Внеклассное мероприятие
методическая разработка (6 класс)

Маркова Туяна Дабаевна

Внеклассное мероприятие построено по типу телевизионной игры "Своя игра" для учащихся 6-7 классов по теме: "Природно-культовые памятники Алханая".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_dlya_uchashchikhsya_6.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Маркова Туяна Дабаевна

Учитель русского языка и литературы

Внеклассное мероприятие для учащихся 7 классов

Тема: Природно-культовые  памятники Алханая

      Цель: воспитание духовно-нравственной культуры учащихся через изучение природно-культовых памятников Алханая.

Задачи:

  • расширение знаний учащихся о природно-культовых памятниках  Алханая;
  • развитие мышления, памяти, кругозора учащихся;
  • содействие воспитанию бережного отношения к природе родного края, привитие чувства гордости и патриотизма  к родной земле.

Вид: развивающий

Форма проведения: интеллектуальная игра в форме телевизионной игры «Своя игра»

Форма работы: групповая, коллективная

Методы: диалог,

Оборудование: Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, аудио-видеозаписи.

Участники: две команды учащихся 7 классов тьюторской школы, жюри.

Краткое описание игры: участвуют 2 команды по шесть человек.

  1. Вводно-мотивационный этап.

Удивительно красив, загадочен и неповторим мир буддийской святыни! Самая высокая гора на территории национального парка — гора Алханай (1665 м над уровнем моря) — связана с историей буддизма и именем Чингисхана. Те, кто побывал здесь, разносят по миру были и легенды о чудотворном воздействии этих мест.

Сегодня мы с вами попробуем посетить интереснейшие места.

Объясняю правила игры. Сейчас вы должны разделиться на 3 команды и каждая команда выбирает капитана, придумывает название команды. Игру будут оценивать наше многоуважаемое жюри:

Команды по очереди выбирают вопрос одного из направлений: Мифы и легенды, Числа, Памятники природы, Культовые объекты.

Вопросы дифференцированные. «Стоимость» каждого вопроса зависит от уровня сложности. Команда сама выбирает вопрос и направление. Игра проходит в один тур. Право первого хода разыгрывается при помощи вопроса, участник которой первым поднимет руку и ответит на вопрос.  Команда выбирает тему вопроса и его стоимость. Отвечает та команда, которая выбрала направление и вопрос.  При верном ответе на счет команды поступает выигранное количество баллов. Если команда неверно ответила, то на этот вопрос отвечает другая команда. Верно, ответившая команда имеет право выбрать следующий вопрос. В конце урока подсчитываются баллы, определяется команда-победитель, в каждой команде члены жюри выбирают самого активного участника и эрудита.

В игре имеется следующий сектор:

- «Кот в мешке» - вопрос должен быть переадресован любой другой команде, либо команда отвечает на этот вопрос. Если одна из команд идет «ва-банк», т.е. ставит на кон всю имеющуюся на ее счету сумму баллов. В этом случае при неправильном ответе на счету команды остается 0 баллов, а при правильном – сумма баллов удваивается.

Выигрывает команда, набравшая в ходе игры большее количество баллов.

Время на обдумывание вопроса не более 5-10 секунд

2) Ребята, внимание на экран, скажите «Что объединяет эти понятия»: Вершина горы Алханай, Аршан, Димчик Сумэ, Храм - Ворота, Доржи Пагмын Сумэ, Загуурди – промежуточный мир, Эхын Умай - чрево матери, Нара Хажад, Зула Сумэ, Сэндэма Сумэ, Зурхэн Шулуун – сердце Алханая, Хорео Шулуун или Храм бога Чойжил, , Культовые плиты Улэ, Маани-молитвы и мантры, плиточные могильники.

А что вы знаете о природно-культовых памятниках Алханая? Хотите узнать?

Значит,  тема нашего внеклассного мероприятия «Природно-культовые памятники Алханая».

Интересные творения природы всегда пользовались и пользуются традиционным почитанием у всех народов планеты.

Итак, первый вопрос разминки определит команду, которая начнет выбирать вопросы.

Разминка: Какая пещера изображена на фотографиях?

Нухэн Шулуун – Храм Бога Бадмасамбавы

  1. Операционно-содержательный этап

Мифы и легенды

  1. В любое время года на южном склоне горы Алханай отчетливо видна гора Алханай – огромная скала напоминает своей формой сердце – это есть Зурхэн – Шулуун. Как вы думаете сердце Алханая превратилось в камень? (По легенде единственная дочь Алханая река Иля убежала к Онону вопреки запретам отца. Отец Алханай не выдержал горя, сердце его окаменело и превратилось в скалу Зурхэн – Шулуун.)
  2. Однажды, в период расцвета и становления буддизма случились печальные события, неожиданно стали подвергаться порче священные книги, на колоннах  и стенах монастырей появились трещины, распространились болезни и трагические случаи. Какое божество, которого пригласили мудрецы, противостояло этому злу. (Божество Димчик)
  3. Это округлой формы скалу длиною около 50 метров в народе называют Каменным забором. В буддизме скала имеет название Чойжил Сумэ, храм божества Чойжил. Божество закона, правящий согласно учению, изображается в синем цвете, с рогатой бычьей головой, тремя глазами, ожерельем из черепов, арканами для ловли душ, мечом и драгоценными талисманами. Его атрибуты – весы, книга судеб, зеркало, где видны прегрешения человека. Какая легенда существует о божестве Чойжил или Хорео Шулуун? (Легенда гласит, что в пространстве вокруг горы Алханай неистовствовали и визжали духи, не нашедшие своего перевоплощения. Они насылали засуху, наводнения, болезни и другие несчастья. Чойжил своей чудодейственной силой собрал в эту крепость злых духов и уничтожил их, совершив суровый обряд сожжения).
  4. Он был из царской семьи, необычайно резвый, подвижный, одаренный многими талантами и обладающий проницательным умом. Принц отличался непредсказуемостью поступков и к тому же был левшой. О ком идет речь, и с чем связаны непредсказуемость и леворукость  принца? (Божество Димчик. В день торжества вступления на трон божество Димчик  вопреки ожиданиям владык и духовенства появился с противоположной стороны храма, против движения солнца, на одноосной деревянной телеге, запряженной ослом, и раскидывал мелкие камни. И сегодня дуган божества Димчик обходят по движению против солнца, по левую руку).  

Числа

  1. Укажите высоту горы Алханай: 1664 м. над уровнем моря.
  2. Ступа-субурган Далай-ламе XIV возведен в честь его пребывания на Алханае. Скажите, в каокм году это было?  В 1991 году. ВИДЕОЗАПИСЬ
  3. Зула Сумэ – Храм Светильник. Зула Сумэ представляет собой гранитный столб высотой около 40 метров, возвышающийся над лесом вдали от других скал. Она раньше всех встречает утреннюю зарю и освещена лучами до последнего вечера. Луч света Зулы олицетворяет силу и энергию созерцания, распространения буддийского учения. По каким дням зажигают в алтарях лампадки? (По лунному календарю в дни Дуйсэн 8, 15, 30)
  4. КОТ В МЕШКЕ. Краевед С.М. Ешисамбуев назвал Нара Хажад как «Скала Небесной Музыкантши». Скажите, а как переводится на русский язык «Нара Хажад»? (Солнечная оправа).

Памятники природы

1. Буддисты утверждают, что Yyдэн сумэ – это ворота, через которые люди входят в мир божества Димчик, в мир великого блага. Какой хурал (обряд) проводится каждый год у подножия Храм Ворот? И кому или чему он посвящен? (Согшод, божеству Димчик)

2. Главная особенность этой скалы – обширная расщелина естественного происхождения. Ламы выбирали скалу Нара Хажад местом медитации, считается, что на это место спускается приток энергии из Вселенной. А почему эту скалу называют Небесной Музыкантшей? (Здесь в тишине и покое можно услышать таинственную и прекрасную мелодию, льющуюся с небес – это играет Нара Хажад или Небесная Музыкантша).

3. Какой обряд совершают паломники у пещеры Эхын Умай (Чрево Матери)? Паломники здесь совершают ритуальные обряды и просят у Эхын Умай души детей, дабы размножался их род. Они развешивают вокруг грота на деревьях хадаки, детские распашонки, тэрлики, ползунки, пинетки. Женщина, выпрашивая у Дара Эхэ (чрево матери) детей из небольшой ямки,  протянув руку, должна взять то, что попадается в руку камушки и т.д. Камушек, добытый из священных недр Алханая, люди ставят дома на самом почетном месте, веря в силу Алханая.

4. В любое время года на южном склоне горы Алханай отчетливо видна огромная скала, напоминающая своей формой сердце. Это и есть Зурхэн Шулуун – Каменное сердце. Скажите, чей это храм в буддийском истолковании? (Это природный храм Идама Махагала, покровителя веры).

Культовые объекты

1. Какие каменные плиты имеют название «Улэ»? (Если на молитвенных плитах имеются имя священника и дата, кроме мантр)

2. Что означает надпись «ом-ма-ни-пад-ме-хум» на молитвенных плитах? («Да будет благословенен рожденный на лотосе») АУДИОЗАПИСЬ

3.На горных перевалах Алханая, у обочин дорог, родников, в лесу часто встречаются каменные молитвенные плиты – мани. С начала 19 века алханайские буряты начали проводить религиозный обряд «Мани хураха». Скотоводы устанавливали молитвенный камень на своих родовых участках, для чего приглашали ламу. Молебен длился трое суток, после этого лама писал на камне мантры (молитвы).  С какой целью буряты устанавливали мани? (Этим самым они усмиряли духов и хозяев гор и степей, рек и озер. Это должно было сопутствовать благополучию, процветанию. А также для защиты от злых духов.)

4. КОТ В МЕШКЕ. Прочитать наизусть стихотворение

III. Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Подсчет баллов и определение победителя
  2. Награждение победителя и самых активных участников

Вот и закончилась наша игра, посвященная природно-культовым памятникам– Алханая.

Какие же природно-культовые объекты нам нужно беречь?     Особенность природно-культовых памятников состоит в уникальном сочетании природных памятников, которые появились независимо от человека и культовых объектов, созданных человеком для почитания священного места Алханая.

Берегите нашу природу. Спасибо всем за участие. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...