Главные вкладки

    Проект (10 класс) по теме:
    Социальный семейный проект "Вместе в прошлое..." (участие в археологических раскопках в г. Нижнем Новгороде)

    Янкавцева Юлия Александровна

    В данном проекте участвовали учащиеся школы МОУ СОШ № 24 Советского района города Нижнего Новгорода. Раскопки осуществлялись под руководством нижегородских архитекторов Татьяны Владимировны Гусевой и Зарубина Юрия Владимировича во дворе дома № 3 на улице Минина.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon semeynyy_proekt_-_raskopki.doc102 КБ

    Предварительный просмотр:

                           Коллективный творческий социальный семейный проект

    по организации совместного отдыха и занятости детей и родителей

    в период школьных каникул

    «Вместе в прошлое…»

     (участие в археологических раскопках в Нижнем Новгороде)

                                                                                                 Выполнили:

                                                                                                  Янкавцева

                                                                                                  Юлия Александровна

                                                                                                  Янкавцева Саша

                                                                                                  Янкавцев Женя

                                                                                                   

                                                                                                 

                                                                                               

                                                       Новгород Нижний

    Советский район

                                                                 2008

    Введение

    Семью часто называют домашним очагом, что для каждого из нас связано с ощущением тепла и заботы, понимания и поддержки, сочувствия и взаимопомощи, которые мы находим в родном доме. Всякая настоящая семья возникает из любви и даёт человеку счастье. Семейное счастье не измеряется  ни богатством, ни властью, ни талантом.

    В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства. Разрушаются ценностные основы семьи, падает авторитет родителей. По результатам социологических исследований лишь каждый третий ребёнок хочет быть похожим на своих родителей, а три четверти детей не находят понимания в семье. Статистика свидетельствует, что около 50 % детей находится в зоне социального риска.

    Поиском выхода из сложившегося кризиса семьи и всего общества в целом занимаются как государственные, так и общественные институты. Предлагаются различные модели преобразований.  

    Но нам кажется, что сегодня, для сохранения и укрепления семьи необходимо обратить внимание на возрождение и развитие именно духовной стороны семейных отношений; общих интересов, дел и увлечений детей и родителей. Содействовать включению детей вместе с родителями в созидательные, добровольческие дела, в ситуации самопроявления и самореализации, что способствует формированию духовно-нравственной личности ребёнка и сплачивает семью. Тогда дети будут лучше понимать проблемы семьи, будут беречь трудовую копейку и будут больше участвовать в семейных делах. Таким образом, будет создана творческая воспитательная среда, способствующая всестороннему развитию ребёнка и укреплению семьи.

      Идея проекта:

     Я, Янкавцева Юлия Александровна – учитель истории в школе № 24, сотрудник школьного музея «Нижегородская старина», отвечающая за поисково-исследовательскую работу, и родительница двоих детей – Александры и Евгения, учащихся школы № 24. Ещё учась  в университете, в 1985 году, я участвовала в археологических раскопках в городе Городце под руководством известного нижегородского археолога Татьяны Владимировны Гусевой.  От этой экспедиции у меня остались на всю жизнь незабываемые впечатления. Об этом знают все мои ученики, т.к. рассказывая детям об исторических источниках, я всегда  показываю фотографии с раскопок,  говоря об археологии.

    И, спустя двадцать лет, у меня возникла идея участия детей в археологических раскопках на территории Нижнего Новгорода в летние каникулы.  В первую очередь –  мне хотелось заинтересовать своих родных детей – и мне это удалось. Я договорилась с археологом Татьяной Владимировной Гусевой, возглавляющей «Археологическую службу» Нижнего Новгорода, об участии детей в археологической экспедиции.

    Т. В. Гусева предложила участвовать в раскопках не только моим детям, но и мне самой, и школьникам и их родителям. Она поручила мне продумать организацию работы и отдыха детей в летние каникулы, и возможного участия родителей вместе с детьми в раскопках.  

    Цель данного проекта – развитие общих интересов и увлечений  в моей семье и семьях школьников МОУ СОШ № 24, включение детей с родителями в созидательное, добровольческое дело (археологические раскопки), формирование у детей чувства патриотизма через знания и любовь к родному краю и Отечеству, что является необходимым условием развития социально-активной и нравственной личности.

    Задачи:

    1. Организация совместного досуга детей и родителей на археологических раскопках в летние каникулы;
    2. Накопление детьми и родителями познавательного интеллектуального и духовного опыта в результате поисковой работы;
    3. Формирование общественного сознания родителей, их ответственности за развитие  детей и  умения организовать досуг;
    4. Воспитание чувства ответственности у детей и анализ собственного поведения;
    5. Развитие педагогической культуры родителей;
    6. Углубление знаний родителей и детей по краеведению и археологии.

       

    Ожидаемые результаты:

    • Объединение членов семьи, более доверительные отношения между детьми и родителями;
    • Решение проблемы организации совместного досуга детей и родителей в летние каникулы;
    • Воспитание у детей способности брать на себя ответственность за проделанную работу и формирование гражданской позиции ребёнка;
    • Развитие педагогической культуры родителей как основы совершенствования семейного воспитания;
    • Формирование у детей под руководством родителей навыков организации интересного отдыха;
    • Овладение детьми приёмами исторического исследования и создание исследовательских работ на краеведческие темы;
    • Развитие коммуникативных качеств детей.

     Механизм реализации проекта:

    1 этап: подготовительная работа:

    Мною были привлечены к работе:

    • Дети учителей МОУ СОШ № 24, в том числе и свои родные дети (5 человек – Янкавцевы Саша и Женя, Ножина Даша, Фролова Ира, Шашкина Аня);
    • Школьники МОУ СОШ № 24 с 8 по 11 класс (10 человек – Ладик Кирилл, Ургин Максим, Бондарь Никита, Анисимов Виктор, Кузнецов Павел, Карпов Иван, Протасов Дмитрий, Артёнов Павел, Катушенко Сергей,  Полынкин Илья);
    • Родители школьников: Маслеников Александр Викторович – историк по профессии, участвовал в раскопках; Ургина Марина Львовна, Бондарь Екатерина Юрьевна, Шашкин Александр Борисович и Шашкина Светлана Александровна, Ладик Сергей Владимирович, Катушенко Александр Тимофеевич и Елена Вячеславовна, которые участвовали в Дне открытых дверей на раскопе и организовывали досуг детей (празднование дней рождения).

    Мною были организованы:

    •  встречи и знакомство учащихся с членами «Археологической службы» города Нижнего Новгорода, выяснение мотивов участия детей  в раскопках и   определение масштабов работы.
    • Сбор справок  о состоянии здоровья детей.
    • Собрание родителей в школе, где  я объясняла родителям условия работы детей.
    • Индивидуальные беседы с родителями по  организации труда (режим работы, питание, организация перерывов) и отдыха детей.
    • Оформлены трудовые договоры учащихся.
    • Беседы с учащимися по технике безопасности и о поведении в общественных местах.
    • Договорённость с родителями о  посещении в любое время  раскопа, для ознакомления с работой детей.
    • Договорённость с археологами о проведении лекций и практических занятий по археологии для учащихся (30 – 40 минут в день, в обед, по мере знакомства с новыми сведениями).

    2 этап: деятельностный:  проведение археологических раскопок  на улице Минина дом № 1 с участием школьников МОУ СОШ № 24 и их родителей с 6 июля – 24 августа 2007 года

    • 6-8 июля – работы по снятию балласта и подготовке раскопа для работы;
    •  10 июля – торжественная линейка по случаю открытия «Археологической экспедиции» с традиционным вручением «археологических кружек» и поднятием флага «Археологической службы» Нижнего Новгорода;
    • С 11 июля –  24 августа - работа на раскопе и организация отдыха детей: снятие культурного слоя по 20 см и переборка земли; первые индивидуальные находки и радость открытий, сортировка и мытьё керамики, фотографирование слоёв и находок;
    •  Выявление на раскопе 15 ям, 10 из которых, вероятно, были либо подпольями жилых домов, либо хозяйственными ямами – погребами, определение канавок от оград, частоколов, которые ограничивали усадьбы (вероятно, здесь была усадебная застройка XIII – XIV веков и конца XVII - XVIII веков);
    • Подведение археологами итогов работы за неделю (в пятницу)   и показ детям находок этой недели с объяснениями назначения тех или иных предметов;
    • Археологические находки: самой уникальной находкой стала бронзовая булава XIII -  XIV веков. Кроме того, были найдены:
    • фрагменты стеклянных кручёных браслетов XIII – XIV веков,
    • бронзовый перстень XIII – XIV веков,
    • керамическое пряслице, не позднее XIII – XIV веков,
    • бронзовые крестики XVII – XVIII веков, пуговки, напёрсток, монеты начала XVIII века,
    • куски крицы (не позже XIV века), подковки XVI - XVIII веков,
    • печные изразцы без поливы и  цветные XVII - XVIII веков,
    • глиняные курительные трубки (предположительно, четыре турецкие и одна голландская),
    • кресало,
    • фрагмент кашинного сосуда XIII – XIV веков,
    •  крест шиферный XIV века,
    • рыболовные грузила,
    • кусочки оконной слюды,
    • обгоревшее зерно,
    • фрагменты штофов и бутылочного стекла,
    • чернильница и  бутылочка  (из  под уксуса)  XIX века,
    • самым массовым  археологическим материалом была керамика: венчики, днища, стенки горшков.  

    • Проведение археологами, в обеденное время, лекций по разнообразной тематике: методика раскопок, работа с массовым материалом и индивидуальными находками, стратиграфия, печные изразцы, строительные материалы,  бутылочное и штофное стекло;
    • Организация мною и родителями питания и отдыха на раскопе;  
    • Празднование дней рождений детей  и взрослых;
    • Празднование «Дня археолога» - 15 августа – с обрядом «посвящения» в археологи;
    • Проведение «Дня открытых дверей» (вечера-знакомства) на раскопе   - 16 августа, когда в гости к детям, родителям и археологам пришли родственники, братья, сёстры,  друзья и знакомые, члены общества охраны памятников истории и культуры.

    ЭТАПЫ ДНЯ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ:

    1. Подготовка раскопа и археологического отряда к встрече гостей.

    Был подготовлен и украшен передвижной опорный пункт раскопа, определёно самое глубокое место на раскопе; место, где находились остатки бывшего здесь двора с детскими игрушками, подготовлены к показу предметы, найденные во время раскопок, приготовлены атрибуты (флаг, галстуки) «Археологической службы».

    1. Встреча гостей на площади Минина и Пожарского – родителей, родственников, друзей и знакомых.
    2. Проведение экскурсии для гостей несколькими учащимися от музея имени А. С. Пушкина на улицу Минина.

    Рассказ о нижегородском кремле, о  бывшей духовной семинарии, о доме № 1 по улице Минина.

    1.  Театрализованная встреча с гостями у входа на раскоп: вопросы об истории города, об археологии, о достопримечательностях.
    2.  Выступление руководителя раскопок – нижегородского археолога Татьяны Владимировны Гусевой, рассказавшей об особенностях археологических изысканий и давшей историческую справку того места, где проводились раскопки.
    3. Выступление археолога, отвечающего за работу на раскопе – Юрия Владимировича Зарубина, показавшего раскоп и ямы, которые определились в ходе работы, объяснившего их возможное происхождение и назначение построек,  находившихся здесь  раньше.
    4. Возможность для гостей поучаствовать в процессе раскопок – предоставление инвентаря, если кто-то захотел бы присоединиться к работе археологов.
    5. Выставка археологических находок и рассказ о  них.
    6. Подведение итогов.
    7. Праздничное чаепитие, во время которого гости смогли поделиться впечатлениями об экскурсии и работе детей на раскопе.

            

    • Завершение работ на раскопе – 24 августа – и сдача объекта Нижегородскому областному обществу охраны памятников истории и культуры (НОООПиК) Нижнего Новгорода.

    3 этап: Подведение итогов:

    • Руководитель раскопок Татьяна Владимировна Гусева дала высокую оценку работе школьников и «Археологическая служба» города Нижнего Новгорода  вновь пригласила учащихся МОУ СОШ № 24 участвовать в её работе (на улице Варварской и  Верхне – Волжской набережной в осенние каникулы).
    • Родители после экспедиции отмечали положительные изменения в характере и поступках детей, которые стали более собранными, ответственными, серьезными, стали лучше понимать проблемы семьи, беречь трудовую копейку и больше участвовать в семейных делах. Отношения между родителями и детьми стали более доверительными. Родители поняли, как можно решить проблему организации совместного досуга с детьми. Родители увидели, как свободно их дети  владеют новым  сведениями и сами  узнали много нового.   Родители решили и дальше вместе с детьми участвовать в раскопках.
    • Учащиеся: ребята  увлеклись работой археологов, решили дальше сотрудничать с ними и  отмечали, что это было незабываемое время.
    • Дети научились первым азам археологии:  определять  вид и век керамики, узнали, что такое стратиграфия и индивидуальные находки, осуществлять зачистку поверхности раскопа, делать зарисовки поверхности того или иного слоя, определять строительные материалы, разницу между бутылочным и штофным стеклом.

    Отношение  учащегося 11 класса Ургина Максима к археологической экспедиции было выражено в поэтической форме:

    «Жильё, предметы быта и оружье

    И самые глубины старины –

    Изучим слой за слоем дружно,

    Работая до ломоты спины!

              Иные, что преследуют наживу,

    С  недоуменьем вопрошают к ним,

    Но не наградой, а инициативой

    Труд этих практиков гоним.

              Чтобы постичь все тайны мирозданья

    И вникнуть в суть всех мировых проблем,

    Нужны, как минимум, упорство и старанье –

    Свойства души, присущие не всем.

    «Да не профессия – романтика, ребята!» -

    Несведущий с укором возразит.

    Иллюзии! Скупая проза жизни… А лопата

              В мгновенье переубедит.

    Лишь единицы смогут докопаться

    До истины, откинув тайны полог,

    Влюбиться раз, чтоб навсегда именоваться

    Почетным званьем «археолог»!

     Археолог Гусева Т. В.  в конце экспедиции привела слова академика В. Л. Янина: «Занятие археологией – это, прежде всего, образ жизни. Непростой жизни. Проходят дни, недели, когда вроде бы ничего нового не видишь. Идёт рутинная работа… Но всякий раз, когда обнаруживаешь что-то новое и начинаешь понимать значение этого нового, испытываешь глубокое удовлетворение. И дай вам Бог пережить моменты этого счастья!»

    Я пожелала ребятам найти в жизни любимое дело, заниматься научными исследованиями в разных областях знаний, добиваться успехов. «В этой экспедиции вы многому научились, выполнили очень важную работу, обрели новых друзей, показали родителям, на что вы способны и чего можете добиться.  Конечно, не все вы в будущем станете археологами, но любовь к родному краю и его истории, я надеюсь, вы сохраните на всю жизнь».

    Заключение

    Будущее любого государства зависит от его отношения к своему подрастающему поколению, а, то, каким будет это поколение, зависит от состояния основы государства – семьи. Профессия родителя – это тяжёлый и ответственный труд. Ответственность за то, каким будет молодое поколение, в равной степени несут как государство, в лице школы, так и семья в лице родителей. Но очень большую роль играет семья. Мне хотелось бы привести стихи Владимира Сапронова:

    «Родить ребёнка, вырастить, как сад –

    Нет счастья выше и трудней от века,

    Но только тот, кто сам душой богат,

    Даст миру не жильца, а Человека»

    Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, различным воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

    Осуществление данного проекта совместно с родителями и «Археологической службой» Нижнего Новгорода  в летние каникулы способствовало развитию общих интересов и увлечений  в моей семье  и в семьях учащихся, включению семей в созидательное, творческое дело (археологические раскопки), углублению знаний детей и родителей по краеведению и археологии. Этот проект подтолкнул детей к поисковой и научной деятельности,  способствовал воспитанию у них чувства ответственности,  улучшению взаимоотношений между ними и родителями.  А также развитию педагогической культуры родителей, которая включает несколько компонентов:

    • понимание и осознание ответственности за воспитание детей;
    • знание о развитии, воспитании, обучении детей;
    • практические умения организации жизни и деятельности детей в семье;
    • продуктивная связь с другими институтами воспитания.

    Мои дети многое узнали и многому научились за лето, были главными помощниками на раскопе. Кроме того, Янкавцев Евгений приготовил сообщение об истории того места, где  проводились раскопки. Он узнал, что участок раскопок во дворе дома № 1 на улице Минина исторически относился к владениям Нижегородской епархии. В XVIII веке там была возведена каменная семинарская церковь с престолом во имя преподобного Иоанна Дамаскина. Но в 30-е годы XX века её разрушили. Именно на этом месте и  работали школьники с археологами.  Янкавцева Александра помогала археологам в зарисовке напластований,  сортировала керамику, составляла этикетки археологических находок. Выполняла важную и ответственную работу.

    Родители учащихся (Ургина М.Л., Бондарь Е. Ю., Шашкин А. Б. и Шашкина С.А., Ладик С.В., Анисимова Е.В., Катушенко А.Т. и Катушенко Е.В.) благодарили нас за организацию работы детей в каникулы. «У детей появился интерес к истории и археологии. Они с увлечением рассказывали о прошедшем дне, о том, какие находки были найдены на раскопе. Мы благодарим Вас за такую плодотворную  работу. Дети с пользой провели каникулы, мало того, их труд был оплачен, и они начали строить планы на будущее. Такие проекты создают творческую воспитательную среду, способствующую всестороннему развитию ребенка.  Мы, родители, считаем, что от такой летней практики очень большая польза и помощь нам в воспитании детей. Спасибо, Вам!»

            

            

    Список  литературы:

    1. Гусева Т. В.  Зачем искать клады? (методические рекомендации по выявлению и обследованию археологических памятников). – Горький, 1989.с. 3-21.
    2. Добровольский М. Путеводитель по святыням и церковным достопримечательностям г. Нижнего Новгорода. – Н. Новгород, 1912. с. 82, 84.
    3. Культура семьи: Учебное пособие / Сост.: Н.Г.Храмова, Г.Г.Алексеева, А.А. Сараева. – Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. с. 154.
    4. Научно-популярный журнал «Семья России. 2008. Год семьи в России», № 1 (3), с. 77- 79.
    5. Смирнова М. Нижний Новгород до и после. – Н.Новгород, 2000. с. 156.
    6.  План города Нижнего Новгорода и ярмарки. – Спб, б.г.
    7. Филатов Н. Ф. Нижний Новгород. Архитектура 14 – начала 20 в. – Н.Новгород, 1994. с.156.

                                                                                                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-экскурсия в дом-музей В.Г.Короленко

    Виртуальная экскурсия в дом-музей В.Г.Короленко, находящийся в посёлке Джанхот (Краснодарский край, Геленджикский район)....

    Анализ экспериментальной работы по английскому языку в МБОУ СОШ № 172 Московского района г. Нижнего Новгорода (2007-2012 год)

    Современные родители не могут не понимать необходимости знания иностранного языка в наши дни, так как «происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, в средствах коммуникации (использование...

    Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.

    В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....

    Урок-презентация. Образ метели в повести А.С. Пушкина "Метель". Учитель МБОУ СОШ №74 Шерстянкина Л.Л. г. Нижний Новгород.

    Данный урок развивает творческие способности, мышление учащихся. Тип урока: мастерская, интегрированный,  с использованием ИКТ. Задачи: формирование аналитических навыков при работе с текстом. Ра...

    военно-патриотическая работа в МБОУ СОШ №12 г.Нижний Новгород

    В МБОУ СОШ №12 организованы кадетские классы с 2001 года. Помощь в организации оказало региональное управление по борьбес организованной преступностью по Нижегородской области.Ребят увлекли занятия на...

    Статья "Аллея славы" в г. Нижний Новгород

    Работа посвящена труженникам Горьковской област, которая  стала подлинным арсеналом страны в годы войны...

    Реализация патриотического воспитания в МКОУ СОШ № 3 г. Нижние Серги - 3 в рамках ФГОС.

    План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год.Формы и методы реализации патриотического воспитания в школе....