Экологическое воспитание младших школьников.
статья по теме

Сиридюк Мария Олеговна

Стаья на тему:"Особенности экологического сознания в младшем школьном возрасте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности экологического сознания в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования у детей основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, так как в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием у него эмоционально- чувственного способа освоения окружающего мира, активно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте у учащихся в сознании происходит первоначальное формирование наглядно- образной картины мира и нравственно - экологической позиции личности, которая определяет устойчивое отношение ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обеспечивает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком извне [22].

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе и своему здоровью.

Экологическое сознание младших школьников - это интегрированный общекультурный показатель предметного обучения, результат качественной учебно-воспитательной работы образовательного учреждения, по следующим направлениям:

  • общекультурные – экологическая культура как компонент общей культуры;
  • учебно-познавательные – получение экологических знаний из окружающей действительности и реализации экологических проектов, владение методами экологических исследований;
  • информационные – отбор информации для принятия решений в экологических ситуациях и т.д. [13]

Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трёх условно выделенных “ступенях роста” данного возрастного периода.

Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнения предложенных учителем правил поведения; обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней [10].

Показатели сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы:

  • ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо;
  • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчеств (рассказ, рисунок и т.п.);
  • старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.;
  • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям;
  • пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде  [4].

Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры второклассник связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:

  • интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;
  • участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
  • общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
  • выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом [4].

На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

О показателях сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям:

  • соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
  • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
  • ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
  • доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней [4].

 Способы формирования экологического сознания у детей.

В начальной школе происходит формирование различных знаний и отношений, которые вносят существенный вклад в экологическое образование младшего школьника.

К широко используемым методам проведения учебных экскурсий, практических и лабораторных работ в начальной школе можно отнести методы, формирующие экологическое сознание, способствующие экологической поступочной деятельности в бережном отношении к природе, вызывающие любовь к ней, желание любоваться и наслаждаться ее красотами; знать на доступном уровне законы развития природы, чувствовать себя малой, но неотъемлемой частью огромного, целостного мира природы.

Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем всех образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой [6].

В программе экологического воспитания во внеурочной деятельности  можно выделить следующие направления работы:

  • Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
  • Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
  • Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)
  • Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты) [23].

Работа по данным направлениям может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы, например в рамках экологического кружка. На занятиях используются следующие формы работы:

  • Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);
  • Экскурсии в природу;
  • Беседы, доклады, сообщения;
  • Выпуски стенгазет,
  • Экологические игры;
  • Праздники;
  • Исследовательские проекты [3].

Внеурочная деятельность осуществляется методами продуктивного обучения, позволяющими познавать закономерности окружающего мира природы, создавать при этом образовательную продукцию, организовывать образовательный процесс на творческом, эвристическом, исследовательском, экспериментальном уровнях, что обеспечивает развивающий характер образования и содействует формированию экологического сознания и нравственно-этической поступочной деятельности школьников.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

Наблюдение используется как источник знаний ученика, информация добывается из реальной жизни, из природного материала. Ученик получает собственный результат, включающий: информационный результат наблюдений, собственный способ наблюдений, комплекс личных действий и ощущений, сопровождающих наблюдение. Учитель учит методике наблюдений, обобщений, умению делать выводы. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Успех метода наблюдения в значительной степени определяется четкой постановкой задачи, допускается дробление задачи на более мелкие, доступные для восприятия и понимания младшего школьника. Для успешного наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к предстоящим наблюдениям, знакомство с теоретическим материалом, относящимся к объектам предстоящего наблюдения, используется уже имеющийся опыт и знания школьников и широко привлекаются произведения классического мирового искусства (произведения писателей, художников, композиторов) [13].

Очень важна при использовании данного метода рефлексия ученика, необходима самостоятельная формулировка целей и задач предстоящего наблюдения, их анализ (Зачем мы это явление изучаем? Что мы должны получить?) и словесное оформление результатов, содержащее отношение школьника к полученным выводам, оценка их объективности и личного отношения к изучаемому объекту природы.

Задача педагога начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения [22].

Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений, выпусков тематических стенных газет.

Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.

Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий  [12].

Для сохранения результатов учебной и практической деятельности учащихся используются:

  • Презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);
  • Творческие работы (графические, живописные, литературные) в форме накопительных папок;
  • В форме номеров газет, выполненных ребятами.

В газете обычно отражаются сезонные наблюдения детей в природе, мероприятия по охране природы, жизнь родного края. Газета может быть посвящена какой-то юбилейной дате, например, юбилеям путешественников, натуралистов, специальные выпуски, посвященные экскурсиям, походам, тематическим вечерам.

Очень хорошо пользоваться при формировании экологического сознания методом проектов. Проекты могут быть индивидуальными или выполняться малыми группами (2–5 чел.) По срокам исполнения могут быть краткосрочными (выполняются в течение какого-то этапа урока или рассчитаны на один урок, среднесрочные или долгосрочные – выполняются в течении более длительного времени [11].

Например, во 2 классе метод проектов, возможно реализовать на занятиях во внеурочной деятельности по темам: «Дикорастущие и культурные растения», «Дикие и домашние животные Челябинской области». Предлагаются следующие темы проектов: «Растения в моем доме», «Животные в моем доме». Учащиеся выбирают 1 тему по выбору, исходя из интересов, увлечений и жизненных потребностей. Проект может выполняться либо индивидуально, либо малыми группами от 2–4 человек. Проект среднесрочный. Темы проекта сообщаются ученикам заранее, учитель объясняет цели и задачи проекта, этапы его выполнения. Данные проекты предусматривают самостоятельную работу учащихся дома. Все шаги по реализации проекта контролируются преподавателем (консультации, беседы) результатом проекта является доклад или сообщение, представленное на занятии по данной теме.

Таким образом, теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Список литературы

  1. Абдуллаев, З. Экологическое отношение и экологическое сознание  // Филосовские науки. — 1991. –  N2. – С. 186-190.
  2. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа. — 1999. —  №1.
  3. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. —  2003. —  № 9. —  С. 16-17.
  4. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. —2004. — № 2. —  С. 32-33.
  5. Бобылева, Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. Сб. науч. Тр. — Владимир, 2000. —  С. 77-83.
  6. Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Л.Д. Бобылева // Биология в школе. — 2000. — №3. —  С. 57-59.
  7. Бурова Л.И. Система изучения природы детьми младшего школьного возраста. —  М.:  Астрель-пресс, 2007.
  8. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы // Начальная школа. — 2002.—  № 4. — С. 20-24.
  9. Дерябо, С.В. Экологическая педагогика и психология. / С.В.Дерябо, В.А. Ясвин. —  Ростов - на-Дону: Издательство «Феникс», 2006.
  10. Егоренков Л. В. Каким должно быть школьное экологическое образование и воспитание //Народное образование. – 2000. —  №7.
  11. Зверев И.Д. Экология в начальном образовании. — М.: Просвещение, 2009.
  12. Купров, В.Д. Экологическое образование младших школьников  // Начальная школа. —  2000. —  № 7. —  С. 85.
  13. Кучер, Т.В. Экологическое воспитание учащихся / Т.В. Кучер.- М.: Просвещение, 2000. — 318 с.
  14. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический справочник / под ред. А.М. Гилярова. — М.: Мир, 2005.
  15. Образовательная система «Школа 2100».Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2001.
  16. Парахонский А.П. Экологическое сознание – основа взаимодействия человека и биосферы // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 12 – С. 51-53
  17. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями // Начальная школа.—  1998. — №6.
  18. Плешаков А.А. Зеленый дом. Пособие для учителя. —  М.: Просвещение, 2004.
  19. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник, раб. тетрадь для 1, 2, 3, 4 классов. —  М.: Просвещение,  2004.
  20. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. пособие. —  М.: Изд. Центр «Академия», 2000.
  21. Сулейманова Ф.А., Стрижова Е.В. Экологическая тропа осенней экскурсии. // Начальная школа. — 2003.—  №9.
  22. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. — М.: Просвещение, 2000.
  23. Тарасова Т. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе // Начальная школа. —  2000. — № 10. — С. 61.
  24. Утков П.Ю. Из опыта экологического обучения младших школьников // Начальная школа. –2001. —№ 4. — С. 96.
  25. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: Игры и проекты. / Худ. В.Х.Янаев, В.Н.Куров. —  Ярославль: «Академия развития», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство экологического воспитания младших школьников

доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...

Реферат "Экологическое воспитание младших школьников"

Экологическое воспитание школьников...

Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников

Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников. Статья....

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Основной  целью моей работы с  обучающимися по экологическому воспитанию  является   формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологи...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»Методическая разработка экологической игры...

Программа по экологическому воспитанию младших школьников

Цели программы:● углубление экологических знаний детей-инвалидов по зрению;● развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;● воспитание гуманного отношения к природе;● чувства отве...