Круглый стол "Защитник Отечества-профессия или призвание?"
методическая разработка (10 класс) на тему

Ларина Елена Владимировна

Круглый стол: обсуждение кинофильма «Офицеры» 1971 года.

Цель: формирование гражданского самосознания, чувства любви к Родине, патриотизма, воспитание уважения к традициям военнослужащих, к Российской Армии; формирование положительной  нравственной оценки таких  качеств как порядочность, честь, благородство, верность долгу; побуждение к саморазвитию, самосовершенствованию, желанию следовать достойным примерам для подражания.

Задачи:

1. Расширить представления подростков о профессии военнослужащего.

2.Познакомить с историческими событиями времён Гражданской и Великой Отечественной войны на примере эпизодов из кинофильма «Офицеры» и по воспоминаниям современников, переживших годы Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда.

3.На примере кинофильма «Офицеры» обсудить вечные проблемы дружбы, любви, офицерской чести и благородства.

4.Углубить представление о  традициях Звёздного, военного городка.

Структура методической разработки:

1.     Вступительное слово.

2.     Блок 1 обсуждения. Семейная тема: династия военнослужащих.

3.     Блок 2 обсуждения. Боевые товарищи.

4.     Блок 3 обсуждения. Офицерские жёны.

5.     Блок 4 обсуждения. Женщины и война.

6.     Блок 5 обсуждения. Защитник Отечества: верность долгу, офицерской чести.

7.     Обмен мнениями. Защитник Отечества в наше время.

8.     Подведение итогов круглого стола.

9.     Вручение сертификатов участникам круглого стола. Вручение цветов ветерану Великой Отечественной войны, жительнице Блокадного Ленинграда, ветеранам РВСН.

 

Варианты использования методической разработки в процессе обучения: опыт проведения внеклассного мероприятия в форме круглого стола можно использовать на уроках истории, обществознания, литературы в средних общеобразовательных школах, на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитанию в начальных и средних общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного образования.

Результат работы: участников круглого стола до глубины души затронули вопросы, поставленные создателями фильма, поступило предложение провести серию круглых столов, связанных с традициями Звёздного (День памяти участников локальных войн и конфликтов, День ракетных войск и артиллерии, День РВСН, День памяти воинов-интернационалистов, День Защитника Отечества, День Победы).

Алгоритм просмотра представленных материалов:

1.     Чтение сценария.

2.     Просмотр Приложений 1,3: Буклет, видеоматериал эпизодов из кинофильма «Офицеры».

3.     Просмотр Приложения 2: презентация, которая сопровождает слова ведущей и процесс обсуждения.

4.     Музыкальное сопровождение: песня из кинофильма «Офицеры» (Приложение 3)

5.     Просмотр видеоматериала: сборка эпизодов круглого стола (предоставлена телеканалом ЗАТО КТВ) (Приложение 4.)

 

Использованные источники:

1.     Использованная литература:

1. Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах/под ред.Г.Н. Сибирцевой.-Ростов –на-Дону/Д:Феникс,2004.-320с.(Серия «Сердце отдаю детям)

2. Великородная В.А.Жиренко О.Е.,Кумицкая Т.М.Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию:5-11 классы. -М.:ВАКО,2006.-224 с.(Педагогика.Психология.Управление)

3. Классные часы:9 класс)/автор сост. А.В. Давыдова.–М.:ВАКО,2012.-272 с.-(Учебный год)

2.     Интернет-ресурс:

1.ivi.ru Смотри Онлайн Офицеры.

2. ru/Wikipedia.org Понятие «круглый стол».

3. www.kadroman.ru Информация о проведении круглого стола. Рекомендации при проведении круглых столов.

4. www.kipro.org Что такое круглый стол? Как организовать круглый стол?Как изложить материал «круглого стола»?

5.www. kino-teatr/ru Об актёрах, сыгравших главные, второстепенные и эпизодические роли в фильме «Офицеры»

6. www. кinopoisk/ru История создания фильма «Офицеры»

7. gorod.tomsk/ru Фронтовики, создавшие фильм  «Офицеры». Об авторах сценария фильма «Офицеры».

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                         

Цель: формирование гражданского самосознания, чувства любви к Родине, патриотизма, воспитание уважения к традициям военнослужащих, к Российской Армии; формирование положительной  нравственной оценки таких  качеств как порядочность, честь, благородство, верность долгу; побуждение к саморазвитию, самосовершенствованию, желанию следовать достойным примерам для подражания.

Задачи:

  1. Расширить представления подростков о профессии военнослужащего.
  2. Познакомить с историческими событиями времён Гражданской и Великой Отечественной войны на примере эпизодов из кинофильма «Офицеры» и по воспоминаниям современников, переживших годы Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда.
  3. На примере кинофильма «Офицеры» обсудить вечные проблемы дружбы, любви, офицерской чести и благородства.
  4. Углубить представление о  традициях Звёздного, военного городка.

Форма проведения: круглый стол.

Подготовительная работа:

-  просмотр кинофильма «Офицеры»;

- приглашение участников круглого стола: ветерана Великой Отечественной войны и ветеранов РВСН, жительницы Блокадного Ленинграда, депутатов Думы ЗАТО Звёздный, депутатов Молодёжного парламента при Думе ЗАТО Звёздный, обучающихся старших классов МБОУ СОШ ЗАТО Звёздный;

- изготовление буклетов для участников и зрителей Круглого стола; (Приложение 1.)

- подготовка презентации по теме Круглого стола; (Приложение 2.)

- подготовка видеоматериала (кадры из кинофильма «Офицеры»). (Приложение 3)

- приглашение телевидения с целью освещения мероприятия в «Телевестнике Звёздного» на канале ЗАТО КТВ.

Оформление: выставка частных коллекций «Сделано в СССР».

Техническое сопровождение: ноутбук, экран, проектор, видеокамера.

План проведения.

1.Вступительное слово.

2. Темы для обсуждения:

- Семейная тема: династия военнослужащих.

- Боевые товарищи.

- Офицерские жёны.

- Женщины и война.

- Защитник Отечества: верность долгу, офицерской чести.

3. Обмен мнениями.

4. Подведение итогов Круглого стола.

5. Заключительное слово.

6. Вручение сертификатов участникам Круглого стола, вручение цветов ветеранам.

Ход Круглого стола.

Ведущая:

     Здравствуйте, уважаемые участники и  гости Круглого стола «Защитник Отечества - профессия или призвание?». Сегодня,   накануне Дня защитника Отечества, мы снова возвращаемся к вопросам важным и актуальным во все времена: офицерский долг служения Отечеству, честь, благородство, уважение традиций военнослужащих.

     Круглый стол приурочен к выставке частных коллекций «Сделано в СССР». Советская эпоха - это период противоречивый с точки зрения истории, потому что для одних людей – это была  целая жизнь, связанная с надеждами на будущее своих детей и внуков, для других это был период трудный, когда за неверно сказанное слово можно было получить десять лет забвения по политическим соображениям. Отношение к Советской эпохе сегодня, конечно же, неоднозначное. Но для людей старшего поколения -  это жизнь, перечеркнуть которую нельзя. О советской эпохе мы, молодое поколение,  узнаём из книг, из воспоминаний современников и, конечно же, из фильмов. Одним из запоминающихся фильмов, отражающих жизнь людей советской эпохи,  стал фильм «Офицеры», который вышел на экраны в 1971 году. Наш Круглый стол мы посвящаем этому фильму, который до сих пор не сходит с экранов нашей страны, до сих пор этот фильм пользуется большой популярностью. Тема Круглого стола «Защитник Отечества -  профессия или призвание?»

     И сегодня на Круглый стол мы пригласили представителей  старшего и молодого поколения.

 Представление участников Круглого стола:

Соловьёва Анна Григорьевна, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 Жингель Надежда Фёдоровна, житель блокадного Ленинграда

Пермяков Владимир Иванович, депутат Думы ЗАТО Звёздный, офицер запаса РВСН

Волобуев Валерий Аркадьевич, офицер в отставке РВСН

Красильников Юрий Германович, офицер запаса РВСН, житель Звёздного

Знобищев Евгений, депутат МП ЗАТО Звёздный, студент

Афанасьев Валерий, депутат МП ЗАТО Звёздный, ученик 11 «А» класса МБОУ СОШ ЗАТО Звёздный

Изотов Кирилл, ученик 11 «Б» класса МБОУ СОШ ЗАТО Звёздный

Соловьёв Тимур,  ученик 11 «Б» класса МБОУ СОШ ЗАТО Звёздный

Челпанова Александра, ученица 10 «А» класса МБОУ СОШ ЗАТО Звёздный

Степаненко Максим,  ученик 10 «А» класса МБОУ СОШ ЗАТО Звёздный

Непогодин Николай, ученик 6 «А» класса МБОУ СОШ ЗАТО Звёздный

Ведущая: 

Действие этого фильма охватывает довольно большой период - с двадцатых по 70-е годы. В центре внимания авторов фильма жизнь всего одной семьи - Алексея Трофимова, в первых кадрах фильма юного курсанта, а в конце - убеленного сединами генерала, жены его Любаши, их сына Георгия и, наконец, внука Ивана. Но фильм нельзя назвать просто семейной хроникой. Помимо принадлежности к одной семье, у героев есть еще одна особенность, роднящая их друг с другом. Все они военнослужащие. И военнослужащие не просто по необходимости, по стечению обстоятельств, но и по призванию, которому они верны до конца и которое, как эстафету, передают своим детям и внукам.

Приложение 3. Посмотрим эпизод из фильма( папка «Военная династия»: эпизоды «Сын», «Встреча отца и сына»).

Выносится тема для обсуждения: Военная династия.

  1. Почему герои фильма выбрали профессию военнослужащего?
  2. Почему Вы выбрали профессию военнослужащих? (Вопрос участникам круглого стола - военнослужащим)

Сегодня у нас за круглым столом присутствуют ребята, которые решили связать свою профессию с военной службой.

  1. Как вы считаете, важна ли эта профессия в наше мирное время?

Традиции - это правила, взгляды, вкусы, обычаи, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются длительное время. Военная династия- династия Трофимовых в фильме «Офицеры»- это семья, в которой чтят традиции военнослужащих.

  1.  Как вы относитесь к семейным традициям, хотели бы, чтобы ваши дети или внуки связали свою жизнь с профессией военнослужащих?

Приложение 3. Просмотр эпизодов из фильма (папка «Боевые товарищи»: эпизоды «Знакомство Вараввы и Трофимова», «Встреча двух генералов»).

  Выносится тема для обсуждения  «Боевые товарищи».

  Ведущая:

   Боевые товарищи -  это не просто друзья, таких людей можно назвать братьями. Жизнь и перекрёстные моменты судьбы двух товарищей - Алексея Трофимова и Ивана Вараввы - тянуться на протяжении многих лет. В 20-е годы  они вместе служили на пограничной заставе, бились с басмачами. Там они, будучи ещё молодыми, на всю жизнь запомнили наказ своего командира: «Есть такая профессия - родину защищать». Потом Испания, Великая Отечественная война и мирные дни. Давние друзья снова встречаются, уже став генералами...

   

  1. Что такое настоящая дружба?
  2. Встречаетесь ли  вы со своими сослуживцами?
  3. Что связывает героев фильма? Можно ли их дружбу назвать настоящей и почему?

    Героев фильма связывает не только дружба, но и любовь, любовь к одной женщине Любаше Трофимовой. Только для одного героя она - жена, а для другого - жена друга.

 Приложение 3. Посмотрим эпизод фильма (папка «Офицерские жёны»: эпизод «Прощание», «Быт», «Встреча в мирное время»).

Выносится тема для обсуждения «Офицерские жёны».

  1. Какими качествами должна обладать жена офицера?
  2. Как вы считаете, трудная ли жизнь была у героини фильма, Любы Трофимовой?
  3. Смогла ли она реализовать себя как женщина?

Посмотрим эпизод из фильма: папка «Женщины и война», эпизод «Внук  в младенчестве».

      Многие члены съёмочной группы сами прошли через войну. В сцене, когда после возвращения Алексея из Испании жена видит у него след от ранения на спине, это ранение настоящее – Георгий Юматов был ранен во время Великой Отечественной войны.

              

Слово предоставляется Соловьёвой Анне Григорьевне, участнице Великой Отечественной войны.

    Анна Григорьевна рассказала о трудностях военного времени, как тяжело было терять боевых товарищей, как тяжело было выжить в этой страшной войне. Было и предательство, была и любовь, была и поддержка со стороны командиров и однополчан. Война - это боль, война – это горе. Самым страшным на войне было попасть в плен. А самой дорогой наградой жизнь. Четыре  года (с 1941 по 1945 год) войны: Анна Григорьевна обеспечивала связь, служила в пехоте.

   В 2013 году Анне Григорьевне исполняется 90 лет.

              Выносится для обсуждения тема «Женщины и война».

  1. Как вы относитесь к поступку Маши, которая оставив сына, грудного младенца, бабушке, Любе Трофимовой, отправилась на фронт?
  2. Женщины и война - эти понятия несовместимы. Вы с этим согласны?
  3. Что было самым страшным для женщины на войне?

Ведущая:

    История малыша, сыгравшего роль Ванечки Трофимова в младенчестве: на бессловесную, но важную роль Ванечки, внука Трофимовых, в нескольких эпизодах требовался очень юный артист - годовалый ребенок. В конце концов, было решено искать его в домах малютки, где воспитывались дети-отказники. Нашли 11-месячного малыша Володю Селиванова, мальчика с судьбой, позаимствованной как будто из романа Дюма. Отец поставил вопрос ребром: или я, или ребенок, и она выбрала мужа. Это не помогло — молодая «семья» вскоре распалась. Впрочем, мать все равно не спешила за сыном в детдом, но вмешался случай. Она попала на сеанс «Офицеров» и узнала сына в юном актере. Лишь тогда сердце непутевой родительницы дрогнуло, и после полутора лет в детском доме Володя обрел настоящую семью. Вот так фильм «Офицеры» помог обрести мальчику маму.

Слово предоставляется Жингель Надежде Фёдоровне, жительнице Блокадного Ленинграда.

    Надежда Фёдоровна рассказала о тяжёлом времени Блокады, в которой потеряла отца, всех своих родственников и выжила с братом только благодаря маме. Что такое цена хлеба, наверное, сейчас не понять молодым людям. Как тяжело видеть смерть, не только родных и близких. Надежна Фёдоровна с достоинством в память о том тяжёлом для всей страны времени носит дорогую награду «Житель Блокадного Ленинграда». А Звёздный ей стал таким же родным и близким, как и Ленинград, где прошло её трудное детство.

Ведущая:

И в завершение нашей беседы хотелось провести слова Василия Ланового:

«Эта картина странной судьбы. Вначале мы относились к ней как к рядовой работе. И ошиблись. Режиссер и оператор сумели найти ассоциативный ряд, не оставляющий равнодушным ни одно поколение зрителей. Прошло 35 лет, а картина не сходит с телеэкранов, ее смотрят снова и снова, не переставая восхищаться. Я думаю, секрет в том, что каждый находит в ней что-то для себя лично. И юные, и пожилые, и романтики, и реалисты. Там какая-то загадка есть, чудо какое-то. У меня бывали гораздо более сложные роли, но они проходили, а Иван Варрава остался. В нем соединились честь, мужество, доблесть, отвага и рыцарское благородство».

Выносится  для обсуждения тема «Защитник Отечества: верность долгу, офицерской чести».

  1. Какими качества должен обладать офицер?
  2. Как вы понимаете понятие «офицерская честь»?
  3. Служение Отечеству – это долг? А в мирное для страны время?
  4. Какими качествами,по- вашему, должен обладать офицер в наше время?

Приложение 3. Звучит песня из кинофильма «Офицеры» (папка «Песня»).

Подведение итогов.

1.Чем сегодня вас затронул фильм «Офицеры»?

2. Какие ценности мы считаем вечными, независимо от того, в какое время мы живём?

3. Как вы считаете, нужно ли проводить такие встречи, как сегодня?

Ведущая: 

     Герои фильма «Офицеры» покорили нас своим благородством, искренностью, надёжностью. И в то же время этот фильм заставил задуматься всех присутствующих  над вопросами актуальными и в наше время. Каковы истоки традиций военнослужащих? Как молодое поколение относится к профессии военнослужащих сегодня? Бывают ли в школьной жизни случаи, когда требуется проявить свою порядочность, защитить свою честь? Этот фильм учит состраданию, человечности, воспитывает дух товарищества и взаимопомощи. Мы будем чтить традиции военнослужащих, традиции военного городка Звёздный.

Вручение сертификатов участникам круглого стола, вручение цветов ветеранам.

Мы завершаем работу круглого стола.

Спасибо всем участникам и гостям круглого стола!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации и жизнедеятельности плоских, круглых червей. Их роль в природе и жизни человека»

Проект  по теме«Особенности организации и жизнедеятельности плоских, круглых червей. Их роль в природе и жизни человека» направлен на  формирование навыков проектной деятельности ...

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...

Круглый стол "Международный день памяти жертв фашизма"

Организация и проведение данного круглого стола даёт возможность учащимся познакомиться с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов, произошедших в годы В...

Урок математики в 5 классе (специальной (коррекционной) школы VIII вида) по теме "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд"

Данный урок относится к теме: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Раздел «Внетабличное умножение и деление». Тип урока – урок закрепл...

Конспект урока по математике для 5 класса по теме: «Деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число»

Конспект урока по математике для 5 класса по теме:«Деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число»Составил учитель: Мартынова В.В.Цель урока: Повторение и закрепление у...