Открытый воспитательный час: «Эстетическое содержание математики».
творческая работа учащихся по теме

Снеткова Ирина Андреевна

В содержании раскрыты все особенности математики – «Царицы всех наук»

1.   Абстрактность математики, 2.Дедуктивный характер математики,

3.Непреложность выводов, 4.Совершенность языка, 5. Логика,

6. Полезность математики, 7.Обаяние ее истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazanskaya_spetsialnaya.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Казанская  специальная ( коррекционная ) общеобразовательная  школа – интернат

№7  v вида                                                                          Воспитатель: Снеткова И. А.

Открытый воспитательный час на тему:

«Эстетическое  содержание математики».

Воспитательная цель: развитие познавательной самостоятельности.

Учебная цель: познакомить воспитанников с особенностями математики.

Коррекционная цель:  развитие речи.

Воспитатель: приглашаем на сцену  виновницу торжества  ( звучит торжественная

музыка )

Математику – Царицу  всех  наук в сопровождении всех ее особенностей.  

(с эмблемами и плакатами )

  1. Абстрактность математики.
  2. Дедуктивный характер математики.
  3. Непреложность выводов
  4. Совершенность языка математики.
  5. Логика.
  6. Полезность.

Воспитатель:

Эстетика – это наука о  прекрасном.  Эстетические элементы математики – это то что

красиво и что может нравиться человеку. Наличие эстетического элемента в

математике  подтверждают  прежде всего сами творцы.

С.Д. Пауссону  казалось, например, что жизнь красна двумя вещами: возможностью

 изучать математику и возможностью преподавать ее.

К. Якоби утверждал: «Математика принадлежит к числу тех наук, которые ясны сами  себе»

В том, что эстетический элемент в математике  - реальная вещь, убеждает нас особое расположение к этой дисциплине наших воспитанников.  Источником эстетического воздействия математики является некоторые ее особенности.

1.Ученик

  1. АБСТРАКТНОСТЬ.

К характерным особенностям математики  относится прежде  всего ее

абстрактность.

Известно, что каждое отдельное взятое понятие математики трудно усваивается,

потому что все они, начиная с простейших, очень абстрактны. Но у абстрактности

есть достоинства:

в абстрактности математики ее сила и престиж, гарантия ее неиссякаемости. Ее абстрактность венчает педагогический  эффект «простоты и доходчивости,

который вместе с тем есть и эстетический эффект

Математика часто имеет дело с абстрактными понятиями.  Что это такое?

Назовите конкретные вещи. (собака, дом, и т. д. ) мы их видим, осязаем.

Абстрактные понятия ( честность, свобода…) требуют соответствующего

 определения, чтобы не возникло недоразумение.

Математические  абстрактные понятия  (нуль, число, точка, прямая,

 плоскость, сложение, умножение и т. д…)

Нуль – сложное  ( и коварное)  математическое  понятии  Каждое  число  умноженное

на нуль есть нуль.

Определение единицы аналогично. Каждое число, помноженное на единицу, равно самому себе.

Эти определения просты и очевидны, но понадобилось  тысячилетие  прежде  чем

они были точно сформулированы.

2.Действительно ли понимание абстрактных математических понятий является

 столь затруднительным?

2.Ученик

Скорее непривычным, чем затруднительным:  известны не вероятные, когда

образованные люди совершенно  ничего не понимали в математике.

Правдивая история о  Диобро,  который был одним из известных ученых в эпоху

перед французской революцией.  Диобро  находился при  русском царском дворе, и придворные забавлялись его изящной болтливостью. Царица  опасалась, что

окружающие станут неверующими. Царица попросила Эйлера, самого выдающего математика того времени, чтобы он поспорил с Дибро и чтобы его как – нибудь

 посадить в лужу. Тогда сообщили Диобро, что какой-то математик докажет

существование бога и пригласили Диобро с ним поспорить. Перед придворным

обществом  Эйлер с нарочитой важностью предложил Диобро следующий вопрос

а +b=   x  следовательно, бог существует,  неправдо ли?

N

3.Ученик

Что вы можете на это сказать?

Алгебра для Диобро была китайской грамотой. Он совершенно не понял в чем дело

и даже не попросил Эйлера, чтобы он перевел ему первую часть фразы на

 французский язык. Он начал нервинчать, столкнувшись с фразой на незнакомом

языке.

При  смехе  собравшихся  ушел, заперся в своих комнатах, попросил надежную

охрану и  не задерживаясь вернулся во Францию.

Из-за незнания абстрактных понятий математики оскандалился на всю  Европу

великий философ  и энциклопедист.

Эйлер только заявил: число  х  получу, если к произвольному числу « а»прибавлю произвольное число «в» несколько раз умноженное само на себя, а полученную сумму разделю на  N , следовательно бог существует.

4.Ученик

Конечно, не существует никакой связи между первой и второй частью вопроса, и

что Эйлер попал бы в чрезвычайно тяжелое положение, если бы кто-нибудь захотел

узнать, каким образом вытекает  из первой части вопроса его вторая часть.

Если  а=1; в=2;  N=3, то   х=1

Если  а=3; в=3; N=3,  то  х=2 и т. д.

Необходимо уметь читать и писать математическим языком, чтобы понимать

открытую книгу новейшей науки.

Воспитатель

Нельзя ли как-нибудь доступнее объяснить понятие абстрактности в математике,

если оно является столь важным.

5.Ученик

Например: пастух пересчитывает стадо, он заботится только о том , сколько овец

налицо, ему безразлично каковы овцы – молоды, стары, белые, черные, главное

 количество, именно в этом есть существо абстракции. При ней обращаем только

внимание на некоторые особенности наблюдаемых предметов, а иные их свойства оставляем без внимания. Математика безучастна к особенным свойствам предметов

и изучает только их пространственные формы и количественные соотношения.

Воспитатель: вторую важную особенность математики составляет ее дедуктивный

характер и то исключительное место, которое занимает в ней логика.

6.Ученик

2.Дедуктивныц характер

Эта особенность сводит всю суть математики к доказательству.

Многие утверждают, что самые лучшие доказательства в математике кратки  

точны, как эпиграммы, а в самых длинных слышны ( звуки ) ритмы музыки. Но

пожалуй  никто не передаст так верно эстетику математического доказательства,

 как Харди: « Математик  так же, как художник или поэт, создает «узоры» и если

 эти  «узоры» более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей… «Узоры» математики так же, как узоры художника или поэта, должны быть прекрасны: идеи

 так же, как цвета или слова, должны гармонировать друг другу. Красота есть первое

требование: в мире нет места для некрасивой математики».

Воспитатель: логика сводит математические понятия-абстракции в систему,

 способную служить предметом эстетического восприятия.

7.Ученик

3.ЛОГИК

«Золотая цепь» евклидовых теорем, в течение  двадцати веков восхищает человечество своим гармоническим построением и неповторимой   красотой во многом обязана «Аналитикам» Аристотеля – логическим сочинениям, имеющим своим предметом  человеческое мышление.

Математика учит мыслить человека, учит не только идеям, но и как

обращаться с идеями. Мышление важнее, чем мысли. Если это так, то математика

 лучше любого предмета помогает достичь высшей цели.

Учитель:

Математике, в отличие от некоторых дисциплин, чужды споры, невообразимо,

чтобы дважды два не было четыре.

Никакой результат математики не зачеркивается ее  дальнейшие развитием.  

 Однажды доказанная теорема уже никогда не станет

 неверной, хотя может  выяснится, что она является частным случаем, какой-то

 более общей  истины.

Математические знания не подлежат пересмотру, общий их запас  может

только возрастать.

8.Ученик

СОВЕРШЕННОСТЬ ЯЗЫКА

Математические символы быстро передают информацию и обеспечивают удобство ее переработки. Математическая символика имеет длительную историю. Четкая символика способствует изучения предмета.

9.Ученик

ПОЛЕЗНОСТЬ

Полезность математики связывают с универсальностью ее применения.

Проникновение математического аппарата в ту или иную область  знаний

Знаменует этап ее развития, способствует возникновению новых знаний.

     Математика – это замкнутый в себе микрокосм, обладающий      способностью отражать и моделировать любые процессы мышления. Она всегда приносила большую пользу. Математика необходима для покорения природы человеком, для развития человека, как  биологического вида, ибо она формирует его мышление!

Многие приходят к математике и рассматривают ее изучение как этап подготовки ума к усвоению естественных наук.

Из всех особенностей математики, наиболее применима ее полезность.

Воспитатель

Любая наука могла бы гордиться такой историей, как история математики, ибо она менее всего история ошибок.

История математики  тысячами нитей связана с историей  других наук,

Историей техники, историей искусства,  она существенная часть человеческой культуры. Математика связана с миром красоты окружающей действительности, а именно – красота в технике, искусстве и природе.

( Провожаем « Математику  - Царицу  всех наук»  и ее свиту под музыку и

.аплодисменты.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика  приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика  приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...

Курсы повышения квалификации в ЧИППКРО "Технология разработки и содержание рабочих учебных программ по общественным и художественно-эстетическим дисциплинам"

Презентации с курсов ЧИППКРО: Технология разработки отдельных рабочих программ учебных предметов и курсов; технология конструирования рабочих программ по общественным дисциплинам; новые требования к п...

Основное содержание математики на ступени основного общего образования (ФГОС)

Основное содержание математики 5-6 классов по разделам и  темам ...

Творческий проект эстетического содержания

Тема «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства»(творческий проект эстетического содержания)...