статья "Организация внеурочной деятельности краеведчского направления в 5 классе"
статья (5 класс) на тему

Толстикова Ирина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstikova.rar24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности «Юный краевед» в 5 классе: опыт, проблемы и перспективы.

                                       

 Толстикова Ирина Николаевна-  учитель истории, обществознания, краеведения ГБОУ СОШ с.Новая Кармала   м. р. Кошкинский 

                                      ira.tin1971@yandex.ru.


         
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Обновление коснулось и внеурочной деятельности. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, воспитание подрастающего поколения. Воспитание в школе по новым стандартам «должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей»[1].  

         У учащихся до ведения курса краеведения в ГБОУ СОШ с. Новая Кармала был проведен опрос «Нужно ли изучать историю родного края в школе и для чего?» Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся (86%) высказались за необходимость изучения истории края. Мотивируя это тем, что изучение исторического краеведения способствует углублению исторических знаний (44%), повышению интереса к истории края (74%), воспитанию патриотизма (70%), формированию чувства ответственности за судьбу своего края и страны (46%), желание участвовать в жизни области (35%).

  Результаты анкетирования учащихся Y-XI классов

ГБОУ Новокармалинской СОШ от 20 апреля 2012 года.

В опросе участвовало всего 56 учащихся Y-ХI классов.

Нужно ли изучать историю Самарского края в школе?

Нет

Да

Кол-во

%

Количество

%

8

14

48

86

Вопрос

Кол-во

%

Изучение истории родного края способствует

(из перечисленных выбери 3 наиболее важных варианта на твой взгляд):

- углублению исторических знаний

21

44

- повышению интереса к истории края

36

74

 - знанию исторических личностей края

15

31

- воспитанию любви к родному краю

34

70

- формированию чувства ответственности за судьбу своего края, страны

22

46

- желанию участвовать в жизни области

17

35

           

              Краеведение на современном этапе определяется как «характер освоения прошлого, так и способ переустройства будущего» и это «приоритетные задачи школьной истории образования вообще».[2]               Изучив методические рекомендации внеурочной деятельности, опыт работы учителей, у меня не было ясной картины, как будет реализована на практике внеурочная деятельность в 5 классе  по программе «Юный краевед». При переходе на новые стандарты столкнулась со многими проблемами. Одной из самых важных является:

1) планирование и организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС (если для начальных классов в большом объеме и программы и методические рекомендации по организации внеурочной деятельности, то для основной школы нет практически ничего, кроме отдельных программ. Программа «Юный краевед» предусматривает изучение два года в 5-6 классах, а в 7 классе - самостоятельная дисциплина- история самарского края. Все программы являются авторскими и соответствуют требованиям ФГОС. При составлении программы были учтены следующие особенности. Внеурочная деятельность должна быть связана с активной деятельностью каждого воспитанника- много занятий с связана подвижными играми из истории наших предков, инсценированные обрядов и т.д., творческое проявление личности- рисунки, плакаты,  систематизация знаний – ведение папки «я узнал и научился»);

2) синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС (по методическому конструктору Григорьева и Степанова внеурочная деятельность должна «оформить целостную воспитательную систему»[3], в программе возможность проведение занятий с другими видами внеурочной деятельности);

3) недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (согласно требованиям СанПин   библиотечный фонд   нужно расширять;  каждый кабинет необходимо подключить к локальной  сети и сети интернет; хотелось бы оснащенности электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана. Не следует ждать мгновенного решения проблем, связанных с материально-техническим обеспечением, а надо действовать в соответствии с достигнутыми профессиональными качествами, педагогическими амбициями («я умею», «я могу») в интересах детей.

4) сложности в организации внеурочной деятельности. Учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде,  как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия. Родители, ограждая своих чад от перегрузки,  под любым предлогом оставляли их дома. Высказывания родителей: «Больше времени уделить математике и чтению…».  А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»;  «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе». Поэтому надо продолжать работу с родителями, приглашать на занятия, проводить совместные прогулки на природу, музей и т.д.

5) психологическая проблема, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением (если один-два раза провела занятия по новым требованиям и видишь, как реагируют дети, как блестят глаза, когда дети с неохотой уходят с занятий, понимаешь насколько это важно на современном этапе).

      Проблем много и они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. В сельской местности, где нет музыкальной школы, спортивной школы введение внеурочной деятельности- это лучик солнца, это возможность проявить себя, понять на что способен. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

     В заключение хочется привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».


[1] Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М., 2010 с.4-5

[2] Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. М., 1994 С.10.

[3] Григорьев Д.В., Степанов П.В. Указ.соч. С. 218


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов общекультурного направления «Декоративное творчество»

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овл...

Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности общекультурного направления «Культурный калейдоскоп» для обучающихся 2 класса реализации СФГОС НОО , вариант В (глухие дети).

Я, Тулякова Марина Альбертовна, первая квалификационная категория, работаю воспитателем группы продленного дня в КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...

рабочая программа внеурочной деятельности экономического направления 5 класс

программа разработана в соответствии с требованиями, предьявляемые в внеурочным занятиям, в помощь к урокам обществознания...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» Направление: общеинтеллектуальное направление

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана ...

Общеразвивающая программа внеурочной деятельности общекультурного направления (художественной направленности) "РАДУГА КРАСОК"

      Программа «Радуга - красок» предназначена  для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интерес к художественной деятельности и направлен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...