Конспект внеклассного мероприятия по профориентации «Дорога в будущее» для 11 класса
классный час (11 класс) на тему

Анреянова Марина Владимировна

 

Предлагается конспект внеклассного мероприятия по профориентационной работе в 10-11 классах.

Этот материал будет полезен классным руководителям 9-11 классов. Конспект включает обобщенный материал по профориентационной работе в форме практического занятия.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_klassnogo_chasa_doroga_v_budushchee.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Андреянова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Михайловки»

Описание: предлагается конспект внеклассного мероприятия по профориентационной работе в 10-11 классах.

Этот материал будет полезен классным руководителям 9-11 классов.  Конспект включает обобщенный материал по профориентационной работе в форме практического занятия.

Конспект внеклассного мероприятия по профориентации «Дорога в будущее»

Цель:

-формировать информационную основу выбора профессии;

- создать условия для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной позиции при выборе профессии;

-оказать помощь в профессиональном самоопределении, скорректировав профессиональные предпочтения обучающихся;

-помочь избежать ошибок в выборе профессии;

-познакомить с профессиями, которые являются перспективными в современном обществе;

-объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии;

Оформление класса:

- стилизованные изображения профессий

-на доске написана тема классного часа, изображение маршрутного указателя

Оборудование:

компьютер,

мультимедийный проектор

таблицы для работы на занятии

цветная бумага

 1.Актуализация темы. 

(Часть доски, на которой развешаны объявления о предоставлении работы)

Выходят ученик и ученица

        Ученик: Привет, Лера! Что по объявлению работу ищешь?

Ученица:  Да вот читаю объявления и думаю, какую профессию выбрать.

Ученик: Будущую профессию не по рекламе искать нужно, а сердцем ее чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Ты вообще-то кем хочешь стать?

Ученица: Я? Ну…. Может быть, директором, а может, экономистом. Нет лучше дизайнером!

Ученик: А почему ты решила выбрать такие профессии?

Ученица: Престижно, модно. Приходишь куда–нибудь, подаешь визитку, а в ней написано: «Известный дизайнер Рогачева Валерия».

Ученик (передразнивает): Известный дизайнер Рогачева.

 А что знаешь об этой профессии?

Ученица: Вот поступлю учиться, тогда узнаю.

Ученик: А я  хочу быть программистом. И не потому что это модно или денежно. А потому, что мне нравится работать на компьютере. И я уже сегодня много что умею. Я покупаю книги о компьютерах, выписываю журналы. Я хочу быть профессионалом в этой области

Ученица: Ты серьезно?

Ученик: Вполне!  И тебе советую выбирать профессию, так чтобы она тебя тоже выбрала.

Ученица: Ты думаешь, у меня получится?

Ученик: Если чего – то очень сильно хочешь, то непременно получится

  1. Вступительное слово учителя.

    А знаете ли вы, сколько в мире профессий?

       В мире существует более 50 тыс. профессий.  В российский «Единый тарифно-квалификационный справочник» включено 7000 профессий и специальностей.   Как же найти ту единственную, которая была бы по душе, приносила удовольствие и давала возможность жить благополучно в материальном плане.

Проблема выбора профессии очень серьезная.

Именно об этом мы сегодня и поговорим. Тема классного часа «Дорога в будущее».

Скоро вам придется сделать в своей жизни очень серьезный выбор: выбрать профессию.  

        Этот выбор в ранней юности – один из важнейших.

        Как показало тестирование, большинство из вас уже   готовы к выбору профессии, но ни один из вас не продемонстрировал высокую степень этой готовности. Значит, наш классный час будет очень актуальным и полезным!

Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Так вот чтобы потом многие годы каждое утро вам хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... Продолжите фразу.  («...задуматься о будущем», «...выбрать работу по душе», «...найти свое место в жизни»).

Эти слова вы уже неоднократно слышали и от мамы с папой, и от учителей. Слышали так часто, что они успели вам надоесть и вызывают реакцию отторжения.  Но признайтесь: ведь вы бунтуете всего лишь против нашей надоедливости, возможно – занудности, а сами, конечно, понимаете их правоту  и неотвратимость выбора.

Выбор  профессии  часто определяет в дальнейшем  весь жизненный  путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

        Сегодня каждый из вас попробует разобраться в самом себе, выяснив, какой вид профессиональной деятельности подходит именно ему.

         В ходе сегодняшней деятельности вы должны будете

  - соотнести ваши прогнозы на овладение профессией с вашими реальными возможностями

- адекватно оценить свои способности и возможности

  1. Беседа. На вопрос «Кем ты будешь?»  дает уверенный ответ каждый умеющий разговаривать детсадовец. И только молодые люди вашего возраста считают этот вопрос наитруднейшим.

 Есть  только два способа выбора профессии.

1 вар

Полилог.

Мы их наблюдали в сценке в начале классного часа.

Какие пути выбора профессии  представили в сценке ваши товарищи?

2 вар

Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что  будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют  десятки тысяч профессий.

          А возможен и другой путь. Это тот путь, по которому мы идем рядом с вами.

  • Вы должны  узнать, изучить самого себя, всё то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы.
  • Мы вместе знакомимся с миром профессий, узнаем, какие требования предъявляет профессия к человеку.
  • И только после этого вы соотносите профессиональные требования  со своими личностными особенностями. Только тогда вы сможете очертить круг профессий, которые условно можно назвать «моими».

И это станет началом пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному комфорту, благополучию в будущем.

Обращение  к гостям: А каким путем Вы пришли в профессию?

(ответы гостей)

  1. Согласно наши исследованиям, большинство из вас уже определилось с выбором вашей будущей профессии, поэтому я прошу вас записать свой предварительный выбор в наш своеобразный «путевой лист».

Раздаются листы для практической работы с просьбой их подписать и заполнить строку «ваше профессиональное предпочтение»

-Какие факторы влияют на выбор будущей профессии?  Чем нужно руководствоваться при выборе профессии? (Ответы учащихся кратко конспектирует ведущий)

Учитель подводит итоги беседы, опираясь на понятие               «Восьмиугольник Климова»

Социологи выделяют следующие основные факторы, влияющие на выбор профессии старшеклассниками: способности (склонности), мнение родителей учителей, друзей, мода (престиж) и будущая заработная плата. Согласны ли вы с мнением специалистов?

 Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами: 

 «Хочу» - желания, интересы, склонности личности,

 «Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления.

«Надо» - потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.

Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения.

«Полигон профессиональных предпочтений».

Анализирует профессиональные предпочтения учащихся по результатам теста Йоваши.

  1. Работа над составляющими правильного выбора профессии. 

Давайте подробнее остановимся на каждой из составляющих правильного выбора профессии.

 Итак, первая составляющая  «Хочу» (желания, интересы, склонности).  Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности, которые  зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас - технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам.

Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому - программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов.

Идеальное совпадение способностей и интересов - это и есть призвание.

Что вы сами можете сказать о своих желаниях, интересах и склонностях?   Запишите их в таблицу в столбик под  именем  «Хочу».

Упражнение «Выбор».

Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного,  на первое время…

Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того, чтобы выжить.

Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы можете их заработать, но у вас неоконченное образование.

Какими будут ваши действия?

По результатам упражнения вывод: вы умеете ставить ближайшие цели и составлять алгоритм поведения в соответствие с ними. Запишите в графу «Могу» итог:  «могу ставить ближайшие цели».

Поставить перспективную цель и составить алгоритм поведения в соответствии с ней значительно сложнее. Оцените свою готовность к столь сложной деятельности и запишите свой результат в столбик «Могу». Там для вас есть заготовка. Вам надо дописать свою оценку  «могу» или «не могу».

Вторая  составляющая  «Могу» (уровень ваших знаний, наличие способностей к данному виду деятельности, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения) Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

Оцените в графе каждый предложенный критерий «+», если считаете что данная характеристика характерна для вас, или «-», если, данный признак явно «не ваш».

Эмоционально-физкультурная разминка

Гороскоп и профессия.

На протяжении многих веков предпринимались попытки найти связь между особенностями личности и знаком Зодиака, под которым родился человек. Астрологи даже составили таблицу, связывающую знак Зодиака с определенными профессиями. Хотели бы вы узнать, какой вид деятельности предписан вам в соответствии с вашим  знаком Зодиака.  

Итак, третья составляющая «Надо» - потребности рынка труда.  На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специалистами, как «юрист», «экономист». Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете  ли вы, закончив вуз или ссуз, найти работу по специальности. Выбирая профессию, нужно думать  о том, сможете ли вы трудоустроиться в будущем.

На своих занятиях мы говорили о рейтинге профессий в будущем. Вспомните, какие профессии будут востребованы в будущем.

        (Учащиеся предлагают свой вариант рейтинга).

Спасибо! Мы тоже побеспокоились и, поработав в сети, подготовили вам обобщенную информацию. Посмотрите.

Информация по новым профессиям

 А через 10 лет очень востребованными будут …

  1. Инженерные специальности (возрастет спрос на инженерные кадры, способные управлять производством и обслуживать более совершенную технику)
  2. Разработчики компьютерного обеспечения (возрастет спрос на профессиональных программистов, поскольку еще актуальней станет проблема хранения данных)
  3. Маркетинг и продажи (возрастет спрос на специалистов по  продаже и маркетингу, станет  очень востребованной профессия «продавец»
  4. Профессии, связанные с сервисом
  5. Эколог (начнет повышаться спрос эту профессию, так как все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды)
  6. Медицинские  специальности (медсестра, врач)
  7. Рабочие  профессии: слесарь, электрогазосварщик, электромонтер

Давайте отвлечемся от будущего и вернемся к своему черновику Личного профессионального пути. В графе «надо» выставьте сами рейтинговое место выбранной вами профессии, с позиции востребованности на рынке труда. Обведите кружочком выбранный вами балл. Сколько баллов вы выставили своей профессии? Почему?

Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. И здесь главное не растеряться и сделать правильный выбор, соответствующий вашим интересам, возможностям и требованиям, которые предъявляет данная профессия к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это путь к успеху.

-Я знаю, что некоторые из вас уже наметили свои профессиональные ориентиры. И мне хотелось бы, чтобы эти ребята рассказали о том, кем они хотят стать. И пусть их рассказы побудут для тех, кто еще всерьез не задумывался об этом, стимулом к профессиональному определению.  

(показываются презентации учащихся 11 класса о выбранных профессиях с кратким рассказом)

Для подведения итога нам необходимо завершить нашу работу с таблицей. Последним штришком станет самооценка реальности, адекватности ваших прогнозов будущей профессии и своих способностей и возможностей овладения ею.

Для этого вы, подумав, нарисуете смайлики. Если вы считаете. Что ваш выбор адекватен, выберите желтые заготовки, если сомневаетесь – зеленые, если поняли ошибочность своего выбора – красные. На своих смайликах нарисуйте соответствующую мимику.

 

 Заключительное слово учителя. Рефлексия.

-«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ) 

Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства… Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.

Давайте вспомним цель классного часа и подведем итоги нашей встречи

 (цель -соотнести ваши прогнозы на овладение профессией с вашими реальными возможностями

- адекватно оценить свои способности и возможности

-Узнали ли вы сегодня о себе что-то новое?  

Если «да», то это хорошо, хотя лучше было бы если бы вы «познакомились» с собой чуть раньше….

Если нет, то – великолепно! – вы уверены в себе, и зная себя настолько хорошо, сделаете минимальное количество ошибок по своей тропинке к выбранной профессии.

-Поможет ли наш сегодняшний разговор в вашем профессиональном самоопределении? Кто знает!

 Надеюсь, что то, что мы говорили актуально для вас и  хотя бы немного вам в жизни пригодится.

Классный час заканчивается изготовлением оригами «кораблик», соответствующего цвету смайлика, выбранного учащимся. Кораблики прикрепляются на доску («океан профессий») произвольно.

Мне хотелось бы, чтобы,  уходя из класса, вы поняли, что

  1. судьба не случайность, а предмет нашего собственного выбора;
  2. чтобы вы поняли: самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;
  3. что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.
  4.  что счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 9 класса по теме "Чтение"

Мероприятие на английском языке проводится в форме игры "Детектив Шоу". Повышению интереса к  изучению иностранного языка способствует использование ИКТ-презентации к данному мероприятию....

Конспект внеклассного мероприятия по информатике «Турнир знатоков» (7-8 классы)

Игра проводится между командами 7-8 классов. В каждой команде по 5-7 человек. В игре задействованы помощники из учеников обоих классов, зрители. Ведущий – учитель....

Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 9 классов по теме «Говорение» в форме урока – экскурсии "Around London" (составлен Гаджиевой Р.А., учителем англ. языка)

Способствует повышению интереса к  изучению иностранного языка с использованием ИКТ- презентации к данному мероприятию....

Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 9 классов по теме «Говорение» в форме урока – экскурсии "Around London" (составлен Гаджиевой Р.А., учителем англ. языка)

Способствует повышению интереса к  изучению иностранного языка с использованием ИКТ- презентации к данному мероприятию....

Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Русского языка» (6 класс)

Подбору материала для уроков русского языка в коррекционной школе уделяется особое внимание. Данная конкурсная программа представлена различными сбалансированными заданиями, в которых проявляются спос...

Конспект внеклассного мероприятия по профориентации «Профессии» для учащихся 9 классов

Конспект внеклассного мероприятия по профориентации «Профессии» для учащихся 9 классов...

Конспект внеклассного мероприятия по профориентации

Формирование у будущих выпускников осознанного подхода к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и требований современного рынка труда....