М., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...