Воспитательная система работы классного руководителя: миф и реальность
материал на тему

Прокопчук Инна Валентиновна

Мои ученики - это те бывшие учащиеся, которые в силу определенных причин покинули обучение в общеобразовательных учреждениях. Это те бывшие дети, от которых из-за систематической неуспеваемости и нарушения дисциплины "открестились" детские школы. Это те люди, в душах которых взросла "крепкими корнями сорная трава", а прямая дорога привела в тюрьмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_klassa_mif_i_realnost.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ФИЛИАЛ №3

                                                                                                         

«Воспитательная система класса: миф и реальность»»

«Система формирования воспитательной работы с классом классного руководителя»

Классный руководитель:

Прокопчук И. В.

2013 год

 «Система формирования воспитательной работы с классом классного руководителя»

В каждом человеке природа всходит

либо злаками, либо сорной травой;

пусть он своевременно поливает первое

и истребляет второе.

Ф. Бэкон.

  1. Введение.

Наши  обучающиеся – это особый контингент людей, это те бывшие учащиеся дневных и вечерних школ, которые в свое время по разным причинам оставили обучение  в общеобразовательных учреждениях. Это те бывшие дети,  от которых из-за систематической неуспеваемости, нарушения дисциплины когда-то «открестились» детские школы. Это те люди, в  душах которых и взросла та самая  «сорная трава», а прямая дорога привела их в тюрьмы. Оторванные от общества, они довольно быстро начали следовать законам тюремной «социализации», которая имеет свою систему ценностей  и нормы поведения.        Разновозрастность учащихся, несхожесть их характеров и судеб заставляют нас искать самые эффективные и приемлемые для каждого пути обучения и воспитания.                                                         Главная задача учителя, работающего  с таким контингентом учащихся – помочь молодым людям «открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, создать условия для саморазвития и самообразования, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, идеалами которого являются добро, красота.

  1. Система формирования  воспитательной работы с классом классного руководителя.

Формирование системы воспитательной работы с классом  начинается  с первого дня знакомства, и здесь залог  успеха – педагогический  такт, деликатность, доброжелательный тон, приветливая улыбка – все  то, что снимает напряженность, неуверенность у обучаемых.

        В своей деятельности как классный руководитель делаю акцент         на  усиление воспитательного процесса, используя приемы и методы, не уничтожающие личность учащихся, а утверждающие ценность и достоинство  человека. Поэтому стараюсь четко планировать воспитательную работу в классах. И здесь, в первую очередь, считаю необходимым изучение  личности осужденных с целью получения правильного, объективного представления об учащихся и их  интересах: индивидуальные беседы с учащимися, наблюдения за  их поведением  на уроках, отзывы учителей,  

работа с психологами, беседы с начальниками отрядов, анкетирование.

        

        Конечно, психологическая служба нам не предоставляет полной информации об осужденных, но в отдельных случаях знакомит нас с личностными особенностями обучаемых,  дают некоторые рекомендации по работе с осужденными. Помогают в организации и проведении совместных мероприятий: тренинг «Как можно создать здоровую среду вокруг себя?», познавательная встреча с элементами соревнования «Тайны нашей психики», ролевые игры, снимающие напряжение, выявление поведенческих качеств. Стоит отметить и следующее,  некоторые наши учащиеся пренебрегают  данными формами работы, аргументируя тем, что устали от психологических тестов,  проявляют недоверие к работникам администрации.

        Систематически ведется работа с начальниками отрядов. В основном информирование  о  пропусках учащимися занятий в школе. Ежедневно  классными руководителями нашей школы оформляются докладные на имя начальника колонии.  Но результативность оставляет желать лучшего. Обучаемые, задействованные на производстве, дневальные, завхозы и так далее не посещают занятий в школе.

        Хочется отметить и следующее, по итогам полугодий классные руководители выходят с ходатайством о поощрении учащихся, систематически посещающих занятия в школе. Но по определенным причинам не все обучаемые оказываются в  «Приказе на поощрение».

На данный момент я являюсь классным руководителем двенадцатых классов. Эти классы веду уже четвертый год (классное руководство  взяла с 9 класса). По истечении этого времени  сменился состав  учащихся на 53%. Отрадно отметить, в этом учебном году изъявили желание обучаться в 12-х классах 32% учащихся, достигших возраста свыше 30  лет.

  Ежегодно, планируя воспитательную работу в классе, учитываю результаты  воспитательной деятельности прошлого года, провожу анкетирование с целью изучения интересов и склонностей учащихся.

Анкетный опрос помогает мне выявить ядро ценностно – мотивационной структуры осужденных.

Анализ анкетирования, проводимый в сентябре 2012 года, показал следующее:

- 23% учащихся интересуются историей прошлого России.

- Знать о жизни и деятельности выдающихся людей, оставивших свой след в мировой цивилизации, а также расширить свой кругозор в области науки изъявили желание 46 % опрошенных.

- Вопросами нравственности интересуются всего 38%                        

- Принять участие в беседах о здоровом образе жизни и спорте изъявили желание 18 % учащихся класса.

- Актуальной формой проведения внеклассных мероприятий 76 % считают интеллектуально-познавательные игры, конкурсы.

- На вопрос: « Каким видом искусства вы увлекаетесь?» всего 18 %  ответили следующее «живописью», «классической музыкой».

- Никто из опрошенных  не сформулировал свою тему  классного часа.

- Возможность проявить  инициативу 6% (1 человек)

- Принимать участие  в общешкольных мероприятия – всего 3 человека.

- Наблюдая и беседуя с учащимися, выявилось следующее: у 72%  наших учащихся негативное отношение к Закону  и обществу; потребительское отношение к жизни, родителям. Слабая мотивация  к обучению, труду.

Исходя из полученных результатов, определились  ведущие направления, конкретные задачи и содержание работы с коллективом и отдельными его членами с учетом специфических особенностей. Несмотря на недостаточность заинтересованности обучаемых в том или ином направлении, при составлении воспитательного плана работы, стараюсь упор сделать на нравственность, гуманизм, уважение к Закону, правам человека, потребность в здоровом образе жизни  и так далее.

Ежемесячно планирую три классных часа различной формой проведения: диспут, беседа, игра,  круглый стол, ролевая и интеллектуально – познавательна игры и одно организационное собрание, на котором  освещаются вопросы, касающиеся посещаемости и успеваемости  учащихся класса.

В конце первого полугодия  с учащимися 12-х классов проводила мониторинг уровня воспитанности.

Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность:

• определить цели воспитательной работы на второе  полугодие через формирование и развитие тех или иных качеств;

• дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской позиции.

С целью изучения уровня сформированности качеств личности и гражданской зрелости у обучающихся был проведен мониторинг, в котором приняли участие 35 учащихся 12-х классов.

Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции. (3балла)

Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует. (2 балла)

Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном  определенными требованиями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. (1 балл)

 

Недопустимый уровень воспитанности обучаемого характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием административных и педагогических воздействий. (0 балл)

Анкетирование проводилось анонимно. Учащимся предлагалось оценить себя по следующим направлениям:

1. Любовь к Отечеству.

2. Политическая культура.

3. Правовая культура.

4. Интернационализм.

5. Бережливость по отношению к общественному достоянию и чужой собственности.

6. Бережливость и экономность по отношению к личной собственности.

7. Успешность в учении и самообразовании.

8. Интеллект.

9. Деловитость и организованность.

10. Коммуникативность.

11. Готовность прийти на помощь.

12. Тактичность, культура поведения.

13. Здоровый образ жизни.

14. Целеустремленность в самоопределении.

15. Информированность.

16. Чувство собственного достоинства.

17. Адаптированность.

Также учащимся была предоставлена возможность высказать свое собственное мнение в случае несогласия с предложенными вариантами ответов.

Результаты были следующими: наиболее сформированы у обучающихся чувство собственного достоинства (66% опрошенных отнесли себя к людям с высоким уровнем развития этого качества), деловитость и организованность (23%), коммуникативность, тактичность и культура поведения (49%). В то же время у обучающихся наблюдается низкая самооценка успешности в учении и самообразовании ( (2 человека) 6 % опрошенных отнесли себя к людям с высоким уровнем ее развития), низкий уровень информированности (12%), готовности прийти на помощь (20%). Любовь к Отечеству – 34% опрошенных проявляют интерес к историческому прошлому и им не безразлично его настоящее. Кроме того, у учащихся 12-х классов наблюдается низкий уровень сформированности следующих качеств:

 • политическая культура - 66% обучающихся недостаточно осведомлены о политических событиях, чаще всего прислушиваются к суждениям других;

• бережливость по отношению к личной собственности (50% отметили у себя низкий или недопустимый уровень воспитанности);

• успешность в учении и самообразовании (12%);

• здоровый образ жизни (14%);

Некоторые учащиеся в анкетах отразили свое собственное мнение. Особое мнение учащиеся высказали по проблеме «здорового образа жизни» Например:

• «Я имею вредные привычки, но не могу от них избавиться»;

• «Я считаю нужным следить за своим здоровьем, но в данных условия это просто невозможно» 

• «Я стараюсь вести  здоровый образ жизни, занимаюсь спортом»

Учащихся своего класса я стараюсь привлекать  к организации и проведении предметных декад: оформительская работа, подготовка сообщений и докладов, участие в проведении мероприятий.  Как уже  было сказано, большой популярностью среди учащихся  пользуются мероприятия, построенные в форме игры. Считаю это важным, так как  помимо воспитательного характера на этих мероприятиях прививается познавательный интерес к предметам школьной программы. В интеллектуальном поединке учащиеся сражаются за звание лучшего знатока  того или иного предмета.

Одной из задач воспитательной системы работы с классом является  необходимость формирования классного коллектива. И здесь необходимым условием является создание благоприятной эмоциональной атмосферы для совершенствования воспитательной среды класса. Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, те есть организация и проведение совместных мероприятий. Сегодня наметилась положительная тенденция:  между учащимися существуют доброжелательное отношение, но это не всегда выражается в действенной помощи друг другу. Грубых, дерзких поступков не наблюдается.

При формировании классного коллектива учащихся  нельзя не учитывать и индивидуальный потенциал каждого ученика. Именно индивидуальный подход  способствует исправлению спецконтингента. А конкретно, необходимость разрушения ошибочных взглядов и укрепление веры в себя.  Каждому  обучающемуся нужно помочь разобраться в самом себе, понять и признать свои ошибки  и заблуждения, найти в себе силы

сделать хотя бы первые шаги по пути к исправлению и почувствовать от

этого удовлетворение, поверить в себя.  А это возможно только путем выявления и развития положительного в каждом человеке.  Этот принцип -  

принцип опоры на хорошие стороны характера   учащегося считаю в своей работе приоритетным.  

Хочу отметить  еще и то, что воспитательное воздействие классного руководителя плодотворно только тогда, когда работу  с классом ведешь от начала - с момента принятия группы учащихся 8 – 9 класс, с первой беседы,  с первой «поддержки» учащегося  -  до его  выпуска.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого  коллектива...

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Воспитательный план работы классного руководителя

План воспитательной работы в 11 классе...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. (Из опыта работы Баюновой В.И.)

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса....

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...

Система работы классного руководителя по профилактической работе с детьми группы риска

в докладе изложен опыт работы классного руководителя по профилактической работе с детьми и семьями группы риска...