Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей
статья на тему

В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности, другие связывают его с инновационными технологиями, входящими в педагогическую практику работу учреждений дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей

В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности, другие связывают его с инновационными технологиями, входящими в педагогическую практику работу учреждений дополнительного образования.

Особое значение личностно-ориентированное обучение приобретает в системе обучения детей изобразительному искусству, художественному творчеству. Есть основание предполагать, что уважительное отношение и интерес к художественному творчеству, к прекрасному, заложено в ребенке природой. Маленький ребенок способен внимательно (восхищенно и с уважением) слушать и воспринимать мелодию, ритм, движение; каждому из родителей памятна та серьезность, с которой он погружается в художественное творчество (рисование, лепку, конструирование). Хорошо известно, какой большой смысл вкладывает ребенок в каждый свой рисунок, в его сотворение. Именно здесь проявляются ростки нравственного отношения к творчеству, которое можно и нужно развивать в процессе художественного воспитания.

В процессе занятий в изостудии дети знакомятся с основами изобразительного искусства, с картинами художников, сопереживают, соотносят произведения искусства с собственным опытом. И через что, как не через искусство приобщить ребенка к красоте, к ее созерцанию и выражению уже на плоскости.

Отечественный и зарубежный опыт уже неоднократно убеждал, что попытка формировать личность по установленной модели, пропускать детей через определенный стандарт образования может дать только образовательные и социальные суррогаты. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

Проблемы личностно-ориентированного подхода к организации творческой деятельности детей и их эстетического воспитания рассматривались в работах многих выдающихся педагогов: Л.С.Выготского, В.В.Зеньковского, П.Ф.Каптерева, Б.Неменского, Б.Т.Лихачева, В.Н.Шацкой и др. Несмотря на исследованность этой проблемы, в ней существует ряд противоречий, которые необходимо учесть при разработке образовательной программы:

  • противоречие между личностным характером восприятия творчества ребенком через систему собственных ценностей и установок и существующими общечеловеческими нормами и ценностями прекрасного, которые сложились в изобразительном искусстве;
  • между стремлением ребенка к самореализации в процессе художественного творчества и наличием определенных канонов и правил изобразительной деятельности, которые должны быть знакомы воспитаннику.

Также для успешного освоения программы воспитанниками немаловажную роль играют психолого-педагогические условия реализации программы, которые включают в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • побуждение творческого воображения ребят к практической и творческой деятельности;
  • поощряется отход от шаблона, привнесения в каждую работу собственных образов;
  • важно "расковать" детей, высвободить их творческую энергию;
  • формирование знаний ребят на разных психологических уровнях (конкретно-чувственные представления, понятия, обобщающие образы, "открытия" и т.д.)
  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.

Одна из основных целей программы – формирование художественной культуры ребенка, как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. искусство должно постигаться неспешно: оно не только изучается, но и проживается. Это единственный, соответствующий искусству способ передачи его опыта, иначе неминуемо поверхностное знание, а это часто не лучше полной неграмотности. В связи с этим за основу личностно-ориентированного обучения нами была принята учебная личностно-ориентированная ситуация, т.е. ситуация в которой интересы, потребности, личностный опыт воспитанника выступают такими же значимыми компонентами процесса обучения, как знания и умения.

Вхождение педагога и воспитанника в личностно-ориентированную ситуацию предполагает своеобразное изменение всех параметров обучения.

Конструирование учебной ситуации предполагает использование следующих приемов:

  • представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач;
  • усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию и самореализацию личности;
  • имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуациях коллизийности и состязания.

С точки зрения дидактики триада "задача-диалог-игра" образует базовый комплекс личностно-ориентированного обучения, создающий ценностно-смысловое поле межсубъектного общения как органической составной части целостного учебного процесса. В этой ситуации не происходит подмены образовательного процесса узковоспитательным содержанием, однако мир искусства раскрывается иной своей стороной – личностно-смысловой, когда усваивается как личностная ценность путем обращения не только к памяти, но и к глубинным структурам сознания.

Любой изучаемый материал представляется нами в виде системы задач, различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой воспитанников.

Нами используются задачи трех типов:

  • предметные, включающие фактический материал с косвенным указанием на его связь с гуманитарно-ценностной сферой: для этого на занятиях проводится сравнительный анализ произведений профессионального или народного творчества в контексте основной темы и целей занятия. В сравнения вовлекаются природа, музыка, поэзия, видеофильмы. Сочетание с музыкой, литературой и видеоматериалом позволяет ярче, образнее раскрыть тему занятия.
  • конструктивные, направленные на поиск приобщения детей к данной области изобразительного искусства, что связано с переводом содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную.
  • личностно-ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала.

Учебный диалог предстает не только как один из методов обучения, но и как важный компонент, внутреннее содержание личностно-ориентированного обучения. Диалогичность выступает в данном случае одной из сущностных характеристик процесса обучения понимания искусства, не только как средство, но и самоцель обучения, не только как процесс, но и как источник личностного опыта, фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной, критической и других функций личности.

Опыт диалогического общения накапливается постепенно и на начальных этапах неизбежно включает элементы формальной организации: изложение сценария занятия, распределение ролей и т.п. Введение в ситуацию диалога предполагает использование следующих элементов технологии:

  • диагностика готовности детей к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения;
  • поиск опорных мотивов, т.е. волнующих участников вопросов и проблем в области изобразительного искусства, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;
  • переработка учебного материала в систему проблемных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострения сравнений, коллизий, возвышение их до вечных человеческих проблем;
  • продумывание различных вариантов сюжетных линий диалога;
  • проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей,
  • гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно предусмотреть поведение его участников.

Одним из условий успешной реализации развивающей личностно-ориентированной деятельности является сочетание массовой, групповой и индивидуальной работы в изостудии. В группе обычно работают 12-15 человек; в малых творческих (поисковых) группах – 3-5 человек; участие в выставках принимают лучшие индивидуальные и коллективные работы; проводятся индивидуальные занятия с детьми-инвалидами.

Особая роль принадлежит имитационно-игровым ситуациям. К их разработке приводит необходимость организации обучения, когда востребованными становятся личностные функции обучаемых. Ребята выступают в роли актеров на занятиях, где вводятся игровые драматизации по изучаемой теме (роль коробейников, роли различных животных и т.д.), т.е. педагог на занятии использует методические игры-сказки. Эти деловые игры – один из активных путей создания на уроке атмосферы сотворчества, сотрудничества педагога и воспитанника. Сюда также можно отнести игру в художников и зрителей; на протяжении всего занятия ребята меняют позицию, выступая то в роли зрителя, то в роли художника, тем самым приобщаясь к специфике основных видов художественной деятельности (восприятия и созидания). На наш взгляд, игра ценна своей мотивацией, особым творческим, партнерским духом личности, а не своими формальными атрибутами в виде ролей и правил. Всякая игра есть, прежде всего, и в первую очередь свободная творческая деятельность.

Таким образом, в личностно-ориентированном обучении изобразительному искусству собственно-личностные функции ребенка включаются в образовательный процесс. В качестве таких функций нами были выделены следующие:

  • функция мотивации (приятие и обоснование изобразительной деятельности);
  • функция опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения ребенка в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и собственной творческой деятельности);
  • функция коллизий (видение скрытых противоречий в чужих и собственных произведениях);
  • функция критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм изобразительного искусства);
  • функция рефлексии (конструирование и удержание определенного образа Я в собственной творческой деятельности);
  • функция смыслотворчества (определение смыслов творчества);
  • функция ориентации (построение личностной картины, индивидуального воззрения на искусство);
  • функция творчески преобразующая (обеспечение творческого характера любой изобразительной деятельности);
  • функция самореализации (стремление к признанию своего образа Я в искусстве окружающими);
  • функция обеспечения духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями (предотвращение сведения творческой деятельности к утилитарным целям).

Все эти функции должны стать теми ориентирами, которыми необходимо руководствоваться при подборе и разработке инновационных технологий проведения занятий по изобразительному искусству в изостудии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция различных видов и жанров искусства в работе учреждений дополнительного образования детей.

Данная работа отражает подход педагогов Центра детского творчества к решению проблемы обучения и воспитания детей через интеграцию различных видов искусства. Эти выводы основаны на многолетнем опыте п...

Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей

В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление уче...

Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей

В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление уче...

Личностно-ориентированный характер обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования детей

В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление уче...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН» ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗО

Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области х...

О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств"

О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искус...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...