Что важнее воспитывать или учить? доклад на МО
статья на тему

Макеева Валентина Сергеевна

доклад на МО.Преобразования в областях политики и экономики современной России требуют серьезных изменений во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота. Это крайне важно сейчас, когда появляются отдельные случаи перерождения патриотизма в национализм, когда во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма, в общественном сознании широко распространились равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_vazhnee_vospityvat_ili_uchit.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что важнее воспитывать или учить?/ Макеева В.С. 29.03.2014 г.

Преобразования в областях политики и экономики современной России требуют серьезных изменений во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота. Это крайне важно сейчас, когда появляются отдельные случаи перерождения патриотизма в национализм, когда во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма, в общественном сознании широко распространились равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Понятие «патриотизм» используется в научной литературе на протяжении веков. Сущность его связывается не только с отдельным нравственным принципом или качеством человека, а с совокупностью черт социально-нравственной личности, что и позволяет считать патриотизм неотъемлемой ее частью.

Построение в России гражданского общества и демократического государства невозможно без целенаправленной деятельности по воспитанию гражданина, обладающего патриотическим сознанием, высоким уровнем правовой культуры, гражданина с активной жизненной позицией. Формирование гражданственности, патриотизма и толерантности - важное направление в гражданско-патриотическом образовании.

В последнее время о воспитании активной, образованной, ответственной, гуманной личности рассуждают постоянно. Основной задачей преподавателей обществознания и истории является выполнение данной концепции.

Цель: формирование гражданина-члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом за свои действия, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, к культурам, и народам.

Задачи: 

  • Распространение среди учащихся гражданских ценностей.
  • Формирование здорового образа жизни.
  • Повышение правовой и политической культуры.
  • Формирование культурно-социальных ценностей.
  • Воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье.
  • Воспитание  гуманности и человечности.
  • Расширение мотивации изучения обществознания и истории.
  • Привитие навыков исследовательской работы.
  • Создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

По мнению многих учёных, образованный человек - это не только человек знающий, но и способный к творческой деятельности, самостоятельному принятию ответственных решений, свободный в оценках и суждениях, это человек культуры и нравственности. Общество предъявляет новые требования к личности подростка, произошло размывание системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей между поколениями, усиление бездуховности у значительной части подростков, происходит внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей. Поэтому возникла необходимость в переоценке роли образования в воспитании гражданственности современных подростков.

  • Разве можно воспитать патриота, не знающего свою историю?
  • Можно ли говорить о гражданственности человека, не знающего Конституцию своей страны, права человека и гражданина, функции различных государственных органов?
  • Реальна ли выработка собственной гражданской позиции во взаимоотношениях с различными социальными группами человеком, не имеющим представления о структуре общества, социальном статусе личности?
  • Можно ли быть гражданином без уважения к закону, без развитого правосознания, ориентации на образцы правомерного поведения?

Ответ на все эти вопросы очевиден.

И поэтому моя задача помочь современному подростку в становлении своей жизненной позиции.

 Каким образом это делаю я?

Пути достижения поставленных задач различны  и выбираются с учетом возрастных и психологических  особенностей учащихся и изучаемого материала. В работе делается акцент на разнообразие форм  и методов организации познавательной  деятельности учащихся. Основными принципами данной системы  работы являются:

- принципы  бесконфликтности;

- система друга;

- принцип открытых перспектив;

- принцип равных условий;

- принцип посильности;

- принципа сотрудничества.

В воспитании патриотизма и гражданственности уроки истории и обществознания играют большую роль.

На уроках истории, изучая тему, я останавливаюсь на тех исторических личностях, которые способствовали процветанию России, и на их примерах учу детей. Патриотизм известных исторических деятелей, писателей, героев национально-освободительных войн, благородный гражданский и нравственный опыт людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру, формирует потребность в нравственном самосовершенствовании.

Я считаю, что изучение истории должно быть неразрывно связано с краеведением и опираться на краеведение.

Теоретическое обоснование: изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, области дает возможность будить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь. А это помогает становлению гражданина, патриота великой России, которая, по моему мнению, обязательно станет таковой.

Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к своей Родине. Свои уроки пытаюсь строить таким образом, чтобы ребята становились активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.

Уроки обществознания, начиная с 5 класса, в воспитании всех перечисленных мною качеств, не менее благодатны, чем уроки истории.

Тема « Родина» в курсе обществознания проходит красной нитью во всех классах, и творчеству учителя и учеников ничто не препятствует. Тут и вырезки из газет и самостоятельный выбор рассказа ученика о современниках. Многие ребята рассказывают о своих близких, пишут мини-сочинения, рисуют рисунки.  А на вопрос, что значит по-настоящему любить свою Родину, ученики 8 класса затрудняются ответить. Это и понятно. Наряду с положительными примерами ребята видят и слышат немало негативного. И это тоже Родина. Задача учителя - не заострять внимание на том, что есть в стране отрицательного, а настраивать учащихся на то, чтобы они в будущем не совершали ошибок, были стойкими и честными в делах, а не в словах.

Особое внимание на уроках уделяется вопросам права и демократии. Не менее важные вопросы в курсе обществознания – вопросы толерантности. Нас, обществоведов, радует то, что во время изучения тем «Родина – наш общий дом», ребята активны и правильно понимают, что для всех народов Россия – действительно, общий дом. Основы нашего многонационального государства корнями уходят к глубокой древности и все народы, несмотря на свои традиции, обычаи, всегда были едины в борьбе за сохранение страны. Доказательства тому – Отечественная война 1812 года, война 1941-1945 года. Задача учителя - на конкретных примерах показать, что за годы ВОВ за храбрость и мужество звания героев Советского Союза получили: 11603 представителей 100 национальностей нашей страны, 104 человека удостоились этого звания дважды.

Каждый год первого сентября на классных часах вспоминаем события в Беслане в школе №1, взрывы, которые прозвучали в метро в Москве, театре Норд-Ост и т.д. Если говорить откровенно, то сами учащиеся рассуждать, говорить на эту тему затрудняются. Словарный запас не позволяет правильно выразить свои мысли, многие дети не смотрят новости, не читают газет, да и просто не понимают значения слов экстремизм, толерантность и др. Чаще всего дети просто нам «помогают», рассказывая о каком-то событии. Задача учителя подвести ребят к мысли о том, что террористами становятся люди, независимо от национальности, и террористов разных мастей роднит приверженность к насилию и гибели людей. А вот что касается вывода, то учащиеся правильно говорят, что победить терроризм можно только общими  для всех государств и народов усилиями. Главное – то, что мы все Россияне, и жить в общем доме мы можем только в мире и согласии.

Формы развития познавательной и творческой активности учащихся во внеклассное время очень разнообразны и многогранны. Одна из них – это музейно – экскурсионная деятельность. Этот вид деятельности строится на взаимном интересе учащихся и учителя, неординарности материала и заданий, поиске нового. Данная форма помогает оживить изучаемый материал, приобщить ребят к предметному миру прошлого, воспитать чувство гордости за свою историю, историческое и культурное наследие родных мест.

Работа и тесная связь с музеем, использование в моей практике различных форм музейного просветительства приводит, в итоге, к пробуждению у учащихся интереса к историко-культурному  наследию человечества, расширению и углублению знаний о предметом мире, к умению ориентироваться в нем, ощущая постоянную потребность в общении с этим миром, формируя необходимую нравственно-ценностную ориентацию и высокий уровень познавательной активности. Мне бы хотелось, чтобы мои ученики любили свой край, с интересом изучали его прошлое и настоящее. «Жизненный опыт дает нам радость только тогда, когда мы можем передать его другим», - говорил известный французский писатель Андре Моруа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу "Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования"

Презентация к докладу наглядно показывает роль элективных курсов по иностранным языкам в определении индивидуальной траектории развития личности в рамках шкодьного образования....

Доклад на тему: «Семья как важнейший микрофактор социализации личности».

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка еди...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Публичное выступление к конкурсу учитель года: "Обучая -воспитывай, воспитывая-обучай".

Тема публичного выступления: «Обучая – воспитывай, воспитывая – обучай».     Существует легенда…..    Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки люде...

Доклад на Родительское собрание ТЕМА: Патриотическое воспитание детей в семье и школе «Гражданин воспитывается с детства»

Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», – писал наш велики...