Сценарий классного часа "Белые голубки"
классный час (11 класс) по теме

Классный час «Белые голубки»

(сестры милосердия в Первой мировой войне,

1914-1918 гг.)

Форма: литературно-музыкальная композиция

Класс: 7-11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_klassnogo_chasa.doc191 КБ
Файл belye_golubki.ppsx1.65 МБ
Microsoft Office document icon tekst_pesni_sestra_miloserdiya.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Сурковская средняя общеобразовательная школа

Тогучинского района Новосибирской области

Классный час «Белые голубки»

(сестры милосердия в Первой мировой войне,

1914-1918 гг.)

Форма: литературно-музыкальная композиция

               Класс: 7-11 классы

Автор: учитель истории

        МКОУ Тогучинского района

                                              Сурковской СОШ

        Залевская Наталья Ивановна

                                 Адрес: 633423

                                               Новосибирская область

                                        Тогучинский район

                          с. Сурково

                         

с. Сурково, 2014 г.

Цель мероприятия: духовно-нравственное воспитание обучающихся на примере подвигов сестер милосердия  в годы Первой мировой войны.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить  знания  обучающихся  о событиях Первой мировой войны;
  2. Основываясь на исторических фактах, показать мужество и героизм сестер милосердия - участниц войны.  

Развивающие:

  1. Продолжить  формирование  у  учащихся  умений  использовать до-полнительные источники информации;
  2. Развивать  информационно-коммуникативные умения (составлять презентации, видеоролики, слайд-шоу);
  3. Развивать творческие способности.

Воспитательные:

  1. Формировать позитивное отношение обучающихся к понятиям «патриотизм», «гражданский долг», «милосердие»;
  2. Воспитывать в детях человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни;
  3. Воспитывать уважительное отношение к женщине (матери, сестре).

Ожидаемые результаты:

В области знаний:

Обучающиеся познакомятся:

-  с неизвестными фактами и событиями Первой мировой войны;

- с жизнью и подвигами сестер милосердия Первой мировой войны.

В области умений:

Обучающиеся:

-  научатся работать с разными источниками информации (печатными, электронными);

- смогут подготовить мультимедийную презентацию, видеоролик по теме классного часа.

В области опыта:

Обучающиеся получат:

-  опыт выступления на большой аудитории;

- уроки сценического искусства, выразительного чтения, исполнения музыкальных произведений.

В области отношений, ценностей, внутренних установок:

Обучающиеся:

- сформируют свое отношение к понятиям: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность».

Оборудование: 1. Экран,  мультимедийный проектор, ПК;

                           2. Фонограммы: Дж. Каччини «Ave, Maria», минусовка песни «Сестра милосердия».

                           3. Стихи: Р. Верзакова «У войны неженское лицо», Н. Гумилёв «Ответ сестры милосердия», Н. Николаев «Белый платочек и крест на груди».

Предварительная подготовка: обучающиеся готовят презентации, видеоролик; находят необходимую информацию (музыку и песни, фото и т.п.); разучивают стихи и песни времен Первой мировой войны, посвященные сестрам милосердия, а также произведения современных авторов; учитель готовит сценарий классного часа, подбирает исполнителей из числа обучающихся, а также привлекает для репетиций специалистов – руководителей кружков Дома культуры, школы.

Методика проведения классного часа: используются элементы театрализации, приемы ИКТ, осуществляется деятельностный поход.

Ход мероприятия.

1 ведущий: 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России. На следующий день в Петербурге толпы демонстрантов, люди разных чинов, званий и состояний, двинулись к Зимнему дворцу, чтобы получить монаршее благословение на священную войну. Столичные рабочие, враз прекратившие забастовки, вышли на улицы с царскими портретами в руках. На Дворцовой площади коленопреклоненная толпа пела «Боже, царя храни». Желание постоять за честь родины было едва ли не всеобщим.

2 ведущий: Патриотический подъем не миновал и женщин. Война заставила представительниц всех сословий принять посильное участие в помощи фронту. Почти в каждом губернском и уездном городе спешно развертывались госпитали и лазареты; печать призывала богатых людей предоставить под лазареты и госпитали, а также санатории для выздоравливающих раненых дачи, усадьбы. Женщины и девушки в массовом порядке записывались на курсы сестер милосердия. Женщины, привыкшие к умственному труду, заменяли ушедших на фронт мужчин, работали продавщицами в магазинах, разносчицами газет, стрелочницами на железнодорожных путях, кондукторами трамваев.

1 ведущий: Агрессия германских солдат побудила  женщин в России к тому, что многие из них решили принять непосредственное участие в боях. Они остригали волосы, переодевались в мужскую одежду и бежали на фронт – к своим мужьям, отцам и братьям на помощь. Но, чаще всего, их возвращали домой (звучит фонограмма Дж. Каччини «Ave, Maria»).

Чтец:  Нет! У войны не женское лицо.

Хоть имя женское заключено в неё.

Противоречит сути женщины война,

Не для убийства Богом ей любовь дана.

Имеет женщина над миром свою власть –

Любви томление, огненную страсть.

И женщины удел – хранить очаг.

Продленье жизни – в бесконечность шаг.

Мужчину ждать домой; переносить нужду.

Руками нежными предотвращать беду.

И в чистоте блюсти родимое крыльцо,

Растить детей в традициях отцов.

Нет! У войны не женское лицо…

2 ведущий:  И тогда нашелся другой способ попасть на войну: записаться в сестры милосердия. К 1916 году по официальным спискам на фронт было отправлено 17436 сестер, которые обслуживали более двух тысяч полевых и тыловых учреждений Красного Креста.

1 ведущий: Многие женщины работали в лазаретах и госпиталях. Пример истинного, а не показного служения подавала сама императрица Александра Федоровна. Закончив курсы Красного креста, она с двумя дочерьми — Оль-гой Николаевной и Татьяной Николаевной — ухаживала за ранеными.
Стоя за хирургом, проводившим операцию, государыня, как обычная опера-ционная сестра, умело и ловко подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем, и стойко выносила запахи и ужасные картины военного госпиталя времен войны.

2 ведущий: Императрица Александра Федоровна писала о своей работе в лазарете:

 Ученица (в роли сестры милосердия):  "Слава Богу за то, что мы, по край-ней мере, имеем возможность принести некоторое облегчение страждущим и можем им дать чувство домашнего уюта в их одиночестве. Так хочется сог-реть и поддержать этих храбрецов и заменить им их близких, не имеющих возможности находиться около них!"

1 ведущий: Столь же ответственно относилась к своим обязанностям мед-сестра лазарета Евгеньевской общины города Ровно великая княгиня Ольга Александровна.  Всегда одетая, как простая сестра милосердия, разделяя с другой сестрой скромную комнату, она начинала свой рабочий день в 7 утра и часто не ложилась всю ночь подряд, когда надо было перевязывать ра-неных. Иногда солдаты отказывались верить, что сестра, которая так тер-пеливо за ними ухаживала, была родной сестрой государя и дочерью импе-ратора Александра III. Сестрами милосердия становились княгини и графини, баронессы и фрейлины императрицы.

(включается ролик «Сестры милосердия»)

Чтец (на фоне фонограммы песни «Сестры милосердия»):

Добрые, кроткие русские лица…

Белый платочек и крест на груди…

Встретишь тебя, дорогая сестрица,

Легче на сердце, светлей впереди.

Молодость, силы и душу живую,

Светлый источник любви и добра, -

Все отдала ты в годину лихую, -

Неутомимая наша сестра!

Тихая, нежная… Скорбные тени

В кротких очах глубоко залегли…

Хочется встать пред тобой на колени

И поклониться тебе до земли…

1 ведущий: Положение сестер милосердия было ужасным. Им приходилось сталкиваться со смертью, с невежеством и безразличием. Одна из сестер милосердия, дочь Л.Н. Толстого,  Александра Львовна вспоминала:

Ученица (в роли сестры милосердия): «Наш отряд переместился в деревню Каракалису Алашкертскую, где в небольших убогих домах были размещены раненые, их было мало, но большинство из них - зараженные тифом всех трех видов: брюшным, сыпным и возвратным. Не хватало питания в тех слу-чаях, когда задерживался караван верблюдов, являвшихся основным грузо-вым транспортом в этих краях. Ночью сестры дежурили по очереди. Четыре палаты по 40-50 больных в каждой. На каждую палату один дежурный сани-тар, а на все палаты одна сестра. Почти все больные - тифозные. Всю ночь бегаешь из одной палаты в другую. Стонут, мечутся, бредят. Чувствуешь свое полное бессилие как-то облегчить, помочь. Минутами делается страшно. Особенно, когда стоны превращаются в хрип... Подбегаешь, дыхания почти нет, больной затих, пульса нет. Только успеешь перекрестить, закрыть глаза – помер».

2 ведущий: Однажды с Александрой Львовной произошла такая история… (сценка).

Ученица (в роли А.Л. Толстой, обращаясь к другой сестре):  «Нам приказано организовать передвижной санитарный отряд. Уже приехали 8 врачей, 30 сестер, а также санитары.  Да вот беда, лошадей не хватает. Не приложу ума, где же их взять?»

Ученица (в роли сестры милосердия):  «Александра Львовна, вы же началь-ник госпиталя, попробуйте попросить у начальника транспорта. В память о вашем папеньке, графе Толстом, он не посмеет отказать. Идите, больше некому просить».

Ученица (в роли А.Л. Толстой, обращается к начальнику транспорта): «Гос-подин полковник, у нас много раненых, а лошадей для их перевозки не хва-тает. Пожалуйста, распорядитесь выделить три сотни лошадей».

Ученик (в роли начальника транспорта, сидит за столом и что-то пишет): «Вы что,  с ума сошли, сударыня! У меня лошадей не хватает снаряды пере-возить. А вы со своими ранеными… Нет лошадей, и не просите!».

Ученица (в роли А.Л. Толстой): «Я вам не сударыня, а начальник санитар-ного отряда, полковник Толстая!»

1 ведущий:  Начальник транспорта в грубой форме вновь отказал Алек-сандре Львовне.  

Ученица (в роли А.Л. Толстой): "Я так разозлилась да так хватила рукой по столу, не видя по близорукости иглу, на которую накалывают бумаги, что проткнула руку насквозь. Я вырвала иглу из руки, кровь залила письменный стол. Начальник транспорта перепугался и сразу исполнил мою просьбу».

2 ведущий: Как, наверное, знатным барышням, трудно было настолько от-речься от себя, чтобы не гнушаться даже самой черной работой. А как тяжело им приходилось, когда нужно было вытаскивать раненого с поля боя, под огнем врага, рискуя при этом жизнью! Именно сестры милосердия  спасали тяжело раненных, унося их с линии фронта.  Их ласково называли «белые голубки».  Но мало кто знает, как драматична на самом деле была история многих сестер милосердия…

(презентация «Белые голубки»)

1 ведущий: Девушки, становившиеся сестрами милосердия, рисковали своей жизнью. Они знали, что война не щадит никого. Но не испугались. Они встали на защиту своей Родины наравне с мужчинами. И в братских могилах похоронены не только солдаты, но и сестры милосердия, спасавшие раненых.

Благодарность солдат, спасенных сестрами милосердия, была безгранична.  Их благодарили, им писали такие трогательные письма:

Ученик (в роли солдата): «Прощайте, Клавдия Алексеевна! Быть может, мы с Вами больше не увидимся. Вас не будет в Пскове, но Вы всегда будете пе-редо мной. И то великое дело, сделанное Вами, я не могу позабыть и клянусь, что не позабуду до конца моей жизни. Вы будете всегда жить в моей памяти. И что из самых чувствительных и благородных отношений к кому-либо, то это будет отнесено к Вам. Я очень жалею, что Вы уезжаете, а еще больше жалею Ваших слез от 8 июля. Я их также никогда не позабуду. И Вы, глубо-коуважаемая сестрица Клавдия Алексеевна, будьте за меня всегда спокойны, в том смысле, что я когда кому-либо причиню невинному зло. Я пишу эти строки, и слезы у меня текут из глаз. Я не могу в письме и на деле отнестись без сердечного сочувствия к Вам. Пока всего хорошего, будьте счастливы. Желаю скорейшего Вашего возвращения в Псков. Остаюсь с сердечным прискорбием. М.Тарасов».

Ученица (в роли сестры милосердия): «Неужели забудут наши голод и холод, наши раны и жертвы, и нашу любовь, нашу веру, наши недопетые песни, недосказанные слова?»

Чтец: Я не верю, не верю, милый,
В то, что вы обещали мне,
Это значит, вы не видали
До сих пор меня во сне.
И не знаете, что от боли
Потемнели мои глаза.
Не понять вам на бранном поле,
Как бывает горька слеза.
Нас рождали для муки крестной,
Как для светлого счастья вас,
Каждый день, что для вас воскресный.
То день страданья для нас.
Солнечное утро битвы,
Зов трубы военной — вам,
Но покинутые могилы
Навещать годами нам.
Так позвольте теми руками,
Что любили вы целовать,
Перевязывать ваши раны,
Воспаленный лоб освежать.
То же делает и ветер,
То же делает и вода,
И не скажет им «не надо»
Одинокий раненый тогда.
А когда с победы славной
Вы вернетесь из чуждых сторон,
То бебрян рукав Ярославны
Будет реять среди знамен.

2 ведущий: На конец 1915 года 28 сестер скончались, заразившись инфек-ционными заболеваниями, четверо погибло в результате несчастных случаев, пятеро было убито, двенадцать покончили жизнь самоубийством.  После войны предполагалось издать "Золотую книгу" с биографиями всех умерших сестер. Этот проект так и не осуществился, однако в Москве была предпри-нята попытка создать своего рода мемориал на месте сада села Всехсвятского в виде всероссийского Братского кладбища, где с августа 1915 года были особо выделены участки для сестер милосердия, скончавшихся в Первую ми-ровую войну. К 1917 г. на территории Братского кладбища были похоронены 51 сестра милосердия, 14 врачей. Сколько всего сестер милосердия погибло в Первой мировой войне – не подсчитано до сих пор включается слайд с фотографией памятника Российским сестрам милосердия).

Чтец:  Женщине не нужно воевать.
Пусть она, красивая и хрупкая,
Будет просто женщина и мать,
Свой очаг хранящая голубкою:
Ей готовы руки целовать
Все солдаты, старше и моложе.
Слава женской доблести!
И все же:
Женщине не нужно воевать.

1 ведущий: В России женщин на войну не призывали. Они шли сами, и про-ливали кровь, и погибали. Давайте помнить о них, известных и безымянных героинях Первой мировой войны (звучит песня «Сестра милосердия» в исполнении учащихся, выходят учащиеся с портретами сестер милосердия, ставят их на столиках и зажигают свечи).

2 ведущий: Спасибо всем за внимание!

Список используемых ресурсов

  1. " "Ставропольская правда", 23 сентября 2005 г.\ «Ставропольcкая дева»
  2. "Ставропольская правда", 4 августа 2000 г.
  3. http://gsga.eto-ya.com/2013/08/16/volnoopredelyayuschijsya-sergej-aleksandrovich-shlihter-i-sestry-miloserdiya-pogrebennye-na-bratskom-kladbische-geroev-pervoj-mirovoj-vojny-v-moskve/ 
  4. http://nnm.me/blogs/Vladimir2010-01/sestra-miloserdiya-lyubov-konstantinova-pogrebennaya-na-bratskom-kladbishe-geroev-pervoy-mirovoy-voyny/ 
  5. http://www.gazeta.bg/news/view/10568 
  6. https://www.google.ru/search?q=сестры+милосердия+1+мировой+войне&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=Yt38Uo6aIcmO4ATIvIH4DQ&ved=0CAcQ_AUoAQ&biw=1360&bih=643#facrc=_&imgdii=_&imgrc=xNV2YgeZXpTquM%253A%3Bauylq_JtRCZ4DM%3Bhttp%253A%252F% 
  7. http://vidok.forum2x2.ru/t110-topic 
  8. http://nnm.me/blogs/Vladimir2010-01/prilozhenie-2-k-letopisi-vserossiyskogo-voennogo-bratskogo-kladbisha-geroev-pervoy-mirovoy-voyny/ 
  9. http://www.gazeta.bg/news/view/10568 
  10. http://shemshur.narod.ru/Portfolio/Portfolio-3_6.htm 
  11. http://foto-planeta.com/photo/470722.html 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Белые голубки»

Слайд 2

Римма Михайловна Иванова (15.06.1894 г.- 22.09.1915 г.) Сестра милосердия, единственная в России женщина, награждённая военным орденом Святого Георгия 4-й степени.

Слайд 3

Римма Иванова родилась 15 июня по ст. стилю 1894 го-да в городе Ставрополь в семье казначея духовной консистории коллежского асессора Михаила Иванови-ча Иванова и Елены Ника-норовны Ивановой, урож-денной Данишевской. В 1913 году окончила Ольгин-скую гимназию и осенью того же года стала работать народной учительницей в земской школе села Петров-ское Благодарненского уез-да Ставропольской губер-нии.

Слайд 4

С началом Первой мировой войны вернулась в Ставрополь и поступила на курсы сестер милосердия, органи-зованные Губернским комитетом Все-российского Земского союза совмест-но с местным отделением Общества Красного Креста. По окончании курсов служила сестрой милосердия во вто-ром земском «Епархиальном госпита-ле» в своем родном Ставрополе.17 ян-варя 1915 года Римма Иванова ушла добровольцем на фронт. Она была за-числена в 83-й Самурский полк под мужским именем, а когда всё раскры-лось, то стала служить под своим нас-тоящим. За мужество при спасении раненых она была удостоена Георги-евского креста 4-й степени и двух Георгиевских медалей. После краткого отпуска в августе 1915 года она посту-пила в 105-й пехотный Оренбургский полк под начало своего брата — полко-вого врача Владимира Иванова.

Слайд 5

9 сентября 1915 года у деревни Мокрая Дуброва (ныне Пинский район Брестской области Республики Беларусь) во время боя Римма Иванова под огнём оказывала помощь раненым. Когда во время боя погибли оба офицера роты, она подняла роту в атаку и бросилась на вражеские окопы. Позиция была взята, но сама героиня получила смертельное ранение разрывной пулей в бедро. Ей только исполнил-ся 21 год. 10 сентября 1915 года состоялось отпевание погибшей в храме села Доброславка.

Слайд 6

В прощальном слове протоиерей Симеон Никольский сказал: «Франция имела Орлеанскую деву — Жанну д’Арк. Россия имеет Ставропольскую деву — Римму Иванову. И имя её отныне будет вечно жить в царствах мира» . Гроб в землю опускали под звуки оружейного салюта.

Слайд 7

Нигяр Гусейн Эфенди гызы Шихлинская 10.10.1871 г. или 21.03.1878 г. - дата смерти 15.08.1931г.

Слайд 8

Первая азербайджанская сестра мило-сердия, председательница Больницы дамского комитета офицерской артилле-рийской школы при Красном Кресте в Первой мировой войне. Шихлинская бы-ла дочерью азербайджанского просвети-теля Гусейна Эфенди Гаибова. Овдовев после смерти Дервиш-бека Палавандова из знатной грузинской семьи Палаван-дишвили, 27 октября 1909 года она выш-ла замуж за полковника Али-Ага Шихлин-ского и поселилась в Царском Селе. В воспоминаниях Шихлинский писал: «Моя жена постоянно бывала в лазарете и, по-мимо своих обязанностей председатель-ницы комитета, писала раненым солда-там письма к родным на русском языке, на языке казанских татар, казахском и др. Солдаты называли ее не иначе как "мамаша"...»

Слайд 9

Дочь Троицко-Савского городского головы, 19-летняя сестра милосердия 1-го Сибирского передового врачебно-госпитального отряда Всероссийского союза. Во время перемирия в марте 1915 года О.И. Шишмарева находилась на передовых позициях близ города Опочно и была тяжело ранена осколком немецкого сна-ряда. Ольга Шишмарёва умерла 28 марта 1915 года. Её похоронили в апреле на Москов-ском Братском кладбище. На похоронах при-сутствовала Великая княгиня Елизавета Фё-доровна. ОЛЬГА ИННОКЕНТЬЕВНА ШИШМАРЕВА

Слайд 11

Любовь Петровна Константинова Любовь Петровна на довоенном фото, сделанном еще до начала Первой Мировой войны после окончания гимназии.

Слайд 12

Родилась в Витебске, примерно в 1897 году в семье полковника Конс-тантинова Петра Михайловича, из гродненских дворян. В 1914 году окончила курс Острогожской женс-кой гимназии, а после начала войны стала сестрой милосердия и была послана на Румынский фронт. Умер-ла от тифа в полевом госпитале, за-разившись от солдат, за которыми она ухаживала. Любовь Петровна в одеянии сестры милосердия в годы Первой Мировой войны

Слайд 13

Слева от памятника С.А. Шлих-теру расположена надгробная плита сестре милосердия Л.П. Контантиновой, восстановлен-ное Общественным Советом и «Добровольческим корпусом», при участии родственников .

Слайд 14

Ольга Владимировна Рауэр Сестра милосердия Приамурского (бывшего Уфимского) лазарета Красно-го креста. Жена старшего врача того же лазарета. За отличия в войну награж-дена Георгиевской медалью. Убита у местечка Синявки (Западный фронт) осколками бомбы, сброшенной с не-мецкого аэроплана. Погребена 6 авгус-та 1916 года на Братском кладбище на участке «Общественных деятелей».

Слайд 15

Похороны Ольги Владимировны Рауэр

Слайд 16

Вера Николаевна Семенова Сестра милосердия медико-санитар-ного отряда имени русских техников Всероссийского Союза городов. Моск-вичка. Дочь инженера Кулебакского за-вода. Образование получила в Усачев-ско-Чернявском училище, которое за-кончила в 1915 году. Слушательница Московского коммерческого институ-та. Умерла от ран, полученных во вре-мя германской бомбардировки под го-родом Ковелем. Погребена 17 сентября 1916 года на Братском кладбище.

Слайд 17

МАРИЯ ДМИТРИЕВНА ШЕЛЯГИНА Фельдшерица лазарета Императорских театров и Московского го-родского госпиталя № 1650 (при 4-й Московской военной гимна-зии). С августа 1914 г. посвятила себя уходу за ранеными. Некото-рое время работала в санитарном поезде на фронте. Ухаживая за раненым солдатом, уколола себе палец использованной иглой для гнойного дренажа. Скончалась от общего заражения крови. Погре-бена 13 сентября 1916 года на Братском кладбище.

Слайд 18

Сестра милосердия Приамур-ского (бывшего Уфимского) ла-зарета Красного креста. За от-личия в Первой Мировой войне награждена медалью «За усер-дие». Смертельно ранена у мес-течка Синявки (Западный фронт) осколками бомбы, сбро-шенной с немецкого аэроплана. Умерла от ран в тот же день. Погребена 6 августа 1916 года на Братском кладбище близ главного круга. ТЮТЮКОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА

Слайд 19

Сестра милосердия передового отряда Земского союза. С начала Первой Ми-ровой войны работала в санитарном отделе Всероссийского Земского союза. Затем по собственному желанию уехала на Кавказский фронт в качестве сест-ры милосердия одного из эпидемичес-ких отрядов. В последнее время рабо-тала в Персии и около города Эрзерума. В марте 1916 года приехала в Москву в месячный отпуск, но через 10 дней бы-ла снова отозвана по телеграфу на Кав-каз. Скончалась от болезни в возрасте 22-х лет. Погребена 16 мая 1916 года на Братском кладбище. ОКУНЕВА НИНА ИВАНОВНА

Слайд 20

Сестра милосердия Иверской община «Красного Креста». В декабре 1915 года отправи-лась на Кавказский фронт, где в течении нескольких месяцев работала в одном из госпита-лей в городе Керманшахе. Последние 12 дней провела на передовой, где и заболела сыпным тифом. Скончалась в Керманшахе. Погребена в 1916 году на Братском кладбище. КУЗИНА М.С.

Слайд 21

Сестра милосердия и фельдшерица. Образование получила в одной из Московских гимназий, по окончании которой поступила в фельдшерскую школу, где ее застала война. Не окончив школы, поступила в Никольскую общину сестер мило-сердия и работала в Лефортовской больнице дамского попечительства о бедных и в санатории Общества борьбы с туберкулезом в Москве в качестве фельдшерицы-сестры милосердия. В первых числах августа 1915 года отправилась на фронт, где работала во Всероссийском земском союзе сестрой милосердия, а затем заняла место фельдшерицы. 30 июля 1916 года санитарный поезд, в котором она находилась, был бомбарди-рован немецкой авиацией на станции К. Полу- ченные тяжелые ранения привели к заражению крови. Погребена 11 августа 1916 г. на Братском кладбище. ПЛАВИТ МАРИЯ ЯКОВЛЕВНА

Слайд 22

На 01.11. 1915 года лечилось около 780 тысяч человек. К это-му времени 28 сестер скончались, заразившись инфекционны-ми заболеваниями, четверо погибло в результате несчастных случаев, пятеро было убито, двенадцать покончили жизнь са-моубийством. Всего к 1917 г. на территории Братского клад-бища было похоронено 17,5 тысяч рядовых, 581 офицер, 51 сестра милосердия, 14 врачей. Могилы сестер милосердия

Слайд 23

Памятник Российским сёстрам милосердия



Предварительный просмотр:

Текст песни «Сестра милосердия»

Уж, наверное, ягоды спелые,

Нам не видно в окно палисад,

А в палате стерильные, белые

Стены розовым красит закат,

Но леченье идет без усердия,

А зачем? Мне осталось дня три.

Погоди-ка Сестра Милосердия,

Посмотри на меня, посмотри.

Посмотри на меня некрасивого

(Я и раньше-то был некрасив),

Посмотри, я прошу тебя, милая.

Что ж ты плачешь, губу прикусив?

На Ордынке, у церкви в безветрии

Нам болтать бы с тобой до зари...

Ах, Катюша, Сестра Милосердия,

Посмотри на меня, посмотри.

Вот и все. Вот и больше не надо.

Скоро ангелы в путь протрубят.

Эту, в свете вечернем, ограду,

Этот теплый июль и тебя

Позабыть не успею до смерти я,

Ведь и впрямь мне осталось дня три.

Ради Бога, Сестра Милосердия,

Не смотри на меня, не смотри.

Не смотри, когда утром остывшего

Мужики меня вниз понесут.

Попроси за меня у Всевышнего

Не оттягивать божеский суд.

И когда окажусь в земной тверди я,

И наполнится карканьем высь -

В этой церкви, Сестра Милосердия,

Помолись за меня, помолись...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа в форме театрализованного утренника «Пушкинские дороги»

А.С.Пушкин. Он приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека,который не знал бы замечательные произведения этого великого поэта.  Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему н...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные» 6а класс Классный руководитель: Оганян Н.А.

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные»6А классКлассный руководитель: Оганян Н.А.Цель: прививать уважение к девочкам.Оформление: цветы; шары; праздничные плакаты и рисунки,...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Классный час к 23 февраля и 8 марта для учеников. Сценарий Классный час "Мы вместе!"

Описание работы:            Сценарий разработан  для детей шестого класса, а также педагогов и учителей, желающих использовать весь или...


 

Комментарии

Наземкина Екатерина Александровна

Уважаемая Наталья Ивановна! Спасибо за интересную, детально продуманную разработку.

Яковлева Маргарита Сергеевна

Наталья Ивановна! Очень понравилась Ваша разработка. Презентаций много на конкурсе о сестрах милосердия, а у Вас получилась хороша литературная композиция. Спасибо большое за интересный материал!

Ракипова Светлана Максутовна

Очень интересный сценарий. Такой насыщенный и разноуровневый. Спасибо автору.

Иванова Валентина Ивановна1953

Интересно и творчески подобран материал. Спасибо!