Программа по профориентации "Выбор профессии"
рабочая программа по теме

Программа предназначена для работы с учащимися старших классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по профориентации «Выбор профессии».

Пояснительная записка.

Введение. Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Программа по профориентации «Выбери свое будущее» рассчитана на 2011 – 2015 г.г. Программа определяет основные пути развития формирования у подростков профессионального самоопределения.

 

Актуальность проблемы. Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников образовательных учреждений общего образования.

Одна из таких проблем – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников, с другой.

Спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.

Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает.

Кроме того, ряд проведенных исследований среди учащихся 8-11 классов (Приложение 1) вскрыл ряд проблем, которые планируется решить с помощью мероприятий программы.

 

Нормативное обеспечение программы.

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

 

Цель: формирование у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуацией в городе.

 

Задачи.

- научить постановке дальних и ближних профессиональных целей, помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей, осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;

- помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;

- формировать у учащихся и выпускников школы мотивационной основы для получения начального и среднего профессионального образования и выбора ими рабочих профессий;

-  повышать информированность учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров на предприятиях Магнитогорска.

 

Принципы. Данная программа опирается на принципы:

• принцип сознательности в выборе профессии;

• принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;

• принцип активности: человек сам активно выбирает профессию;

• принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.

Этап

Период обучения

Задачи этапа

Направления работы на этапе

1-й - пассивно-поисковый этап, или этап первичных профессиональных выборов ребенка

1-7-й класс

·         актуализация и развитие интересов, склонностей и способностей школьников;

·         создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности;

·         формирование потребности школьников в профессиональном самоопределении.

·         Вовлечение школьников в деятельность кружков и секций дополнительного образования, факультативов в школе.

·         Вовлечение учащихся в предметные олимпиады и творческие конкурсы

·         Вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность.

·         Проведение встреч с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда.

2-й - активно-поисковый этап профориентации

 

8-9-й класс

·         помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи самоопределения;

·         помочь подросткам самоопределиться в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями;

·         психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса) для получения ими полного среднего образования.

 

·         Вовлечение школьников в деятельность кружков и секций дополнительного образования, факультативов в школе.

·         Информационно-просветительская работа на классных часах в 8-9-х классах.

·         Система воспитательных мероприятий по профориентации.

·         Трудовая деятельность в каникулярное время.

3-й - этап профессионального самоопределения,  которое осуществляется после окончания подростком основной школы

 

10-11-й класс.

·         воспитывать готовность выпускников школы к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда;

·         способствовать профессиональному самоопределению выпускников.

 

·         Информационно-просветительская работа на классных часах в 10-11-х классах.

·         Профориентационная диагностика и консультирование.

 

 

Участники программы.

·         учащиеся;

·         классные руководители;

·         школьный психолог;

·         социальный педагог;

·         родители.

 

Этапы работы по реализации программы.

 

Ожидаемые результаты реализации Программы.

- создание системы профессиональной ориентации в школе;

- изменение отношения учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;

-  повысить мотивацию учащихся к труду;

- оказать адресную помощь учащимся  в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

 

План мероприятий по реализации программы.

Мероприятия

 

Сроки

Ответственные

1.

Презентация «образовательной карты» города

Ежегодно Октябрь

Классные руководители

2.

Проведение экскурсий в учебные учреждения

По графику УО

Зам. директора по ВР

Кл.руководители

4.

Экскурсии на «Ярмарку профессий»

Ежегодно сентябрь

Зам. директора по ВР

5.

Экскурсии на «Дни открытых дверей» в учебные заведения города

Ежегодно

Зам. директора по ВР

6.

Экскурсия на День открытых дверей во дворец спорта

Ежегодно

Зам. директора по ВР

7.

Экскурсии на предприятия города

По планам классных руководителей

Классные руководители

8.

Ознакомление учащихся с информацией о ситуации на рынке труда

Февраль - март

Кл.руководители

Учитель технологии

9.

Проведение тематических классных часов

Ежегодно

Март

Кл.руководители

10

Выпуск стенгазеты

«100 профессий для меня»

1 раз в год

Педагог-организатор

11

Проведение родительских собраний, консультаций по результатам тестирования школьников

Ежегодно Ноябрь, апрель

Кл.руководители

12

Составление карты предварительного трудоустройства

Январь, май

Кл.руководители

13

Проведение консультационного совещания для педагогов «Развитие профессионального интереса школьников на уроках и во внеклассной работе»

11.2012

Зам.директора по.

Зам.директора по ВР

14

Семинар для учителей начальных классов «Особенности  профориентационной работы с учащимися начальных классов»

04.2012

Зам.директора по ВР

15

Организация элективных курсов по выбору учащихся.

Ежегодно

Сентябрь, май

Администрация, учителя – предметники

16

Организация работы школьных кружков и секций

Ежегодно

Сентябрь

Администрация

17

Вовлечение школьников в городские кружки, клубы, спортивные секции

Постоянно в течение учебного года

Кл.руководители

18

Участие в предметных конкурсах и олимпиадах.

В течение года

Учителя – предметники

19

Проведение предметных недель

По плану работы школы

Зам.директора по УВР

20

Городская акция «Чистый город».

Ежегодно

Апрель

Зам.директора по ВР

21

Участие в городском фестивале школьных СМИ «Зоркое сердце».

Ежегодно ноябрь

Зам.директора по ВР

22

Выпуск школьной газеты

Ежемесячно

23

Консультирование родителей по вопросам профориентации

Ежегодно

Классные руководители 9-11 классов, психолог, социальный  педагог

24

Тестирование учащихся 9 -11 классов

Ежегодно

Психолог школы

25

Субботники по уборке кабинетов и школьного двора

В течение года

Кл.руководители

26

Участие в городской выставке – конкурсе лучших работ с уроков технологии «Мастер  и Мастерица».

Ежегодно

Учителя технологии

27

Организация работы НОУ

Участие в конференции «Мыслители, искатели XXIвека»

Сентябрь

Февраль

Администрация

Руководители НОУ

28

Организация трудовой бригады

Май

Зам.директора по ВР

29

Организация внеурочной занятости детей «группы риска»

Сентябрь

май

Соц. педагог

Кл. руководители

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"

Юридическое образование – это огромный и  интересный  мир, таящий  поистине безграничные возможности  в области формирования  карьеры.Юридические  специальности  вес...

программа курса по профессии "Оператор ЭВМ"

Программа соответствует ФГОС по профессии "Оператор ЭВМ", имеет рецензию. В нашей школе применяся с 9-11 класса с вручением свидетельства о присвоении профессии....

программа "Шаг в профессию"

профориентационная программа расчитана на учащихся коррекционной школы 8 вида (7-9 класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 «АВТОМЕХАНИК»

Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка  Рабочаей программы была сделана с учетом изменений.. Содерж...

Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»

Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...

Конкурсная программа «В мире профессий».

расширение знаний о мире профессий; воспитание уважительного отношения к труду....