Программа профориентации
методическая разработка по теме

Программа профориентации учащихся в образовательных учреждениях Тербунского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_programma_proforientatsii.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                         УТВЕРЖДАЮ

Директор «Центра занятости                       Начальник отдела образования

населения»                                                        и молодёжной политики

                          С.Г. Логвинов                                                          В.С. Лесных                                                                                  

Программа

 профориентации учащихся в образовательных  учреждениях Тербунского района.

   

2010 г.

Пояснительная записка.

    Как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей, завершивших школьное обучение, сталкиваются с серьёзными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, трудоустройством. Причины этого не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть вчерашних школьников имеет весьма приблизительные представления о нём, существующих профессиях и, как следствие, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой деятельности требования со своими возможностями. Приоритетным становится  развитие личности нового типа – экономически грамотной, творчески мыслящей, ответственной и дисциплинированной. Стать высококвалифицированным специалистом может только тот, кто сознательно выбрал профессию и любит её.

    Профессиональная ориентация – это длительный и сложный процесс,  

 который должен осуществляться на всех этапах жизни человека. При этом  

 важно удовлетворить потребности и интересы в профессиональном  и  

 личностном отношении, предвидеть возможную сферу будущей

 деятельности.

    Тербунский муниципальный район – сельскохозяйственный, т. к. ведущее место по производству продукции занимает агропромышленный комплекс. Благоприятные климатические условия, наличие плодородных почв способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства. Используется современная  производительная техника, внедряются новейшие технологии. Реализуются инвестиционные проекты в животноводстве. Они создаются на основе самых передовых технологий, по масштабам и эффективности не только не уступают, но и в отдельных параметрах превосходят зарубежные аналоги. Всё это ведёт к тому, что на рынке труда востребованы специалисты, подготовленные с учётом всех современных требований к их квалификации.

     В последние годы в связи с созданием особой экономической зоны регионального уровня  «Тербуны» происходит развитие промышленного потенциала района. Ведётся активная работа по привлечению инвесторов для строительства промышленных предприятий различных направлений. Это ведёт к увеличению потребности в специалистах строительных профессий. Кроме того, вводимые в строй предприятия нуждаются  в хорошо подготовленных квалифицированных кадрах.

    Таким образом, система профориентационной  работы должна иметь чётко выраженную связь с заявленными потребностями в специалистах тех или иных направлений, востребованных на рынке труда района.  

Цель: создать систему квалифицированной и комплексной

            профориентационной  работы на этапах дошкольного,  начального,

            основного,  среднего и дополнительного образования,  отвечающую

            требованиям  дальнейшего профессионального образования.

Задачи:

  1. Создание условий для формирования осознанного выбора профессии учащимися в соответствии со способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества.
  2. Формирование знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях профессиональной подготовки.
  3. Развитие положительной мотивации к трудовой деятельности.

Этапы профориентационной  работы

  1. Первый этап (дети дошкольного возраста) – эмоционально-

     образный -  формирование положительного отношения к

    людям труда, их занятиям,  а также первоначальных трудовых умений  

    в  доступных  видах деятельности.

  1. Второй этап (1-4 классы) –пропедевтический – формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни общества; развитие интереса к трудовой деятельности.
  2. Третий этап:

(5 – 7 классы) – поисково – зондирующий – работа, направленная на осознание личных интересов, понимание общественных ценностей, способов создания определённого образа жизни, путей реализации возможностей;

(8 - 9 классы) – создание представления о профессиях, правилах выбора, перспективах профессионального роста и мастерства, умении адекватно оценивать свои возможности в соответствии с требованиями избираемого вида деятельности;

4. Четвёртый этап (10 - 11 классы)  - формирование  профориентационно значимых компетентностей по избранному направлению, оценка и коррекция планов; самоподготовка к избранной профессии и саморазвитие в ней.

Методы работы:

 - беседа с учащимися и их родителями;

 - анкетирование;

 - тестирование;

 - наблюдение;

 - анализ;

 - практическая деятельность

Основные направления программы

  1. Информационно-аналитическая деятельность.
  2. Организационно - методическая работа.  
  3. Работа с педагогическими кадрами.
  4. Работа с учащимися.
  5. Работа с родителями.
  6.  Социальное партнёрство.

  1. Информационно-аналитическая деятельность.

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов.

сентябрь

Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

2.

Диагностика учащихся 9 классов на выбор профиля обучения и профессиональное  самоопределение.

Сентябрь, май

Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

3.

Диагностика учащихся 8 классов на выбор элективных курсов предпрофильного обучения.

Апрель-май

Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

4.

Анкетирование учащихся 9, 11 классов по вопросу выбора профессии и учебного заведения.

Сентябрь-октябрь

Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

5.

Оформление информационных стендов по профессиональной ориентации.

сентябрь

Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

     6.

Отчёт о профориентационной работе за год.

июнь

Зам. заведующего МДОУ,

зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

7.

Изучение нормативно-правовых документов, обеспечивающих функционирование системы профориентационной работы.

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных

 учреждений», зам. директора по ВР

8.

Освещение реализации программных мероприятий в районной газете «Маяк».

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных

 учреждений»

2. Организационно-методическая работа

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Заключение договоров с  ЕГУ им. Бунина, ВГАСУ,  ВГАУ им. Глинки, ПУ-4  о сотрудничестве по профориентации.

Сентябрь-ноябрь

Директор Центра внешкольной работы, директор МОУ СОШ с.Тербуны, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных

 учреждений»

2.

Сбор информации о Днях открытых дверей в учебных заведениях Липецкой и Воронежской областей и доведение её до учащихся

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных

 учреждений»

3.

Подготовка методических материалов по профориентации для классных руководителей и родителей

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных

 учреждений»

4.

Обновление и пополнение методических материалов по профессиональной ориентации.

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных

 учреждений»

5.

Подбор литературы для педагогического персонала  по профессиональному определению учащихся

В течение года

Библиотекарь ОУ

6.

Формирование, изучение  и обобщение лучшего  опыта  работы педагогов.

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных

учреждений», зам. директора по ВР

7.

Распространение видеоматериала профориентационной направленности

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных

учреждений»

3. Работа с педагогическими кадрами.

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Обеспечение преподавателей  справочно-информационными материалами для организации предпрофильной и профильной подготовки.

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных

учреждений», зам. директора по ВР

2.

Оформление профориентационной карты учащихся 8,9,10 и 11 классов.

В течение года

Классные руководители

3.

Организация и проведение консультаций для педагогов по вопросам организации и ведения профориентационной работы с учащимися.

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных

учреждений», зам. директора по ВР

4.

Составление графика проведения профориентационных мероприятий.

Сентябрь

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных

учреждений», зам. директора по ВР

5.

Изучение деятельности учителя при реализации курсов в рамках предпрофильной подготовки.

В течение года

Зам. директора  по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных

учреждений»

  1. Работа с учащимися.

        

Дошкольное образование

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Организация экскурсий  на предприятия и организации района.

В течение года

Воспитатели

2.

Изучение демонстрационного материала о людях разных профессий.

В течение года

Воспитатели

3.

Проведение сюжетно-ролевых, интеллектуальных  игр, связанных с профессиями.

В течение года

Воспитатели

4.

Индивидуальные и групповые консультации дошкольников  у педагога-психолога

В течение года

Педагог-психолог

5.

Беседы с детьми  о профессиях.

В течение года

Воспитатели

Начальное образование

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Организация экскурсий  на предприятия и организации района.

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители

2.

Изучение демонстрационного материала о людях разных профессий.

В течение года

Классные руководители

3.

Проведение сюжетно-ролевых, интеллектуальных  игр, связанных с профессиями.

В течение года

Классные руководители

4.

Индивидуальные и групповые консультации школьников  у педагога-психолога

В течение года

Педагог-психолог

5.

Беседы с детьми  о профессиях.

В течение года

Классные руководители

6.

Проведение классных часов по вопросу профессионального ориентирования учащихся  на специальности, востребованные на рынке труда.

В течение года

Классные руководители

7.

Выставка  рисунков, посвящённая людям  разных профессий.

В течение года

Классные руководители

8.

Организация встреч учащихся с представителями разных профессий.

В течение года

Зам. директора по ВР

9.

Знакомство с профессиями в рамках работы детских творческих объединений.

В течение года

Педагоги дополнительного образования

10.

Развитие творческих способностей, получение практических навыков учащихся через участие в кружках и секциях различного направления, получение дополнительного образования

В течение года

Педагоги дополнительного образования, педагоги Школы искусств

(по согласованию)

Основное образование

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Организация экскурсий  на предприятия и организации района.

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных

учреждений», зам. директора по ВР,

классные руководители

2.

Индивидуальные и групповые консультации школьников  у педагога-психолога

В течение года

Педагог-психолог

3.

Беседы с детьми  о профессиях.

В течение года

Классные руководители

4.

Проведение классных часов по вопросу профессионального ориентирования учащихся  на специальности, востребованные на рынке труда.

В течение года

Классные руководители

5.

Выставка  рисунков, посвящённая  людям  разных профессий.

В течение года

Классные руководители

6.

Организация встреч учащихся с представителями разных профессий.

В течение года

Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

7.

Знакомство с профессиями в рамках работы детских творческих объединений.

В течение года

Педагоги дополнительного образования

8.

Развитие творческих способностей, получение практических навыков учащихся через участие в кружках и секциях различного направления, получение дополнительного образования

В течение года

Педагоги дополнительного образования, педагоги Школы искусств

(по согласованию)

9.

Организация встреч учащихся с представителями ПУ, ССУЗов и ВУЗов

В течение года

Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

10.

Организация экскурсий учащихся в ПУ – 4

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР, классные руководители

11.

Посещение учебных заведений в Дни открытых дверей.

В течение года

Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

12.

Участие в  Ярмарке учебных мест.

апрель

Районный центр  занятости населения,

методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР

13.

Консультации по выбору профессий, об условиях приёма в учебные заведения, потребностях рынка труда в специалистах.

В течение года

Классные руководители,

зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

14.

Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся.

В течение года

Классные руководители

15.

Поощрение учащихся за успехи и достижения в реализации творческих способностей.

В течение года

Специалист отдела образования и молодёжной политики.

16.

Проведение элективных курсов в рамках  предпрофильной  подготовки.

В течение года

Зам. директора по УР

Среднее образование

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Организация экскурсий  на предприятия и организации района.

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР,

классные руководители

2.

Комплектование педкласса для поступления в ЕГУ, агрокласса для поступления в ВГАУ, архитектурно-строительного класса для поступления в ВГАСУ, составление и согласование расписания занятий.

Сентябрь-октябрь

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

3.

Организация экскурсии в ЕГУ им. Бунина

апрель

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

4.

Индивидуальные и групповые консультации школьников  у педагога-психолога

В течение года

Педагог-психолог

5.

Проведение классных часов по вопросу профессионального ориентирования учащихся  на специальности, востребованные на рынке труда.

В течение года

Классные руководители

6.

Организация встреч учащихся с представителями разных профессий.

В течение года

Зам. директора  по ВР,

методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

7.

Знакомство с профессиями в рамках работы детских творческих объединений.

В течение года

Педагоги дополнительного образования

8.

Развитие творческих способностей, получение практических навыков учащихся через участие в кружках и секциях различного направления, получение дополнительного образования

В течение года

Педагоги дополнительного образования, педагоги Школы искусств

(по согласованию)

9.

Организация встреч учащихся с представителями ПУ, ССУЗов  и ВУЗов

В течение года

Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

10.

Организация экскурсий учащихся в ПУ – 4

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений, зам. директора по ВР,

классные руководители

11.

Посещение учебных заведений в Дни открытых дверей.

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР

12.

Участие в  Ярмарке учебных мест.

Апрель

Районный центр  занятости населения,

методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений, зам. директора по ВР

13.

Консультации по выбору профессий, об условиях приёма в учебные заведения, потребностях рынка труда в специалистах.

В течение года

Классные руководители,

методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

14.

Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся.

В течение года

Классные руководители

15.

Поощрение учащихся за успехи и достижения в реализации творческих способностей.

В течение года

Специалист по молодёжи отдела образования и молодёжной политики.

16.

Проведение элективных курсов в рамках профильного обучения

В течение года

Зам. директора по УР

  1. Работа с родителями

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Организация консультаций для родителей по ознакомлению с учебными заведениями и условиями приёма в них.

В течение года

Зам. директора по ВР, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

2.

Консультации педагога-психолога.

В течение года

Педагог-психолог

3.

Анкетирование родителей учащихся 8-11 классов с целью выяснения отношений к выбору профессий их детей.

В течение года

Классные руководители.

4.

Изучение интересов, склонностей и способностей учащихся совместно с семьёй,  их развитие через кружковую работу

В течение года

Классные руководители, педагоги дополнительного образования

5.

Проведение родительских собраний  по вопросам профориентации и выбору  профессии учащимися 9, 11 классов.

Декабрь, март

Классные руководители

6.

Организация бесед с родителями

представителей учебных заведений.

В течение года.

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

  1. Социальное партнёрство

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Организация встреч учащихся  с работодателями

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР

2.

Заключение договора  о сотрудничестве  ЕГУ им. Бунина с МОУ ДОД «Центр внешкольной работы с детьми и подростками»

Сентябрь

Заведующая кафедрой ПНО ЕГУ, директор МОУ ДОД, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

3.

Заключение договора о сотрудничестве  ВГАСУ с  МОУ СОШ с.Тербуны

Ноябрь

Ректора  ВГАСУ,  директор МОУ СОШ с.Тербуны.

4.

Заключение договора о сотрудничестве  ВГАУ с МОУ СОШ с. Тербуны

Октябрь-ноябрь

Ректор ВГАУ, методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

5.

Заключение договора о сотрудничестве  ПУ-4  с МОУ СОШ с. Тербуны

Октябрь-ноябрь

Директор ПУ-4, директор МОУ СОШ с.Тербуны,

методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений»

6.

Проведение   Ярмарки  учебных мест.

апрель

Районный центр  занятости населения,

методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений», зам. директора по ВР

7.

Организация экскурсий на предприятия и организации района

В течение года

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений, зам. директора по ВР

8.

Организация экскурсий  в  ПУ-4, ЕГУ им.Бунина

Ноябрь, апрель

Методист МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений, зам. директора по ВР

9.

Организация трудовой занятости учащихся,  достигших 14 лет, в период каникул.

В течение года

Районный центр  занятости населения, администрация ОУ, работодатели.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МУ «Центр ресурсного

 обеспечения муниципальных

учреждений»

                                                   Т.П.  Григорьева

План работы

на 2010 год

методиста МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных учреждений» по профориентационной работе и по предмету математика

Барабанщиковой Ольги Владимировны.

1.Профориентационная работа.

Содержание работы

Сроки

1.

Организация экскурсий  на предприятия и организации района.

В течение года

2.

Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 и 11 классов.

Август-сентябрь

3.

Отчёт о профориентационной работе за год.

Июнь

4.

Изучение нормативно-правовых документов, обеспечивающих функционирование системы профориентационной работы.

В течение года

5.

Заключение договоров с  ЕГУ им. Бунина, ВГАСУ,  ВГАУ им. Глинки  о сотрудничестве по профориентации.

Сентябрь-ноябрь

6.

Сбор информации о Днях открытых дверей в учебных заведениях Липецкой и Воронежской областей и доведение её до учащихся

В течение года

7.

Подготовка методических материалов по профориентации для классных руководителей и родителей.

В течение года

8.

Обновление и пополнение методических материалов по профессиональной ориентации.

В течение года

9.

Формирование, изучение  и обобщение лучшего  опыта  работы преподавателей.

В течение года

10.

Обеспечение преподавателей  справочно-информационными материалами для организации предпрофильной и профильной подготовки.

В течение года

11.

Организация и проведение консультаций для педагогов по вопросам организации и ведения профориентационной работы с учащимися.

В течение года

12.

Составление графика проведения профориентационных мероприятий.

Сентябрь

13.

Изучение деятельности учителя при реализации курсов в рамках предпрофильной подготовки.

В течение года

14.

Организация встреч учащихся с представителями ПУ, ССУЗов и ВУЗов

В течение года

15.

Организация экскурсий учащихся в ПУ – 4

В течение года

16.

Посещение учебных заведений в Дни открытых дверей.

В течение года

17.

Участие в  Ярмарке учебных мест.

Апрель

18.

Комплектование педкласса для поступления в ЕГУ, агрокласса для поступления в ВГАУ, архитектурно-строительного класса для поступления в ВГАСУ, составление и согласование расписания занятий.

Сентябрь-октябрь

19.

Организация экскурсии в ЕГУ им. Бунина

Апрель

20.

Консультации по выбору профессий, об условиях приёма в учебные заведения, потребностях рынка труда в специалистах.

В течение года

21.

Организация консультаций для родителей по ознакомлению с учебными заведениями и условиями приёма в них.

В течение года

22.

Организация беседы  с родителями

представителей учебных заведений.

В течение года.

  1. Методическая работа по математике.

Содержание работы

Сроки

1.

Диагностика информационных потребностей педагогов.

В течение года

2.

Анализ действующих  программ и учебников по математике.

        Август

3.

Анализ эффективности работы МО по математике

По плану ОО

4.

Анализ результатов  текущих и итоговых контрольных работ по математике.

По плану ОО

5.

Анализ результатов итоговой аттестации учащихся.

Июнь

6.

Анализ результатов районных олимпиад по математике.

Ноябрь, декабрь

7.

Оказание помощи в составлении  школьных олимпиад по математике.

Ноябрь

8.

Анализ состояния преподавания математики в ОУ.

По плану ОО

9.

Участие в семинарах ИРО по математике.

В течение года

10.

Оказание помощи в организации деятельности методических объединений, участие в их работе.

Март, апрель, ноябрь

11.

Формирование банка данных о кадровом потенциале ОУ.

Сентябрь

12.

Формирование банка данных контрольно-измерительных материалов, аналогичных ЕГЭ-2010.

В течение года

13.

Формирование банка данных контрольно-измерительных материалов, аналогичных ГИА - 2010.

В течение года

14.

Формирование банка лучшего педагогического опыта.

В течение года

15.

Оказание помощи в организации и проведении августовских секций.

Август

16.

Организация и проведение консультаций для педагогов по вопросам нормативно-правового и программно-методического обеспечения образовательного процесса

В течение года

17.

Индивидуальные и групповые консультации, анализ посещённых уроков, занятий.

В течение года

18.

Индивидуальные консультации аттестуемым учителям

В течение года

19.

Обновление и пополнение методических материалов  по математике.

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Профориентация"

Программа работы кружка для подростков (8-11 классы)....

рабочая программа профориентация (27/11/15)

рабочая прогрпмма по профориентации...

Программа профориентации «МОЙ ВЫБОР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.Представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы...

Рабочие программы «Профориентация» для учеников 7 класса, 8 класса

Цель курса – сориентировать школьников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь с учетом потребностей рынка труда; развить способности к п...

Программа профориентации для старшеклассников

Основная идея программы заключается в том, чтобы помочь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии....

программа "Профориентация"

   Настоящая программа разработана, руководствуясь Уставом государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Валуйская общеобразовательная школа-интернат» для о...

Программа профориентации

Представлена программа по профориентации ПЕРСПЕКТИВА...