Разработка «Использование поддерживающих технологий в организации профилактической деятельности образовательных учреждений»
методическая разработка (9 класс) на тему

Разработка классного часа (2 место в муниципальном заочном конкурсе педагогического мастерства классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Малобичинская СОШ»

Разработка

«Использование поддерживающих технологий в организации профилактической деятельности образовательных учреждений»

Учитель

Швецова Ирина Сергеевна

Малая Бича – 2013 г

Введение

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления разнообразными формами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. Перед педагогом встает вопрос об их выборе.

На наш взгляд, формы коллективной творческой деятельности являются наиболее эффективными, если педагог овладел методикой их разработки и проведения. Такие формы способствуют развитию отношений между участниками воспитательного процесса, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъектную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируя у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.

Учащимся дается описание какой-либо ситуации и действующих в ней лиц, объясняются правила игры. Ученик выбирает роль и старается вести себя так, как его персонаж вел бы себя в заданной ситуации. Очень важно, чтобы участники после окончания игры как можно скорее «возвратились» в реальную жизнь.

Цели: выработка у подростков негативного отношения к вредным привычкам, воспитание и развитие личности и формирование детского коллектива;, содействие в становлении ЗОЖ.

Задачи: социализация ребёнка посредством его самореализации в выполнении различных ролей в микрогруппе и коллективе в целом; выработка умения противостоять давлению среды в приобщении к вредным привычкам.

Формы и методы работы: ролевая игра, беседа, диспут,

Функции:

-   обучающая функция заключается в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения;

-   развивающая функция заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.

ПАМЯТКА: Технология подготовки и проведения мероприятия:

этапы

задачи

деятельность учащихся

деятельность учителя

1 Подготовка

Определение темы. Уточнение цели, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию.

Обсуждают задание.

Мотивирует, объясняет цели, наблюдает. Учитель рядом с учеником.

2 Планирование

Анализ проблемы, определение источников. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов работы. Распределение ролей в группе.

Формируют задачи, уточняют информацию, выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе, синтезе (по просьбе), наблюдает. Учитель дальше от учеников.

3 Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение и выбор оптимального варианта выполнения . Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.

Наблюдает и консультирует.

Далеко от ученика.

4 Выполнение

Репетиции и съёмка фильма по сценарию.

Вживаются в роль, репетируют, вносят свои предложения и ведут съёмку.

Учитель не вмешивается. Советует (по просьбе)

5 Оценивание и обсуждение работы

Обоснование оценки. Объяснение и обсуждение полученного результата, дискуссия по теме ролевой игры. Оценка.

Обсуждают сюжет съёмки все участники группы, ведут дискуссию по разыгранной ситуации. Все учащиеся оценивают работу.

Учитель рядом.

Начинает беседу.

Участвует в обсуждении и оценке работы.

6 Анализ

Анализ результатов работы, удачи / неудачи, мнения по разыгранной ситуации. Впечатления о своих персонажах и о выполнении работы в целом. Анализ достижения цели.

Участвуют в коллективной самооценке и самоанализе (рефлексия)

Наблюдает и направляет.

I этап - подготовительный:

  1. Разработка сценария ролевой игры, раздача ролей.
  2. Предложение идеи заснять по сценарию ролик для просмотра его на классном часе с обсуждением.
  3. Беседа и дискуссия: мои чувства и отношение к выбранной роли, анализ ситуации.

Рекомендации по подготовке:

  1. Распределить роли: сказочник, маленькое «нет», маленькое «да», толстая женщина, мужчина
  2. Определить цели каждой роли и подготовительной группы.

Сценарий ролевой игры

Большое и маленькое «Нет»
(по мотивам сказки Гизелы Браун)

Маленькое «нет» сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое. Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: «Могу я сесть рядом с тобой?» Маленькое «нет» тихо шепчет: «Нет. Мне было бы лучше побыть одному». Большая толстая женщина даже не услышала его и села на скамейку.

Тут подходит мальчишка и спрашивает: «Могу ли я получить твою шоколадку?» Маленькое «нет» опять тихо шепчет: «Нет, я бы охотно съел ее сам». Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького «нет» шоколадку и начал есть.

Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое «нет» в парке, и сказал: «Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Только очень маленький. Хочешь быть крутым? Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись? Я помогу тебе в этом». Маленькое «нет» в третий раз прошептало: «Нет, я не хочу твоей помощи». Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому «нет» и взял его за руку, говоря при этом: «Я сделаю из тебя мужчину, ты будешь ходить с высоко поднятой головой, глупыш. Будешь курить дорогие сигары, веселить свою душу прекрасным вином. Оно придаст тебе смелости, поверь».Маленькое «нет» стало пытаться высвободить свою руку. А мужчина всё вещал слащавым голоском: «Я научу не бояться тебя уколов, более того, ты сам будешь их ставить себе и другим. Никто не посмеет сесть на твоё место на скамью, никто не заберёт у тебя шоколадку, тебя будут бояться и уважать». Маленькое «нет» сделало нерешительный шаг к мужчине, перестало одёргивать руку и пошло с незнакомцем. Но тут вдруг рядом со скамьёй что-то зашевелилось и приподнялось. Это оказалось маленьким «да» в серых рваных одеждах, грязное, с потухшим взором. Рядом валялся шприц и окурки от сигарет. Маленькое «да» прошептало: «Посмотри на меня. Я раньше тоже был маленьким «нет», хотел вырасти большим «НЕТ», мечтал о счастливом будущем до встречи с твоим собеседником. Поверил ему, не смог возразить. Я так и не вырос, превратившись в маленькое «да». Теперь я умираю»

Тут, наконец, маленькое «нет» встрепенулось. Оно встало, вытянулось в высоту и во весь голос закричало: «НЕ-Е-ЕТ!» и еще раз: « НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу стать маленьким «да». Я хочу вырасти, хочу быть весёлым, хочу, чтобы меня любили, а не боялись. Я не хочу умирать, а хочу жить. Сейчас же оставьте меня в покое!»

Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза: «Почему же ты так не сказал сразу?» - и пошли дальше своей дорогой.

А кто сейчас сидит на скамейке? Нет, не маленькое «нет», а большое «НЕТ». Оно большое, сильное и громкое и оно думает: «Стало быть так. Если всегда тихо и нерешительно говорить «нет», люди этого не услышат. Нужно громко и отчетливо говорить «НЕТ».Нужно чётко выражать свою позицию и ни у кого не идти на поводу».
Так маленькое
«нет» стало  большим «НЕТ».

IIэтап – классный час «Умей сказать «НЕТ»

Учитель:

        Учитель. Здравствуйте! Это слово обычно люди говорят при встрече, желая друг другу здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого.

        Один из показателей здоровья – продолжительность жизни человека. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия.

Каждому из вас предстоит выбор своего жизненного пути, каждому придётся выбрать личные приоритеты, поставить перед собой цели и выбрать пути их достижения.

Давайте представим себя на месте героя нашей сказки, которую мы общими усилиями создали и подумаем: сможет ли каждый из вас стать большим «НЕТ»?

Просмотр видеоролика.

Учитель: Вот такая сказка. Итак, какими последствиями чревато не уметь вовремя сказать «нет»? Учащиеся высказывают своё мнение

Учитель:

Расскажите, что вы чувствовали, вживаясь в свои роли?

Учащиеся делятся впечатлениями.

Вопросы, которые задаются после выхода из ролей: вам досталась та роль, которую вы бы хотели получить? Чем вас устроила роль? Чем не устроила? Что бы вы хотели изменить в вашей ситуации (ноты, кота, ведра, колосья, синиц…)?

Учитель:

К тебе подходит незнакомый человек и предлагает понюхать какую-то жидкость и попробовать на вкус. Как ты ответишь? По дороге домой после кружка старшеклассники предлагают тебе какие-то приятно пахнущие таблетки. Как ты поступишь?

Учитель:

Давайте поиграем. Представьте себе, что в классе есть ученик, который не желает петь. Но мы сговорились заставить его петь. (Учащимся раздаются карточки с фразами. «Спой! У тебя голос лучше, чем у Пугачёвой! Спой! Мне так нравится твоё пение. Если споёшь, я дам тебе деньги. Если не споёшь, я не буду с тобой общаться».

Обратите внимание, каким способом заставляют ученика петь и как происходит отказ. На доске появляется запись: Способы давления: лесть, угроза, обещание награды, дружеское давление, авторитет.

Учитель:

А теперь предложите некоторые формы отказа.

Учащиеся:

Нет! (объяснение причины). Нет! (предложение чего-то другого). Не буду! Не хочу! Уйти в сторону. Сделать вид, что не услышал.

Учитель:

Точно так же можно предлагать заставлять делать другие вещи.

Сейчас поучимся применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях. Каждая группа получает карточки, в которых описаны ситуации.

Ученикам необходимо разыграть сценки, самим придумать формы отказа.

Учитель:

Тебе предлагают покурить, но ты знаешь, как это вредно, и отвечаешь отказом. Каким образом ты это сделаешь?

К тебе подходит незнакомый человек и предлагает понюхать какую-то жидкость и попробовать на вкус. Как ты ответишь?

По дороге домой после кружка старшеклассники предлагают тебе какие-то приятно пахнущие таблетки. Как ты поступишь?

Читает учащийся:

- Как страшно жить в кромешной тьме!

- Свой путь ты правильно найди.

- Брось сигарету, брось иглу!

- Нет, не позволим, не дадим!

- Пороки злые победим.

- Мы молоды, сильны, красивы

- И вправе сами выбирать

- В здоровье долго жить счастливо,

- Спасенье планеты в наших руках!!!

Заключительное слово учителя: ребята, давайте не будем рабами вредных привычек! Полюбим себя и скажем вредным привычкам «Нет!» Наш совет: «Никогда не курить! Никогда не пить! Никогда не пробовать наркотики»

Список литературы

1. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. – М.: Лада, ЭТРОЛ, 2005. – 192 с.

2. Игры – обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 2004. -382 с.

3. Люшер Макс. Сигналы личности, ролевые игры и их мотивы. Воронеж, НПО МОДЭК, 1995. 176 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.openclass.ru
  2. vsk-upravlenie.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешнеэкономические отношения физкультурно-спортивных организаций. Экономические отношения образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями

Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, дейст...

Организация PR-деятельности образовательного учреждения во внешней среде

Этот буклет можно использовать как раздаточный материал во время прведения семинаров, конференций по данному вопросу...

Доклад к педсовету"Роль ученического самоуправления в организации социально – значимой деятельности образовательного учреждения"

Социально-значимая деятельность образовательной организации  - это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменен...

Использование в организации внеурочной деятельности образовательных возможностей учреждений дополнительного образования

В статье рассказывается об  опыте сотрудничества школы № 89 Калининского района  Санкт- Петербурга с учреждениями дополнительного образования по организации внеурочной деятельности обучающих...

Возможности интерактивного образовательного пространства для организации воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования

Ахтямова Е. В.методист, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Росси...

Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность.

Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений по вопросам повышения качества образования через урочную и внеурочную деятельность....

Методическая разработка "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики"

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Роль учителя -  стать координатором информационного потока. Проведение уроков с использо...