Классный час "Забыть такое невозможно..."
методическая разработка (5 класс) по теме

Литус Марина Сергеевна

Классный час,может быть использовано как  внеклассное мероприятие по истории, посвящённое 70-летию снятия Блокады Ленинграда.Мероприятие способствует воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час: «Забыть такое невозможно…»

Посвящается 70-летию снятия блокады Ленинграда»

Цель классного часа: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, способствовать  воспитанию в  детях  чувства сострадания к жителям блокадного Ленинграда, защитникам города  в период блокады  и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью фото-документов и поэтической литературы ; способствовать развитию мышления и познавательной активности.

Оборудование: мультимедийный  проектор .

Учитель :В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда (С-Петербург), который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. На долю жителей выпали неимоверные трудности. Они жили под постоянными бомбёжками, мерзли, умирали от голода. Нет ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих родных и  близких. Жизнь ленинградцев - это каждодневный подвиг…

Чтец1

8 сентября, обычный день недели,

 Начало осени, красивое и яркое,

 Сентябрьский ветерок, и голуби летели,

 И лес к себе манил людей подарками,

 И тишиной, и свежестью дыхания.

 Привычно занималось утро раннее…

 Так было до того или потом,

 Но в этот год беда стучалась в дом.

 В том 41-ом памятном году

 Железным обручем сковало красоту,

 Безжалостный, губительный охват,

 Жизнь ленинградцев превративший в ад, –

2. БЛОКАДА. Нам, живущим, не понять,

 Что чувствовал ребёнок, угасая,

 Везя на санках умершую мать

 И губы от бессилия кусая…

 Звучат сирены, метронома звук

 Тревожит память деточек блокадных,

 Им выпало без счёта адских мук,

 Труда для фронта без речей парадных,

 Им выпало, но люди не сдались,

 Не сдался город, взрослые и дети!

 Их памяти, живущий, поклонись

 И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.

(Г. Станиславская )

Видеофрагмент о начале Блокады Ленинграда(1мин 12 с.)

  Учитель:  В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение продовольствием и водой, боевой техники фронта - горючим, заводов и фабрик - сырьем и топливом. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941г. они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и ИТР получали по 250г. хлеба, а служащие, иждивенцы и дети по 125г. в день. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей и целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

Рассказ ученицы ( Патваканян Е.) о Тане Савичевой и её дневнике.(опора на презентацию) 1.« Таня Савичева родилась  23 января 1930года , Дворищи, Гдовского района, Псковская область Ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.

Дневник Тани Савичевой стал одним из символов Великой Отечественной войны

2.Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье . У неё было две сестры и два брата: Женя (родилась в 1909), Леонид «Лёка» (родился в 1917), Нина (родилась 23 ноября 1918) и Миша (родился в 1921)..»

3. Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту.

4. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО. В дневнике Тани всего 7 страниц, 7 страшных записей о гибели её семьи.

5. На букве «Ж» Таня пишет: 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».

6. На странице с буквой «Б» Таня пишет: «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

7. Таня раскрывает блокнот на букве «Л» и пишет, в спешке объединяя два слова в одно: «Лёка умер 17 марта в 5 часутр в 1942 г..».

8. Таня раскрывает блокнот на букве «В» и делает соответствующую запись, которая получается не очень правильной и сбивчивой: Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г.

9. Страница на букву «Л» уже была занята Лёкой и поэтому Таня пишет на развороте, слева. Но то ли сил уже не хватало, то ли горе полностью переполнило душу исстрадавшейся девочки, потому что на этой странице слово «умер» Таня пропускает: Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г

10Возможно, у Тани просто не хватило духу написать «мама умерла», поэтому на листе с буквой «М» она пишет:

«Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»

11. Со смертью матери у Тани полностью пропала надежда на победу и на то, что Миша и Нина когда-нибудь вернутся домой. На букве «С» она пишет: Савичевы умерли

12И, наконец, на «О»:Осталась одна Таня

13. «…Таня постучала к нам утром. Сказала, что только что умерла её мама, и она осталась совсем одна. Просила помочь отвезти тело. Она плакала и выглядела совсем больной…» вспоминает Вера Афанасьевна Николаенко  соседка Савичевых

Учитель: Таню вывезли с детским домом в Горьковскую область.  Прогрессирующие дистрофия, цинга, нервное потрясение, да ещё костный туберкулёз, которым Таня переболела в раннем детстве, сделали своё дело. Из всех прибывших тогда детей детского дома № 48 не удалось спасти только Таню Савичеву. Её часто мучили головные боли, а незадолго до смерти она ослепла. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулёза кишечника.

31 мая 1981 года на шатковском кладбище был открыт памятник — мраморное надгробие и стела с бронзовым барельефом (скульптор Холуева, архитекторы Гаврилов и Холуев). Рядом находится возведённая в 1975 году стела с барельефным портретом девочки и страничками из её дневника.

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников. В память о Тане Савичевой её именем названа малая планета «2127 Таня», открытая в 1971 году советским астрономом Л. И. Черных. ДОЛГИЕ годы после войны считалось, что 12-летняя Таня, последняя из Савичевых, сгинула в блокадном Ленинграде. Но оказалось, что Савичевы умерли не все. И старшая сестра знает продолжение истории, из которой один за другим вычёркивались все герои. Это она нашла Танин дневник. Всё, что осталось от семьи, съеденной блокадой, — 41 строчка в алфавите.

Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перестанут защищать город и сдадут его. Но город не сдавался, продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов  и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин.

Смерть входила во все дома. Люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода. Все эти нечеловеческие тяготы наравне со взрослыми переносили и дети. Немало ленинградских мальчишек сражалось с врагом, находясь в армии и на флоте. Это были сыновья полков и юнги.

Чтец (Лейбо М. ) Мальчишки

Ученица Бураганова Е.(на фоне презентации)

1.Запасы продовольствия в Ленинграде кончались. А в городе около 2,5 миллионов людей. Чем их кормить? Далеко, за кольцом блокады,-  Большая земля. Там есть мука, мясо, масло. Но как их доставить в Ленинград?

  Только одна дорога связывала  город с Большой землей. ЭТА ДОРОГА ШЛА ПО ВОДЕ.

2. Над Ладожским озером, по которому перевозили хлеб в Ленинград, постоянно летали фашистские самолеты. Они охотились за нашими судами.

    Ходили тогда по озеру и небольшие металлические суда- тендеры. Они были окрашены под цвет воды, заметить их с большой высоты было трудно. Но все же многие наши соотечественники гибли под вражескими пулями, пытаясь доставить пропитание.

Наступила зима. Морозы становились  сильнее. Лед на Ладоге стал толще, но выдержать вес машины не смог. А ждать нельзя: в Ленинграде умирают от голода. Один мешок муки спасет сотни людей. Утром 20 ноября в Кобону тронулся конно- транспортный обоз. Обоз был большой- 350 саней.

Муку стали переправлять по льду.

 С 20 ноября 1941 по конец апреля 1942 по Дороге жизни было доставлено 262 тыс. тонн продовольствия в блокадный Ленинград

Чтец 3 (Чхаидзе А.): 

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

- Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь  -  опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасёт

Шестнадцать тысяч ленинградцев.-

И вот – в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

( О.  Берггольц)

Учитель: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога!

Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

18 января 1943 года блокада была прорвана и по отбитому у врага коридору шириной всего 8-11 км. началось бесперебойное снабжение Ленинграда продовольствием, медикаментами, сырьем для предприятий, вооружением для его защитников.

          27 января 1944 года  окончательное снятие блокады Ленинграда

Чтец Кривенко В. 

Такого дня не видел Ленинград!

 Нет, радости подобной не бывало.

  Казалось, что всё небо грохотало,

  Приветствуя великое начало

  Весны, уже не знающей преград.

   Гремел неумолкаемо салют

 Из боевых прославленных орудий,

 Смеялись, пели, обнимались люди…( В. Рождественский)

В честь этого великого события  27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Чтец  Лукьянова М.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут

А ленинградцы тихо плачут

Ни успокаивать пока

Ни утешать людей не надо

Их радость слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но Боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут. (Ю. Воронов)

Учитель :Сотни тысяч погибших лежат в братских могилах на кладбищах Санкт – Петербурга. На Серафимовском мемориальном кладбище захоронено более 100 тысяч ленинградцев, , погибших в дни блокады.  … Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 5000 тысяч людей,

Чтец Менгишова Ф.

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим

Учитель: Наступает минута молчания (на фоне метронома)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Такие разные профессии"

Цель и задачи данного мероприятия:дать  учащимся представление о профессиях; развить коммуникативное общение;повысить   интерес   учащихся  к профессиям и расширить их кругозо...

Классный час "Такая удивительная жидкость"

Цель данного классного часа: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека. Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.В...

Методическая разработка классного часа «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

Любите друг друга. Любовь как  благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся. ...

Классный час "Не помнить нельзя, забыть невозможно"

Цель. Формирование качеств защитника и патриота своей Родины.Задачи.Воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, традициям своей страны.Развивать эстетиче...

классный час такие разные профессии

Найти свою дорогу, узнать своё место- в этом всё для человека...

Такое забыть невозможно

Внеклассное мероприятие, посвященное дню освобождения г. Азова от немецко-фашистских захватчиков...