Мастер-класс "В гостях у зимы"
методическая разработка на тему

Мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способности учащихся. Представленный материал будет полезен в том плане, что она способствует грамотному, ответственному и эффективному сохранению здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_v_gostyakh_u_zimy.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «В гостях у зимы» по использованию развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы

Автор: Исламов Ф.Г., учитель русского языка и литературы МОКУ СОШ с.Рятамак.

  Вступительное слово. Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги.  Мой мастер –класс предназначен для учителей – предметников  и учителей, занимающихся внеклассной работой.  На занятии демонстрируется , как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способности учащихся.  Работая над развитием творческих способностей учащихся на помощь приходят развивающие, ассоциативные игры, творческие задания.

Звучит  запись стихотворения Ф.М. Тютчева «Чародейкою зимою».

  Вот и закончился январь - самый холодный месяц года: 7 января – рождественские морозы, 19 января – крещенские морозы, 31 января – афанасьевские морозы, но народ приметил, что «холодные январи подряд почти не повторяются».   А вот и последний месяц зимы начался – февраль  и очень кстати поговорить  о народных приметах, о  зимних чудесах во всех ее проявлениях.  Именно на  этом месте вспоминаются  строчки из стихотворений Есенина «Белая береза, под моим окном….», Пушкина «Мороз и солнце!  День чудесный!..», или, например, повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством»,  поэма Некрасова «Мороз, Красный нос», русская народная сказка «Морозко», Андерсена «Снежная королева», и другие.

( репродукции с видом зимнего пейзажа )  А как прекрасны картины зимнего пейзажа в полотнах И.И.Шишкина «Зима», Грабаря «Февральская лазурь»,  Пластова «Первый снег»

 А песни – это душа народа.   В долгие зимние вечера можно  с удовольствием послушать и подпевать любимые песни. ( Э. Хиль ). Потолок ледяной / дверь скрипучая / за шершавой стеной тьма колючая / как пойдешь за порог  всюду иней / а из окон парок синий – синий

 ( Ой, Мороз, мороз!.., Увезу тебя в тундру увезу к седым снегам…,  Три белых коня, Чайковский «Времена года», Снег кружится …)

 Продолжим  наше занятие. «Интеллектуальная разминка» ! Давайте вспомним пословицы, поговорки и загадки о зиме.

 Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости. Пословицы и поговорки шагают с нами на протяжении всей нашей жизни. Помогают нам принять правильное решение, объяснить наши поступки, коротко и иногда с юмором ответить на сложный вопрос

Будет зима – будет и лето.

 Январь году начало, зиме середина.

 Декабрь  год кончает, а зиму начинает.

 Февраль силен метелью, а март – капелью.

 Зима лето пугает, да все равно тает.

В зимний холод всякий молод.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Зима – не лето, в шубу одета.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

  Любишь кататься, люби и саночки возить.

 Много снега – много хлеба.

Помни это, что зима не лето

.

 А теперь отгадаем загадки.

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед)

 Оставляя белый след, много падает монет, а тепло придет – их нет. (снегопад)

 Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз? (мороз).

 Чтоб не мерзнуть                                              Два березовых коня

 Пять ребят в печке                                              По снегам несут меня

 Вязаной сидят                                               Кони эти рыжие

                           (Варежки )                                  И зовут их … лыжи.

 На дворе и на повети                                Спешил, скакал, горою стал ( сугроб).

 Ревут белые медведи          ( буран )                    Он молчит, а не поется,

Зимой греет, весной тлеет                                Я ужасно удивлен,

Летом пропадает, осенью оживает.                Мне никак не удается

                                (снег)                        Объяснить, откуда он.   ( ветер ).

   

А сейчас, отгадаем загадку, а к слову отгадке подберем родственные слова.

Лежал, лежал, а весною в речку побежал (снег)

Следующая игра называется «Начинай с буквы «С». (Нужно назвать больше слов на тему ЗИМА. (с-нежок, с-алазки, с-ани, с-нег, с-угроб, с-осулька, с-негурочка, с-неговик, с-негирь )

 Давайте вспомним народные приметы. Народные приметы это наблюдения людей, передаваемые из уст в уста и накопленные таким образом за долгие тысячи лет. Случается так, что одни и те же приметы и суеверия толкуются по- разному у разных народов. Для русского человека черная кошка, перебежавшая дорогу - крайне скверная примета, для египтянина кошка, неважно какого цвета - к удаче.  Я начинаю, а вы должны закончить  предложения.

1. дым столбом...

2. Кошка в клубок...

З. Кошка лапой морду закрывает – к морозу.

4. Солнце выходит столбом – к бурану.

5. Ворон кричит – к метели.

6. Если звезды сверкают ярко... к сильным морозам

7. Туман стелется по земле – жди оттепели.

8.  Снег прилипает к деревьям – тепло будет.

9. Деревья в инее – небо будет синее

10. Много снегу – много хлеба.

11. Если шумит лес во время мороза, ожидай оттепели.

 Интересно знать, что обозначают зимние месяцы в народе.

 Декабрь – «Грудень» – от слова «груды» – мерзлые комки грязи или лютень- снегами глаз тешит, да ухо морозом рвет.

 Январь - Одно из старых названий января – «просинец» – продолжительность дня увеличивается, и небо насыщается синевой или начинает сиять.

 Февраль – «Зимобор» – февраль забирает у зимы ее морозную силу, снежень,

 Вы наслышаны о глобальном потеплении климата на земле.  Чем это чревато? По мнению ученых это приведет к тому, что лето нас будет испытывать аномальной жарой, а зима – аномальными холодами. На протяжении нескольких дней во многих регионах температура опустилась до минус 40 градусов.

 Вот краткие сведения о последствиях аномальных холодов  за прошедшую неделю.

- под Томском спасли замерзавших в «Газели» учителей

- в Башкирии из-за морозов в больницу попали 155 человек.

- на Дону бойцы МЧС спасли 100 замерзавших водителей

- южные штаты Америки тонут в сугробах и мерзнут при минус 12.

- мерзнут Москва, Поволжье, Сибирь, Дальний Восток и даже юг страны.  Из–за морозов закрывают школы и международные автобусные маршруты. Работали только экстренные службы.

 А знаете ли вы, как уберечь себя от аномальных холодов?

   Чтобы наслаждаться всеми прелестями настоящей русской зимы, необходимо помнить несколько советов, как защитить себя от морозов и последствий зимних холодов. Вспомним известное изречение сибиряков. Они говорят: «Сибиряк не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается».

 В сильные морозы нет ничего лучше, чем  шерстяные варежки, теплые валенки, пуховая шаль, меховая шуба и конечно же овечий тулуп, который воистину спасал наших кучеров, ямщиков в суровые русские зимы..

 Напоминаю, в сильные морозы лучше отказаться от ношения ювелирных изделий, чтобы исключить контакт с холодным металлом.

На ногах должны быть теплые  валенки.                        (ПЕСНЯ «ВАЛЕНКИ» )

 Хочется  сказать несколько теплых слов о валенках.

Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то, в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно.  В первой половине XIX века  их могли себе позволить довольно зажиточные люди.

Валенки стали менее популярны в последние десятилетия, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Очень хотелось бы, чтобы такая необычная, полезная и удобная обувь вновь стала любимой и уважаемой и была оценена в должной мере, так же, как ею восхищаются за границей.

  А современный человек рационален, должен выдержать стремительный темп жизни и любит комфорт.  На помощь ему приходят ученые, придумав термобелье, которое  является незаменимым помощником для повседневной носки в холодное время года.

Питание.

В сильные морозы питание должно быть особым.

 Включите в свой рацион больше различных супов на мясном бульоне,  пейте чай из имбиря с медом или лимоном.

. А вот на счет водки существуют различные мифы. Давайте разоблачим его. После 2-3 рюмок человеку действительно становится тепло.  Это объясняется тем, что алкоголь расширяет сосуды, но очень  скоро действие алкоголя идет на спад и сосуды резко  начинают сжиматься,    кровообращение  замедляется и мы мерзнем.  Ну  а мы с вами разогреемся физминуткой. Все дружно встали.  Начинаем разминку.

Анимированная физминутка .  На фоне музыки

Дидактическая игра.

 Я буду говорить слова, если вы услышите слово, подходящее к теме нашего разговора, громко произносите слово «ГОП!» и хозяин года –лошадь – будет вами доволен.

 Поехали . бабочка, книга, компьютер, снежинка, телефон, вьюга, строчка, запятая, стужа, беседа, любовь, валенки, тулуп, сверчок, городок, снеговик, кошка, школа, утюг, иней, холодильник, Новый год, мороз, синица, сугроб.

 Молодцы! А сейчас будем отгадывать ребус.

         

 Холода холодами, главное, чтобы рядом были близкие, чтобы от них шла душевная теплота, как говорится, главнее всего  - погода в доме.

 Здоровья вам, счастья и процветания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к зиме. «Невидимые нити в зимнем лесу» (занятие-экскурсия)

В гости к зиме. «Невидимые нити в зимнем лесу»(занятие-экскурсия)...

Конспект НОД по реализации образовательной области "Коммуникация" для детей с ОНР "В гостях у Зимы"

Конспект логопедического занятия по развитию слухоречевой памяти у детей с ТНР в старшей логопедической группе....

Конспект НОД с использованием инновационных педагогических технологий "В гостях у Зимы: Снеговик"

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы...

Технологическая карта урока "В гости к зиме".

Урок объяснения новых знаний, формирования умений и навыков....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ИГРА – КВЕСТ «В ГОСТЯХ У ЗИМЫ»

Задачи:  - обобщить знания детей по лексическим темам «Зима», «Дикие и домашние животные»;  - способствовать развитию связной речи, формировать умение правильно ...

Новогодний сценарий "В гостях у Зимы или кто украл Снегурочку"

Новогодний сценарий для старшего дошкольного возраста....