Внеклассное мероприятие "Сказки о хлебе и злаках" (5 -8 класс)
классный час по теме

Максимович Елена Николаевна

Внеклассное мероприятие направлено на формирование уважительного и бережного отношения к труду и хлебу, расширение кругозора обучающихся в области его производства и значения в жизни человека на примере русской народной сказки "Колобок". Сказочное путешествие венчает мастер-класс "Испекли мы колобок" в стенах школьного музея "Русское подворье" с чаепитием и дегустацией испеченного хлеба, прочтением сказки "Волшебный каравай", дискуссией.

Ссылка на видео: http://youtu.be/5GbM1mKgpFY

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_o_khlebe.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятии по теме: «Сказки о хлебе и злаках»

Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим.

Задачи:

  1. расширить кругозор обучающихся о целебных силах даров природы;
  2. обогатить знания о процессе создания хлеба, его значении в жизни человека;
  3. воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к труду и хлебу.

Форма работы: беседа, мастер-класс «Испекли мы колобок» в стенах школьного музея «Русское подворье».

Оборудование: русский костюм (сарафан, кокошник), книга-панорама «Колобок», «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, предметы крестьянского быта (короб, лопата для высадки хлеба), разные сорта муки и добавки для теста (орехи, мак, сухофрукты).

Ход мероприятия:

Вводная часть: презентация сказки «Колобок» с элементами театрализации. «Жили - были дед да баба. У них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей. Пошла баба по сусекам скрести, по коробам мести. Собрала немного муки и замесила тесто. Испекла (что?) колобок».

Основная часть: Ребята! Это одна из самых популярных сказок в России – «Колобок». Сюжет ее несложен, знаком и известен каждому малышу-дошкольнику. Но, стоит лишь внимательно вчитаться в начало сказки, и окажется, что многое в нем нам не понятно.

Почему Колобок круглый?

Например, как понимать сегодня смысл слов «короб», «сусек», «пригоршня» или «пряжон»?! А что означает само слово «колобок»?!

Из каких продуктов бабушка испекла колобок? Колобок – сказочный персонаж, или такого рода выпечка существовала в старину? Давайте разберемся.

Оказалось, что было старинное слово «коло», что означало «кругъ, окружность, ободъ, обручъ; колесо; существовало слово «колобъ», в значении «башка, скатанный комъ, шаръ, груда, валенец, катанецъ; небольшой, круглый хлебЪец; конурка, толстая лепешка, …круглый пирог сътолокномъ». Таким образом, фактура (круглая форма) главного героя сказки продиктована его названием. В старину, слово круг обозначалось словом коло. Отсюда – «колобок», то есть – «круглый бок» или «кружок», «кружочек».

КОРОБ – «Изделие из луба, бересты, щепки и т. п., служащее для упаковки, хранения, переноски чего-либо»

ПОСКРЕСТИ – «Скрести нЪсколько, немного…»

СУСЕК – «закорм»

ПРИГОРШНЯ – «1. Ладони (ладонь), сложенные горстью. 2.Количество чего-либо, вмещающееся в ладони, сложенные таким образом»

ЛАВКА – «Скамья для сидения или лежания, обычно прикреплённая к стене»

СЕНИ – «Помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревянных избах и старинных городских домах» [2;734].

ПРЯЖИТЬ (в сказке – «пряжон») – «Жарить в масле»

СТУДИТЬ (в сказке – «стужон») – «Делать холоднее, охлаждать»

Короткая, но яркая жизнь всеми любимого Колобка трагически оборвалась при встрече с хитрой лисой. В чем же секрет успеха Колобка – главного персонажа сказки «Колобок»?! Почему его все (Заяц, Волк, Медведь, Лиса) непременно хотели съесть?! Задумавшись над этим, мы пришли к такому мнению, что хорошо было бы узнать рецепт выпечки Колобка – кулинарного изделия и самим испечь Колобок. Наверное, Колобок был очень вкусной выпечкой, подумали мы, раз его всем, в сказке, непременно хотелось съесть…

Из «Кулинарного словаря» мы узнали, что «…колобок(колобуха) – чисто русское хлебное изделие, возникновение которого было случайным, но вкус и форма его были обусловлены самим характером теста. Дело в том, что колобки пекли не всегда, а лишь при отсутствии припасов для хлеба в их обычном количестве. На колобок – единственный – шли остатки разной муки и все поскребки квашни, что оставлялись на закваску. По логике крестьянина, из этого сборного теста должно было получиться не особенно качественное изделие. Однако именно высокий процент закваски и разнообразный характер муки (пшеничной, ржаной, овсяной, ячневой и т. д.), имеющей разное сечение помола и свои особенности ферментации, создавали позитивный кулинарный эффект. Получался пышный, особо ноздристый, мягкий, хорошо пропеченный и долго нечерствующий хлеб…».

Оказывается, раньше была закваска, в которой замешивали тесто. У нас закваски нет. Значит, нужны дрожжи и сахар.

Мастер-класс: ребята совместно лепят колобок, который после «отправляется в печь».

Вопросы:

  • Какой хлеб вы любите больше всего и почему?
  • Расскажите о случае, когда кусок хлеба показался вам очень вкусным.
  • Как меняется отношение к хлебу у людей в голодные годы?

Заключительный этап: чаепитие с дегустацией  испеченного хлеба, прочтение сказки «Волшебный каравай», дискуссия.

Сказка «Волшебный каравай»

Жила-была девочка с дедушкой и бабушкой. Однажды она повстречала хлебную фею, которая подарила ей зернышко из волшебного колоска. Она дала фее обещание, что оно обязательно принесет людям пользу. Поехали они с дедушкой в деревню и посадили его на поле с пшеницей. Выросла на поле золотая пшеница. И вскоре жители деревни заметили, что один колосок в центре поля светится по ночам. Крестьяне предлагали золотой колосок в музей отдать, либо  продать его. - Не надо его продавать, - посоветовал дедушка. – Этот волшебный колосок принесет счастье тому, кто хлеб из него испечет.

- Счастье каждому нужно. Как же нам его поделить? – спросили крестьяне.

- Испеките каравай да поделите его поровну, - предложил дедушка.

Так и сделали крестьяне. Смешали волшебное зерно с зернами пшеницы, смололи из них муку и испекли большой каравай. Ели его целую неделю всей деревней, а когда съели, вдруг, откуда ни возьмись, появился новый каравай.

Обрадовались жители деревни.

- Не хотим работать, волшебный каравай нас накормит, - сказали крестьяне.

- А мы не хотим учиться. Чего нам зря за партами сидеть, если можно гулять да играть. Волшебный каравай нас накормит, - решили крестьянские дети.

И жители деревни перестали работать. Целыми днями они на солнышке грелись. На следующий год крестьяне решили пшеницу совсем не сеять. Но как только они так решили, волшебный каравай стал уменьшаться прямо на глазах и вскоре совсем исчез.

Пришли снова дедушка с внучкой в деревню и удивились. Крестьяне горюют, плачут, причитают:

- Что нам делать? Кто нас кормить будет?

-  Каравай свою волшебную силу вам отдал. Теперь ваши руки тоже волшебные, и вы можете сами пшеницу вырастить и новые волшебные караваи испечь.

Подумали крестьяне и начали работать. Вспахали они поле и посеяли пшеницу. Нелегко им пришлось сначала. Болели у них руки и ноги, отвыкшие от работы. Но когда заколосилась на поле золотая пшеница, ни одного бездельника в деревне не осталось.

Вопросы:

  • Какие блюда из муки готовят в вашей семье в праздничные дни?
  • Как вы думаете, почему у того, кто работать любит, руки волшебными становятся?

Горька работа да сладок хлеб

Хлеб сладкий стоит сил и пота,

Он выдается за работу.

Хлеб слаще сахара, когда

В нем много твоего труда.

Горька работа? Ну и что ж?

Зато твой хлебушек хорош.

Такой бесплатно не дается,

Трудом он честным достается.

Анализ мероприятия:

Предполагаем, что изучение непонятных слов поможет правильному пониманию прочитанного текста, а значит, лучшему пониманию сказки и более глубокому проникновению в его смысл и содержание. Кроме этого, только хорошо зная значение того или иного слова, мы сможем правильно употреблять его в разговорной речи.

Ребята узнали много нового об известном герое. Это еще больше сплотило школьный коллектив: путешествие в сказку получилось веселым и интересным. Все приняли активное участие в приготовлении колобка из теста, с увлечением лепили, a после «выпечки» с удовольствием дегустировали результат совместного кулинарного творчества.

В качестве домашнего задания было предложено собрать информацию о памятниках Колобку, выполнить рисунки, поделиться семейными рецептами домашней выпечки.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Лечимся хлебом"

В этой разработке отражены методы лечения хлебом,знакомство детей со свойствами хлеба....

Внеклассное мероприятие "Цена хлеба"

Внеклассное мероприятие в 5 классе "Цена хлеба" воспитывает уважение к труду земледельца и бережное отношение к хлебу....

Внеклассное мероприятие "Откуда хлеб пришел?

Цель: Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом в прежние времена и современное время.Задачи:·...

Внеклассное мероприятие: «Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения.Задачи:-показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека, из воспоминаний современников, отрывки из...

Сценарий внеклассного мероприятия "Блокадный хлеб" (в рамках проведение Акции – Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»)

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводился  по всей стране 27 января 2020 года в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 года (День воинской славы Р...