статья "Одарённые дети: выявление и поддержка"
статья на тему

Ткаченко Виктория Александровна

Статья о выявлении и поддержке одарённыхдетей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennyedokument_microsoft_office_word.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

В.А.Ткаченко, учитель русского языка и литературы,

                                                                                       МОУ СОШ №27, г.Шахты , Ростовская область    

Одарённый ребёнок: выявление и поддержка.

Гуманистический характер обучения предполагает  принятие личности и индивидуальности ребенка, защиту его права на самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. 

Эксперименты, проведенные во многих странах мира, показали, что сложнее всего изменить отношение педагога к одаренному ребенку. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому необходимо совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом.  Прежде всего, педагог должен обладать  гибкостью в поведении, эмоциональностью,  уметь вырабатывать оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций. В связи с этим, задачей учителя является:

  • увидеть способности у каждого учащегося,  благодаря которым у него появляется потребность в их реализации;
  • умело их развивать и применять на практике;

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренность может проявляться:

1.      как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;

2.      как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

3.      как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Виды одарённости:

  1. одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;
  2. интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);
  3. хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная  и музыкальная  одаренность;
  4. лидерская и аттрактивная одаренность;

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
                  Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

1.  дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2.  дети с высоким уровнем творческих способностей;

3.  дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности;

4.   дети, хорошо обучающиеся в школе;

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Портрет одаренного ребенка

1.       Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2.      Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3.      Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4.     Склонен к рискованным действиям.

5.      Обладает богатой фантазией, воображением.

6.       Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7.      Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8.      Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9.      Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10.  Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной  работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:

•        индивидуальный подход на уроках;

•        дополнительные  занятия  с  одаренными  учащимися;

•        участие в школьных и городских олимпиадах;

•        психологические консультации, тренинги, тестирование;

•        конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования:

•        посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

•        использование      современных    средств    информации;

•        создание детских портфолио.

Использованная литература:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  2. Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.  
  3. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одарённые дети: выявление, поддержка и воспитание.

Одарённые дети: кто они? Все ли дети являются одарёными?...

Выступление на тему: «Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей»

Выступление на тему:   «Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей» Е.В. Щербак  МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры...

Дипломная работа по теме"УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Дипломная работа содержит 85 страниц печатного текста, 36 использованных источников. Ключевые понятия: ОДАРЕННОСТЬ, АКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, ЯВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ, СКР...

Методическая разработка "Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей"

В РАЗРАБОТКЕ ОПИСЫВАЕТСЯ СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ.Необходимо решить следующие задачи:1. Создать систему целенаправленного выявления одаренных и талантливых детей.2. Со...

Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...